logo
бухучет и анализ / Краткий конспект лекций

1.7. Объекты и предметы экономического анализа

Объектами экономического анализа и бизнес-планирования могут быть отдельные участки, отделы, цеха, предприятия, производственные объединения, ведомства, отрасли или экономика страны в целом.

Предметом анализа являются финансово-экономическая деятельность предприятия в целом, отдельные финансово-экономические операции или комплекс производственно-технологических операций предприятия, связанных с производством и реализацией продукции, различные условия, направления, категории и показатели.

Формы и виды экономического анализа могут меняться в зависимости от рассматриваемых объектов и предметов анализа, например стратегических зон деятельности предприятия (СЗД), филиалов, цехов, видов товаров.

Экономический анализ проводится по материалам прошлых бизнес-планов, когда полученные фактические данные сравниваются с, плановыми показателями. При этом важно подготовить нормативную базу – систему экономических нормативов, которая значительно снижает трудоемкость планово-аналитических расчетов.

Анализ и управление экономикой предприятия невозможны без системы контроллинга выполнения заданий бизнес-плана. Осуществление контрольных операций, проведение ревизий, проверок выполнения установленных плановых заданий производится на основе экономического анализа.

С другой стороны, важная роль комплексного экономического анализа состоит в определении и установлении реальных плановых заданий, которые смогут выполнить сотрудники предприятия. В противном случае установление неправильных, чрезмерно высоких плановых заданий и их невыполнение оказывает отрицательное психологическое воздействие на исполнителей. Бизнес-план перестает мотивировать, стимулировать персонал к высокоэффективной деятельности. Принятию эффективного бизнес-плана и желанию его качественного выполнения способствует установление внешнего и внутреннего вознаграждения сотрудников за хорошую работу. Внешнее вознаграждение – повышение оплаты труда, повышение по службе, моральные поощрения – предоставляются администрацией организации. Внутреннее вознаграждение – удовлетворенность результатами своего труда, престиж, успех и признание коллег по работе – ведут к росту социального статуса сотрудника в коллективе.