8.3. Федеральный Закон «о бухгалтерском учете в рф»
8.1. В соответствие с законом «О Бухгалтерском учете» руководство бухгалтерским учетом осуществляется Правительством РФ. Все вопросы организации бухгалтерского учета регламентируются Министерством финансов РФ.
Как следует из Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку единой государственной политики нормативно-правовое регулирование в области аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности».
В целях единообразия в ведении и соблюдении принципов бухгалтерского учета, соответствия организации бухгалтерского учета в Российской Федерации международным стандартам бухгалтерского учета отчетности и требованиям рыночной экономики осуществляется система государственного нормативного регулирования бухгалтерского учета. В настоящее время в России сформирована четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета.
Организация бухгалтерского учета в Российской Федерации, отвечающая Международным стандартам учета и отчетности, ориентированная на требования рыночной экономики, предполагает четырехуровневую систему документов, регулирующих и регламентирующих учет.
Первый уровень системы документов составляют законодательные акты, в которых закрепляются обязательность ведения учета участниками рыночных отношений, основные правила и принципы, необходимые к выполнению.
В международной практике к таким документам относятся либо законы о бухгалтерском учете, либо законы о компаниях, предпринимательской деятельности. Применительно к условиям России – это Гражданский кодекс РФ, Федеральный Закон о бухгалтерском учете № 129-ФЗ от 21.11.96 г.. Принятый Федеральный закон о бухгалтерском учете подтвердил обязательность ведения бухгалтерского учета во всех организациях (коммерческого и некоммерческого характера), сформулировал общие положения о бухгалтерском учете и основные требования к его ведению, регламентировал бухгалтерскую документацию и его отчетность, определил ответственность за нарушения законодательства и порядок ведения учета,
К первому уровню системы относятся также другие законодательные акты, Указы президента и Постановления правительства, затрагивающие в той или иной мере вопросы бухгалтерского учета и регулирующие (прямо или косвенно) его постановку.
Второй уровень системы включает стандарты (положения) бухгалтерского учета и отчетности, задача которых регламентировать и давать рекомендации о ведении учета на отдельных его участках, по видам операций и специфическим видам деятельности предприятия. Стандарты регулируют вопросы организации учетной работы и формирования учетной политики. Российские стандарты должны быть увязаны и должны соответствовать Международным стандартам учета и отчетности, исходить из принципов и базовых правил бухгалтерского учета, зафиксированных в документах первого уровня. К числу важнейших стандартов относится План счетов бухгалтерского учета финансовой и хозяйственной деятельности и инструкция по его применению.
Стандарты бухгалтерского учета должны утверждаться соответствующим органом, указания которого будут обязательными для всех.
Методологической базой для разработки новых и совершенствования ранее созданных положений по бухгалтерскому учету является концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике РФ, одобренная методологическим советом по учету при Министерстве Финансов РФ и Президентским советом института профессиональных бухгалтеров. В ней определены основы построения системы бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики, использующей опыт стран с развитым рыночным хозяйством и международно-признанными принципами учета и отчетности.
Применение стандартов в повседневной практике позволяет избежать ошибок при ведении учета и повышает качество. В дополнении к учетным стандартам с отраслевыми особенностями Министерством Финансов РФ и различными ведомостями разрабатываются инструкции, методические рекомендации, указания, которые составляют третий уровень системы.
Документы третьего уровня системы могут разрабатываться не только органом, который утверждает стандарты, но и другими организациями, включая аудиторские, консалтинговые организации и объединения профессиональных бухгалтеров (например, Ассоциацией бухгалтеров и аудиторов СНГ, Российской ассоциацией бухгалтеров и аудиторов и т. п.), союзами и др.
К ним относятся, например:
- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Министерством финансов РФ от 13.06.95г. №49
- План счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000г. № 94-н.
К четвертому уровню системы относятся рабочие документы (инструкции, положения, приказы) предприятия и другие документы, формирующие его учетную политику. Предприятие на основании законодательных актов, российских стандартов разрабатывает и утверждает для собственного применения рабочий план счетов, систему документооборота, формы первичной документации (по учету основных средств, материалов, труда и заработной платы, затрат на производство и по калькулированию себестоимости продукции, реализации и т. д.), учетных регистров, порядок проведения инвентаризаций, внутренней бухгалтерской отчетности.
Такая многоуровневая система документов позволяет организовать на предприятии надлежащую систему организации бухгалтерского учета и отчетности.
8.2 Основополагающим нормативным документом, регулирующим и регламентирующим бухгалтерский учет, является принятый Государственной Думой 23 февраля 1996 г. и одобренный Советом Федерации 29 марта 1996 г. Федеральный закон «О бухгалтерском учете». В нем сформулированы основные положения и понятия, касающиеся бухгалтерского учета, а также требования, предъявляемые к нему. Закон подтвердил обязательность ведения бухгалтерского учета во всех организациях (коммерческих и некоммерческих), закрепил основные элементы учетной политикой предприятия.
Согласно Закону бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.
Основные задачи бухгалтерского учета:
- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
В статье 5 «Регулирование бухгалтерского учета» Федерального закона определены:
1. Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.
2. Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации:
а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;
в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.
В планах счетов бухгалтерского учета, других нормативных актах и методических указаниях должна предусматриваться упрощенная система бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.
Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов Российской Федерации.
3. Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
В соответствии с Законом ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполне
Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:
а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
б) ввести в штат должность бухгалтера;
в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
г) вести бухгалтерский учет лично
Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета. При этом утверждаются:
рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности:
формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы 'первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
порядок проведения инвентаризации, и методы оценки видов имущества и обязательств;
правила документооборота и технологии обработки учетной информации,
порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов, органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.
В статье 8 Закона сформулированы основные требования к ведению бухгалтерского учета:
1. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации – в рублях.
2. Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.
3. Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.
Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.
5. Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков и изъятий.
6. В бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.
Закон также рассматривает вопросы, касающиеся порядка оформления учетными документами хозяйственных операций и отражения последних в регистрах бухгалтерского учета.
Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации», а документы, форма которых не предусмотрена в альбомах, должны содержать обязательные реквизиты.
Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждается руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером. Документы, отражающее операции, связанные с деньгами, подписываются руководителем и главным бухгалтером или уполномоченными лицами.
Обращается внимание на своевременное и качественное оформление первичных документов и достоверность содержащихся в них данных.
Подчеркивается, что содержание регистров бухгалтерского учета, предназначенных для систематизации и накопления информации первичных документов, а также для отражения на бухгалтерских счетах и в отчетности, является коммерческой тайной.
Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах и во внутренней отчетности, обязаны хранить коммерческую тайну.
Статья II Закона посвящена оценке имущества, обязательств организации. В бухгалтерском учете имущество и обязательства должны оцениваться в денежном выражении. Указаны методы оценок. Имущество, приобретенное за плату, оценивается путем суммирования произведенных расходов на покупку; имущество, полученное безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату приобретения, произведенное в организации – по стоимости его изготовления.
Операции в иностранной валюте учитываются в рублях путем пересчета валюты по курсу ЦБ РФ на дату совершения операции.
По Закону для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Перечислены случаи обязательного проведения инвентаризации, предусмотрен порядок отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.
В третьей главе Закона дана установка по вопросам бухгалтерской отчетности. Определен состав бухгалтерской отчетности (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложения к ним, аудиторское заключение, если организация подлежит обязательному аудированию, и объяснительная записка к отчету), ее объем, порядок представления, сроки и адресаты. Подчеркивается публичность бухгалтерской отчетности.
Законом устанавливается ответственность руководителя организации в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами, за искажение бухгалтерской отчетности, несоблюдение сроков ее представления и публикации.
Ответственность может носить как административный, так и уголовный характер.
8.3. Бухгалтерский учет отражает финансово-хозяйственную деятельность, воздействует на нее. Бухгалтерский учет предоставляет важную информацию, которая позволяет планировать деятельность организации, оптимально использовать имеющиеся ресурсы, контролировать и оценивать результаты деятельности. Бухгалтерский учет дает информацию о динамике активов и обязательств, о финансовых результатах, контролирует платежную и финансовую дисциплину, обоснованность и законность хозяйственных операций.
В свою очередь, бухгалтерский учет обеспечивает:
- правильное, полное и своевременное документирование хозяйственных операций;
- контроль за сохранностью материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
- выявление бесхозяйственности и расточительства;
- своевременное составление отчетности;
- формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности организации;
- выявление и эффективное использование внутренних ресурсов.
Испанский учетный Бартоломео де Салозано считал, что «бухгалтерский учет стоит выше всех наук и искусств, ибо все нуждаются в нем, а он не в ком не нуждается; без бухгалтерского учета мир бы был неуправляем и люди не смогли бы понимать друг друга».
- Курс лекций по дисциплине «Бухгалтерский учет»
- Тула 2007 г
- Содержание
- Тема 1. Сущность и виды учета
- Тема 2. Бухгалтерский учет: цели, функции, принципы
- Тема 3. Предмет и метод бухгалтерского учета
- Тема 4. Счета и двойная запись
- Тема 1 сущность и виды учета План:
- 1.1 Понятие хозяйственного учета.
- 1.2 Требования, предъявляемые к хозяйственному учету
- 1.2 Виды хозяйственного учета.
- Тема 2 Бухгалтерский учет: цели, Функции, принципы План:
- Тема 3 предмет и метод бухгалтерского учета План:
- Тема 4 сЧета и двойная запись План:
- Классификация счетов по структуре
- Структура основного активного счета
- Структура активно-пассивного счета 71
- Классификация счетов по назначению
- Тема 5 балансовое обобщение План:
- Тема 6 документация и документооборот План:
- 6.1. Понятие документов и их классификация
- 6.2. Унификация и стандартизация документов
- 6.3. Организация документооборота
- Тема 7 оцЕнка и калькуляция как элементы метода бухгалтеРскОго учета План:
- Научно обоснованная классификация затрат на производство.
- Установление объектов учета затрат, объектов калькулирования и калькуляционных единиц.
- Раздельный учет текущих затрат на производство продукции и затрат по капитальным вложениям.
- Тема 8 Бухгалтерский учет как информационная система, его правовое и методическое обеспечение План:
- 8.1. Нормативные документы бухгалтерского учета
- 8.2. Бухгалтерский учет как информационная база
- 8.3. Федеральный Закон «о бухгалтерском учете в рф»
- Тема 9 международная система финансовой (бухгалтерской) отчетности План:
- Тема 10 гармонизация национальных моделей учета План:
- 10.1. Понятие гармонизации.
- 10.2. Национальные системы бухгалтерского учета.
- 10.3. Принципы составления бухгалтерской отчетности.
- Тема 11 учет основных средств
- Приобретение основных средств за деньги
- Безвозмездное получение основных средств
- Получение основных средств в обмен на другое имущество
- Строительство объектов основных средств
- Амортизация для целей налогового учета
- Отражение хозяйственных операций по счету 90
- Отражение хозяйственных операций по счету 91 (аренда не признается основным видом деятельности предприятия)
- Учет у лизингодателя
- Учет у лизингополучателя
- Если имущество учитывается на балансе лизингополучателя
- Учет у лизингодателя
- Учет у лизингополучателя
- Тема 12 учет нематериальных активов План:
- Тема 13 учет материально – производственных запасов План:
- 1. Продажа материальных ценностей, приобретенных специально для перепродажи:
- Тема 14 учет готовой продукции План:
- Тема 15 УчеТ заработной платы План:
- Видам начислений и удержаний
- Начисление зарплаты и других выплат работникам предприятия
- Расчет обязательных удержаний из начисленных сумм работникам
- Выдача начислений в пользу работника
- Учет отпускных
- Учет пособия по временной нетрудоспособности
- Учет пособий по беременности и родам.
- Тема 16 учет затрат на производство План:
- 16.1 Задачи учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.
- 16.2. Варианты учета затрат.
- 16.3. Методы учета затрат на производство продукции и калькулирование себестоимости продукции.
- Тема 17 учет денежных средств План:
- Тема18. Учет финансовый результата План:
- 18.3. Прочими доходами в соответствие с пбу 9/99 являются:
- Тема19 учет расчетов План:
- Тема 20. Учет финансовых вложений План:
- 1. По экономическому назначению:
- 3. В зависимости от способа передачи прав выделяют:
- 5. В зависимости от срока обращения:
- Тема 21. Состав и содержание бухгалтерской (финансовой отчетности) План:
- Тема 22 учет собственного капитала. План:
- Увеличение уставного капитала
- Уменьшение уставного капитала
- Тема 23. Управленческий учет План:
- Определение себестоимости произведенной продукции, оценки стоимости запасов и определение размера полученной прибыли.
- 3. Методы калькулирования
- Список рекомендуемой литературы