logo
бухучет и анализ / Краткий конспект лекций

4.2. Анализ научно-технического уровня производства

Международные стандарты ИСО определяют качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Кроме того, используется понятие качества изготовления, т.е. степень соответствия продукции нормативно-технической документации. Содержание термина «качество» зависит от сферы его применения.

Качествоэто не достижение какой-либо абсолютной величины, а стабильные характеристики продукта или услуги и соответствие их уровня требованиям покупателей. Если дешевая зажигалка зажигается то количество раз, которое обещает производитель, и ее покупают, то можно считать, что она является качественным товаром.

Работа в условиях рынка, необходимость соответствия продукции требованиям западного партнера ставит перед российским предприятием задачу ускоренного и широкого внедрения международных стандартов ИСО. Большинство зарубежных компаний заключают сделки только с фирмами, у которых есть сертификат ИСО-9000. В настоящее время в США и Западной Европе сертифицировано в соответствии с этим стандартом 75–80% компаний, в Китае – 40%. В России этот процесс находится в начальной стадии. 70% российских предприятий сертифицировано местными органами сертификации, а 30% – международными. При этом российская сертификация (по стандартам ГОСТ Р, которые скопированы со стандартов ИСО-9000) де-факто в мире не признается. Одной из причин этого является то, что вместо одного независимого органа по аккредитации (назначение которого – своего рода сертификация сертификатов) в России их действует 11, которые не признают решения друг друга и не являются по сути независимыми. Справедливости ради следует отметить, что упомянутая проблема не является чисто российской. Так, например, для многих европейских сертификатов двери североамериканского рынка также закрыты. В основу стандартов ИСО положены восемь принципов:

1) ориентация на потребителя;

  1. ведущая роль руководства;

  2. вовлечение сотрудников;

4) подход, ориентированный на процесс;

5) системный подход к управлению;

6) постоянное усовершенствование;

7) принятие решения на основе фактов;

8) взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Совокупность свойств и характеристик, определяющих понятие «качество», выражается через показатели качества. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее эксплуатации или потребления, называется показателем качества. Показатель качества количественно характеризует степень проявления определенного свойства, входящего в состав качества.

К числу групп показателей, определяющих качество, относят:

• назначение;

• надежность (безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость);

• экономное использование сырья, материалов, ресурсов;

• эргономичность (гигиена, антропометрия, психология и физио­логия);

• эстетичность;

• транспортабельность;

• стандартизация, унификация;

• патентно-правовые показатели;

• обобщающие показатели эффективности.

Механизация и автоматизация производства являются одним из главных источников роста производительности труда. Машины и оборудование (далее – оборудование), по мнению профессора Жака Ришара, по данному признаку можно классифицировать следующим образом:

• с ручным управлением;

Внимание аналитика должно быть обращено на уровень интеграции оборудования, а также на способность его к модернизации.

Уровень механизации и автоматизации можно охарактеризовать через следующие показатели: