Тема 5 балансовое обобщение План:
5.1. Значение и функции баланса.
5.2. Формирование структуры баланса
5.3. Классификация бухгалтерских балансов
5.4. Четыре типа изменений в балансе
5.1. В условиях рыночной экономики бухгалтерский баланс служит основным источником информации для различных пользователей. Баланс предприятия знакомит собственников, менеджеров и других лиц, связанных с управлением, с имущественным состоянием предприятия. Из баланса узнают, чем собственник владеет, т. е. в каком количественном и качественном соотношении находится тот запас материальных средств, которым предприятие способно распоряжаться.
По балансу определяют, способно предприятие выполнить свои обязательства перед третьими лицами или ему грозят финансовые затруднения.
По балансу определяют конечный финансовый результат деятельности предприятия в виде наращивания собственного капитала за отчетный период, по которому судят о способности руководителей сохранить и приумножить вверенные им материальные и денежные ресурсы.
На основе данных баланса строится оперативное финансовое планирование любого предприятия, осуществляется контроль за движением денежных средств в соответствии с полученной прибылью.
Данные баланса широко используются налоговыми службами, кредитными учреждениями и органами государственного управления.
Строение баланса основывается на принципе двойственности — основополагающей концепции бухгалтерского учета.
Уравнение двойственности можно записать в виде:
Активы = Собственный капитал + Кредиторская задолженность
Активы — это хозяйственные средства, контроль над которыми предприятие получило в результате свершившихся фактов хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем.
Будущие экономические выгоды — это потенциальная возможность активов прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств на предприятие. Считается, что актив принесет экономические выгоды, когда он может быть:
использован обособленно или в сочетании с другим активом в процессе производства продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи;
обменен на другой актив;
использован для погашения обязательства;
распределен между собственниками предприятия.
В переводных изданиях англо-американской литературы по бухгалтерскому учету уравнение двойственности представляется в следующем виде:
Активы = Капитал + Обязательства
Под капиталом понимается не весь полный капитал фирмы, а только часть его, принадлежащая владельцу, т. е. собственный капитал.
Собственный капитал - это средства, полученные от учредителей, инвесторов, государственных и муниципальных органов, а также прибыль как финансовый результат эффективной деятельности предприятия.
В левой части балансового уравнения в составе активов указывается дебиторская задолженность перед экономическим субъектом, в правой - отражается другая часть обязательств - кредиторская задолженность.
Обязательства - это источник привлеченных средств, образующихся в результате уже свершившихся действий, которые служат юридическим основанием для последующих платежей за товары, работы, выполненные услуги. Обязательство может возникнуть в силу действия договора или правовой нормы, а также обычаев делового оборота.
Погашение обязательства предполагает обычно, что для удовлетворения требований другой стороны предприятие лишается соответствующих активов. Это может происходить в виде выплаты денежных средств или передачи других активов. Кроме того, погашение обязательств может происходить в форме замены обязательств одного вида другим.
5.2 Термин «баланс» (от лат. bis — дважды и lanx — чаша весов) означает двучашие и употребляется как символ равновесия, равенства. Он используется в экономической науке для отражения системы интервальных показателей, характеризующих источники образования каких-либо ресурсов и направления их использования за определенный период (интервал), например, баланс доходов и расходов предприятия баланс трудовых ресурсов, межотраслевой баланс и др.
Балансовый метод как способ представления данных в виде двусторонних таблиц с равными итогами широко применяется в планировании, учете и экономическом анализе.
Балансовое обобщение информации в бухгалтерском учете позволяет выявить финансово-имущественное положение предприятия. Это достигается содержанием и структурой баланса состоящего из двух равных частей: в одной отражается имущества по составу (основные средства, запасы, готовая продукция, денежные средства и т. д. — актив, а в другой — по источникам формирования (уставный капитал, кредиты банка, задолженности поставщикам и т. д.) — пассив баланса.
Форма бухгалтерского баланса предприятия утверждена Приказом Министерства финансов РФ от 22.06. 2003 г. №67н.
Информация в балансе отражается по статьям. Например, статьи: «Основные средства», «Уставный капитал» и т. д. Каждая статья записывается отдельной строкой, имеющей свой порядковый номер, что облегчает ее нахождение и ссылки на отдельные статьи.
Несколько статей, отражающих однородные объекты, объединяются в группы статей.
Сумма всех показателей актива и пассива баланса называется его валютой.
Для отражения состояния средств в балансе предусмотрены две графы: «На начало отчетного периода» и «На конец года» (на конец отчетного периода).
Статьи баланса и в активе и в пассиве сгруппированы по разделам. Структура баланса основывается на единых принципах группировки средств по экономическому содержанию и классификации. В активе баланса в начале располагаются средства, вложенные в сферу производства, а затем в сферу обращения. В пассиве в начале располагаются источники собственных средств, а затем заемных и привлеченных средств.
Актив баланса содержит два раздела:
I. Внеоборотные активы. Содержит информацию об основных средствах, нематериальных активах и долгосрочных вложениях предприятия.
II. Оборотные активы. Содержат информацию об оборотных средствах в том числе запасах, дебиторской задолженности, краткосрочных финансовых вложениях и денежных средствах предприятия.
Пассив баланса содержит три раздела:
III. Капитал и резервы. Содержит данные об источниках собственных средств предприятия: уставном капитале, нераспределенной прибыли, фондах и резервах.
IV. Долгосрочные обязательства. Отражает наличие кредитов, займов и прочих долгосрочных обязательств, подлежащих погашению более чем через двенадцать месяцев после отчетной даты.
V. Краткосрочные обязательства. Отражает наличие обязательств, подлежащих погашению в течении двенадцати месяцев после отчетной даты и наличие кредиторской задолженности.
Разделы IV и V содержат данные об источниках заемных и привлеченных средств предприятия.
Применяемая на практике структура баланса определяется особыми схемами балансов, содержащими перечень расположенных в определенном порядке разделов и статей. Схемы балансов утверждаются Министерством финансов РФ.
Бухгалтерский баланс как элемент метода бухгалтерского учета подытоживает процедуру обработки бухгалтерских данных, обобщая их в информационную модель, характеризующую имущественно финансовый потенциал предприятия. На основе данных представленных в балансе, заинтересованные пользователи имеют возможность изучать наличие, размещение и использование ресурсов, платежеспособность и финансовую устойчивость предприятий, удовлетворять, таким образом, свои информационные потребности.
Важнейшим свойством баланса является постоянное равенство общего итого актива и пассива баланса. Это равенство объясняется тем, что в активе и пассиве баланса отражаются одни и те же хозяйственные средства, но сгруппированные по различным классификационным группам - составу и источникам образования.
5.3. Существует множество видов бухгалтерских балансов в зависимости от цели их составления. Для более четкого представления видов балансов необходимо изучить их классификацию.
Признаки классификации бухгалтерских балансов:
1) источникам составления;
2) формам собственности;
3) времени составления
4) объему информации;
5)степени правомочия;
6) периодичности предоставления;
7) видам организационных процедур;
8) форме построения;
9) степени очистки;
10) видам экономической деятельности.
По источникам составления балансы подразделяются на инвентарные, книжные и генеральные.
Инвентарные балансы составляют только на основе инвентаря (описи) средств; они представляют собой сокращенный и упрощенный его вариант. Такие балансы требуются или при возникновении новой организации на существовавшей ранее имущественной основе, или при изменении хозяйством своей формы (например, превращение его из государственного в акционерное).
Книжный баланс составляют на основе только книжных записей (данных текущего бухгалтерского учета), без предварительной проверки их путем инвентаризации.
Генеральный баланс составляют на основе учетных записей и данных инвентаризации. Согласно последней уточняются остатки средств, тем самым повышается реальность баланса.
По формам собственности выделяются:
- балансы государственных (унитарных) предприятий:
- балансы муниципальных образований;
- балансы предприятий частной собственности;
- балансы смешанных форм собственности (акционерные, хозяйственного товарищества и пр.);
- балансы общественных организаций.
По наполняемости, т. е. степени обобщения, балансы классифицируются на:
- единичные;
- сводные.
Единичные балансы представлены информацией, раскрывающей финансовое положение одной организации или ее структурных подразделений.
Сводные (обобщенные, консолидированные) балансы объединяют активы и пассивы материнской и ее дочерних компаний. Эта группа взаимозависимых юридических лиц, называемых еще «аффилированными лицами». При составлении таких балансов используется единая учетная политика в отношении аналогичных статей активов и обязательств, доходов и расходов данной группы. Данные головной организации и дочерних обществ объединяются путем построчного суммирования соответствующих данных с последующим исключением промежуточных результатов.
По времени составления в теории имеет место расширительное толкование бухгалтерских балансов. Одни рассматривают данный признак классификации бухгалтерских балансов как основополагающий, выделяя 6 их разновидностей:
- вступительные (организационные);
- текущие (начальные или входящие, промежуточные и заключительные или исходящие); - санируемые; - ликвидационные (начальные, промежуточные, заключительные); - разделительные;
- объединительные (фузионные).
Вступительный баланс составляют на момент возникновения организации. Он определяет сумму ценностей, с которыми организация начинает свою деятельность.
Текущие балансы составляют периодически в течение всего времени существования организации. Они подразделяются на начальные (входящие), промежуточные и заключительные (исходящие). Начальный баланс формируется на начало, а заключительный — на конец отчетного года. Отсюда следует, что заключительный баланс отчетного года является начальным балансом следующего года, т.е. эти балансы, по сути, заключительные. Промежуточные балансы составляются за период между началом и концом года. Промежуточные балансы отличаются от заключительных, во-первых, тем, что к ним прилагается меньше отчетных форм, раскрывающих те или иные статьи баланса. Во-вторых, промежуточные балансы составляются, как правило, только на основе данных текущего бухгалтерского учета, тогда как перед составлением заключительного баланса должна быть проведена полная инвентаризация всех статей баланса (основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов) с отражением ее результатов, вследствие чего заключительные балансы более реальны.
Ликвидационный баланс формируют при ликвидации организации. Эти балансы составляют в течение всего периода ликвидации, они также носят название вступительных ликвидационных (на начало периода ликвидации), промежуточных ликвидационных (в течение вышеуказанного периода) и заключительных ликвидационных (на конец периода ликвидации).
Санируемые представляются предприятиями, находящимися на пороге банкротства (несостоятельности погашения своих обязательств);
Разделительные балансы составляют в момент разделения крупной организации на несколько более мелких структурных единиц или передачи одной либо нескольких структурных единиц данной организации другой организации. В последнем случае баланс часто называют передаточным.
Объединительный баланс формируют при объединении (слиянии) нескольких организаций в одну или присоединении одной или нескольких структурных единиц к данной организации.
По степени правомочия бухгалтерские балансы рассматриваются как:
- юридические;
- отдельные.
Юридические бухгалтерские балансы составляются юридическими лицами. Их статус регулируется ст. 48 ГК РФ, согласно которой (п. 1) юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Отдельные бухгалтерские балансы составляют отдельные структурные подразделения организации (участки, цехи, производства и пр.), не наделенные статусом юридического лица.
Связь между юридическими и отдельными бухгалтерскими балансами осуществляется через системы счетов внутренних расчетов.
По периодичности предоставления выделяются:
- вступительные балансы;
- периодические балансы;
- заключительные балансы.
Вступительные балансы напрямую связаны с приобретением организацией статуса юридического лица, т. е. после ее государственной регистрации.
Периодические балансы составляются по каждому отчетному периоду (месяц, квартал, полугодие, девять месяцев).
Заключительные балансы представляются по окончании отчетного года. Одновременно они являются вступительными на начало следующего отчетного года, подчеркивая тем самым один из основополагающих принципов бухгалтерского учета — принцип непрерывности функционирующего предприятия.
По видам реорганизационных процедур бухгалтерские балансы ориентированы на жизненный цикл конкретной организации, статус которого раскрывается в ст. 57 ГК РФ и включает в себя слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.
Юридическое лицо признается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
В форме присоединения организация приобретает статус нового юридического лица и считается реорганизованным с момента внесения в единый Государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Исходя из реорганизационных процедур юридического лица различают следующие виды бухгалтерских балансов:
- вступительный;
- разделительный;
- объединительный.
- ликвидационный.
Вступительный баланс представляет собой совокупность определенных активов и источников их образования, которыми располагает организация в начале осуществления своей уставной деятельности на дату ее регистрации. Такой баланс составляет впервые созданная организация на месте ранее функционирующей в результате реорганизационных процедур.
Разделительный баланс включает имущество организации, образованной в результате реорганизационных процедур ранее функционирующего предприятия по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами или по решению суда. Итогом этих процедур является появление нескольких новых организаций на базе ранее действовавшей организации.
В том случае, когда передаются отдельные структурные подразделения одной организации другой организации, активы и пассивы их находят отражение в передаточном балансе.
Объединительный баланс состоит из имущества нескольких организаций, объединенных в результате реорганизации путем их слияния. Согласно абзацу 2 п. 4 ст. 57 ГК РФ в случае реорганизации юридического лица в форме присоединения к ] нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с даты внесения в единый государственный реестр записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Ликвидационный баланс, как уже отмечалось, состоит из имущества организации-банкрота, не способной погасить свои обязательства на определенную дату.
В зависимости от степени ухудшения ее финансового положений, дающего основание рассматривать организацию в стадии банкротства, составляются ликвидационные балансы в виде:
- вступительного ликвидационного баланса;
- промежуточных ликвидационных балансов;
- заключительного ликвидационного баланса.
Каждый из них составляется в оценке по цене возможной продажи имущества.
По Форме построения различают бухгалтерские балансы:
- односторонние (вертикальные);
- двусторонние (линейные, горизонтальные).
Односторонние бухгалтерские балансы построены по вертикальному признаку: вначале приводятся разделы и статьи актива баланса, а под ним разделы и статьи пассива баланса.
Двусторонние бухгалтерские балансы представлены по горизонтальному признаку. На одной линии показываются статьи и разделы актива баланса, а на этой же линии, на противоположной стороне, отражаются разделы и статьи пассива баланса.
Такое строение баланса усиливает аналитический подход к оценке финансовой устойчивости организации.
По степени очистки бухгалтерские балансы бывают:
- балансы-брутто;
- балансы-нетто.
В основу построения таких балансов положен один из определяющих принципов бухгалтерского учета - момент стоимости. Принято отражать в балансе активы длительного пользования по первоначальной (исторической) оценке. Если некоторые из них, например, основные средства, были переоценены в отчетном году, то они должны отражаться в балансе в современной оценке их воспроизводства, т. е. по восстановительной стоимости.
Наличие в балансе контрарных статей искусственно завышает его валюту. Такой баланс рассматривается как баланс-брутто.
При отсутствии таких статей соответствующие активы указываются в балансе в реальной оценке. Это «очищенный» баланс, баланс-нетто.
По видам экономической деятельности предусмотрены следующие виды бухгалтерских балансов:
- уставные;
- неуставные.
Уставные бухгалтерские балансы раскрывают финансовое положение организации по основной деятельности, содержание которой определено в ее уставе.
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) уставная деятельность предприятий подразделяется на добывающие, обрабатывающие и предоставляющие услуги.
Неуставные балансы представляют информацию по прочим (неуставным) видам деятельности соответствующего юридического лица (балансы обслуживающих производств - социальная сфера и пр.).
5.4. Все операции, производимые на предприятии и отраженные в бухгалтерском учете, не изменяют равенства итогов актива и пассива баланса, но суммы статей, а также валюта баланса могут меняться. Это обусловлено тем, что каждая операция отражается, с помощью двойной записи, одновременно на двух счетах, а, следовательно, затрагивая две статьи баланса. С этой точки зрения все изменения в балансе можно разделить на четыре вида.
а) Оба счета, по которым отражается операция, являются активными (активно-пассивными (актив баланса)) - один из них уменьшается (кредит) другой увеличивается (дебет) A+X –X =П;
б) Оба счета являются пассивными (активно- пассивными (пассив баланса)) - один из них уменьшается (дебет), дугой увеличивается (кредит). – A=П+X –X;
В этих случаях валюта баланса не изменяется.
в) Увеличиваются оба счета: один из них является активным (либо активно-пассивным (дебет))- актив баланса, второй пассивным (активно-пассивным (дебет))- пассив баланса. A+X =П +Х;
г) Уменьшаются оба счета: один активный (активно-пассивный (кредит))- в активе баланса, другой пассивный (активно-пассивный (дебет))- в пассиве баланса. A –X =П –X.
Примеры хозяйственных операций:
Содержание операции | дебет счета | кредит счета | тип операции | изменение валюты баланса |
1.Получены денежные средства с расчетного счета в кассу предприятия | 50 | 51 | а) | нет |
2.Часть чистой прибыли предприятия направлена на увеличение резервного капитала. | 84 | 82 | б) | нет |
3.От поставщиков получены и оприходованы материалы на склад предприятия. | 10 | 60 | в) | увеличивается |
4.Выдана заработная плата персоналу предприятия. | 70 | 50 | г) | уменьшается |
- Курс лекций по дисциплине «Бухгалтерский учет»
- Тула 2007 г
- Содержание
- Тема 1. Сущность и виды учета
- Тема 2. Бухгалтерский учет: цели, функции, принципы
- Тема 3. Предмет и метод бухгалтерского учета
- Тема 4. Счета и двойная запись
- Тема 1 сущность и виды учета План:
- 1.1 Понятие хозяйственного учета.
- 1.2 Требования, предъявляемые к хозяйственному учету
- 1.2 Виды хозяйственного учета.
- Тема 2 Бухгалтерский учет: цели, Функции, принципы План:
- Тема 3 предмет и метод бухгалтерского учета План:
- Тема 4 сЧета и двойная запись План:
- Классификация счетов по структуре
- Структура основного активного счета
- Структура активно-пассивного счета 71
- Классификация счетов по назначению
- Тема 5 балансовое обобщение План:
- Тема 6 документация и документооборот План:
- 6.1. Понятие документов и их классификация
- 6.2. Унификация и стандартизация документов
- 6.3. Организация документооборота
- Тема 7 оцЕнка и калькуляция как элементы метода бухгалтеРскОго учета План:
- Научно обоснованная классификация затрат на производство.
- Установление объектов учета затрат, объектов калькулирования и калькуляционных единиц.
- Раздельный учет текущих затрат на производство продукции и затрат по капитальным вложениям.
- Тема 8 Бухгалтерский учет как информационная система, его правовое и методическое обеспечение План:
- 8.1. Нормативные документы бухгалтерского учета
- 8.2. Бухгалтерский учет как информационная база
- 8.3. Федеральный Закон «о бухгалтерском учете в рф»
- Тема 9 международная система финансовой (бухгалтерской) отчетности План:
- Тема 10 гармонизация национальных моделей учета План:
- 10.1. Понятие гармонизации.
- 10.2. Национальные системы бухгалтерского учета.
- 10.3. Принципы составления бухгалтерской отчетности.
- Тема 11 учет основных средств
- Приобретение основных средств за деньги
- Безвозмездное получение основных средств
- Получение основных средств в обмен на другое имущество
- Строительство объектов основных средств
- Амортизация для целей налогового учета
- Отражение хозяйственных операций по счету 90
- Отражение хозяйственных операций по счету 91 (аренда не признается основным видом деятельности предприятия)
- Учет у лизингодателя
- Учет у лизингополучателя
- Если имущество учитывается на балансе лизингополучателя
- Учет у лизингодателя
- Учет у лизингополучателя
- Тема 12 учет нематериальных активов План:
- Тема 13 учет материально – производственных запасов План:
- 1. Продажа материальных ценностей, приобретенных специально для перепродажи:
- Тема 14 учет готовой продукции План:
- Тема 15 УчеТ заработной платы План:
- Видам начислений и удержаний
- Начисление зарплаты и других выплат работникам предприятия
- Расчет обязательных удержаний из начисленных сумм работникам
- Выдача начислений в пользу работника
- Учет отпускных
- Учет пособия по временной нетрудоспособности
- Учет пособий по беременности и родам.
- Тема 16 учет затрат на производство План:
- 16.1 Задачи учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.
- 16.2. Варианты учета затрат.
- 16.3. Методы учета затрат на производство продукции и калькулирование себестоимости продукции.
- Тема 17 учет денежных средств План:
- Тема18. Учет финансовый результата План:
- 18.3. Прочими доходами в соответствие с пбу 9/99 являются:
- Тема19 учет расчетов План:
- Тема 20. Учет финансовых вложений План:
- 1. По экономическому назначению:
- 3. В зависимости от способа передачи прав выделяют:
- 5. В зависимости от срока обращения:
- Тема 21. Состав и содержание бухгалтерской (финансовой отчетности) План:
- Тема 22 учет собственного капитала. План:
- Увеличение уставного капитала
- Уменьшение уставного капитала
- Тема 23. Управленческий учет План:
- Определение себестоимости произведенной продукции, оценки стоимости запасов и определение размера полученной прибыли.
- 3. Методы калькулирования
- Список рекомендуемой литературы