logo
ЛИЗА ГОСЫ

9.Анализ структуры себестоимости продукции. Факторы, влияющие на себестоимость продукции.

Для любой организации качество решений, принимаемых относительно управления себестоимостью, яв-

ляется гарантией ее эффективной работы. Себестоимость продукции является комплексным понятием, и она

зависит от влияния большого числа различных факторов. Все факторы, во-первых, можно разделить на две ос-

новные категории: внешнего происхождения, т.е. находящиеся вне данного предприятия, и внутреннего поряд-

ка. К внешним факторам относятся: изменение цен на материалы, полуфабрикаты, топливо, инструменты и

прочие ценности, получаемые предприятием для нужд производства; изменение установленных размеров ми-

нимальной заработной платы, а также всякого рода обязательных взносов, отчислений и начислений. Основны-

ми внутренними факторами являются уменьшение трудоемкости изготовления изделий, повышение производи-

тельности труда, снижение материалоемкости выпускаемой продукции, устранение потерь от брака и т.д.

Во-вторых, важнейшие технико-экономические факторы, влияющие на уровень себестоимости продук-

ции можно разделить на четыре группы: факторы, определяемые техническим уровнем производства; факторы,

определяемые уровнем организации производства, труда и управления; факторы, связанные с изменением объ-

ема и номенклатуры выпускаемой продукции; народно-хозяйственные факторы .

Первая группа факторов учитывает влияние научно – технического прогресса на снижение себестоимо-

сти продукции за счет внедрения новой техники, технологии и современного ресурсосберегающего оборудова-

ния, механизации и автоматизации производственных процессов, совершенствования конструкции и техниче-

ских характеристик изготавливаемых изделий. Снижение норм расхода материалов и повышение производи-

тельности труда, достигаемые в результате технического прогресса, позволяет снизить себестоимость за счет

уменьшения затрат на материалы и заработную плату с отчислениями от нее.

Вторая группа факторов влияет на снижение себестоимости продукции за счет улучшения методов орга-

низации производства и труда, лучшего использования рабочего времени, сокращения технологического цикла

производства и реализации продукции, совершенствования управления производством, сокращения на этой

основе расходов на управление и др. При оценке влияния факторов этой группы следует учесть результаты

уменьшения простоев и потерь рабочего времени. К этой же группе факторов относится улучшение использо-

вания основных производственных фондов, приводящее к снижению затрат на амортизацию.

Третья группа факторов учитывает влияние изменения объема и номенклатуры выпускаемой продукции

на себестоимость. Так, увеличение выпуска продукции на тех же производственных площадях и оборудовании

приводит к снижению себестоимости продукции за счет уменьшения доли постоянных расходов.

Четвертая группа факторов определяет влияние на себестоимость изменения цен, тарифных ставок,

транспортных тарифов, ставок налогообложения, уровня инфляции, процентных ставок по банковским креди-

там и др. Факторы четвертой группы являются внешними по отношению к промышленному предприятию.

Степень влияния на уровень и структуру себестоимости продукции различна для каждой группы факто-

ров. Например, при увеличении объема производства до определенного предела снижение себестоимости дос-

тигается за счет сокращения доли постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции, а также за счет

роста производительности труда в результате повышения навыков в работе. Повышение технического уровня

производства оказывает значительное воздействие на снижение производственных затрат в результате внедре-

ния прогрессивной техники и технологии производства, модернизации и замены устаревшего оборудования,

механизации и автоматизации производственных процессов.