1.2. Функции договора строительного подряда
Особенности, свойственные договору строительного подряда, обусловливают его функциональную направленность. В качестве основных функций договора строительного подряда можно выделить такие как:
• фондосоздающая (табл. 3, 4);
• инвестиционная (табл. 5);
• социальная (табл. 8–12);
• стабилизирующая (табл. 6, 7).
Строительство удовлетворяет потребности хозяйствующих субъектов в обновлении их основных фондов. Этим объясняется резкое увеличение спроса на строительную продукцию в периоды роста экономики страны.
Таблица 3
Объемы финансовых ресурсов, вложенных в создание основных фондов хозяйствующих субъектов (в млрд р.)
Таблица 4
Ввод в действие основных средств в результате капитального строительства (в % к предыдущему году)
Таблица 5
Объемы инвестиций, связанных с капитальным строительством (в % к предыдущему году)
Таблица 6
Число действующих строительных организаций в России
Таблица 7
Среднегодовая численность работников строительных организаций
Таблица 8
Состояние жилищного фонда России
В соответствии с законодательством Российской Федерации инвестиционную деятельность в рамках договора строительного подряда могут осуществлять как физические лица, так и хозяйствующие субъекты, в том числе иностранные. Это позволяет развивать экономику строительной отрасли на основе негосударственных инвестиций, а также предоставляет заказчику выбор в подборе инвесторов при реализации строительных программ.
Социальная функция договора строительного подряда заключается в увеличении рабочих мест, связанных с выполнением строительных заказов, что позволяет снизить уровень незанятости трудоспособного населения страны. Общее число строительных организаций в России на 01.01.04 г. превысило 113 578, из них с численностью работников более 100 чел. – 108 880. Строительный комплекс страны обеспечивает более 3,8 млн рабочих мест со средней оплатой труда более 6 тыс. р.
Таблица 9
Ввод в действие учреждений образования
Таблица 10
Динамика объемов инвестиций, связанных с созданием объектов социально‑культурного назначения (в % к предыдущему году)
Таблица 11
Ввод в действие лечебных учреждений
Кроме того, жилищное строительство по договорам строительного подряда в значительной степени способствуют решению жилищного вопроса граждан. Данный вопрос в настоящее время имеет особую актуальность, вызванную фактическим состоянием жилищного фонда России (табл. 8).
Строительство объектов социально‑культурного назначения также в значительной мере способствует решению социальной проблемы граждан страны.
Таблица 12
Ввод в действие объектов по охране материнства и детства и социальной защите детей и взрослых
Таким образом, строительно‑инвестиционные программы имеют социально‑экономическую значимость. В Советском Союзе отдельные авторы даже считали уместным применение различных методик определения величины социально‑экономической эффективности капитальных вложений в различные сферы экономики. Так, Д. Г. Петров предлагал для измерения и анализа социально‑экономической эффективности капитальных вложений в объекты торговли сопоставлять товарооборот по нововведенным предприятиям с произведенными капитальными вложениями.3 Кроме того, профессор Т. С. Хачатуров разработал методику определения социально‑экономической эффективности капитальных вложений путем учета различных натуральных показателей, таких как сэкономленное гражданами время, обеспечение потребностей отдельных социальных групп и появление у них выбора альтернативных решений и др.4
Стабилизирующая функция договора строительного подряда обусловлена тем, что объекты законченного строительства служат длительное время, не требуя при этом значительных средств для поддержания их в состоянии, пригодном к использованию. Между тем, при изготовлении строительной продукции (выполнении работ) косвенно или непосредственно принимают участие более 70 отраслей экономики страны, которые обеспечивают строительство металлом и металлоконструкциями, цементом, пило– и лесоматериалами, строительными машинами, средствами транспорта, топливом, энергетическими ресурсами и т. д. Таким образом, строительство «поглощает» около 50% продукции промышленности стройматериалов, более 20% – металлопроката, 40% – пиломатериалов, более 10% – продукции машиностроения и т. д. (табл. 13, 14).
Таблица 13
Основные показатели организаций, выпускающих строительные материалы
Таблица 14
Производство основных строительных машин и механизмов
Нормативно‑правовая основа договора строительного подряда включает: федеральные законы, регулирующие данную деятельность; ГОСТы; подзаконные правовые акты; отраслевые указания, рекомендации, положения, приказы, инструкции; СНиПы и др. При этом основным документом, регулирующим договор строительного подряда на федеральном уровне, является ГК РФ (гл. 37 «Подряд»).
Как уже отмечалось, договор строительного подряда относится к наиболее сложным видам договоров с точки зрения широты охвата различных вопросов, возникающих при строительстве. В части регулирования договора строительного подряда ГК РФ содержит как обязательные, так и необязательные нормы (императивные и диспозитивные), т. е. используемые применительно к конкретным ситуациям, с помощью которых учитываются все особенности, предъявляемые заказчиком к конкретному объекту строительства. Содержание отдельного договора строительного подряда может зависеть от масштаба стройки, желаний сторон, состава субъектов договора и их юридической подготовки и т. д. Из этого можно сделать вывод, что нет формы договора строительного подряда «на все случаи» и практически всегда существует необходимость формирования структуры договора исходя из конкретных обстоятельств.
При любом составе субъектов строительства заказчик является основным. Данное утверждение основано на том, что именно он:
• определяет условия работы подрядных организаций;
• отвечает за разработку проектно‑сметной документации;
• предоставляет для строительства земельный участок (в тех случаях, когда заказчик одновременно является застройщиком);
• в некоторых случаях может являться потребителем законченного объекта строительства.
Кроме того, в лице «заказчика» выражается инвестиционная функция договора строительного подряда. В соответствии с выбранной им целью заказчик (застройщик) ставит задачи перед подрядной строительной организацией.
- Глава 1 Особенности договора строительного подряда
- 1.1. Правовые основы договора строительного подряда
- 1.2. Функции договора строительного подряда
- 1.3. Формы осуществления строительства и особенности ценообразования
- Глава 2 Теоретические и методологические основы управленческого учета
- 2.1. Место учета в системе управления строительной организации
- 2.2. Сущность, понятия и проблемы управленческого учета
- 2.3. Отраслевые особенности строительства и их влияние на организацию управленческого учета
- 2.4. Теоретические основы управленческого учета в строительстве
- Глава 3 Производственный учет как основа управленческого учета
- 3.1. Методологические основы управленческого учета в строительстве
- 3.2. Затраты и их классификация
- Плановые годовые ставки косвенных затрат / плановый объем производства в машино‑часах.
- 3.3. Калькулирование себестоимости строительной продукции
- 3.4. Применение позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции в строительстве
- Глава 4 Управленческий учет – информационная база управления организацией
- 4.1. Формы организации управленческого учета
- 4.2. Показатели управленческого учета в строительстве
- 4.3. Принципы построения системы управленческого учета в строительстве
- Глава 5 Ценовая политика строительной организации
- 5.1. Сущность и цели ценовой политики
- 5.2. Методика ценообразования в строительстве
- 5.3. Направления ценовой политики строительной организации
- Глава 6 Основы финансовой политики строительной организации
- 6.1. Цели и задачи финансовой политики
- 6.2. Основные направления, элементы и методы финансовой политики
- 6.3. Система управления финансами строительной организации
- Глава 7 Бюджетирование как основа внутрифирменного планирования
- 7.1. Сущность и функции бюджетирования
- 7.2. Классификация бюджетов и методы их разработки
- 7.3. Организация бюджетирования
- Глава 8 Информационная система управленческого учета
- 8.1. Информация как основная цель управленческого учета
- 8.2. Информационное обеспечение принятия управленческих решений
- 8.3. Учет по центрам ответственности в строительстве
- Глава 9 Применение современных информационных технологий управленческого учета
- 9.1. Задачи, проблемы и практический опыт автоматизации системы внутреннего контроля
- 9.2. Принципы и методика автоматизации управленческого учета
- 9.3. Автоматизация управленческого учета строительной организации
- Литература