logo
бухучет и анализ / Краткий конспект лекций

7.3. Анализ финансовых результатов по данным отчетности

Рассмотрим формирование отдельных групп финансовых результатов и их динамику на следующем примере.

Таблица 3.1.

Анализ финансовых результатов

Показатели

Базовый год

Отчетный год

Темп роста, %

Абсолютное отклонение, тыс. руб.

тыс. руб.

в % к реализации

тыс. руб.

в % к реализации

А

1

2

3

4

5

6

Выручка

3 868

100,00

4796

100,00

124,0

+928

Себестоимость продаж

2968

76,73

3 756

78,32

Валовая прибыль

(строка 1 – строка 2)

900

23,27

1 040

21,68

115,6

+140

Управленческие, коммерческие расходы

495

12,8

608

12,68

Прибыль от продаж

405

10,47

432

9,00

106,7

+27

Сальдо операционных результатов

-85

-94

-9

Сальдо внереализационных результатов

+ 16

+34

+18

Прибыль до налогообложения

336

8,68

372

7,76

110,7

+36

Налоги

82

90

+8

Сальдо чрезвычайных доходов/расходов

Чистая (нераспределенная) прибыль

254

6,57

282

5,88

111,0

+28

По данным таблицы можно сделать вывод, что соотношение отдельных видов финансовых результатов у предприятия не оптимально. По столбцу (6) прирост прибыли до налогообложения (+36) складывается следующим образом:

Кроме результата основной деятельности коммерческой организации (прибыли от продаж) существенное влияние на изменение прибыли до налогообложения оказали прочие группы финансовых результатов.

В результате осуществления операций, не связанных с основной деятельностью организации, она понесла убытки, причем в текущем году большие, чем в прошлом: убыток от операционной деятельности увеличился на 9 тыс. руб., а финансовый результат организации соответственно снизился на 9 тыс. руб. (табл. 3.1, строка 6).

Существенную долю общего прироста налогооблагаемой прибыли составил внереализационный результат: . Такую ситуацию нельзя назвать позитивной, поскольку поступления, составляющие эту группу финансового результата (штрафы, неустойки, погашение безнадежной дебиторской задолженности), носят одномоментный случайный характер, их приток невозможно планировать.

В ходе дальнейшего анализа изучается влияние факторов на формирование отдельных показателей прибыли.

Существует несколько методик факторного анализа прибыли от продаж. Остановимся подробнее на двух из них.

I. Наиболее реальное значение дает применение методики, основанной на информации формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках», в которой решающим фактором, влияющим на изменение прибыли от продаж, является изменение уровня валовой- прибыли.

По данным этой формы можно рассчитать влияние на прибыль от продаж следующих факторов:

  1. Изменение объема продаж (прямое влияние).

  2. Изменение уровня валовой прибыли (прямое влияние).

  3. Изменение уровня управленческих и коммерческих расходов (обратное влияние).

Для примера воспользуемся данными табл. 3.1.

Общее отклонение прибыли от продаж составило +27 (тыс. руб.)

В том числе за счет:

1) роста продаж на 24% (строка 1):

2) изменения уровня валовой прибыли (по данным столбцов (2) и (4), строка 3):

На изменение уровня этого показателя влияет структура объема продаж, т.е. доля отдельных видов продукции в общем объеме (с разным уровнем валовой прибыли в цене); уменьшение уровня валовой прибыли по отдельным видам товаров (фактически – уровня рентабельности).

Средний уровень валовой прибыли рассматривается в данной методике как стержневой элемент формирования финансового результата, поскольку это единственный фактор, который полностью зависит от деятельности организации.

Уровень валовой прибыли (Увп) при многономенклатурном производстве рассчитывается по формуле средневзвешенной:

где Увп – уровень валовой прибыли в цене i-й продукции; diдоля отдельных видов продукции в общем объеме реализации.

Таблица 3.2.

Расчет влияния структурных сдвигов на средний уровень валовой прибыли

Вид продукции

Уровень валовой прибыли в расчете на изделие

Доля продукции в общем объеме реализации, d, %

Средний уровень валовой прибыли (ВП) при разной структуре

базовый период

отчетный период

базового года

отчетного года

1

2

3

4

5

6

А

18,10

25

24

18,1 × 25 : 100% = 4,53

18,1 ×24 : 100% = 4,34

Б

28,20

55

62

28,2 × 55 : 100% = 15,51

28,2 × 62 : 100% = 17,48

В

16,15

20

14

16,15 × 20 : 100% = 3,23

16,15 × 14 : 100% = 2,26

Итого

100

100

23,27

24,08

Уровень валовой прибыли в выручке от реализации снизился на 1,59 пункта: 21,68 – 23,27 = -1,59% (по данным столбцов (2) и (4), строка 3 табл. 3.1), в том числе за счет:

а) изменения структуры: 24,08 – 23,27 = +0,81 (руб.).

Это увеличило прибыль на: +0,81 × 4 796 =. 39 (тыс. руб.);

б) снижения уровня валовой прибыли по отдельным видам продукции:

-1,59 – (+0,81) = -2,4 (руб.).

Имеет место снижение уровня рентабельности по отдельным видам продукции.

Это снизило прибыль на: -2,4 ×qф = -2,4 × 4 796 = -115 (тыс. руб.).

Общее влияние на прибыль составит: 39 – 115 = -76 (тыс. руб.)

Полученный результат вызывает необходимость изучения уровня себестоимости отдельных видов продукции;

3) изменения уровня управленческих и коммерческих расходов (столбцы (2) и (4), строка (4); обратное влияние):

При анализе накладных расходов требуется оценка исполнения смет управленческих и коммерческих расходов. Это так называемые жесткие сметы, так как величина управленческих и коммерческих расходов планируется без учета объема производства товаров (работ, услуг). По отдельным статьям определяется экономия или перерасход путем сравнения фактических затрат с затратами, предусмотренными по смете. В результате может быть сделан вывод либо о неоправданном перерасходе сметы, либо о ее некачественном составлении.

В экономической литературе рассматривается альтернативная методика расчета влияния факторов на прибыль от продаж, для реализации которой используются данные аналитического учета.

При этом учитывается влияние следующих факторов:

  1. Изменение физического объема продаж (прямое влияние).

  2. Изменение себестоимости отдельных видов продукции (обратное влияние).

  3. Изменение цен на отдельные виды продукции (прямое влияние).

  4. Изменение структуры реализации продукции, т.е. в соотношении долей отдельных видов продукции с разными уровнями рентабельности.

  5. Изменение управленческих и коммерческих расходов.

Для измерения влияния указанных групп факторов воспользуемся данными табл. 3.3.

Таблица 3.3.

Исходные данные для расчета, тыс. руб.

Показатели

По плану

По плану на фактическую реализацию

Фактически

Реализация

4 170

4 420

4 796

Себестоимость

3 207

3 415

3 756

Валовая прибыль

963

1 005

1 040

Управленческие и коммерческие расходы

550

550

608

Прибыль от продаж

413

455

432

Условные обозначения:– физический объем продукции по плану и фактически; – цена единицы продукции по плану и фактически; – себестоимость единицы продукции по плану и фактически.

Увеличение прибыли составило +19 тыс. руб. (432 – 413), в том числе за счет:

• увеличения продаж:

• изменения уровня себестоимости отдельных видов продукции:

• изменения цен на отдельные виды продукции (работ, услуг):

• изменения структуры продукции:

Следовательно, в общем объеме продаж вырос удельный вес менее рентабельных изделий.

Указанные выше факторы вызвали изменение суммы валовой прибыли.

На изменение прибыли от продаж кроме этих факторов повлияло изменение величины управленческих и коммерческих расходов:

(608 – 550) = 58 (тыс. руб.).

Таким образом, рост прибыли от продаж на 19 тыс. руб. произошел за счет:

и коммерческих расходов - 58 тыс. руб.

Итого расчет прибыли составит +19 тыс. руб.

Можно сделать вывод, что использование этой методики затруднено из-за отсутствия необходимой качественной информации.