logo
ЛИЗА ГОСЫ

89. Применение общей теории управления в управлении качеством продукции.

Применение общей теории управления в управлении качеством продукции

Сущность всякого управления заключается в выработке управляющих решений и последующей реализации предусмотренных этими решениями управляющих воздействий на определенном объекте управления. Управление применимо только к объектам, параметры которых либо сами отклоняются от заданного технического уровня, либо их нужно изменять в соответствии с изменяющимися условиями. Качество продукции относится именно к таким объектам, так как оно теряет свои свойства под влиянием физических причин, воздействующих на технический уровень. При управлении качеством продукции непосредственными объектами управления, как правило, являются процессы, от которых зависит качество продукции. Выработка управляющих решений производится на основании сопоставления информации о фактическом состоянии управляемого процесса с характеристиками его результата, заданными программой управления.

Нормативную документацию, регламентирующую значения параметров или показателей качества продукции, техническую документацию, устанавливающую требования к процессам разработки, проектирования, производства, транспортирования, хранения, реализации, эксплуатации и утилизации следует рассматривать как программы управления качеством продукции.

Управляющие воздействия должны быть направлены на сохранение фактического состояния управляемого процесса или на корректирование этого состояния.

Процессы управления в системе менеджмента качества в общем виде подразделяются на две группы:

Процесс управления качеством продукции в соответствии с общей теорией управления состоит из следующих операций:

  1. Разработка программы управления, планирование повышения качества продукции;

  2. Получение и анализ информации о состоянии любого объекта (изделия, процесса), влияющего на качество продукции;

  3. Принятие решения по управлению качеством и подготовка воздействия на объект;

  4. Выдача управляющих воздействий;

  5. Получение и анализ информации об изменениях в качестве объекта, которые вызваны управляющими воздействиями.

К управлению предъявляются некоторые требования.

Первое требование связано с выработкой стратегии и критерия управления. Управление любым объектом всегда имеет определенную цель и стратегию, которая достигается при управлении. Применительно к качеству продукции это требование означает выбор путей повышения качества продукции, оптимизирующих технический уровень и уровень качества изделий по критерию, оценивающему результативность управления. Неудачно выбранный критерий приводит к нежелательным результатам. Например, ориентация в системе народного хозяйства на критерий по валу и весу длительное время приводила к утяжелению отечественных конструкций в сравнении с зарубежными. В теории управления рекомендуется сводить критерии во взаимоувязанную систему исходя из максимума общей полезности продукции при минимальной ее стоимости. В связи с этим развивается тенденция планирования повышения качества в натуральных единицах (тонны, штуки) при соблюдении оптимальных показателей качества.

Разработка критерия оптимального управления технического уровня и уровня качества изделий всегда затруднена наличием значительного числа неопределенностей технического и экономического характера, причем с развитием научно-технического прогресса непрерывно возрастает доля таких неопределенностей.

Второе требование теории управления относят к эффективной обратной связи (процессам управления), обеспечивающей наблюдение за реализацией стратегии управления, а в случае отклонений принимаются меры для их предупреждения. При управлении качеством изделий это требование реализуется на основе изучения потребностей, а также осуществления контроля и испытаний на соответствие этим потребностям. Эта работа проводится заказчиком и создателем продукции.

Обратная связь устанавливается по каждому виду изделия и от каждого уровня управления. Таким образом, в системе управления качеством изделий обратная связь имеет сложный характер.

Третье требование теории управления качеством — наличие резервов. В любой системе управления возникают непредвиденные обстоятельства — неувязки в планировании, аварии, задержки поставок, недостатки в функционировании изделий. Поскольку они непредсказуемы, то нет иного способа справиться с этими случайностями иначе, как с помощью плановых материальных запасов, резервных мощностей, комплектующих изделий.

Четвертым требованием теории управления является учет роли человеческого фактора. Человек — «активная система» со своими желаниями, целями. Несомненно, такие системы с участием людей рассматриваются как сложные, эффективность которых наряду с чисто техническими факторами зависит от психологических факторов в их взаимосвязи. Известны разнообразные стимулы, направляющие стремления отдельных людей и коллективов по пути, целесообразному для организации. Общая ответственность исполнителей за соблюдение заданного уровня качества в системе управления привела к развитию самоконтроля на рабочих местах. Развитие системы самоконтроля одновременно с совершенствованием техники измерения позволило количественно определить соотношение ответственности за брак.

Практическая реализация систем менеджмента качества вызвала необходимость перестройки организационной структуры промышленных предприятий. Начали создаваться специальные подразделения для координации работ по управлению качеством в масштабах предприятия. Основные задачи, возлагаемые на эти подразделения, сводятся к следующему: разработка показателей, определяющих оптимальный уровень качества на основе анализа требований потребителя и возможностей производства; создание системы менеджмента качеством и контроль за ее работой.