7.2. Классификация бюджетов и методы их разработки
По формам можно выделить следующие группы бюджетов:
• финансовые (основные, главные) бюджеты: бюджеты доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс;
• операционные бюджеты: бюджет продаж, бюджет производства, бюджет затрат на основные материалы, бюджет затрат труда, бюджет накладных расходов производства, бюджет коммерческих, управленческих расходов и др.;
• вспомогательные бюджеты: инвестиционный бюджет, кредитный план и др.
Финансовые бюджеты являются конечными документами, разрабатываемыми при бюджетном планировании. Они являются обязательными для предприятия.
Назначение операционных бюджетов – увязка натуральных показателей планирования со стоимостными; определение наиболее важных пропорций, ограничений и допущений, которые следует учитывать при составлении основных бюджетов. Операционные и вспомогательные бюджеты формируются для разработки финансовых бюджетов. Их состав является произвольным, исходя из целесообразности их разработки, и определяется руководством предприятия. Наиболее общая классификация видов бюджетов предприятия по основным классификационным признакам приведена в табл. 16.
Таблица 16
Общая классификация бюджетов хозяйствующего субъекта
Бюджет по операционной деятельности детализирует в рамках соответствующего временного периода содержание показателей, отражаемых в текущем плане доходов и расходов по операционной деятельности.
Бюджет по инвестиционной деятельности направлен на соответствующую детализацию показателей текущего плана доходов и расходов по этой деятельности.
Бюджет по финансовой деятельности призван детализировать показатели текущего плана поступления и расходования денежных средств.
Бюджет текущих затрат состоит из 2 разделов: текущих расходов, представляющих собой издержки производства (обращения) по рассматриваемому виду операционной деятельности, и доходов от текущей хозяйственной деятельности, сформированных в основном за счет реализации продукции (товаров, услуг).
Бюджет капитальных затрат представляет собой форму доведения до конкретных исполнителей результатов текущего плана капитальных вложений, разрабатываемого на основе осуществления нового строительства, реконструкции и модернизации основных фондов, приобретения новых видов оборудования и нематериальных активов и т. д.
Функциональный бюджет разрабатывается по одной (или двум) статьям затрат, например бюджет оплаты труда персонала.
Комплексный бюджет разрабатывается по широкой номенклатуре затрат, например бюджет производственного участка, бюджет административно‑управленческих расходов и т. п.
Гибкий бюджет является скорее динамическим, чем статическим. Разрабатывается с учетом возможности изменений, которые будут внесены в него при колебаниях выпуска, реализации и других параметров деятельности, влияющих на уровень доходов и расходов предприятия. В случае гибкого бюджета характер изменения затрат по каждому пункту учитывается путем пересмотра заложенных в бюджет допущений в свете фактически достигнутого уровня деятельности. Гибкий бюджет является эффективным средством сравнения фактических затрат с предписанными для выбранного уровня активности.
Фиксированный (статичный) бюджет должен оставаться без изменений независимо от объемов выпуска и другого уровня деятельности. То есть это бюджет, основанный только на одном уровне активности (для одного объема производства или продаж). Он подходит для предприятий, уровень производства (реализации) которых предсказуем и достаточно стабилен или, наоборот, у которых изменение уровня деятельности в производстве не внесет изменений в затраты или годовой доход. Фиксированный бюджет относительно прост при составлении и не нуждается в пересмотре при изменениях уровня деятельности. Тем не менее даже при составлении бюджета такого типа должна быть возможность, при необходимости, внести по крайней мере незначительные корректировки.
Оперативный бюджет – это бюджет, прямо связанный с достижением целей предприятия, например план производства, материально‑технического снабжения.
Текущий бюджет – краткосрочный бюджет, направленный на планирование текущих целей предприятия.
Перспективный бюджет – бюджет генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры предприятия.
Самостоятельный бюджет – это изолированный, не зависящий от других бюджетов.
Непрерывный (скользящий) бюджет – по мере того, как заканчивается месяц или квартал, к бюджету добавляется новый.
Укрупненный бюджет – бюджет, в котором основные статьи доходов и расходов указываются недетализированно.
Детализированный бюджет – бюджет, в котором все статьи доходов и расходов расписываются полностью по всем составляющим.
Говоря о методах разработки бюджетов, можно выделить метод прироста и метод нулевого базиса.
Метод прироста является традиционным. При подготовке бюджета часто применяется подход, когда в основу его составления на предстоящий период закладываются данные о полученных ранее уровнях дохода и затрат. Затем эти данные перерабатываются с учетом ожидаемых цен, а также изменений объема или характера осуществляемой деятельности. Таким образом, бюджеты подготавливаются на базе прироста затрат и доходов от достигнутого уровня деятельности.
Недостаток этого метода в том, что неэффективные решения, «заложенные» в достигнутом уровне, переходят в бюджеты будущих периодов.
Метод нулевого базиса позволяет подготовить бюджет затрат для определенной сферы деятельности при минимальном уровне производства, а затем определить, оформив в решение в виде отдельного документа, затраты и выгоды от дополнительного прироста деятельности. Суть метода в том, что каждый из видов деятельности, осуществляемый в рамках центра финансовой ответственности или же структурного подразделения, в начале года должен доказать свое право на дальнейшее существование путем обоснования будущей экономической эффективности выделяемых средств. В результате руководство получает информацию, позволяющую лучше расставить приоритеты.
При сопоставлении данных методов выявляются как недостатки, так и их достоинства. Составление бюджета по методу прироста имеет то преимущество, что оказывается относительно простым. С другой стороны, составление бюджета на основе нулевого базиса, хотя и более обоснованно, практически труднее осуществимо. Если применять его ко всем разрабатываемым бюджетам, то процесс потребует больших затрат времени.
Выбор того или иного метода разработки, видов и форм бюджетов определяется исходя из специфики деятельности, объемов производства и реализации, целей и задач деятельности предприятия и т. д.
- Глава 1 Особенности договора строительного подряда
- 1.1. Правовые основы договора строительного подряда
- 1.2. Функции договора строительного подряда
- 1.3. Формы осуществления строительства и особенности ценообразования
- Глава 2 Теоретические и методологические основы управленческого учета
- 2.1. Место учета в системе управления строительной организации
- 2.2. Сущность, понятия и проблемы управленческого учета
- 2.3. Отраслевые особенности строительства и их влияние на организацию управленческого учета
- 2.4. Теоретические основы управленческого учета в строительстве
- Глава 3 Производственный учет как основа управленческого учета
- 3.1. Методологические основы управленческого учета в строительстве
- 3.2. Затраты и их классификация
- Плановые годовые ставки косвенных затрат / плановый объем производства в машино‑часах.
- 3.3. Калькулирование себестоимости строительной продукции
- 3.4. Применение позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции в строительстве
- Глава 4 Управленческий учет – информационная база управления организацией
- 4.1. Формы организации управленческого учета
- 4.2. Показатели управленческого учета в строительстве
- 4.3. Принципы построения системы управленческого учета в строительстве
- Глава 5 Ценовая политика строительной организации
- 5.1. Сущность и цели ценовой политики
- 5.2. Методика ценообразования в строительстве
- 5.3. Направления ценовой политики строительной организации
- Глава 6 Основы финансовой политики строительной организации
- 6.1. Цели и задачи финансовой политики
- 6.2. Основные направления, элементы и методы финансовой политики
- 6.3. Система управления финансами строительной организации
- Глава 7 Бюджетирование как основа внутрифирменного планирования
- 7.1. Сущность и функции бюджетирования
- 7.2. Классификация бюджетов и методы их разработки
- 7.3. Организация бюджетирования
- Глава 8 Информационная система управленческого учета
- 8.1. Информация как основная цель управленческого учета
- 8.2. Информационное обеспечение принятия управленческих решений
- 8.3. Учет по центрам ответственности в строительстве
- Глава 9 Применение современных информационных технологий управленческого учета
- 9.1. Задачи, проблемы и практический опыт автоматизации системы внутреннего контроля
- 9.2. Принципы и методика автоматизации управленческого учета
- 9.3. Автоматизация управленческого учета строительной организации
- Литература