logo
В

1.1. Правовые основы договора строительного подряда

Как предусмотрено ст. 8 Федерального закона об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений, от 25.02.99 г. № 39‑ФЗ (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 г. № 22‑ФЗ), отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с ГК РФ.

Практика показывает, что юридически корректные договорные отношения с остальными участниками процесса строительства в значительной степени предопределяют экономическую и финансовую стабильность, а также эффективность системы внутреннего контроля строительных организаций. Иными словами, правильно составленный договор строительного подряда является первой ступенью в предпринимательском успехе строительных организаций.

В последние годы заметно выросли объемы выполненных строительных заказов, и такая тенденция продолжается. Поэтому регулирование отношений между субъектами инвестиционно‑строительной деятельности имеет особое значение.

Отношения, связанные с договором строительного подряда, берут свое начало из глубокой древности. Однако и в настоящее время урегулированы далеко не все юридические тонкости, связанные с этим видом документов. Договор строительного подряда является инструментом, который позволяет формировать основу будущих экономических отношений между субъектами строительства.

По мнению ученых, строительный подряд, осуществлявшийся до ХIХ в. через систему договоров найма, а позднее – по условиям договора подряда, является самым старейшим из всех видов практических договорных отношений.

Уже во времена Древнего Египта строительные работы организовывались на основе разделения труда.

Первые письменные свидетельства о подрядных строительных сделках в России относятся к 1547 г. и касаются частных подрядов. Отношения оформлялись в виде подрядных грамот или записей.

Таким образом, приобретение основных отличительных черт и превращение договора строительного подряда в самостоятельный вид договорных отношений происходили в течение многих столетий.

Представляется, что первым документом в России, регламентирующим инвестиционно‑строительную деятельность, являлся утвержденный в 1719 г. Петром I Регламент Камер‑коллегии, который, в частности, вменял в обязанность заключать подряды для государственных нужд. Указанный документ предусматривал заключение договоров строительного подряда путем проведения торгов. Следовательно, заказчиком и инвестором в подобных отношениях выступало государство. Следует отметить, что уже тогда поставка материалов для возводимого объекта являлась предметом другого договора: договора поставки материалов.

Договор строительного подряда получил дальнейшее юридическое развитие в документе «О контрактах по подряду, поставке и откупу», утвержденном Екатериной II в 1776 г.

Поиски методологических подходов к систематизации отношений по договору строительного подряда продолжались. По этому вопросу Г. Ф. Шершеневич отмечает, что договор подряда возбуждает большие сомнения при уяснении его природы, потому что в понимании его обнаруживается разногласие как в теории, так и в законодательствах.1

Впервые в России определение договора строительного подряда было дано в Своде законов гражданских прав в 1835 г., в соответствии с нормами которого риск по результатам подрядных строительных работ возлагался на подрядчика. Кроме того, предметом договора являлся не объект строительства, а строительные работы.

В Положении о губернских и областных строительных и дорожных комиссиях, за подписями Председателя Государственного Совета князя А. Чернышева и Его Императорского Величества, в § 56 отмечено, что торги на работы, поставки и операции ведомства Комиссии производятся в Общем Присутствии Комиссии.

Состав положений, регулируемых Сводом законов гражданских прав, почти полностью идентичен составу положений, регулируемых ныне действующим Гражданским кодексом Российской Федерации.

В качестве недостатка договора строительного подряда того времени специалисты отмечают «ярко выраженный административный характер регулирования содержащихся в нем норм и правил».

Национализация строительных организаций и изменение характера экономических отношений в новом Российском государстве после 1917 г. не способствовали развитию юридических основ и экономического содержания договора строительного подряда. Факторами, препятствовавшими развитию правовых и методологических основ отношений субъектов инвестиционно‑строительной деятельности, в частности, стали:

• отсутствие конкурентной борьбы за заключение договоров строительного подряда;

• отсутствие частной собственности на средства производства;

• отсутствие в государстве частных инвесторов в виде акционеров;

• доминирующая роль государства во всех сферах экономики;

• дискриминация государством остальных участников договора строительного подряда;

• неприменение механизмов публичных торгов, в результате которых какая‑либо организация выигрывает право на заключение конкретного договора строительного подряда по государственному заказу.

Преобразования в политической и экономической системах государства за последние десятилетия вызвали необходимость изменения нормативно‑правового регулирования отношений, возникающих в ходе реализации договора строительного подряда. В настоящее время существует немало проблем, связанных с регулированием взаимодействия участников процесса строительства. Для решения этих задач договор строительного подряда необходимо рассматривать как особый вид гражданско‑правовых отношений. Кроме того, в рыночных условиях изменился состав собственников строительных организаций (табл. 1).

Как показывает практика, наибольшей эффективности применения договора строительного подряда можно достичь:

• путем исследования специфики и особенностей правовой основы договора строительного подряда;

• в результате анализа правовой природы и его функциональной направленности;

• посредством выявления всех возможностей его практического применения.

Таблица 1

Объем строительных работ, выполненных организациями различных форм собственности (в фактически действовавших ценах; в млн р.; 1995 г. – в млрд р.)

* «Смешанная» форма собственности – это когда собственниками хозяйствующего субъекта одновременно являются несколько различных субъектов: государство, муниципалитет, частные лица. – Примеч. авт.

Еще на стадии заключения договора следует учесть, что по объему учитываемых вопросов договор строительного подряда относится к наиболее сложным видам договоров. Это вызвано в первую очередь широтой охватываемых им позиций, таких как:

• поставка материалов;

• установка технологического оборудования;

• условия и графики сдачи и оплаты различных этапов работ;

• устранение недостатков, обнаруженных после сдачи объекта, и т. д.

Обязательным приложением к договору строительного подряда является утвержденная проектно‑сметная документация. Следовательно, действующее законодательство не допускает, даже по воле всех участников процесса строительства, осуществления строительных работ без проектно‑сметной документации. Проектно‑сметная документация служит для определения количества различных ресурсов, необходимых для выполнения работ, предусмотренных договором строительного подряда. Выявленные таким образом данные могут служить основанием для определения стоимостных показателей при формировании договорной цены на строительные работы.

Субъектный состав договора строительного подряда зависит от того, какие отношения имеют место в конкретном случае. Возможны следующие варианты:

а) в качестве заказчика фигурирует государство в лице его министерств или других органов;

б) заказчиком объекта строительства является другой хозяйствующий субъект;

в) строительные работы осуществляются для удовлетворения личных потребностей заказчика как физического лица.

Отношения между участниками процесса строительства регламентируются соответствующими юридическими нормами. Например, отношения, возникающие, когда государство является заказчиком объекта строительства, регламентируются § 5 гл. 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, где определена специфика подобных отношений. В частности, там отмечено следующее: подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников, осуществляются на основе государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд. При этом следует заметить, что, в соответствии с нормами ГК РФ, муниципальные образования, а также государственные предприятия не наделены правом заключения контрактов со статусом государственного. Между тем, бухгалтерский учет и система налогообложения затрат, связанных с осуществлением строительных работ, финансируемых за счет бюджетов разных уровней (табл. 2) или внебюджетных фондов, имеют свои особенности. Это замечание касается также и вопроса применения отраслевых рекомендаций и указаний по определению себестоимости строительных работ.

Таблица 2

Количество объектов строительства, финансируемых из федерального бюджета, введенных в эксплуатацию в 2003 г. 2

Согласно п. 3 ст. 740 ГК РФ в тех случаях, когда выполняются работы для удовлетворения бытовых или других личных потребностей гражданина (заказчика) по договору строительного подряда, к нему, соответственно, применяются нормы договора бытового подряда.

В настоящее время имеют место противоречия в понятийном аппарате нормативных документов Госстроя России и Госкомстата, Минфина и налоговых органов. Данное замечание, в частности, относится к таким понятиям, как «здания», «сооружения», «стройка», «строительные работы».

Такое положение, при котором отсутствует четкая и однозначная трактовка понятий в различных действующих нормативно‑правовых документах, нередко вызывает значительные трудности, связанные с юридическим толкованием и регулированием взаимоотношений участников строительства, а также с организацией бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля.

В настоящее время бухгалтеры строительных организаций испытывают существенные трудности при ведении бухгалтерского учета по договору строительного подряда. Это в первую очередь обусловлено отставанием отраслевой нормативной базы бухгалтерского учета от потребностей изменившихся экономических отношений.

При осуществлении отдельных строительных работ субъектом договора строительного подряда может являться инженер или специализированная организация (технический заказчик). Его место и роль регламентируются ст. 749 ГК РФ, где отмечено, что заказчик в целях осуществления контроля и надзора за строительством и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком может заключить самостоятельно, без согласия подрядчика, с соответствующим инженером или инженерной организацией договор об оказании заказчику инженерных услуг. Следовательно, в подобном случае в договоре строительного подряда должны быть определены функции инженера (инженерной организации), связанные с осуществлением им (ею) своих обязательств. Полномочия данного субъекта договора строительного подряда сводятся к осуществлению инженерного надзора и контроля строительных работ. Его указания и требования исходят от имени заказчика и обязательны для подрядной строительной организации.

Смысл привлечения инженера (инженерной организации) заключается в том, что заказчик (застройщик) может не обладать специальными знаниями, но желает получить объект надлежащего качества. Когда привлекается инженер (инженерная организация), заказчик (застройщик) идет на дополнительные затраты, связанные с оказанием инженерных услуг. В то же время, в соответствии с п. 4 ст. 749 ГК РФ, подрядчик, который ненадлежащим образом выполнил работы, не вправе ссылаться на то, что заказчик (застройщик) не осуществлял контроль и надзор их выполнения, кроме случаев, когда эта обязанность возложена на заказчика законом. Следует отметить, что, в соответствии с п. 2 ст. 748 ГК РФ, если заказчиком обнаружены недостатки, но он не сделал такого заявления подрядчику, то он теряет в дальнейшем право на них ссылаться.

К особенностям договора строительного подряда можно отнести наличие в нем положений об условиях сдачи и приемки выполненных строительных работ или объекта строительства, если речь идет о строительстве «под ключ». Это требование оформляется только в письменном виде путем подписания сторонами договора строительного подряда актов установленных форм. Кроме того, юридически значимыми для сторон являются сроки начала и окончания строительства. В частности, с точки зрения организации бухгалтерского учета и налогообложения, данные факторы имеют существенное значение.

Важным аспектом правового регулирования взаимоотношений субъектов договора строительного подряда, обусловленным технической сложностью предмета договора и тем, что возможные дефекты могут быть скрыты при производстве работ и их обнаружение при приемке может быть затруднено, является предельный срок обнаружения недостатков, т. е. гарантия качества исполнения строительных работ. В соответствии со ст. 756 ГК РФ предельный срок обнаружения недостатков, допущенных подрядными организациями в ходе осуществления строительных работ, составляет 5 лет.

Деятельность подрядных строительных организаций можно подразделить на 2 вида: генподрядную и субподрядную. При этом следует иметь в виду, что генподрядная организация может и не исполнять строительных работ, а суть ее функций – сводиться к координации деятельности субподрядных организаций, сбору и анализу экономической, управленческой или другой информации, связанной со строительством, организации и обеспечению ведения строительных работ и руководству процессом строительства.

Работодателем для субподрядной организации является генподрядная организация. Субподрядные организации являются непосредственными исполнителями строительных работ. Они, как правило, имеют узкую специализацию по видам строительных работ. Иными словами, генподрядчик поручает субподрядчику выполнение определенных видов строительных работ.

Практическая реализация договора строительного подряда по схеме: заказчик (застройщик) – генподрядчик – субподрядчик может иметь различное юридическое построение в зависимости от конкретных условий, задач и целей, стоящих перед участниками строительства. Кроме того, разграничение взаимоотношений между участниками процесса строительства, степень детализации обязательств и требований к их выполнению могут быть определены самими сторонами договора или основаны только лишь на существующих нормативно‑правовых актах общего назначения. Таким образом, если договором строительного подряда иное не предусмотрено, то отношения регулируются на основе действующего законодательства в области осуществления инвестиционной деятельности, связанной со строительством.

Выбор предмета договора во многом предопределяет методологию учета затрат на производство, определение финансового результата строительной организации и величину уплачиваемых налогов.

Следует учесть, что фигурировать в качестве генподрядчика или субподрядчика может только хозяйствующий субъект, обладающий специальной лицензией. Кроме того, для выполнения некоторых видов строительных работ требуется оформить дополнительную лицензию. Другими словами, организации, не владеющие соответствующими лицензиями, не имеют права осуществлять строительство.

Как показывает практика, важнейшее правовое значение имеют условия, закрепленные договором строительного подряда и касающиеся сдачи и приемки строительных работ. Это вытекает из того, что с моментом сдачи и приемки строительных работ и подписания соответствующих актов связан переход прав собственности на объект или его часть от подрядчика к заказчику. Переход права собственности на объект строительства влияет, в частности, на:

а) определение ответственности за сохранность объекта или его части;

б) выявление налогооблагаемой базы (НДС, налог на прибыль организации, налог на имущество);

в) момент истечения гарантийного срока качества;

г) срок исковой давности;

д) возникновение кредиторской задолженности заказчика.

Правовое регулирование приемки и сдачи строительных работ регламентируется ст. 753 ГК РФ, где, в частности, отмечено, что заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ, обязан немедленно приступить к его приемке. Если иное не предусмотрено договором, то работы по сдаче выполненных строительных работ осуществляются за счет заказчика объекта строительства. Кроме того, заказчик, предварительно принявший результат отдельного этапа работ, несет риск последствий гибели или повреждения результата работ, которые произошли не по вине подрядчика.

Существенным элементом договора строительного подряда является порядок оплаты строительных работ, а также условия проведения взаимных расчетов между сторонами договора. Оплата работ по договору строительного подряда осуществляется на основе норм ст. 746 и ст. 711 ГК РФ. В ст. 746 отмечено, что оплата выполненных подрядчиком работ осуществляется заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. Из этого следует, что субъекты договора строительного подряда могут применять те сроки, варианты, формы и порядок оплаты строительных работ, относительно которых они достигли согласия. Кроме того, в соответствии со ст. 711, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненных строительных работ или отдельных их этапов, то заказчик (застройщик) обязан уплатить подрядчику договорную цену после окончательной сдачи результатов работ при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо, с согласия заказчика, досрочно. Из текста ст. 711 ГК РФ невозможно определить, когда именно заказчик (застройщик) должен оплатить выполненные работы подрядчику. Формулировка: «после окончательной сдачи результатов работ…» не определяет конкретного срока. Из этого следует вывод о том, что вопросы, связанные с условиями и сроками оплаты, лучше проработать на стадии заключения договора строительного подряда. Кроме того, важно указать в договоре форму оплаты строительных работ, так как ГК РФ не устанавливает, каким именно образом должен заказчик (застройщик) погасить свою задолженность перед подрядной организацией. Иначе говоря, субъектами строительного подряда могут быть предусмотрены любая форма и порядок оплаты стоимости строительных работ, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Если договором строительного подряда прямо не запрещено выполнение отдельных работ или всего объема работ третьей стороной, то законодательство допускает выполнение своих обязательств субъектами договора таким образом. Другими словами, генподрядная организация может привлекать подрядную, а подрядная – субподрядную, субподрядная – субсубподрядную, и, по такому принципу, могут образоваться довольно сложные хозяйственные отношения участников процесса строительства. В связи с этим систему договорных отношений, связанных с осуществлением строительства, необходимо рассматривать как сложную комбинацию договоров строительного подряда между хозяйствующими субъектами.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что особенности договора строительного подряда и юридическая сложность нормативно‑правового регулирования отношений, возникающих в ходе осуществления строительных работ, требуют значительных усилий, направленных на регламентацию взаимодействия участников процесса строительства. Кроме того, особую актуальность при этом приобретают вопросы, связанные с организацией бухгалтерского учета, внутреннего контроля и системы налогообложения, а также формирования информационных потоков для подготовки, обоснования и своевременного принятия управленческих решений.

Согласно ст. 740 ГК РФ при осуществлении строительных работ заключается договор строительного подряда. Кроме того, в ст. 743 ГК РФ определено, что подрядчик обязан вести строительство и выполнять связанные с ним работы в соответствии с проектно‑сметной документацией. Смета содержит расчет стоимости строительства, основанный на проектных данных.

Договор строительного подряда является главным документом, регламентирующим порядок и условия осуществления строительных работ (изготовления строительной продукции). В нем предусматриваются права, обязанности и ответственность участников процесса капитального строительства. По содержанию и охвату различных аспектов договор строительного подряда относится к сложным видам договоров.