7.1. Сущность и функции бюджетирования
Бюджетирование – это процесс подготовки, организации и контроля бюджетов с целью разработки и принятия оптимальных управленческих решений.
Бюджет представляет собой финансовый план организации, отражающий в количественном выражении стратегические и тактические цели ее деятельности и мероприятия по их достижению.
Наиболее важными требованиями к бюджетам являются следующие: соответствие целям и задачам финансовой стратегии предприятия, целостность, системность, доступность, сопоставимость, корректность, согласованность, оперативность и функциональность.
В качестве основных принципов бюджетного планирования можно привести следующие:
• унификация всех бюджетных форм, бюджетных периодов и процедур разработки для компании и всех структурных подразделений, независимо от специфики их хозяйственной деятельности;
• совместимость бюджетных форм, форматов с установленными формами государственной отчетности;
• совместимость вспомогательных бюджетных документов с основными бюджетными формами;
• обеспечение возможности составления сводного бюджета;
• стабильность, неизменность процедур бюджетирования и установленных целевых нормативов на протяжении всего бюджетного периода;
• разделение накладных расходов на затраты структурных подразделений и компаний в целом по формуле, единой для всех подразделений;
• непрерывность процедуры составления бюджетов, что предусматривает регулярный пересмотр и корректировку ранее сделанных прогнозов на новый период, без ожидания завершения действующего;
• заблаговременная формулировка финансовых целей всех подразделений в виде заданий определенных норм рентабельности;
• учет доходов и расходов, поступлений и списаний денежных средств в сопоставимых по времени единицах учета;
• детальный учет наиболее важных статей расходов, чья доля в чистых продажах достаточно велика.
Система бюджетирования предполагает многовариантный анализ финансовых последствий реализации намеченных планов, предусматривает анализ различных сценариев изменения финансового состояния предприятия, оценки финансовой устойчивости в изменяющихся условиях внешней хозяйственной среды.
Бюджетирование выполняет 3 основные функции.
Функция планирования. Она – самая важная. Бюджетирование является основой для внутрифирменного планирования. Исходя из стратегических целей предприятия, бюджеты решают задачи распределения финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам деятельности предприятия, все затраты и результаты приобретают денежное выражение. Бюджетирование способствует правильному и четкому целеполаганию на предприятии, разработке стратегии бизнеса.
Функция учета. Бюджетирование является также основой для управленческого учета. Система учета должна представлять точные факты по подразделениям, видам продукции, районам торговли или комбинации этих показателей. Благодаря бюджетированию на предприятии появляется возможность получать точную информацию, сравнивать намеченные цели с действительными результатами деятельности предприятия.
Роль бюджетирования в управленческом учете состоит в том, чтобы отражать движение денежных средств, финансовых ресурсов, счетов и активов предприятия в максимально удобной форме, своевременно представлять соответствующие показатели финансовой деятельности предприятия в наиболее приемлемом для принятия эффективных управленческих решений виде.
Функция контроля. Является также немаловажной для предприятия. Разумеется, как бы ни был хорош план, он остается бесполезным, если нет эффективного контроля его осуществления. Бюджет представляет собой набор показателей или критериев, которые должны использоваться при контроле деятельности предприятия. Путем непрерывного сопоставления фактических данных с плановыми показателями можно оценивать деятельность на любом этапе. Бюджетное планирование позволяет выявить отклонения деятельности от того, что предполагалось бюджетом, и скорректировать действия.
Контроль исполнения бюджета базируется на следующих основополагающих принципах.
Принцип темпоральности определяет, что контроль исполнения бюджета осуществляется множественно и параллельно во времени на базе соответствующего отчетным интервалам информационного обеспечения. Предварительный и текущий контроль возможен при совершенствовании электронно‑документированного управленческого (оперативного) учета, контроль по завершению отчетного периода базируется на данных бухгалтерского учета.
Принцип объективности предъявляет требования системности и целостности к информационному обеспечению, на базе которого осуществляется контроль исполнения бюджета. Априори целостной системой учета хозяйственных операций на предприятии является бухгалтерский учет. Достижение требований принципа объективности предварительного и текущего контроля возможно при гармонизации данного учета с бухгалтерской отчетностью.
Принцип сравнимости обусловливает необходимость однозначной идентификации хозяйственных операций и их параметров, что, естественно, включает требование наличия единого бюджетного классификатора, таблиц соответствия регистров бухгалтерского и бюджетного учета, а также систему согласования информации в параллельных контурах учета.
Принцип ответственности – принцип персональной ответственности руководителей структурных подразделений при формировании, утверждении и последующем исполнении бюджета в рамках компетенций, определенных регламентом. Персональная ответственность также распространяется на достоверность используемой в бюджетном процессе информации.
Бюджеты на предприятии должны пересматриваться и корректироваться по мере необходимости для того, чтобы сохранять их контролирующую роль.
- Глава 1 Особенности договора строительного подряда
- 1.1. Правовые основы договора строительного подряда
- 1.2. Функции договора строительного подряда
- 1.3. Формы осуществления строительства и особенности ценообразования
- Глава 2 Теоретические и методологические основы управленческого учета
- 2.1. Место учета в системе управления строительной организации
- 2.2. Сущность, понятия и проблемы управленческого учета
- 2.3. Отраслевые особенности строительства и их влияние на организацию управленческого учета
- 2.4. Теоретические основы управленческого учета в строительстве
- Глава 3 Производственный учет как основа управленческого учета
- 3.1. Методологические основы управленческого учета в строительстве
- 3.2. Затраты и их классификация
- Плановые годовые ставки косвенных затрат / плановый объем производства в машино‑часах.
- 3.3. Калькулирование себестоимости строительной продукции
- 3.4. Применение позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции в строительстве
- Глава 4 Управленческий учет – информационная база управления организацией
- 4.1. Формы организации управленческого учета
- 4.2. Показатели управленческого учета в строительстве
- 4.3. Принципы построения системы управленческого учета в строительстве
- Глава 5 Ценовая политика строительной организации
- 5.1. Сущность и цели ценовой политики
- 5.2. Методика ценообразования в строительстве
- 5.3. Направления ценовой политики строительной организации
- Глава 6 Основы финансовой политики строительной организации
- 6.1. Цели и задачи финансовой политики
- 6.2. Основные направления, элементы и методы финансовой политики
- 6.3. Система управления финансами строительной организации
- Глава 7 Бюджетирование как основа внутрифирменного планирования
- 7.1. Сущность и функции бюджетирования
- 7.2. Классификация бюджетов и методы их разработки
- 7.3. Организация бюджетирования
- Глава 8 Информационная система управленческого учета
- 8.1. Информация как основная цель управленческого учета
- 8.2. Информационное обеспечение принятия управленческих решений
- 8.3. Учет по центрам ответственности в строительстве
- Глава 9 Применение современных информационных технологий управленческого учета
- 9.1. Задачи, проблемы и практический опыт автоматизации системы внутреннего контроля
- 9.2. Принципы и методика автоматизации управленческого учета
- 9.3. Автоматизация управленческого учета строительной организации
- Литература