logo search
Бух

8.3. Федеральный Закон «о бухгалтерском учете в рф»

8.1. В соответствие с законом «О Бухгалтерском учете» руководство бухгалтерским учетом осуществляется Правительством РФ. Все вопросы организации бухгалтерского учета регламентируются Министерством финансов РФ.

Как следует из Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку единой государственной политики нормативно-правовое регулирование в области аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности».

В целях единообразия в ведении и соблюдении принципов бухгалтерского учета, соответствия организации бухгалтерского учета в Российской Федерации международным стандартам бухгалтерского учета отчетности и требованиям рыночной экономики осуществляется система государственного нормативного регулирования бухгалтерского учета. В настоящее время в России сформирована четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Организация бухгалтерского учета в Российской Федерации, от­вечающая Международным стандартам учета и отчетности, ори­ентированная на требования рыночной экономики, предполагает четырехуровневую систему документов, регулирующих и регла­ментирующих учет.

Первый уровень системы документов составляют законода­тельные акты, в которых закрепляются обязательность ведения учета участниками рыночных отношений, основные правила и принципы, необходимые к выполнению.

В международной практике к таким документам относятся либо законы о бухгалтерском учете, либо законы о компаниях, предпринимательской деятельности. Применительно к услови­ям России – это Гражданский кодекс РФ, Федеральный Закон о бухгалтерском учете № 129-ФЗ от 21.11.96 г.. Принятый Федеральный закон о бухгалтерском учете подтвер­дил обязательность ведения бухгалтерского учета во всех орга­низациях (коммерческого и некоммерческого характера), сформу­лировал общие положения о бухгалтерском учете и основные тре­бования к его ведению, регламентировал бухгалтерскую докумен­тацию и его отчетность, определил ответственность за нарушения законодательства и порядок ведения учета,

К первому уровню системы относятся также другие законо­дательные акты, Указы президента и Постановления правитель­ства, затрагивающие в той или иной мере вопросы бухгалтер­ского учета и регулирующие (прямо или косвенно) его поста­новку.

Второй уровень системы включает стандарты (положения) бухгалтерского учета и отчетности, задача которых регламенти­ровать и давать рекомендации о ведении учета на отдельных его участках, по видам операций и специфическим видам дея­тельности предприятия. Стандарты регулируют вопросы органи­зации учетной работы и формирования учетной политики. Рос­сийские стандарты должны быть увязаны и должны соответствовать Меж­дународным стандартам учета и отчетности, исходить из прин­ципов и базовых правил бухгалтерского учета, зафиксированных в документах первого уровня. К числу важнейших стандартов относится План счетов бухгал­терского учета финансовой и хозяйственной деятельности и ин­струкция по его применению.

Стандарты бухгалтерского учета должны утверждаться соответ­ствующим органом, указания которого будут обязательными для всех.

Методологической базой для разработки новых и совершенствования ранее созданных положений по бухгалтерскому учету является концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике РФ, одобренная методологическим советом по учету при Министерстве Финансов РФ и Президентским советом института профессиональных бухгалтеров. В ней определены основы построения системы бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики, использующей опыт стран с развитым рыночным хозяйством и международно-признанными принципами учета и отчетности.

Применение стандартов в повседневной практике позволяет избежать ошибок при ведении учета и повышает качество. В дополнении к учетным стандартам с отраслевыми особенностями Министерством Финансов РФ и различными ведомостями разрабатываются инструкции, методические рекомендации, указания, которые составляют третий уровень системы.

Документы третьего уровня системы могут разрабатываться не только органом, который утверждает стандарты, но и други­ми организациями, включая аудиторские, консалтинговые орга­низации и объединения профессиональных бухгалтеров (напри­мер, Ассоциацией бухгалтеров и аудиторов СНГ, Российской ассоциацией бухгалтеров и аудиторов и т. п.), союзами и др.

К ним относятся, например:

- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Министерством финансов РФ от 13.06.95г. №49

- План счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000г. № 94-н.

К четвертому уровню системы относятся рабочие докумен­ты (инструкции, положения, приказы) предприятия и другие доку­менты, формирующие его учетную политику. Предприятие на ос­новании законодательных актов, российских стандартов разрабаты­вает и утверждает для собственного применения рабочий план счетов, систему документооборота, формы первичной докумен­тации (по учету основных средств, материалов, труда и заработ­ной платы, затрат на производство и по калькулированию себе­стоимости продукции, реализации и т. д.), учетных регистров, порядок проведения инвентаризаций, внутренней бухгалтерской отчетности.

Такая многоуровневая система документов позволяет органи­зовать на предприятии надлежащую систему организации бух­галтерского учета и отчетности.

8.2 Основополагающим нормативным документом, регулирующим и регламентирующим бухгалтерский учет, является принятый Го­сударственной Думой 23 февраля 1996 г. и одобренный Советом Федерации 29 марта 1996 г. Федеральный закон «О бухгалтерс­ком учете». В нем сформулированы основные положения и поня­тия, касающиеся бухгалтерского учета, а также требования, предъявляемые к нему. Закон подтвердил обязательность веде­ния бухгалтерского учета во всех организациях (коммерческих и некоммерческих), закрепил основные элементы учетной полити­кой предприятия.

Согласно Закону бухгалтерский учет представляет собой упо­рядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информа­ции в денежном выражении об имуществе, обязательствах орга­низаций и их движении путем сплошного, непрерывного и доку­ментального учета всех хозяйственных операций.

Объектами бухгалтерского учета являются имущество орга­низаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуще­ствляемые организациями в процессе их деятельности.

Основные задачи бухгалтерского учета:

- формирование полной и достоверной информации о деятель­ности организации и ее имущественном положении, необходи­мой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – ру­ководителям, учредителям, участникам и собственникам имуще­ства организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

- обеспечение информацией, необходимой внутренним и вне­шним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осу­ществлении организацией хозяйственных операций и их целесо­образностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресур­сов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных ре­зервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

В статье 5 «Регулирование бухгалтерского учета» Федераль­ного закона определены:

1. Общее методологическое руководство бухгалтерским уче­том в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.

2. Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь зако­нодательством Российской Федерации, разрабатывают и утвер­ждают в пределах своей компетенции обязательные для испол­нения всеми организациями на территории Российской Федера­ции:

а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их при­менению;

б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанав­ливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бух­галтерской отчетности;

в) другие нормативные акты и методические указания по воп­росам бухгалтерского учета.

В планах счетов бухгалтерского учета, других нормативных ак­тах и методических указаниях должна предусматриваться упро­щенная система бухгалтерского учета для субъектов малого пред­принимательства.

Нормативные акты и методические указания по бухгалтерско­му учету, издаваемые органами, которым федеральными закона­ми предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим ука­заниям Министерства финансов Российской Федерации.

3. Организации, руководствуясь законодательством Российс­кой Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами ор­ганов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно фор­мируют свою учетную политику, исходя из структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

В соответствии с Законом ответственность за организацию бух­галтерского учета, соблюдение законодательства при выполне­97ОС хозяйственных операций несут руководители организаций.

Руководители организаций могут в зависимости от объема учет­ной работы:

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразде­ление, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной орга­низации или бухгалтеру-специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично

Принятая организацией учетная политика утверждается прика­зом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета. При этом утверждаются:

Принятая организацией учетная политика применяется после­довательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российс­кой Федерации или нормативных актов, органов, осуществляю­щих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или суще­ственного изменения условий ее деятельности. В целях обеспе­чения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

В статье 8 Закона сформулированы основные требования к ведению бухгалтерского учета:

1. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйствен­ных операций организаций ведется в валюте Российской Феде­рации – в рублях.

2. Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, на­ходящегося у данной организации.

3. Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реор­ганизации или ликвидации в порядке, установленном законода­тельством Российской Федерации.

4. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обяза­тельств и хозяйственных операций путем двойной записи на вза­имосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабо­чий план счетов бухгалтерского учета.

Данные аналитического учета должны соответствовать оборо­там и остаткам по счетам синтетического учета.

5. Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков и изъятий.

6. В бухгалтерском учете организаций текущие затраты на про­изводство продукции и капитальные вложения учитываются раз­дельно.

Закон также рассматривает вопросы, касающиеся порядка оформления учетными документами хозяйственных операций и отражения последних в регистрах бухгалтерского учета.

Первичные документы принимаются к учету, если они состав­лены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации», а документы, форма ко­торых не предусмотрена в альбомах, должны содержать обяза­тельные реквизиты.

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных до­кументов, утверждается руководителем организации по согласо­ванию с главным бухгалтером. Документы, отражающее операции, связанные с деньгами, подписываются руководителем и глав­ным бухгалтером или уполномоченными лицами.

Обращается внимание на своевременное и качественное офор­мление первичных документов и достоверность содержащихся в них данных.

Подчеркивается, что содержание регистров бухгалтерского уче­та, предназначенных для систематизации и накопления инфор­мации первичных документов, а также для отражения на бухгал­терских счетах и в отчетности, является коммерческой тайной.

Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в ре­гистрах и во внутренней отчетности, обязаны хранить коммер­ческую тайну.

Статья II Закона посвящена оценке имущества, обязательств организации. В бухгалтерском учете имущество и обязательства должны оцениваться в денежном выражении. Указаны методы оцен­ок. Имущество, приобретенное за плату, оценивается путем сумми­рования произведенных расходов на покупку; имущество, полученн­ое безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату приобретения, произведенное в организации – по стоимости его изготовления.

Операции в иностранной валюте учитываются в рублях путем пересчета валюты по курсу ЦБ РФ на дату совершения операции.

По Закону для обеспечения достоверности данных бухгалтер­ского учета и отчетности организации обязаны проводить инвен­таризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверя­ются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Перечислены случаи обязательного проведения инвен­таризации, предусмотрен порядок отражения результатов инвен­таризации в бухгалтерском учете.

В третьей главе Закона дана установка по вопросам бухгал­терской отчетности. Определен состав бухгалтерской отчетности (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложения к ним, аудиторское заключение, если организация подлежит обя­зательному аудированию, и объяснительная записка к отчету), ее объем, порядок представления, сроки и адресаты. Подчерки­вается публичность бухгалтерской отчетности.

Законом устанавливается ответственность руководителя орга­низации в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами, за искажение бухгалтерской отчетности, несоблюдение сроков ее представления и публикации.

Ответственность может носить как административный, так и уголовный характер.

8.3. Бухгалтерский учет отражает финансово-хозяйственную деятельность, воздействует на нее. Бухгалтерский учет предоставляет важную информацию, которая позволяет планировать деятельность организации, оптимально использовать имеющиеся ресурсы, контролировать и оценивать результаты деятельности. Бухгалтерский учет дает информацию о динамике активов и обязательств, о финансовых результатах, контролирует платежную и финансовую дисциплину, обоснованность и законность хозяйственных операций.

В свою очередь, бухгалтерский учет обеспечивает:

- правильное, полное и своевременное документирование хозяйственных операций;

- контроль за сохранностью материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

- выявление бесхозяйственности и расточительства;

- своевременное составление отчетности;

- формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности организации;

- выявление и эффективное использование внутренних ресурсов.

Испанский учетный Бартоломео де Салозано считал, что «бухгалтерский учет стоит выше всех наук и искусств, ибо все нуждаются в нем, а он не в ком не нуждается; без бухгалтерского учета мир бы был неуправляем и люди не смогли бы понимать друг друга».