logo
Бухгалтерский учет

6.4. Формы бухгалтерского учета

Строение учетных регистров, их взаимосвязь и способы отражения в них хозяйственных операций определяются формой бухгалтерского учета.

Форма бухгалтерского учета – это совокупность учетных регистров и последовательность записей в них.

Правильный выбор формы бухгалтерского учета является одним из необходимых условий эффективной организации бухгалтерского учета у хозяйствующего субъекта.

В настоящее время организации самостоятельно выбирают форму бухгалтерского учета, основываясь на утвержденных Министерством финансов РФ или используя собственные разработки.

Основными формами бухгалтерского учета являются:

Основным учетным регистром при мемориально-ордерной форме бухгалтерского учета является мемориальный ордер, который содержит указание отразить операцию на соответствующих счетах бухгалтерского учета. На каждый первичный документ выписывается отдельная справка (мемориальный ордер), к которой прикрепляются все относящиеся к данной проводке документы. В мемориальном ордере указывается номер, краткое содержание операции, проводка (дебет и кредит счетов) и сумма. В течение месяца большинство операций группируется в накопительных ведомостях, а затем, в конце месяца по ним составляются мемориальные ордера. Составленные мемориальные ордера записываются в регистрационный журнал, а затем в Главную книгу. В Главной книге для каждого синтетического счета отводятся отдельные страницы, где указываются итоговые суммы оборотов за месяц по дебету и кредиту счета в корреспонденции с другими счетами. На основе Главной книги составляется баланс. Таким образом, будет следующей (рис. 7).

П ервичный накопительная мемориальный главная баланс

документ ведомость ордер книга

Рис. 7. Последовательность записей при мемориально-ордерной форме учета последовательность записей при мемориально-ордерной форме учета

Журнально-ордерная форма учета основана на использовании журналов-ордеров. Эта форма учета широко была распространена на предприятиях с ручной организацией труда в бухгалтерии в связи с большими контрольными и аналитическими возможностями. В журнально-ордерной форме учета применяются два вида бухгалтерских регистров – накопительные ведомости и журналы-ордера. Журналы-ордера построены по шахматному принципу. Записи в них производятся по мере поступления первичных документов, либо сразу за месяц на основе сводных документов. В основу построения журналов-ордеров положен кредитовый признак (т.е. ведутся только по кредиту счетов). Итоговые данные журналов-ордеров в конце отчетного периода переносятся в Главную книгу, где раскрываются только дебетовые обороты по счету в корреспонденции с другими счетами, а кредитовый оборот по счету указывается одной суммой. В Главной книге указывается вступительное сальдо, обороты за месяц и сальдо на конец отчетного периода. На основе Главной книги составляется баланс. При этой форме учета журнал регистрации хозяйственных операций не ведется.

Пример. Записать операции за 5.01.2000г. в журнал-ордер:

  1. Выдана из кассы заработная плата работникам предприятия – 6000 руб.

  2. Выдан из кассы аванс подотчетному лицу на приобретение канцтоваров – 2000 руб.

  3. Сданы на расчетный счет денежные средства в сумме 1 000 руб.

Журнал-ордер №1 по кредиту счета 50 «Касса»

Дата

В дебет счетов

Итого по кредиту

70

71

51

5.01

6 000

2 000

1 000

9 000

Итого

Схема обработки информации при журнально-ордерной форме учета представлена на рис. 8.

Накопительные ведомости

первичные

д окументы

журналы-ордера Главная книга баланс

Рис. 8. Схема обработки информации при журнально-ордерной форме учета

Форма «журнал-главная» предполагает использование совмещенного регистра синтетического и аналитического учета. один из ее вариантов - упрощенная форма бухгалтерского учета, которая была разработана для предприятий сферы малого бизнеса. В настоящее время в России имеется множество малых предприятий с простым процессом производства. Министерство Финансов РФ утвердило типовые рекомендации по ведению бухгалтерского учета, отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, в соответствии с которыми малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета. Если малое предприятие имеет незначительное количество хозяйственных операций, оно может применять упрощенную форму бухгалтерского учета. Упрощенная форма бухгалтерского учета может быть организована в двух вариантах:

При простой форме бухгалтерского учета ведется книга учета хозяйственных операций (таблица 12), в которой совмещен синтетический и аналитический учет. Книга заводится на месяц, либо на год. Для учета расчетов по оплате труда малое предприятие ведет ведомость учета заработной платы ф. В-8. По окончании отчетного периода на основании книги учета хозяйственных операций составляется баланс.

Таблица 12

Книга учета хозяйственных операций книга учета хозяйственных операций (лист)

Дата и номер документа

Счет 10 «Материалы»

Счет 50 «Касса»

Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

и т.д.

Дт

Кт

Дт

Кт

Дт

Кт

Дт

Кт

Сальдо на 1.01.ХХ

10 000

5 000

1500

8.01.ХХ

Приходный ордер № 1

Расходный кассовый ордер № 1

и т.д.

25 000

5 000

5 000

25 000

и т.д.

Обороты за месяц

Сальдо на 31.01.ХХ

Схема простой формы бухгалтерского учета (журнал-главная) приведена на рис. 9.

Д окументы книга учета хозяйственных операций баланс

ведомость учета заработной платы

формы В-8

Рис. 9. Схема простой формы бухгалтерского учета (журнал-главная)

При использовании формы бухгалтерского учета с использованием регистров учета имущества малого предприятия ведется восемь ведомостей (формы от В-1 до В-8) и шахматная ведомость для обобщения данных (форма В-9):

Схема формы бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия представлена на рис. 10.

Первичные ведомости шахматная баланс

документы В-1 – В-8 ведомость

Рис. 10. Схема формы бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия

Автоматизированная форма бухгалтерского учета предполагает использование ЭВМ и специальных программ бухгалтерского учета. При этом учет может быть полностью или частично автоматизирован. При частичной автоматизации первичные документы выписываются от руки, а потом обрабатываются на ЭВМ. При полной автоматизации учетного процесса первичные документы составляются сразу в программе, и обрабатываются автоматически. За отчетный период машинные документы распечатываются на бумажных носителях и подшиваются в папки.