logo search
ЛИЗА ГОСЫ

99. Основные задачи экономического анализа. Виды анализа. Понятие внешнего и внутреннего анализа.

Значением, содержанием и предметом экономического анализа определяются и стоящие перед ним задачи. К числу важнейших из них следует отнести: 1) повышение научноэкономической обоснованности бизнеспланов и нормативов (в процессе их разработки); 2) объективное и всестороннее исследование выполнения бизнеспланов и соблюдения нормативов (по данным учета и отчетности); 3) определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов (отдельно и в совокупности); 4) контроль за осуществлением требований коммерческого расчета (в его полной и незавершенной форме); 5) выявление и измерение внутренних резервов (на всех стадиях производственного процесса); 6) испытание оптимальности управленческих решений (на всех ступенях иерархической лестницы).

1. По субъектам экономического анализа различают внутренний и внешний анализ.

1.1. Внутренний экономический анализ осуществляется внутренними субъектами, т.е. сотрудниками, администрацией. Он проводится для целей управления коммерческой организацией, для повышения эффективности производственной, хозяйственной и финансовой деятельности. Такой анализ предусматривает исследование всех сторон деятельности коммерческой организации.

1.2. Внешний экономический анализ осуществляется внешними субъектами с конкретными целями, поставленными каждым из них.

2. По времени проведения экономический анализ подразделяется следующим образом.

Итоговый, последующий, периодический, ретроспективный анализ -- экономический анализ, проводимый после совершения производственных, хозяйственных и финансовых операций.

Предварительный, перспективный, прогнозный, анализ планов -- экономический анализ, проводимый до совершения производственных, хозяйственных и финансовых операций. Прогнозная информация -- менее точная, но позволяет принимать управленческие решения своевременно, определять параметры перспективного развития коммерческой организации.

Оперативный анализ -- экономический анализ, проводимый в момент совершения производственных, хозяйственных и финансовых операций. При его осуществлении используется информация, фиксируемая и обрабатываемая ежедневно. Оперативный анализ позволяет принимать управленческие решения «на ходу», отслеживать назревающие затруднения и предотвращать их. Как правило, оперативный анализ не является комплексным, т.е. не охватывает все стороны деятельности коммерческих организаций. Вместе с тем организация оперативного анализа, даже по ограниченному кругу вопросов, в значительной степени способствует повышению эффективности управления, хотя и требует определенных затрат труда. Широкому внедрению оперативного анализа в практику управления препятствует отсутствие единой методики управленческого учета. Система управленческого учета (важнейшая информационная база для оперативного анализа) в основном обусловлена отраслевой принадлежностью коммерческих организаций, особенностями технологии производства и организации труда. Вопросы организации управленческого учета (в отличие от бухгалтерского и статистического) решаются на каждом предприятии по-разному.

Периодический, оперативный и перспективный виды анализа взаимосвязаны и дополняют друг друга. Наилучшим образом этого можно достичь с помощью применения современных средств автоматизации управления, когда одна и та же информация может быть использована сначала для получения оперативных данных (например, в момент совершения хозяйственной операции), а затем (например, по окончании месяца) для получения отчётности -- важнейшего источника информации для периодического анализа.

3. По направлениям исследования различают производственный и финансовый, а также общеэкономический и технико-экономический анализ.

Общеэкономический анализ базируется преимущественно на укрупненных показателях, представленных в денежном выражении и характеризующих деятельность коммерческих организаций в целом. Такими показателями, например, являются выручка от продаж, бухгалтерская прибыль, чистая прибыль, прибыль от продаж, затраты на производство и себестоимость как всей продукции, так и отдельных ее видов, фонд заработной платы, показатели рентабельности, деловой активности и др.

Технико-экономический анализ представляет собой логическое продолжение общеэкономического анализа. В данном случае исследования проводятся на уровне цеха, группы оборудования, бригады. При технико-экономическом анализе широко используются показатели в натуральном и трудовом измерениях, например трудоемкость производства отдельных видов продукции, производственная мощность оборудования и коэффициент его использования, расход сырья и материалов на единицу продукции или процент выхода продукции из сырья и т.п.

На практике границы между указанными направлениями анализа условны, лишь их тесная взаимосвязь обусловливает эффективное использование результатов общеэкономического и технико-экономического анализа.

4. По содержанию и уровню организации различают комплексный и тематический анализ.

Комплексный анализ охватывает все стороны производственной, хозяйственной и финансовой деятельности коммерческих организаций.

Тематический анализ применяется при исследовании частных вопросов, например анализ калькуляций себестоимости конкретных изделий, анализ качества продукции, анализ производительности труда.

Внутренний экономический анализ предприятия

-калькуляция себестоимости, анализ ее структуры и путей снижения;

-выручка, анализ ее структуры и динамики;

-структура издержек, анализ их динамики и путей снижения;

-анализ дебиторской и кредиторской задолженности;

-анализ работы предприятия.

Внешний экономический анализ предприятия

-составление бизнес-плана предприятия;

-оценка сложившегося рынка готовой продукции, услуг;

-оценка рынка сырья, в т.ч. по конкретному региону, производству;

-оценка уровня оплаты труда в регионе, сфере производства, услуг;

-комплексная экспертиза предприятия как объекта инвестирования или кредитования (due diligence);

-составление Технико-экономических обоснований для банка, инвестора, нового акционера.