7.3. Организация бюджетирования
Внедрение бюджетирования требует от руководства предприятия немалых усилий и занимает довольно продолжительный период времени. На подготовительном этапе должен быть проведен анализ: организационной структуры предприятия, функций подразделений, информационных потоков, документооборота. Можно выделить следующие этапы при постановке бюджетирования на предприятии.
Определение финансовой структуры предприятия
На данном этапе составляется перечень видов хозяйственной деятельности, исследуется организационная структура управления предприятием, выделяются центры финансовой ответственности (ЦФО), центры финансового учета (ЦФУ), центры доходов (ЦД), центры возникновения затрат (ЦВЗ) и т. д.
Проблема выделения ЦФУ, ЦФО и других центров предприятия является очень важной при внедрении бюджетирования. От этого зависит эффективность бюджетного планирования.
Определение технологии бюджетирования
В ходе реализации этого этапа определяются виды и формы основных, операционных, вспомогательных бюджетов, разрабатывается последовательность составления различных бюджетов для ЦФО (ЦФУ, ЦД, ЦВЗ) и предприятия в целом, уточняются особенности консолидации бюджетов.
Определение форматов основных бюджетов
На данном этапе определяется основной набор статей доходов и расходов, притоков и оттоков денежных средств, активов и пассивов.
Структура бюджетного формата, конечно же, является индивидуальной для каждого предприятия, исходя из специфики деятельности. Но при этом можно выделить некоторые общие требования к форматам бюджетов:
• по содержанию бюджеты должны быть максимально приближены к международным стандартам финансового учета (с выделением переменных и постоянных затрат, маржинальной прибыли и т. д.);
• по структуре бюджеты должны быть максимально приближены к отечественным формам бухгалтерской отчетности (для повышения эффективности сбора и обработки необходимых данных и т. д.);
• в качестве отдельных статей затрат должны фигурировать те виды издержек, доля которых в объеме продаж составляет не менее 1%.
Определение бюджетного регламента
В ходе реализации этого этапа определяется бюджетный период, сроки предоставления бюджетной отчетности ЦФО (ЦФУ, ЦД, ЦВЗ и т. д.), порядок согласования, корректировки и консолидации бюджетов.
В бюджетировании важен также бюджетный период, т. е. период, на который составляются, корректируются бюджеты и за который осуществляется контроль их исполнения. Минимальный же бюджетный период представляет собой единицу измерения бюджетного периода (месяц, квартал, декада и т. д.). С учетом специфики предприятия или фирмы и характера хозяйственной конъюнктуры бюджетный период в РФ обычно вводится продолжительностью в 1 календарный год (12 месяцев) с поквартальной, помесячной пли подекадной разбивкой. За рубежом, где опыт применения бюджетирования и соответствующий инструментарий более развиты, бюджеты составляются на период от 1 года до 3 лет.
Организация бюджетного процесса
Этот шаг обусловлен определением круга участников бюджетного процесса и порядка их взаимодействия, распределением задач и функций между ними. Здесь же разрабатываются должностные инструкции, положение о бюджетировании и прочие организационно‑распорядительные документы.
Положение о бюджетировании включает следующие разделы:
• общие положения (определения и термины, цели бюджетирования в компании);
• значение системы финансового планирования в компании;
• описание видов и структуры используемых бюджетов, общих принципов бюджетирования;
• принятый бюджетный регламент;
• описание организации финансового планирования и бюджетирования;
• установленные целевые нормативы финансового плана, порядок распределения отчисления и прибыли.
Завершающим этапом при постановке бюджетирования на предприятии является автоматизация финансовых расчетов, которая предполагает как составление прогнозных расчетов, так и постановку финансового учета и контроля. Здесь очень важным является правильный выбор программного обеспечения автоматизации финансового планирования на предприятии, которое будет адаптировано к специфике организации.
- Глава 1 Особенности договора строительного подряда
- 1.1. Правовые основы договора строительного подряда
- 1.2. Функции договора строительного подряда
- 1.3. Формы осуществления строительства и особенности ценообразования
- Глава 2 Теоретические и методологические основы управленческого учета
- 2.1. Место учета в системе управления строительной организации
- 2.2. Сущность, понятия и проблемы управленческого учета
- 2.3. Отраслевые особенности строительства и их влияние на организацию управленческого учета
- 2.4. Теоретические основы управленческого учета в строительстве
- Глава 3 Производственный учет как основа управленческого учета
- 3.1. Методологические основы управленческого учета в строительстве
- 3.2. Затраты и их классификация
- Плановые годовые ставки косвенных затрат / плановый объем производства в машино‑часах.
- 3.3. Калькулирование себестоимости строительной продукции
- 3.4. Применение позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции в строительстве
- Глава 4 Управленческий учет – информационная база управления организацией
- 4.1. Формы организации управленческого учета
- 4.2. Показатели управленческого учета в строительстве
- 4.3. Принципы построения системы управленческого учета в строительстве
- Глава 5 Ценовая политика строительной организации
- 5.1. Сущность и цели ценовой политики
- 5.2. Методика ценообразования в строительстве
- 5.3. Направления ценовой политики строительной организации
- Глава 6 Основы финансовой политики строительной организации
- 6.1. Цели и задачи финансовой политики
- 6.2. Основные направления, элементы и методы финансовой политики
- 6.3. Система управления финансами строительной организации
- Глава 7 Бюджетирование как основа внутрифирменного планирования
- 7.1. Сущность и функции бюджетирования
- 7.2. Классификация бюджетов и методы их разработки
- 7.3. Организация бюджетирования
- Глава 8 Информационная система управленческого учета
- 8.1. Информация как основная цель управленческого учета
- 8.2. Информационное обеспечение принятия управленческих решений
- 8.3. Учет по центрам ответственности в строительстве
- Глава 9 Применение современных информационных технологий управленческого учета
- 9.1. Задачи, проблемы и практический опыт автоматизации системы внутреннего контроля
- 9.2. Принципы и методика автоматизации управленческого учета
- 9.3. Автоматизация управленческого учета строительной организации
- Литература