5.3. Анализ нематериальных активов
Нематериальные активы (НМА) представляют собой важную часть имущества организации, причем ее доля постоянно возрастает, так как они реально способствуют интенсификации производства, использованию прогрессивных технико-технологических и организационных решений. Специальное ПБУ14/2000 четко определяет, что может быть отнесено к нематериальным активам и каким свойствам они должны отвечать.
При анализе нематериальных активов особое значение имеет правильность их постановки на учет и оценки, исчисление амортизации и своевременность списания.
При анализе структуры нематериальных активов, как правило, выделяются:
права на владение интеллектуальной собственностью, в частности патенты и лицензии с выделением той их части, которая связана с правом производства определенной продукции, использование определенных технологий или методов организации производства; к этой же группе относятся товарные знаки, дающие право изготовления продукции соответствующей марки;
права на пользование природными объектами, в том числе участками лесных угодий, водоемов, месторождений полезных ископаемых и т.п.;
организационные расходы, которые, по существу, являются затратами на оформление бизнеса и не обеспечивают дополнительного дохода;
деловая репутация предприятия, которая формируется в процессе продажи бизнеса как разница между рыночной стоимостью организации и стоимостью ее активов. Особое внимание при анализе должно быть уделено использованию первой и второй группы НМА.
Прежде всего, по этим группам НМА определяется степень правовой защиты НМА, поскольку это определяет возможность их распространения, ограниченность использования и как следствие – конкурентоспособность организации.
Учитывая интенсивность обновления производства, предприятие самостоятельно определяет срок амортизации НМА и при анализе необходимо выявить, насколько правильно этот срок был определен, т.е. выявить недоамортизированную часть НМА, которая часто не списывается, но уже не отвечает тем признакам, которые предъявляются к НМА. При анализе отчетности и составлении аналитического баланса такого рода НМА должны быть исключены.
Центром анализа НМА является эффективность их использования, т.е. получение отдачи на вложения в НМА. Такая отдача реализуется, обеспечивая:
рост объема производства на имеющихся ОПФ за счет использования наиболее эффективных технологий;
улучшение качества продукции (прежде всего потребительских свойств) и увеличение цен на нее;
снижение себестоимости продукции, в частности за счет экономичности конструкции (снижение материалоемкости), применения новых технологий (снижение отходов материальных ресурсов, рост производительности труда), методов организации производства (снижение комплексных производственных затрат) и управления (снижение коммерческих и управленческих расходов).
Учитывая рост затрат на НМА, контроль и анализ за эффективностью их использования становится все более актуальным.
- Краткий конспект лекций по дисциплине
- 7. «О безналичных расчетах в рф». Положение цб рф.
- Тема 2. Основы теории бухгалтерского учета.
- 2.1 Понятие учета, его виды.
- 2.2 Предмет и объекты изучения бухгалтерского учета.
- 2.3 Метод бухгалтерского учета.
- 2.4 Бухгалтерский баланс, счета, двойная запись.
- 2.5 Формы бухгалтерского учета.
- Первичные и сводные документы
- Тема 3. Учет денежных средств.
- Вопрос 1. Учет денежной наличности в кассе.
- Вопрос 2. Учет денежных средств на расчетных счетах в банках.
- Вопрос 3. Особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютному счету.
- Вопрос 4. Учет денежных средств на специальных счетах в банках.
- Корреспонденция счетов
- Тема 4. Учет финансовых вложений.
- Корреспонденция счетов
- Примеры
- Тема 5. Учет основных средств.
- Корреспонденция счетов
- Примеры
- Тема 2. Учет нематериальных активов.
- Корреспонденция счетов
- Тема 3. Учет производственных запасов.
- Корреспонденция счетов
- Тема 4. Учет расчетов.
- Вопрос 1. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.
- Вопрос 2. Учет расчетов с покупателями и заказчиками.
- Вопрос 3. Учет расчетов с бюджетом по налогам и другим обязательным платежам.
- Вопрос 4. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению.
- Вопрос 5. Учет расчетов с учредителями организации.
- Вопрос 6. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами.
- Вопрос 7. Внутрихозяйственные расчеты.
- Корреспонденция счетов
- Тема 12. Учет расчетов с персоналом.
- Корреспонденция счетов
- Примеры
- Тема 13. Учет кредитов, займов и целевого финансирования.
- Вопрос 1. Учет кредитов и займов.
- Корреспонденция счетов
- Тема 9. Учет затрат на производство продукции (работ, услуг) и обращение.
- Корреспонденция счетов
- Вопрос 4. Статьи калькуляции затрат.
- Тема 5. Учет готовой продукции и товаров.
- Вопрос 1. Учет готовой продукции.
- Вопрос 2. Учет товаров.
- Корреспонденция счетов
- Примеры
- Тема 7. Учет реализации продукции, работ, услуг и товаров.
- Корреспонденция счетов
- Примеры
- Раздел 2. Анализ Тематическое содержание курса Глава 1. Роль и содержание экономического анализа хозяйственной деятельности
- 1.1. Общие положения содержания экономического анализа хозяйственной деятельности
- 1.2. Роль экономического анализа в управлении предприятием и его содержание
- 1.3. Основные положения теории экономического анализа на предприятии
- 1.4. Методология и методика экономического анализа
- 1.5. Методы и приемы проведения экономического анализа
- 1.6. Конечные организационные цели экономического анализа
- 1.7. Объекты и предметы экономического анализа
- 1.8. Основные составляющие экономического анализа
- Глава 2. Анализ в системе маркетинга
- 2.1. Значение и задачи анализа маркетинговой деятельности
- 2.2. Анализ спроса на продукцию и формирование портфеля заказов
- 2.3. Анализ рынков сбыта продукции
- 2.4. Анализ ценовой политики предприятия
- 2.5. Анализ конкурентоспособности продукции
- Глава 3. Анализ и управление объемом производства и продаж
- 3.1. Задачи и информационное обеспечение анализа
- 3.2. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции
- 3.3. Анализ ассортимента и структуры продукции
- 3.4. Анализ ритмичности работы предприятия
- 3.5. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции
- Глава 4. Анализ технико-организационного уровня и других условий производства
- 4.1. Анализ технико-организационного уровня и его влияния на финансово-хозяйственную деятельность предприятия
- 4.2. Анализ научно-технического уровня производства
- 1. Степень охвата рабочих механизированным трудом (см):
- 3. Уровень механизации и автоматизации производственных процессов (Уа)
- 4.3. Анализ уровня организации производства и труда
- 4.4. Анализ уровня управления
- Глава 5. Анализ обеспеченности и использования ресурсов
- 5.1. Задачи и объекты анализа производственных ресурсов
- 5.2. Анализ обеспеченности и использования основных производственных фондов
- 5.3. Анализ нематериальных активов
- 5.4. Анализ материальных ресурсов
- Глава 6. Анализ и управление затратами и себестоимостью продукции
- 6.1. Объекты анализа затрат на производство
- 6.2. Анализ материальных затрат
- 6.3. Анализ расходов на оплату труда
- 6.4. Анализ накладных расходов
- 6.5. Анализ взаимосвязи затрат, объема производства и прибыли
- Глава 7. Финансовые результаты коммерческой организации и методы их анализа
- 7.1. Роль финансовых результатов в оценке эффективности бизнеса
- 7.2. Формирование финансовых результатов и их отражение в отчетности
- 7.3. Анализ финансовых результатов по данным отчетности
- 7.4. Анализ прочих доходов и расходов
- 7.5. Анализ показателей рентабельности продукции