logo
ЛИЗА ГОСЫ

130. Предмет экономической теории. Субъекты и объекты экономики. Модель спроса и предложения. Её применение в экономической теории.

Предметом экономической теории являются экономические отношения обществе.

Поскольку экономические отношения представляют в обществе целостную систему, то предмет экономической теории имеет и другое определение.

Экономическая теория - это наука о системах экономических отношений в обществе.

Методы экономической теории

Экономическая теория изучает отношения и закономерности, складывающиеся в процессе экономического роста при ограниченных ресурсах, необходимых для жизни и развития общества. Специфика предмета предполагает специфику методологии и методов исследования.

Методология - это общий подход к изучению экономических явлений, система методов и приемов анализа при определенном философском подходе: субъективном, диалектико-материалистическом, эмпирическом, рационалистическом. В настоящее время в науке господствует рационалистическая методология, которая предпо-лагает изучение и открытие объективных рациональных законов экономической цивилизации на основе целостного исследования экономической системы независимо от классового состава населения. В качестве инструментария используется математический аппарат, эконометрика, кибернетика. Результатом исследования выступают экономические модели, схемы, графики.

Методы экономической теории:

Метод анализа и синтеза — анализ предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. С помощью синтеза получают полную картину явления в целом.

Метод индукции и дедукции — при методе индукции происходит исследование отдельных фактов, принципов и формирование общих теоретических концепций на основе получения результатов (от частного к общему). Метод дедукции предполагает исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления.

Метод системного подхода — рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определенного количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом.

Метод математического моделирования — предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощенном виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы.

Метод научной абстракции — позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать вниманание на рассмотрении нескольких субъектов.

СУБЪЕКТ экономический, хозяйствующий (от лат. subjectum — лицо, субъект) — лицо, осуществляющее экономическую, хозяйственную деятельность, будь то человек, семья, предприниматель, предприятие, государство.

Экономический объект: Предприятия, организации, средства и факторы производства, элементы социальной сферы, характеризуемые как объект, в котором сосредоточена или на который направлена экономическая деятельность, и представляющие определенную сторону экономических интересов и отношений.

Кривая спроса

Функция спроса — функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него факторов.

Законом спроса называется обратная зависимость между ценой и величиной спроса.

Кривая спроса показывает какое количество экономических благ готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.

Если влияет ценовой фактор, то изменяется величина спроса. (Движение вниз и вверх вдоль кривой D). QD=f(P)

Факторы влияющие на спрос (неценовые)

1. Изменение доходов потребителей

2. Изменение вкусов и предпочтений

3. Ценовые и дефицитные ожидания

4. Изменение расходов на рекламу

5. Изменение цен на товары — субституты и комплиментарные товары

6. Изменение количества покупателей

Под влиянием неценовых факторов происходит изменение спроса. Перемещение кривой D в положение D1, при увеличении спроса, при уменьшении — в D2.

[править]

Кривая предложения

Функция предложения — определяет предложение в зависимости от влияющих на него факторов.

Законом предложения называется прямая связь между ценой и кол-вом предлагаемой продукции.

Кривая предложения — показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.

Если влияет ценовой фактор, изменяется величина предложения (движение вверх, вниз по кривой).

Факторы влияющие на предложение (неценовые)

1. Цены факторов (ресурсов) производства

2. Технология производства

3. Ценовые и дефицитные ожидания производителей

4. Размер налогов и субсидий

5. Количество производителей

Под влиянием неценовых факторов изменяется предложение (-> S1 при увеличении предложения, в -> S2 при уменьшении предложения).

[править]

Равновесная цена

Равновесная цена — это цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

PE=PD=PS, QE=QD=QS

Поскольку цена равновесия обычно ниже максимально-предлагаемой потребителями цены, величину излишка графически можно изобразить фигурой PEPmaxE. В свою очередь равновесная цена обычно выше минимальной цены которую готовы предложить производители. (PminEPE) Общая выручка — TR = PE x QE Разность между общей выручкой и затратами производителя (oPminEQE) составляет излишек (прибыль) производителя.

[править]

Паутинообразная модель (график!!!!!) посмотри лекцию!!!!

Паутинообразная модель — простейшая динамическая модель показывающая затухающие колебания в результате которых формируется равновесие.

Она отражает формирование равновесия в отрасли с фиксированным циклом производства, когда производители приняв решение на основании существовавших в предыдущих год цен уже не могут изменить объём производства. Например в сельском хозяйстве, когда ориентируются на урожай предыдущего года, не учитывая стихийных бедствий.