logo
бухучет и анализ / Краткий конспект лекций

5.3. Анализ нематериальных активов

Нематериальные активы (НМА) представляют собой важную часть имущества организации, причем ее доля постоянно возрастает, так как они реально способствуют интенсификации производства, использованию прогрессивных технико-технологических и организационных решений. Специальное ПБУ14/2000 четко определяет, что может быть отнесено к нематериальным активам и каким свойствам они должны отвечать.

При анализе нематериальных активов особое значение имеет правильность их постановки на учет и оценки, исчисление амортизации и своевременность списания.

При анализе структуры нематериальных активов, как правило, выделяются:

  1. права на владение интеллектуальной собственностью, в частности патенты и лицензии с выделением той их части, которая связана с правом производства определенной продукции, использование определенных технологий или методов организации производства; к этой же группе относятся товарные знаки, дающие право изготовления продукции соответствующей марки;

  2. права на пользование природными объектами, в том числе участками лесных угодий, водоемов, месторождений полезных ископаемых и т.п.;

  3. организационные расходы, которые, по существу, являются затратами на оформление бизнеса и не обеспечивают дополнительного дохода;

  4. деловая репутация предприятия, которая формируется в процессе продажи бизнеса как разница между рыночной стоимостью организации и стоимостью ее активов. Особое внимание при анализе должно быть уделено использованию первой и второй группы НМА.

Прежде всего, по этим группам НМА определяется степень правовой защиты НМА, поскольку это определяет возможность их распространения, ограниченность использования и как следствие – конкурентоспособность организации.

Учитывая интенсивность обновления производства, предприятие самостоятельно определяет срок амортизации НМА и при анализе необходимо выявить, насколько правильно этот срок был определен, т.е. выявить недоамортизированную часть НМА, которая часто не списывается, но уже не отвечает тем признакам, которые предъявляются к НМА. При анализе отчетности и составлении аналитического баланса такого рода НМА должны быть исключены.

Центром анализа НМА является эффективность их использова­ния, т.е. получение отдачи на вложения в НМА. Такая отдача реализуется, обеспечивая:

Учитывая рост затрат на НМА, контроль и анализ за эффективно­стью их использования становится все более актуальным.