logo
ЛИЗА ГОСЫ

78. Назовите виды и характер основных ориентиров предприятия. В чем проявляется значимость каждого из видов ориентиров?

Выбор ориентиров и определяющей стратегической модели развития предприятия с учетом стадии его жизненного цикла и вариантов стратегии в рамках этой модели. Всю совокупность ориентиров деятельности фирмы можно разделить на три этапа:

идеалы - ориентиры, которые мы не рассчитываем достичь в обозримом периоде, но допускаем приближение к ним;

цели - наиболее общие ориентиры деятельности фирмы в плановом периоде, достижение которых предполагается в полном объеме;

задачи - конкретные, количественно измеряемые ориентиры, описания серии рабочих функций, определяющие форму и время выполнения задания.

К идеалам экономической организации можно отнести ее видение. Видение - это идеальная картина будущего, то состояние, которое может быть достигнуто при самых благоприятных условиях.

Цель предприятия - это желаемое состояние, которого можно достичь скоординированными усилиями всех сотрудников в заданный промежуток времени.

В стратегическом управлении выделяют три типа целей, которые должны быть согласованы в рамках процесса планирования. Б теории управления их принято называть целями "стратегического треугольника".

Это:

корпоративные цели. Эти цели главным образом связаны с требованиями, которым должны удовлетворять все хозяйственные подразделения, с границами организации г целом, с финансовыми целями, с желаемым географическим распределением деятельности, с позицией, занимаемой компанией в отношении социальной ответственности, и т. д. Корпоративные цели - это следствие и реальное воплощение миссии;

цели предпринимательской деятельности. Они касаются желаемого уровня прибыльности (величина прибыли, рентабельности, дохода на акцию) и конкурентоспособности (доля рынка, положение в отрасли);

функциональные цели. Это производные цели функциональных подразделений, интегрирующие их деятельность на достижение как корпоративных целей, так и целей предпринимательской деятельности. Сюда чаще всего относятся цели в области: производительности (издержки на единицу продукции, материалоемкость, отдача с единицы мощностей, др.), финансовых ресурсов (например, структура капитала, движение денег, размеры оборотного капитала), НИР и ОКР (в том числе: сроки внедрения новой технологии, оборудования, продукта, затраты на НИР и ОКР, качество), человеческих ресурсов (квалификация, текучесть кадров, организационное знание), организационного потенциала (время проведения организационных изменений).

Задачи представляют собой дальнейшую конкретизацию целей. Правильно поставленные задачи представляют собой оптимальные решения выявленных проблем.

Необходимо ставить задачи, которые были бы нераздельно связаны с целями. Необходимо соединить цели маркетинга предприятия на будущий и последующие года с теми конкретными задачами, которые надо выполнить для их достижения.

Отобранные задачи должны отвечать следующим критериям:

1. Согласованность. Задача определяет направление движения.

2. Одобрение. Есть желание и возможность её решить.

3. Реалистичность. Должна быть возможность выполнения поставленной задачи.

4. Гибкость. Приспособление к новым условиям.

5. Измеримость. Для обеспечения возможности контроля результаты должны быть измеримыми.

6. Привлекательность. Задачи должны быть привлекательными, чтобы мотивировать деятельность.

Выполнение задач тесно связано с атмосферой, царящей в организации, а также с практикой постановки задач и их выполнения.