142. Создание систем качества продукции согласно исо 9000. Цели, задачи и критерии национальных премий. Характеристика экспертного метода при решении задач управления качеством.
В ИСО 9000 устанавливаются единые международные стандарты на систему управления качеством в любой производственной или сервисной компании. Стандарт применяется именно к системе качества в виде задокументированной последовательности действий по реализации производственного процесса. Он содержит требования к построению такой системы, которая бы обеспечивала долговременное поддержание и повышение качества.
Комплекс международных стандартов ИСО 9000 содержит следующие элементы:
ИСО 9000-87 — общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Стандарт дает толкование ключевых договорных и недоговорных условий контрактных поставок и раскрывает основные принципы реализации политики в области качества. Определяются правила применения моделей систем качества, излагаемых в стандартах ИСО 9001-9003;
ИСО 9001-87 — модель системы качества для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании. В стандарте устанавливаются требования в отношении системы качества, если контракт, заключенный между двумя сторонами, требует продемонстрировать способность поставщика разрабатывать и поставлять продукцию;
ИСО 9002-87 — модель системы качества для обеспечения качества при производстве и монтаже. В стандарте оговариваются требования по качеству, если контракт, заключенный между двумя сторонами, требует демонстрации возможностей контроля технологических процессов, являющихся определяющими для приемки конечного продукта;
ИСО 9003-87 — модель системы качества для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях. Стандарт устанавливает требования по качеству, если контракт, заключенный между двумя сторонами, требует демонстрации способности осуществлять контроль и окончательные испытания, необходимые для приемки конечного продукта;
ИСО 9004-87 — общее руководство и элементы системы качества. В стандарте рассматриваются элементы системы качества. Дается руководство по общим принципам разработки и внедрения системы качества в условиях, не связанных с контрактом.
Стандарты не предусматривают деление по отраслям, однако с 1993 г. в стандартах отражаются следующие основные категории продукции: технические средства (9004-1) программное обеспечение (9000-3), услуги (9004-2), технологии (9004-3).
К другим важнейшим стандартам относятся:
ИСО 8402-86 — в стандарте раскрываются термины и определения в области качества;
ИСО 10011-92 — руководящие указания по проверке систем качества;
ИСО 10012-92 — система подтверждения метрологической пригодности измерительного оборудования, управление процессом измерения;
ИСО 10013-94 — руководящие указания для разработки руководства по качеству.
Конечным итогом работы по созданию системы качества является комплект документации, состоящий из документов трех уровней. Главным документом системы качества является руководство по качеству, включающее содержание политики в области качества, границы применимости, а также описание организационной структуры предприятия с указанием ответственности и полномочий. В руководстве по качеству находят отражение все предусмотренные стандартами ИСО 9000 элементы системы качества. Основными пользователями руководства по качеству являются высший менеджмент и клиенты предприятия. Вторую ступень в иерархии документов системы качества занимают методические инструкции, в которых устанавливается, какие обязанности и кем, в какой последовательности будут выполняться для реализации элементов системы качества. Методические инструкции составляются для всех служб и подразделений предприятия. Подробное же описание выполнения отдельных видов деятельности по производству, сборке, монтажу, контролю и другим процессам содержится в рабочих инструкциях, указаниях по контролю, справочниках, которые составляют третий уровень в иерархии документации и предназначены для использования рядовыми сотрудниками предприятия. Документация системы качества должна соответствовать следующим требованиям: одинаковая структура для всех документов, общие колонтитулы, нумерация.
Согласно стандартам ИСО 9000 в системе качества предприятия свое отражение должны найти 20 элементов. Это минимальный набор элементов системы качества, который предприятию необходимо выполнить для доказательства своей способности производить качественный товар.
Элемент 1. Ответственность руководства. Цель — разработка политики в области качества: построение системы качества, организационная структура предприятия, распределение ответственности и полномочий в системе качества, создание группы по обеспечению качества и назначение уполномоченного по качеству, обеспечение надзора за деятельностью по обеспечению качества со стороны высшего руководства.
Элемент 2. Система качества. Цель — создание на предприятии эффективно действующей системы качества: структура управления качеством, документация в системе управления качеством, распределение ответственности, рабочие группы по качеству.
Элемент 3. Периодический анализ контрактов. Цель — координация анализа контрактов внутри предприятия и с заказчиком: распределение ответственности за контроль контрактов, контроль контракта на выполнимость, согласование условий поставки, контроль графика выполнения поставки.
Элемент 4. Управление проектированием. Цель — обеспечение качества опытно-конструкторских разработок: организация рабочих групп для проектирования продукции, обучение персонала современным методам проектирования и конструирования.
Элемент 5. Управление документацией. Цель — своевременное предоставление необходимой информации в системе качества: документооборот предприятия, порядок внесения изменений в документацию, архивация данных.
Элемент 6. Закупки продукции. Цель — обеспечение качества поставок субпоставщиков: оценка субподрядчиков, проверка закупленной продукции.
Элемент 7. Продукция, поставляемая потребителем. Цель — проверка, хранение, содержание в исправности данного вида продукции: вклад заказчика в производство конечной продукции, предотвращение порчи поставляемой заказчиком продукции.
Элемент 8. Идентификация продукции и прослеживаемость. Цель — обозначение изделия и возможность прослеживаемости изделия в процессе производства: внедрение маркировки и других способов обеспечения идентификации, учет на всех стадиях жизненного цикла продукции.
Элемент 9. Управление процессами. Цель — обеспечение качества на этапах производства, монтажа и технического обслуживания: производственное планирование, товарно-материальный учет.
Элемент 10. Контроль и испытания. Цель — подтверждение выполнения заданных требований к продукции: входной контроль поступающей продукции, контроль и испытания в процессе производства, выходной контроль конечной продукции.
Элемент 11. Контрольное, измерительное и испытательное оборудование. Цель — обеспечение пригодности средств измерений и испытаний: планы калибровки средств измерений, регистрация данных о калибровке средств измерений.
Элемент 12. Статус контроля и испытаний. Цель — условия завершения контроля: акты приемки-браковки, разделение и соответствующая маркировка продукции после прохождения контроля.
Элемент 13. Действия с несоответствующей продукцией. Цель — исключение из дальнейшего использования бракованных единиц: обнаружение и маркировка бракованной продукции, раздельное хранение годной продукции и брака.
Элемент 14. Корректирующие воздействия. Цель — поиск и устранение причин дефектов: работа с рекламациями клиентов, устранение причин появления дефектов, внесение изменений в методики и инструкции.
Элемент 15. Погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка и поставка. Цель — действия по предотвращению повреждений и снижению качества в ходе логистических операций: безопасное хранение, упаковка в соответствии с надлежащими требованиями, сохранение целостности продукции в процессе транспортировки.
Элемент 16. Управление регистрацией данных о качестве. Цель — сохранение информации по обеспечению качества для ее анализа и предоставления доказательств качества потребителю: хранение данных по качеству.
Элемент 17. Внутренние проверки качества. Цель — определение эффективности системы качества и путей ее улучшения: план проведения внутренних проверок, отчеты по результатам проверок, корректирующие мероприятия по результатам проверок.
Элемент 18. Подготовка кадров. Цель — овладение всеми работниками предприятия навыками по обеспечению качества работы: описание обязанностей, требования к квалификации, потребность в повышении квалификации, план повышения квалификации.
Элемент 19. Техническое обслуживание. Цель — проведение технического обслуживания при вводе в эксплуатацию: гарантийное и послегарантийное обслуживание, послепродажное обслуживание.
Элемент 20. Статистические методы. Цель — внедрение подходящих статистических методов контроля: определение адекватных статистических методов для проверки процесса.
Соблюдение на предприятии стандартов ИСО 9000 подтверждается сертификатом, выданным независимой организацией по результатам проведения сертификации системы качества. Такой сертификат признан во всем мире и является достаточной для покупателя гарантией качества продукции. Наличие сертификата на соответствие системы качества предприятия нормам ИСО 9000 становится значительным конкурентным преимуществом, может быть использовано в качестве инструмента маркетинга для создания имиджа предприятия. В некоторых отраслях сертификат ИСО 9000 является необходимым условием для нормального функционирования, получения заказов.
Премии Правительства Российской Федерации в области качества [5]
Российская премия по качеству учреждена Правительством Российской Федерации в 1996 г. Согласно Положению о премиях Российской Федерации в области качества, «премии присуждаются ежегодно на конкурсной основе организациям за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, обеспечение их безопасности, а также за внедрение высокоэффективных методов управления качеством». Задача, которую призвана решать национальная премия, — вывести качество российского менеджмента на принципиально новый, более высокий уровень, что позволило бы отечественным предприятиям успешно конкурировать не только на российском, но и на мировом рынке.
Организационно-техническое обеспечение конкурса возложено на Госстандарт России (ныне — Ростехрегулирование. — Прим. ред.) и Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации (ВНИИС).
Модель премии Правительства Российской Федерации в области качества гармонизирована с критериями Европейской премии по качеству. Это дает возможность российским компаниям строить свою деятельность на принципах, которыми руководствуется большинство зарубежных фирм. Однако российская премия — не копия европейской и имеет отличия, обусловленные национальной спецификой. Так, оценка группы «возможности» в российской модели выше, чем в модели EFQM, что отражает большую значимость для современной России потенциала компании, чем скромных и зачастую не всегда объективных результатов.
При оценке категорий из группы «возможности» экспертами учитываются совершенство подхода, его полнота, а также оценка и пересмотр подхода (эталонного сопоставления). Для категорий группы «результаты» оцениваются достижения и полнота охвата. Конкурс также предполагает экспертизу отчетов по самооценке и дальнейшее обследование на местах.
Критерии и модели премий
Каждая из премий имеет в основе модель, которую можно определить как модель TQM или модель совершенствования. Модель премии — это набор критериев (оценочных показателей), имеющих внутренние взаимосвязи и объединенных графической схемой. Обычно модель включает 6—9 основных критериев, с 6—32 уточняющими подкритериями. Содержание критериев отражает ключевые направления бизнеса, актуальные для построения конкурентоспособной организации с эффективной системой управления с точки зрения разработчиков той или иной премии. Критерии и модели премий постоянно пересматриваются с целью адаптировать их к изменяющимся условиям ведения бизнеса.
Премии качества - это прежде всего модели совершенствования бизнеса, которые позволяют руководителям структурировать и систематизировать работу внутри компании и начать процесс совершенствования. Сегодня многие западные компании на базе моделей премий качества выстраивают стратегию управления компанией, нацеленную на постоянное совершенствование бизнеса.
Участие в конкурсе на соискание премии качества:
1.Победа в конкурсе - это признание лидерства организации со стороны бизнес-сообщества и потребителей.
2.Бизнес-партнеры и все заинтересованные стороны получают подтверждение высокого качества работы инадежности организации.
3.Производится независимая экспертная оценка эффективности системы управления, и определяются области, где необходимы первоочередные улучшения.
4.Участие в конкурсе формирует имидж компании, стремящейся к улучшению качества бизнеса.
Использование премии качества как инструмента управления:
1.Модель и критерии премий предлагают готовую стратегию развития компании.
2.Создается эффективная система управления на принципах постоянного совершенствования.
3.Систематизируются все действия по улучшению качества.
4.В основе изменений лежит самосовершенствование; динамика улучшений в компании измеряется путем самооценки.
5.Результаты оценки организации по критериям премий сравниваются с эталонными и результатами конкурентов.
6.Постоянно ведется поиск лучших бизнес-решений - он является катализатором вовлечения компании в процесс бенчмаркинга.
7.Повышаются производительность и конкурентоспособность компаний на внутреннем и мировом рынках, и, как следствие, развивается национальная экономика.
- В чем состоит содержание стратегического анализа при создании стратегического плана предприятия? Приведите примеры эффективных методов стратегического анализа.
- 2.Категории товарно-материальных запасов (по целевому назначению).
- 3.Анализ влияния обеспеченности и эффективности использования основных средств на выполнение производственной программы.
- 4.Анализ использования трудовых ресурсов на предприятии.
- 5. Анализ ликвидности баланса предприятия.
- 6. Анализ ликвидности баланса. Сущность и условия абсолютной ликвидности.
- 7.Анализ прибыли предприятия: факторы её роста. Анализ рентабельности продукции.
- 9.Анализ структуры себестоимости продукции. Факторы, влияющие на себестоимость продукции.
- 10.Анализ финансовой устойчивости предприятия, типы финансовых ситуаций по степени их устойчивости. Система критериев банкротства предприятия.
- 11.Анализ финансовой устойчивости предприятия. (тут и 10 и 11)
- 12.Аудиторский риск, методы его оценки.
- 13.Ввп как ключевой показатель системы национальных счетов и методы его расчета.
- В чем заключается экономическая сущность платы за вредное воздействие на окружающую среду? Каковы её основные функции? Перечислите льготные категории природопользователей.
- 16.В чем и каким образом проявляется улучшение использования оборотных средств в повышении эффективности хозяйствования?
- 17.В чем проявляется необходимость функционирования налоговой системы? Назовите основные принципы налогообложения.
- 19.В чем состоит содержание стратегического анализа при создании стратегического плана предприятия? Приведите примеры эффективных методов стратегического анализа.
- 20. В чем состоит экономическая сущность основных средств и нематериальных активов? Назовите основные признаки их классификации.
- 21. В чем суть понятия «добавленная стоимость»? Какова экономическая основа расчета налога на добавленную стоимость?
- 22. Валовая и товарная продукция сельского хозяйства и её качество.
- 23.Виды календарного планирования, требования предъявляемые к календарным планам.
- 24. Виды контроля, контроллинг.
- 25.Виды переувлажненных земель, причины переувлажнения. Методы осушения. Использование осушаемых угодий.
- 26.Виды прогнозов. Принципы прогнозирования и примеры их применения.
- 27. Виды сметной документации. Порядок составления локальной сметы.
- Локальные сметные расчеты (сметы)
- 28. Водоприемники осушительных систем, требования к ним, методы и способы регулирования.
- 29.Водосберегающие мероприятия в промышленном водоснабжении.
- 30.Дайте определение базисным условиям поставки.
- 31. Дайте определение склада. Логистический процесс на складе.
- 32. Договорные цены на строительную продукцию. Порядок пересчета базисных цен в текущие.
- 32. Договорные цены на строительную продукцию. Порядок пересчета базисных цен в текущие.(Гос 2003г.)
- 33. Доходный подход к оценке недвижимости. Два метода расчета рыночной стоимости.
- 34. Доходный подход к оценке недвижимости. Два метода расчета рыночной стоимости. Методы обезжелезивания и умягчения воды.
- 35. Задача оптимального распределения ресурса по потребителям, для которых заданы производственные функции по используемому ресурсу. Задача динамического программирования.
- 36. Задачи и методы контроля.
- 37. Задачи и назначение финансово-экономического анализа. Методы финансового анализа деятельности предприятия.
- 38. Задачи и особенности отраслевого планирования и прогнозирования в сфере материального производства.
- 39. Задачи, виды и эффективность мелиораций земель разного назначения. Мелиоративные системы.
- 40. Опыт европейских стран, сша и Японии, других зарубежных стран по управлению качеством
- 41. Методы получения комплексного и интегрального показателей качества продукции.
- C помощью весовых коэффициентов gi учитывается важность или ценность каждого единичного показателя качества qi. .
- 42. Затратный подход к оценке недвижимости. Методы определения восстановительной стоимости и износа.
- 43. Зерновое производство как основа сельскохозяйственного производства.
- 44. Значение и специализация отраслей животноводства
- 45. Значение отраслей растениеводства, их связь с отраслями животноводства.
- 46. Износ недвижимости, виды износа и способы определения.
- 47. Индекс прибыльности инвестиций, индекс чистого дисконтированного дохода, бухгалтерская рентабельность. Что является критерием при сравнении вариантов реализации рассматриваемых проектов?
- 48. Индексы, их значение в статистике и классификация.
- 49. Инженерные системы природопользования и природообустройства, их назначение и виды.
- 50. Инфляция. Сущность и причины, формы проявления, последствия.
- 51. Ипотечное кредитование. Жилищные сертификаты.
- Параметры жилищных сертификатов
- 52. Исследование оборачиваемости оборотных средств. Роль наличия оборотных средств в повышении эффективности производства. Пути повышения эффективности использования оборотных средств.
- 53.Источники воды для орошения: виды, характеристики, оросительная способность.
- 54. Как рассчитываются ввозные таможенные пошлины, акцизы и ндс.
- 55. Какие возможны издержки при наличии дефицита запасов?
- 56. Какие этапы включает конкурентный анализ? Каковы главные конкурентные силы, и каким образом предприятие может эффективно противодействовать им?
- 57. Какими моделями предпринимательства представлена инновационная деятельность предприятия? Назовите признаки новизны продукта или процесса.
- 58. Каков порядок расчёта общей суммы выплат за загрязнение окружающей среды? Как проводится корректировка её величины? Что является источником выплат?
- 59. Каково содержание функций менеджмента, их сравнительная характеристика и роль в организации управления производством.
- 60. Каковы основные направления повышения экологической безопасности экономики на микроуровне? Перечислите пути экологизации жизненного цикла продукции.
- 61. Каковы признаки классификации типов планирования? Каким образом они влияют на содержание плановых документов?
- 62. Каковы признаки классификации типов планирования? Каким образом они влияют на тип планирования?
- 63. Классификация рядов динамики. Показатели изменения уровней рядов динамики.
- 64. Коагулирование и отстаивание воды.
- 64. Коагулирование и отстаивание воды.(Госы 2003)
- 65. Корректировка (сглаживание) календарных планов по ресурсам и времени.
- 66. Логистическая цепь. Пример логистической цепи.
- 67. Основные функции управления качеством продукции, их сущность и характеристика.
- 68. Мелиоративные режимы на землях разного назначения и их обоснование.
- 69. Методическая схема анализа финансового состояния предприятия.
- Анализ финансового состояния
- 70. Методическая схема технико-экономического анализа деятельности предприятия. Применение метода «разниц» в факторном анализе.
- 71. Методы дезинфекции питьевой воды.
- 72. Методы изучения затрат рабочего времени (хронометраж, фотоучет, фотография рабочего дня).
- 73. Методы обессоливания и опреснения воды
- Методы составления смет в строительстве в современных условиях.
- Методы формирования строительных бригад.
- 76.Назначение строительства. Продукция и её назначение для хозяйства. Основные участники инвестиционного цикла.
- 3.2.Коэффициенты платежеспособности (финансовой устойчивости).
- 1. Общий коэффициент рентабельности активов,( капитала):
- 2. Коэффициент рентабельности основных средств:
- 3. Коэффициент рентабельности пермонентного (постоянного) капитала, т.Е. Инвестиций
- 78. Назовите виды и характер основных ориентиров предприятия. В чем проявляется значимость каждого из видов ориентиров?
- 79. Назовите материально-вещественное содержание оборотных фондов. В каком виде совершают кругооборот фонды обращения
- 80. Назовите основные из возможных способов расчета годовой величины амортизационных отчислений. Каким образом отечественные предприятия выбирают один способ из них?
- 81. Назовите основные пути улучшения использования основных средств. Какие показатели измеряют качество их использования?
- 82. Назовите основные различия стратегического и тактического планирования на предприятии. В чем различие тактических и оперативных планов предприятия?
- 83.Назовите основные шесть функций сложного процента. Какую задачу и каким образом решает каждая из них?
- 84. Назовите принципы планирования в экономической организации. Каким образом они определяют характер и содержание планирования?
- 85.Назовите факторы и резервы повышения производительности труда на предприятии. Дайте схемы влияния каждой группы факторов на величину производительности труда.
- 86. Национальное богатство как важнейший макроэкономический показатель. Экономические активы в составе национального богатства.
- Материальные произведенные нефинансовые активы:
- 87. Национальный доход как макроагрегат системы национальных счетов, методология его исчисления и направления использования.
- 88. Нормативы предельно допустимых воздействий на водные объекты (антропологическая нагрузка, пдк загрязнения).
- 89. Применение общей теории управления в управлении качеством продукции.
- 90. Общие принципы построения системы национальных счетов (снс) и ее основные счета.
- 91. Факторы и условия, влияющие на качество продукции, их классификация.
- Условия, влияющие на функционирование элементов системы управления качеством
- 92. Определение логистики как науки. Задачи логистики.
- 93. Определение логистики, как науки. Функции логистики.
- 94. Определение общей продолжительности строительства объекта. Влияние различных факторов на продолжительность строительства.
- 95. Организационные формы статистического наблюдения.
- 96. Организация проектно-изыскательских работ. Стадии проектирования. Состав и содержание проекта организации строительства (пос) и проекта производства работ (ппр).
- 97. Оросительные системы: составные элементы и их назначение.
- 98. Основные задачи экономического анализа. Виды анализа. Основные методы экономического анализа деятельности предприятия.
- 99. Основные задачи экономического анализа. Виды анализа. Понятие внешнего и внутреннего анализа.
- 100. Основные приемы и методы финансового анализа. Оценка платежеспособности предприятия
- 101. Основные принципы нормирования труда. Метод разработки производственных норм затрат труда и рабочего времени. Технология проектирования норм.
- 102. Основополагающие аудиторские стандарты. Стандарты аудиторского заключения. Виды заключений по общему аудиту.
- 103. Особенности землепользования на сельскохозяйственных землях. Сельскохозяйственные земли и угодья. Требования к организации территории на мелиорируемых землях.
- 104. Особенности и задачи строительства объектов природообустройства и водного хозяйства.
- 105. Особенности размещения и специализации в сельском хозяйстве.
- 106. Особенности труда в сельском хозяйстве и показатели его использования и эффективности.
- 106.Особенности труда в сельском хозяйстве и показатели его использования и эффективности.
- 107. Осушительные системы, составные элементы, их назначение.
- 108. Относительные статистические величины, их виды, методика расчета, формы выражения, интерпретация и аналитическое значение.
- Виды относительных величин
- 109. Охарактеризуйте основные стратегии, имеющие универсальный характер и применимость в отношении любой конкурентной силы.
- 110. Охарактеризуйте основные стратегии, имеющие универсальный характер и применимость в отношении любой конкурентной силы.
- 111. Охарактеризуйте содержание трех основных этапов формирования стратегии предприятия.
- 112. Показатели абсолютного и относительного сравнения уровней ряда динамики.
- 113.Перечислите основные группы экономических методов регулирования отношений природопользования. В чём заключаются преимущества экономических методов и каковы условия их применения?
- 115. Перечислите формы платы за землю. В чем заключаются особенности исчисления земельного налога для различных категорий использования земель?
- 118.Планирование деятельности подрядного предприятия. Производственная программа, состав, показатели.
- 119. Показатели качества питьевой воды.
- 120. Понятие апк, его специфические особенности.
- 121.Понятие аудита предприятия, его цели и задачи. Отличия аудита от ревизии.
- 122.Понятие восстановительной стоимости, способы её определения.
- 123.Понятие логистической операции и логистической цепи.
- 124.Понятие макро- и микрологистики.
- 125.Понятие недвижимости и рынка недвижимости, их особенности.
- Макроэкономические факторы:
- 2. Микроэкономические факторы:
- 126.Понятие о прогнозировании, её задачах и функциях. Виды прогнозов.
- 127.Понятие об инвестиционном риске; методы учета инвестиционных рисков.
- 128.Понятие существенности в аудите и её оценка.
- 129.Понятие товарной продукции, незавершенного строительства, незавершенного строительного производства, заделка.
- 130. Предмет экономической теории. Субъекты и объекты экономики. Модель спроса и предложения. Её применение в экономической теории.
- 131.Предназначение и порядок оценки имущества и хозяйственных операций как элемента метода бухгалтерского учета.
- 132. Применение метода дисконтирования денежных потоков для оценки недвижимости.
- 133. Принцип определения дохода с земли. Факторы, влияющие на стоимость земли. Формы оплаты за землю в г. Москве.
- 134. Природно-техногенные комплексы, их состав. Понятие о геосистемах и ландшафтном подходе к природопользованию. Основы рационального природопользования.
- 135.Производственная функция, формы представления. Методы построения. Основные характеристики.
- 136. Производственная функция. Понятие предельной производительности и её определения.
- 137.Производственная функция. Производственный коэффициент эластичности, дифференциальная норма заменяемости.
- 138. Роль организации труда в росте производительности труда. Методы измерения производительности труда.
- 139.Система обобщающих и частных показателей уровня эффективности производства и методология их построения.
- 140. Складская логистика. Основные функции склада.
- 141. Совокупный спрос и совокупное предложение. Факторы, влияющие на них.
- 142. Создание систем качества продукции согласно исо 9000. Цели, задачи и критерии национальных премий. Характеристика экспертного метода при решении задач управления качеством.
- 143. Сооружения для забора воды из подземных и поверхностных источников.
- 144.Специфические особенности земли как главного средства производства в сельском хозяйстве.
- 145.Сравнительный подход к оценке недвижимости. Единицы и показатели сравнения.
- 146.Средние величины, их значение в статистике, виды и области научного применения.
- 147.Статистическая группировка, ее задачи и виды. Классификация как вид группировки.
- 148.Статистические методы измерения уровня и динамики заработной платы.
- 149.Сущность и формы собственности. Проблемы реализации собственности.
- 150.Сущность и функции налогов. Кривая Лаффера.
- 151.Сущность инвестиций, их виды. Факторы, влияющие на спрос и предложение инвестиций. Основы теории мультипликатора.
- Коэффициент маневренности ск
- Коэффициент финансовой напряженности
- Коэффициент кредиторской задолженности
- 153. Сущность процесса фильтрования. Типы фильтров.
- 154. Сущность, причины и виды безработицы. Полная занятость и естественный уровень безработицы.
- 155. Методы улучшения качества воды.
- Вопрос 155
- 156. Типы контрактов в строительстве. Преимущества и недостатки каждого из них.
- 157.Типы рынков. Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия.
- 158. Товарное производство и его эволюция. Рынок и его функции.
- 159. Три подхода к оценке земельных участков как объектов недвижимости.
- 160. Уровни развития логистики.
- Санация
- Раздел V. Мировое соглашение
- 162. Фактографические методы прогнозирования, их достоинства и недостатки, сфера применения.
- 163. Федеральный закон «о прогнозировании…», его структура и основные понятия.
- 164. Форма и последовательность разработки линейных календарных планов.
- 165. Функции денег. Рынок денег. Депозитный, кредитный и денежный мультипликаторы.
- 166. Функционально-отраслевая структура апк.
- 168.Четыре группы принципов оценки недвижимости.
- 169. Что включает в себя понятие экологически рационального землепользования? Перечислите экологические требования к сельскохозяйственному использованию земель.
- 170. Что включает конечный стратегический план предприятия? Каковы объективные ограничения при формировании стратегий?
- 171.Что включает метод бухгалтерского учета? Каковы особенности документации и инвентаризации как элементов метода бухгалтерского учета?
- 172. Что понимается под устойчивым развитием общества? Каковы основные проблемы перехода к данной форме развития? Перечислите характеристики стационарной модели экономики.
- 174. Что собой представляют организационные структуры управления, их типология, основы построения и определение уровня рациональности?
- 175.Что такое оборот земель? Какие сегменты земельного рынка наиболее развиты в России?
- 176. Что такое природно-продуктовая вертикаль (ппв) и какова цель её построения? Перечислите этапы анализа ппв.
- 178. Экономико-математические методы и их реализация для оценки экономических процессов. Задачи линейного программирования, целевая функция, ограничения. Привести пример.
- 179. Экономическая сущность и структура основных фондов в сельском хозяйстве.
- 180.Экономический анализ оптимального решения задачи линейного программирования. Понятие критического ресурса и его признаки.
- 181. Экономический анализ оптимального решения задачи линейного программирования. Понятие предельной цены на ресурс.
- 182.Экономический анализ себестоимости и прибыли на основе метода разниц.
- 183.Экономический рост: сущность, виды и показатели. Роль государства в современной экономике.
- 184. Экспертные методы прогнозирования, их достоинства и недостатки, сфера применения.