logo
ЛИЗА ГОСЫ

115. Перечислите формы платы за землю. В чем заключаются особенности исчисления земельного налога для различных категорий использования земель?

Формы и цель введения платы за землю.

Земля - один из древнейших объектов налогообложения. На протяжении всей истории развития налогового законодательства система налогообложения земли постоянно развивалась.

В современной налоговой системе Российской Федерации укоренилось комплексное понятие - плата за землю, которое соответствует принципу платного землепользования. Принятый 11 октября 1991 г. Закон РФ "О плате за землю" провозгласил целью введения платы за землю стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий (ст.2).

Законодатель выделяет три формы платы за землю: земельный налог, арендную плату и нормативную цену земли (ст.1).

Плата за землю - общее название для всех видов обязательных платежей, уплачиваемых в связи с правом частной собственности и иных вещных прав на землю. Земельный налог уплачивается собственниками земли, землевладельцами и землепользователями, кроме арендаторов. Последние уплачивают арендную плату.

Что касается нормативной цены земли, обозначенной в Законе РФ "О плате за землю" в качестве третьей формы платы за землю, то она устанавливается для покупки и выкупа земельных участков, а также для получения под залог земли банковского кредита.

Субъекты и объекты налогообложения.

Любой налог задается комбинацией ряда элементов. С их помощью учреждается налог, определяется налоговое обязательство, т.е. устанавливается налогоплательщик (субъект налогообложения), предмет налогообложения (объект), размер налогового обязательства и порядок его исполнения.

Субъектами налогообложения являются предприятия, объединения, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе международные неправительственные организации, предприятия с участием иностранного капитала, иностранные юридические лица, а также российские граждане, иностранцы и лица без гражданства, которым земля предоставлена в собственность, владение, пользование на территории Российской Федерации. Земельный налог за участки, перешедшие по наследству, платят наследники, принявшие наследство, с момента его получения.

Таким образом, субъектами налогообложения могут быть как индивидуальные, так и коллективные субъекты.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога.

Существует формула исчисления земельного налога:

Зн = П х С х К

где:

П - площадь участка соответствующего назначения;

С - ставка земельного налога по каждой категории земель, имеющихся у владельца;

К - коэффициент корректировки ставки земельного налога.

Начисленную сумму налога юридические лица ежемесячно относят равными частями на себестоимость продукции, а по землям, не связанным с основной деятельностью, - на соответствующие источники финансирования.

В ст.3 Закона РФ "О плате за землю" устанавливается, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

Существенным элементом налога является ставка - размер налога на единицу налогообложения, которая устанавливается законодательством Российской Федерации.

Законами РФ "Об основах налоговой системы" и РФ "О плате за землю" органам местного самоуправления предоставлена известная свобода в установлении размеров ставок земельного налога. Однако при этом следует учитывать, что согласно федеральному закону от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления имеют право устанавливать ставки налога только на территории муниципального образования, то есть на землях муниципальной собственности. Таким образом, на землях, находящихся в государственной собственности или за пределами муниципального образования, должны действовать ставки, утвержденные Законом РФ или субъекта Федерации.

Законом РФ "О плате за землю" разрешено применение повышающих коэффициентов к землям определенных категорий.

К ним относят:

курортные зоны;

земли городов - столиц республик в составе РФ, краевых и областных центров в зависимости от численности населения.

Ставка земельного налога зависит от трех основных параметров (характеристик) земельного участка:

категории земли (земли сельскохозяйственного назначения, лесного фонда, населенных пунктов и т.д.);

местоположения земельного участка (транспортная доступность, близость к центру населенного пункта, степень развития инженерной и социальной инфраструктуры и т.д.);

размера земельного участка (в соотношении с установленной нормой отвода земли).

Ставки земельного налога определяются отдельно по категориям земель основного целевого назначения, видам и подвидам угодий, природным зонам, группам почв, городам, поселкам, зонам крупных населенных пунктов. Такая дифференциация ставок земельного налога позволяет говорить о тарифе ставок земельного налога.

Ставки земельного налога за сельскохозяйственные угодья устанавливаются по видам угодий - пашня, залежь, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища. При этом ставки определяются отдельно по немелиорированной, орошаемой, осушенной пашне, а также участкам закрытого грунта (парники, теплицы). По другим сельскохозяйственным угодьям подобная детализация ставок производится при наличии информации об оценке этих угодий.

Ставки налога на земли несельскохозяйственного назначения (земли городов, рабочих поселков, расположенные вне населенных пунктов, земли различного специального назначения и т.д.) большей частью выше ставок налога на земли сельскохозяйственного назначения. В Законе РФ "О плате за землю" (приложение 2, табл.1) средние ставки налога на городские земли даются с учетом экономического района и численности городского населения. Эти средние ставки решениями органов местного самоуправления городов превращаются в реальные (фактические, конкретные) ставки, величина которых зависит от местоположения земельного участка и зоны градостроительной ценности.

В целях рационализации и повышения дисциплины землепользования налог, уплачиваемый за часть площади земельных участков сверх установленных норм их отвода, взимается в двукратном размере (ч.4 ст.8 Закона "О плате за землю").

Превышение площади устанавливается городскими, районными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству по утвержденным в установленном порядке нормам отвода земель и материалам землеустроительного дела по отводу земель, выполненного в прошлые годы, при установлении границ земельного участка в натуре.

Особые ставки предусмотрены для земель водного и лесного фонда (ст.10-11 Закона РФ "О плате за землю").

Налог за земли водного фонда, как покрытые, так и не покрытые водой, вне населенных пунктов взимается с земель, предоставленных для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, по средним ставкам за сельскохозяйственные угодья административного района.

Налог за земли лесного фонда устанавливается на период лесопользования с единицы площади освоенных лесов эксплуатационного назначения, на которых проводится заготовка древесины, и взимается в составе платы за пользование лесами в размере пяти процентов от платы за древесину, отпускаемую на корню (ст.11 Закона РФ "О плате за землю").

Налог определяется от суммы лесных податей, указанной в лесорубочном билете по рубкам главного пользования и лесовосстановительным рубкам, входит в состав лесных податей и указывается в строке "в том числе" лесорубочного билета.

Налог за сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда устанавливается по тем же ставкам, что и для земель сельскохозяйственного назначения аналогичного качества или по средней ставке за сельскохозяйственные угодья в целом по административному району.

В соответствии с этим земельный налог взимается только за переданные в пользование другим юридическим лицам и гражданам сельскохозяйственные угодья.

Налог за земли лесного фонда, предоставленные в установленном порядке для рекреационных целей, определяется в размере пяти процентов от норматива платы за древесину на этой площади с учетом увеличения ставок для курортных зон (ч.3 ст.11 Закона РФ "О плате за землю").

Стоимость древесины рассчитывается по ставкам лесных податей, утвержденным органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, за древесину, отпускаемую на корню.

Рассматривая ставки земельного налога в отношении земель, занятых жилищным фондом, следует обратить внимание на некоторые сложные вопросы. Например, начисление земельного налога с граждан, приватизировавших свои квартиры в многоквартирном доме, часть квартир в котором не приватизирована.

Налог на земельный участок, обслуживающий такой жилой дом, должен взиматься с юридического лица, на балансе которого находится дом. Понесенные юридическим лицом затраты по уплате налога возмещаются гражданами, приватизировавшими квартиры в этом доме, по договорам аренды соразмерно доле общей площади их квартир в общей площади всего дома.

Жильцы в неприватизированных квартирах земельным налогом не облагаются. Налог взимается с предприятий и организаций, на балансе которых находится муниципальный жилой дом.

Существует несколько вариантов расчета земельного налога с владельцев (пользователей) квартир и домов.

1. Земельный налог за участок жилого дома (Знд)

Знд = Пзу х Кж х Бн,

где:

Пзу - площадь земельного участка;

Кж = 0,03 - коэффициент вида использования территории - жилого фонда;

Бн - базовая ставка земельного налога соответствующей зоны города.

2. Земельный налог для владельца квартиры в жилом доме (Знк)

Знк = Здк х Кж х Бн,

где:

Здк - земельная доля квартиры;

Кж = 0,03 - коэффициент вида использования территории: жилое;

Бн - базовая ставка земельного налога соответствующей зоны города.

3. Земельный налог за участок дома с нежилыми помещениями (Знд)

Знд = (Здж х Кж х Бн) + (Здн х Кн х Бн),

где:

Здж - земельная доля жилого фонда;

Кж = 0,03 - коэффициент вида использования земель: жилое;

Бн - базовая ставка земельного налога данной зоны города;

Здн - земельная доля нежилого помещения;

Кн = 1 - коэффициент вида использования земель - нежилое;

Бн - базовая ставка земельного налога данной зоны.

В последнее время на российском земельном рынке активизировались операции отчуждения права собственности на земельные участки, производимые как юридическими, так и физическими лицами (купля-продажа, дарение, мена и др.) Налог на операции с землей уплачивается до регистрации договора отчуждения земельного участка в районном (городском) комитете по земельным ресурсам и землеустройству.

116---117. Перечислите функции окружающей среды: дайте характеристику их оценки в современной рыночной системе. Что такое общая экономическая стоимость природных ресурсов и каковы методы определения её элементов?

Природные ресурсы как экономический фактор

Природные ресурсы - это земля и недра, растительный и животный мир, лесные и водные ресурсы, воздушный бассейн и климат, т.е. все то, что окружает человека и формирует внешние условия его созидательной деятельности. Справедливо высказывание: если труд - это отец богатства, то природа его мать. Наличие и разнообразие природных ресурсов во многом определяет возможности хозяйственного механизма. В силу этого наряду с трудом, капиталом, наукой, предпринимательской способностью природные ресурсы являются одним из экономических ресурсов. Человек всегда использовал природные ресурсы для удовлетворения своих потребностей. Но вместе с ростом потребностей растет и объем элементов природы, втягиваемых в процесс экономического кругооборота. Это связано и с ростом численности населения, и с качественными изменениями в потребностях людей. То, что когда-то лежало нетронутым в кладовых природы, все более вовлекается в хозяйственный оборот.

Огромное влияние на проблему вовлечения природных ресурсов в процесс производства товаров и услуг оказывает научно-технический прогресс. Это влияние обладает определенной противоречивостью, происходит в двух противоположных направлениях. Научно-технический прогресс способствует рационализации использования природных ресурсов: выявляют более дешевые и легко транспортируемые материалы (например, природный газ); внедряются способы более полного извлечения и переработки нефти, полнее используется попутное сырье; применяются безотходные технологии. В сельском хозяйстве внедряются способы более интенсивного земледелия и животноводства, в промышленном производстве успешно осуществляется переход к энергосберегающим и материалосберегающим технологиям, сокращающим удельный расход сырья и топлива. Изобретены многие синтетические материалы, успешно заменяющие натуральные ресурсы.

В тоже время развитие науки и техники ведет к расширению старых и созданию новых видов производств, нуждающихся в использовании природных ресурсов.

Важная сторона проблемы использования природных ресурсов связана с их географическим размещением. Основная их часть сосредоточена не в развитых странах, а в регионах с относительно слабым уровнем экономического развития. Такое положение делает неизбежным перемещение в огромных масштабах природных ресурсов из районов их добычи в районы их переработки и потребления. По оценке экспертов, стоимость доказанных российских сырьевых ресурсов составляет более 28 трлн долл. Существует проблема: как наиболее рационально использовать эти ресурсы, обеспечив эффективную структуру экспорта, исключить перспективу превращения топливно-сырьевых отраслей в преобладающие отрасли хозяйства.

Существенное экономическое значение имеет собственность на ресурсы природы. Государственная собственность дает возможность бесплатно использовать ряд природных ресурсов в интересах общества (использование земли для строительства транспортных магистралей, эксплуатация лесных, водных ресурсов, добыча полезных ископаемых и т.д.) Использование природных ресурсов в частном секторе обычно предполагает взимание специальных налогов, рентных и других платежей, уменьшающих прибыль.

В любом случае природные ресурсы не беспредельны и не вечны. Это делает необходимым постоянную заботу об их сохранении и воспроизводстве. Для этого существуют следующие основные условия. В первых, необходимо бережно, рационально использовать то, что человеку дает природа (в особенности в отношении невосполнимых ресурсов). Во-вторых, там, где это доступно, следует принимать действенные меры к восполнению природных ресурсов (восстанавливать и повышать естественное плодородие земли, осуществлять лесопосадки, воспроизводить запасы водоемов). В-третьих, следует максимально использовать вторичное сырье и прочие отходы производства. В-четвертых, необходимо всемерно поддерживать экологическую чистоту производства и природопользования.

Важным условием в рационализации использования природно-ресурсного потенциала является определение экономической оценки природных ресурсов и природных услуг. Географическая среда выполняет три основные функции:

- обеспечение природными ресурсами;

- ассимиляция отходов и загрязнений;

- обеспечение людей природными услугами, такими, как рекреация, эстетическое удовольствие и пр.

Как показал опыт социально-экономического развития России, ни централизованно планируемая экономика, ни рыночная экономика оказались не способны оценить реальное значение чистой окружающей среды, природных ресурсов, установить их реальную цену. Складывающаяся в нашей стране до недавнего времени ситуация "бесплатности" используемых в экономике природных благ или их минимальной цены стала одной из причин нерационального использования природных ресурсов, расточительности экономики. Промышленные и сельскохозяйственные предприятия бесхозяйственно использовали средства производства природного происхождения, не неся при этом никакого ущерба.

В связи с этим реальные цены природных ресурсов могут стать эффективными рычагами в рыночном механизме. Их учет при нерациональном природопользовании на предприятиях приведет к ухудшению производственных показателей, что скажется на финансовых результатах. Неадекватная оценка природных ресурсов приводит к занижению эффектов от экологизации экономики, перехода к устойчивому ресурсосберегающему развитию. При адекватном экономическом учете экологического фактора эффективность ресурсосбережения оказывается гораздо выше наращивания природоемкости экономики, что доказало экономическое развитие развитых стран в последние два десятилетия.

Целесообразно включать оценку природных ресурсов в национальное богатство страны. До настоящего времени этого не делается, что свидетельствует о недооценке экологического фактора. Между тем эта оценка является важной составляющей национального богатства, отражающей природный потенциал страны. Данный потенциал наряду с общественным богатством (накопленными производственными и непроизводственными фондами) во многом определяет развитие народного хозяйства на перспективу.

С позиций учета экологического фактора нуждаются в корректировке и традиционные показатели экономического развития такие, как доход на душу населения, валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт и др. За значительным ростом этих показателей может скрываться деградация природы. Для нашей страны и ее регионов ориентация на традиционные экономические показатели роста в ближайшей перспективе может иметь негативные последствия: быстрее всего роста этих показателей можно добиться, быстро выкачав из недр нефть, газ, добывая руду и уголь поверхностным способом, вырубив леса и т.д., что, к сожалению, в определенной степени сейчас и происходит. В экономике необходима ориентация на конечные результаты, а не на промежуточные валовые показатели. Но традиционные показатели экономического роста в этом случае могут быть хуже по сравнению с аналогичными показателями при экстенсивном природоемком развитии.

Среди имеющихся подходов к определению экономической ценности природных ресурсов и природных услуг, которые позволяют получить конкретную оценку, можно выделить базирующиеся на:

а) рыночной оценке;

б) ренте;

в) затратном подходе;

г) альтернативной стоимости;

д) общей экономической ценности (стоимости).

Не все эти подходы хорошо разработаны, в них имеются противоречивые моменты, однако на их основе можно в самом первом приближении определить экономическую ценность природы. Перечисленные подходы не являются "чистыми", они во многом пересекаются. Рассмотрим основные черты названных подходов.

Рыночная оценка природных ресурсов, ее изменения позволяют регулировать эффективность их использования. Однако цены, складывающиеся на "природных" рынках, часто дают искаженную картину истинной ценности природных благ, не отражают реальные общественные издержки. В результате складывается неадекватная оценка дефицитности ресурсов, величин спроса и предложения, что дает заниженные стимулы для эффективного использования природных ресурсов. Тем самым традиционный рынок позволяет более или менее удовлетворительно оценить только одну функцию окружающей среды - обеспечение природными ресурсами, а две другие функции жизнеобеспечения - ассимиляция отходов и загрязнений, обеспечение людей природными услугами (рекреация, эстетическое удовольствие и пр.) - не находят своего соответствующего отражения в рыночной системе.

Экономическая оценка природных ресурсов, базирующаяся на ренте, достаточно хорошо проработана в теории экономики природопользования. Обычно под экономической рентой понимается цена (или арендная плата) за пользование природными ресурсами, количество которых (запасы) ограничено. Другими словами, рента имеет место при ограниченности предложения природных ресурсов. В этом случае спрос выступает единственным действенным фактором, определяющим ренту. Часто говорят и о рентном доходе собственника ресурсов, который образуется от их эксплуатации.

В теории выделяется также дифференциальная рента, получаемая благодаря разному качеству природных ресурсов. Ресурс лучшего качества (более плодородная земля, качественная нефть, порода с высоким содержанием руды и т.п.) позволяет при прочих равных условиях (квалификация кадров, оборудование и технологии) получать лучшие экономические результаты по сравнению с более бедными природными ресурсами.

Аналогичный эффект дают местоположение и транспортный фактор. Местоположение и транспортная близость определяют высокую цену сельскохозяйственных земель, расположенных вблизи городов, даже в случае их невысокого плодородия. Одинакового качества месторождения нефти и газа могут иметь различный доступ к трубопроводам, транспортную инфраструктуру, находиться на различном расстоянии от мест потребления и переработки. Разница в получаемых результатах при различном качестве природных благ и их местоположении составляет основу дифференциальной ренты и определяет ее величину.

Сущность затратного подхода к оценке природных ресурсов заключается в следующем. Если суммировать затраты на подготовку и использование природных ресурсов, то эту величину можно принять в качестве отправной точки при определении цены ресурса. Затратный подход широко используется для оценки стоимости воссоздания природного блага при его утрате или деградации. В этом случае рассчитываются компенсирующие потенциальные затраты, необходимые на замещение потерянного или поврежденного ресурса идентичным в данном или альтернативном месте. Например, если в результате добычи полезных ископаемых изымается или разрушается плодородный почвенный слой, минимальной экономической оценкой теряемой или деградированной почвы будут затраты на восстановление плодородия этого участка (рекультивация) или повышение плодородия другого участка для компенсации потери первого участка. Подобный поход может быть использован и для оценки редких видов животных и растений: суммируются все виды затрат на воссоздание и нормальное существование данного вида.

Затратный подход содержит в себе принципиальное противоречие: чем лучше по качеству природный ресурс, тем меньшую оценку в соответствии с затратной концепцией он получит. Например, наиболее плодородная почва чернозем требует меньше затрат на подготовку и использование в сельском хозяйстве, чем аналогичный по размеру участок, находящийся на севере и требующий дополнительной расчистки от кустарника, камней и т.д. Аналогичная ситуация наблюдается и для находящихся ближе к поверхности месторождений нефти, газа, руд и др. по сравнению с месторождениями этих природных ресурсов, находящихся глубоко от поверхности, в сложных условиях добычи. В результате получается парадокс: чем выше качество ресурса, чем его легче эксплуатировать, тем меньше затрат для этого нужно, а следовательно, и меньше его экономическая оценка. Это противоречие существенно ограничивает применение затратного подхода к экономической оценке природных ресурсов.

Концепция альтернативной стоимости (упущенная выгода) - одна из основополагающих в экономической теории. В экономике природопользования альтернативные стоимости позволяют оценить природный объект или ресурс, имеющие заниженную рыночную цену или вообще не имеющие ее, и через упущенные доходы и выгоды, которые можно было бы получить при использовании данного объекта или ресурса в других целях. Например, альтернативные стоимости охраняемых природных территорий - это выгоды, которые теряет общество из-за консервации территорий. Эти издержки включают недополучение продукции от охраняемых территорий (животные, растения, древесина). Альтернативные стоимости также включают выгоды, которые могли бы быть получены от альтернативного использования (развитие сельского хозяйства, интенсивное лесное хозяйство и др.).

Концепция альтернативной стоимости в определенной степени связана с затратной концепцией. Чем меньше альтернативная стоимость природного блага, тем меньше нужно затрат для компенсации экономических потерь от сохранения этого блага.

Перспективной с точки зрения комплексности подхода к оценке природно-ресурсного потенциала и попытке учесть не только прямые ресурсные функции природы, но и ассимиляционные функции и природные услуги, является концепция общей экономической ценности (стоимости). Ее величина является суммой четырех показателей: стоимость использования + стоимость неиспользования = стоимость использования прямая + стоимость использования косвенная + возможная стоимость + стоимость существования.

117.Перечислите функции окружающей среды; дайте характеристику их оценки в современной рыночной системе. Что такое общая экономическая стоимость природных ресурсов и каковы методы определения её элементов?

Тоже что 116