Тема 4 сЧета и двойная запись План:
4.1. Понятие счетов бухгалтерского учета, хронологическая и систематическая запись.
4.2 Классификация счетов.
4.3. Принципы двойной записи.
4.4. Синтетический и аналитический учет.
4.5 Оборотные ведомости по синтетическим и аналитическим счетам.
4.6 План счетов бухгалтерского учета.
4.1 Бухгалтерский счет - это учетный регистр, открываемый для учета наличия и движения определенного вида хозяйственных средств или их источников, или хозяйственных процессов или их результатов.
По своей форме бухгалтерский счет это таблица, левая часть которой называется дебет ( от лат. «он должен») и обозначается буквой «Д»; правая часть кредит (от лат. «он верит, доверяет») обозначается буквой «К».
Для большинства счетов (балансовых) характерно наличие остатка (сальдо) на начало и конец месяца, а также оборотов за месяц по дебету и кредиту.
Счет открывается начальным остатком из баланса, который называется начальное сальдо Сн (в переводе с итальянского означает «расчет») - это разница между дебетом и кредитом; конечное сальдо Ск определяется расчетным путем.
Оборот счета – сумма записей текущих операций за отчетный период по дебету - дебетовый оборот, по кредиту счета - кредитовый оборот.
Для текущего учета производственно-хозяйственной деятельности предприятия используются счета.
Основной принцип учета на счетах состоит в том, что на каждую группу средств или источников открывается отдельный счет, в который записываются первоначальный остаток данной группы средств и все дальнейшие ее изменения, т.е. увеличения или уменьшения, вызываемые операциями.
Счета открываются и ведутся в книгах, карточках и свободных листах. Для каждого счета отводится отдельная таблица. Таблицы счетов обычно имеют ряд колонок для записи даты, номера операции, названия и номера документа, содержания операции, суммы, то есть всех сведений, характеризующих учитываемые операции.
Самая распространенная форма счета выглядит следующим образом:
Счет
(наименование)
Дебет Кредит
Проводка |
| Сумма | Проводка |
| Сумма | ||
Дата | № док. | Содержание операции | руб., коп. | Дата | № док. | Содержание операции | руб., коп. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Для удобства записей и подсчетов все счетные таблицы делятся на две части: одна - для записей увеличений, другая - уменьшений.
При помощи счетов ведется текущий учет средств и источников, а также хозяйственных процессов. Так, например, для учета процесса производства открывается счет «Основное производство», для учета реализации - счет «Продажи» и т. д.
Учет при помощи счетов дает возможность не только иметь полную картину движения и изменений того или иного вида средств или источников за любой период, но и выводить на любой момент остатки средств и источников и составлять на основе этих остатков баланс.
Это обеспечивает текущий повседневный контроль за совершением операций и осуществлением процессов, за сохранностью и использованием средств, за состоянием источников.
Следовательно, счета бухгалтерского учета являются способом группировки, текущего учета и контроля хозяйственных средств, источников и хозяйственных процессов, а также основой составления баланса.
Осуществляя непрерывный текущий учет операций, счета накапливают и подготавливают учетные данные для периодического обобщения их в балансе. Отсюда вытекает, что счета тесно связаны с балансом. Связь эта выражается в следующем:
1. На каждую группу средств или источников, выраженную в балансе особой статьей, открывается отдельный счет под тем же наименованием. Иначе говоря, каждой статье баланса соответствует отдельный счет.
2. Подобно статьям баланса счета подразделяются на активные и пассивные. Активными называются счета, учитывающие средства, а пассивными - счета, учитывающие источники.
3. При открытии счетов начальные остатки средств и источников записываются в счетах на той стороне, на которой они показаны в балансе, то есть суммы актива записываются в активных счетах на левой стороне (в дебете), а суммы пассива баланса — в пассивных счетах на правой стороне (в кредите).
4.2. На предприятии ежедневно совершается множество хозяйственных операций. Все они оформляются соответствующими документами и регистрируются в журнале по датам и в последовательности их совершения.
Записи всех операций в текущем учете в соответствии с принятым способом расположения данных в учетных таблицах (регистрах) подразделяются на хронологические и систематические.
Хронологическими называются записи в хронологическом (т.е. календарном) порядке совершения и оформления операций в документах. Ведутся хронологические записи в журналах регистрации хозяйственных операций. Примерная форма журнала выглядит следующим образом.
Пример. Журнал регистрации хозяйственных операций
за январь 2007 года
№ оп. |
Дата | Наименование документа и содержание операции | Корреспонденция счетов | Сумма, т. руб. | |
|
|
| Дебет | Кредит |
|
1. | 02.01. | Приходный кассовый ордер № 2 и выписка с расчетного счета. Получено в кассу с расчетного счета наличными. | 50 | 51 | 5 000 |
2. | 05.01 | Счет-фактура № 3 и платежное требование № 4. Акцептован счет АО «Сигма» за поставленные комплектующие изделия. | 10-2 | 60 | 3 500 |
|
| ИТОГО |
|
| ... |
Хронологические записи, регистрируя каждый документ и отражая операции в календарной последовательности их совершения, служат средством контроля сохранности документов, правильности и полноты записей по счетам, а также используются для справок.
Систематическими называют записи операций по их экономическому содержанию в счетах бухгалтерского учета. Систематические записи ведутся в таблицах счетов.
Систематическая запись означает, что все хозяйственные операции из журнала регистрации хозяйственных операций переносятся в счета и группируются в них по экономическому содержанию. Это дает возможность на любой момент получить сведения о состоянии и всех изменениях каждой группы средств и источников.
Например, все хозяйственные операции, связанные с движением денежных средств на расчетном счете группируются в дебете или кредите счета «Расчетный счет».
Счет 51 «Расчетный счет»
Д К
№ | Содержание операции | Сумма | № | Содержание операции | Сумма |
| Начальный остаток | 90 000 |
|
|
|
1. | Поступила выручка за проданную продукцию | 26 700 | 2. | Выдано в кассу на выплату заработной платы | 24 000 |
4.3 Бухгалтерские счета, в свою очередь, это носители информации и одновременно способ ее получения. Для раскрытия экономического содержания накопленной информации, ее осмысления, анализа и правильного использования в управленческой деятельности необходимо сгруппировать ее носители по соответствующим признакам. Это достигается с помощью классификации.
Классифицировать бухгалтерские счета принято по нескольким направлениям:
1) по экономическому содержанию учитываемых объектов;
2) по структуре и назначению;
3) по отношению к балансу.
Как известно, в основу любой классификации положен признак, указывающий на общие черты, свойственные классифицируемым объектам. Не исключение и классификация бухгалтерских счетов.
При классификации счетов по экономическому содержанию за основу взят признак предмета (объекта) учета: что учитывается на счете. При классификации счетов по структуре обобщающий признак — принцип отражения объекта на счете: как учитывается объект. При классификации счетов по назначению отвечают на вопрос: с какой целью ведется учет?
Классификация счетов по экономическому содержанию
Счета бухгалтерского учета по экономическому содержанию учитываемых объектов можно разделить на следующие три группы;
счета хозяйственных средств;
счета источников средств;
счета хозяйственных процессов.
- Курс лекций по дисциплине «Бухгалтерский учет»
- Тула 2007 г
- Содержание
- Тема 1. Сущность и виды учета
- Тема 2. Бухгалтерский учет: цели, функции, принципы
- Тема 3. Предмет и метод бухгалтерского учета
- Тема 4. Счета и двойная запись
- Тема 1 сущность и виды учета План:
- 1.1 Понятие хозяйственного учета.
- 1.2 Требования, предъявляемые к хозяйственному учету
- 1.2 Виды хозяйственного учета.
- Тема 2 Бухгалтерский учет: цели, Функции, принципы План:
- Тема 3 предмет и метод бухгалтерского учета План:
- Тема 4 сЧета и двойная запись План:
- Классификация счетов по структуре
- Структура основного активного счета
- Структура активно-пассивного счета 71
- Классификация счетов по назначению
- Тема 5 балансовое обобщение План:
- Тема 6 документация и документооборот План:
- 6.1. Понятие документов и их классификация
- 6.2. Унификация и стандартизация документов
- 6.3. Организация документооборота
- Тема 7 оцЕнка и калькуляция как элементы метода бухгалтеРскОго учета План:
- Научно обоснованная классификация затрат на производство.
- Установление объектов учета затрат, объектов калькулирования и калькуляционных единиц.
- Раздельный учет текущих затрат на производство продукции и затрат по капитальным вложениям.
- Тема 8 Бухгалтерский учет как информационная система, его правовое и методическое обеспечение План:
- 8.1. Нормативные документы бухгалтерского учета
- 8.2. Бухгалтерский учет как информационная база
- 8.3. Федеральный Закон «о бухгалтерском учете в рф»
- Тема 9 международная система финансовой (бухгалтерской) отчетности План:
- Тема 10 гармонизация национальных моделей учета План:
- 10.1. Понятие гармонизации.
- 10.2. Национальные системы бухгалтерского учета.
- 10.3. Принципы составления бухгалтерской отчетности.
- Тема 11 учет основных средств
- Приобретение основных средств за деньги
- Безвозмездное получение основных средств
- Получение основных средств в обмен на другое имущество
- Строительство объектов основных средств
- Амортизация для целей налогового учета
- Отражение хозяйственных операций по счету 90
- Отражение хозяйственных операций по счету 91 (аренда не признается основным видом деятельности предприятия)
- Учет у лизингодателя
- Учет у лизингополучателя
- Если имущество учитывается на балансе лизингополучателя
- Учет у лизингодателя
- Учет у лизингополучателя
- Тема 12 учет нематериальных активов План:
- Тема 13 учет материально – производственных запасов План:
- 1. Продажа материальных ценностей, приобретенных специально для перепродажи:
- Тема 14 учет готовой продукции План:
- Тема 15 УчеТ заработной платы План:
- Видам начислений и удержаний
- Начисление зарплаты и других выплат работникам предприятия
- Расчет обязательных удержаний из начисленных сумм работникам
- Выдача начислений в пользу работника
- Учет отпускных
- Учет пособия по временной нетрудоспособности
- Учет пособий по беременности и родам.
- Тема 16 учет затрат на производство План:
- 16.1 Задачи учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.
- 16.2. Варианты учета затрат.
- 16.3. Методы учета затрат на производство продукции и калькулирование себестоимости продукции.
- Тема 17 учет денежных средств План:
- Тема18. Учет финансовый результата План:
- 18.3. Прочими доходами в соответствие с пбу 9/99 являются:
- Тема19 учет расчетов План:
- Тема 20. Учет финансовых вложений План:
- 1. По экономическому назначению:
- 3. В зависимости от способа передачи прав выделяют:
- 5. В зависимости от срока обращения:
- Тема 21. Состав и содержание бухгалтерской (финансовой отчетности) План:
- Тема 22 учет собственного капитала. План:
- Увеличение уставного капитала
- Уменьшение уставного капитала
- Тема 23. Управленческий учет План:
- Определение себестоимости произведенной продукции, оценки стоимости запасов и определение размера полученной прибыли.
- 3. Методы калькулирования
- Список рекомендуемой литературы