logo search
ЛИЗА ГОСЫ

184. Экспертные методы прогнозирования, их достоинства и недостатки, сфера применения.

ЭКСПЕРТНЫЕ МЕТОДЫ основаны на получении прогнозной информации от специалистов (экспертов), используя различные приемы опроса и обработку полученной информации. Они подразделяются на:

1) ПРЯМЫЕ МЕТОДЫ – это разовый контракт между прогнозистом и экспертом. Включают:

- методы опроса заключаются в том, что прогнозист просит эксперта ответить на ряд вопросов по интересующему нас объекту или процессу. После опроса ряда экспертов прогнозист обобщает их ответы и таким образом получает искомую прогнозную величину или исходные данные для ее расчета;

- методы анализа предусматривают самостоятельную работу эксперта над прогнозом.

2) МЕТОДЫ С ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ предусматривают повторные встречи прогнозиста с экспертами (до трех раз). Это делается, поскольку возможны неточности, как в вопросах, так и в ответах. Включают:

- методы опроса (метод Дельфи) отличаются от предыдущих тем, что при повторной встречи прогнозиста с экспертом последнему передаются результаты первичного опроса и его повторно просят заполнить вопросник;

- методы анализа (итоговой модели) - подразумевают, что эксперт самостоятельно работает над прогнозом и его результаты несколько раз уточняются по результатам предыдущего опроса;

- коллективную выработку прогноза, которая позволяет выработать прогноз силами отобранного коллектива специалистов (устранение чернобыльской аварии).

Экспертные методы прогнозирования имеют РЯД ДОСТОИНСТВ:

- дешевизна и быстрота расчетов;

- возможность получить долгосрочные и сверхдолгосрочные прогнозы (результаты);

- возможность получить результат даже при отсутствии исходных данных;

- возможность предсказать качественные, революционные скачки в развитии.

НЕДОСТАТКИ ЭКСПЕРТНЫХ МЕТОДОВ:

- низкая точность и слабая обоснованность прогнозов;

- психологическая зависимость (стадное чувство) между членами коллектива экспертов при принятии решения по большинству голосов.

Поэтому экспертные методы используют в тех случаях, когда необходимо быстро и недорого получить не точный (приближенный) прогноз, а также в случаях отсутствия исходных данных или при разработке долгосрочных или сверхдолгосрочных прогнозов.

1 Основными принципами TQM являются:

- статистический контроль за производственными процессами;

- передача полномочий;

- непрерывное улучшение;

- вовлечение служащих;

- удовлетворение потребностей клиентов;

- ориентация на внутреннего потребителя;

- оценка результатов в достижении целей;

- использование приборов и техники

2 Деятельность кружков охватывает такие вопросы, как выявление всех причин, мешающих работнику как можно лучше выполнить свою работу, коллективное обсуждение оптимального технологического процесса, методов и приемов выполнения конкретных технологических операций, выработка предложений для руководства по более рациональной организации производства

3 Согласно национальному стандарту контроль качества – это система средств для экономного создания изделий, качество которых соответствует требованиям покупателя. Фирмы включили в понятие «качества» не только качество продукции, но и обслуживание, работы, информации потребителей, а также качества работы рабочих, служащих и администраторов. Это изменило весь процесс контроля качества, заставив включить в него все, что связано с удовлетворением интересов потребителей