3. Методы калькулирования
Под калькулированием себестоимости понимается исчисление себестоимости произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Данные калькуляции фактической себестоимости продукции широко используются в управлении производством: для контроля над соблюдением принятой предприятием плановой (нормативной) себестоимости продукции и рентабельности производства, выявления резервов и путей дальнейшего снижения затрат труда и материальных ресурсов.
Условия деятельности предприятий различны, следовательно, они требуют для каждой отдельно взятой организации определенного подхода к отнесению издержек производства на себестоимость изготавливаемой продукции. То есть существуют различные способы калькулирования себестоимости.
Например, если на предприятии производится большое количество различной продукции, или оно вовлечено в различные виды деятельности, или производятся уникальные изделия по специальному заказу, то необходимо в процессе работы исчислять себестоимость каждого продукта или вида деятельности в отдельности. В таких случаях используется позаказная калькуляция себестоимости.
Если же предприятие оказывает услуги одного вида, или производит однотипную продукцию, или имеет непрерывный производственный цикл, то необходимо определять среднюю себестоимость для каждой произведенной единицы продукции или оказанной услуги за определенный период времени. В таких случаях используется калькуляция себестоимости по процессам.
В обоих этих методах может применяться система подразделения затрат на стандартные и нестандартные, т.е. отклонения от стандартов. Использование в учете затрат стандартной калькуляции, включающей научно обоснованные нормы затрат материалов, труда и накладных расходов, относящихся к изделию или услуге, и учет разницы между фактической и стандартной (нормативной) себестоимостью получило название нормативного метода, или метода стандарт-кост.
Кроме того, при использовании обоих методов можно делить затраты на переменные и постоянные. Такое деление применяется в системе директ-кост, т.е. в учете по маржинальной (усеченной) себестоимости. В этом случае для оценки запасов и реализованной продукции используются только прямые расходы, остальные затраты относятся прямо на результаты деятельности.
Позаказное калькулирование
Когда затраты предприятия собираются по отдельным заказам, подрядам, видам работ при производстве продукции отдельными партиями или сериями, такой способ калькулирования называется позаказным. Он ориентирован на клиента, рассматривается в соответствии с заданными условиями или техническим заданием.
Такой вид калькуляции используется в отраслях, производящих единичные, уникальные или изготавливаемые по индивидуальным заказам виды продукции, в таких, как строительство, авиационная промышленность, судостроение, печатное дело, ремонтные работы и различные профессиональные услуги (например, услуги адвокатов, аудиторов и т.д.).
При позаказной калькуляции учет затрат осуществляется в два приема. Сначала производится начисление затрат по местам их возникновения. Для регистрации затрат и учета незавершенного производства используется калькуляционная ведомость, которая заводится для каждого заказа в отдельности. Прямые затраты отражаются в ведомости на основании документов (накладных или требований на выдачу материалов, нарядов, табелей учета рабочего времени, тарифных ставок и т.д.). Каждому заказу присваивается номер, а в больших организациях и шифр, который отражает направление деятельности (вид заказа).
Серьезной проблемой данного метода является распределение накладных расходов, поскольку их величина из месяца в месяц меняется, а время окончания заказов не совпадает с временем окончания отчетного периода. Возникает необходимость найти способ их распределения до окончания отчетного периода. Наиболее распространенный путь расчет коэффициента расходов. Этот коэффициент является индивидуальным для каждого подразделения или объекта.
Коэффициент рассчитывается в три этапа:
составление прогноза накладных расходов на основе динамики затрат по всем производственным подразделениям. Например, прогнозируется сумма накладных затрат предприятия в размере 30 000 усл. ед.;
выбор критерия для распределения накладных расходов (число отработанных часов или единиц выпускаемой продукции и т.д.) и планирование его величины. Например, расчетное число машино-часов на следующий период составляет 50 маш.-час;
деление прогнозируемой на предстоящий период величины накладных расходов на количество выбранного носителя расходов. И определение таким образом нормативного коэффициента. В нашем случае это 30 000 / 50 = 600 усл. ед./маш.- час.
Далее накладные расходы относятся на изготавливаемую продукцию с использованием полученного коэффициента, т.е. на каждый час машинного времени будет относиться по 600 усл.ед., накладных расходов.
Таким образом, сумма накладных расходов, отнесенная на себестоимость изготовленной продукции, будет расчетной. Фактическая величина накладных расходов может оказаться больше или меньше расчетной величины. Поэтому на сумму разницы необходимо откорректировать себестоимость реализованной продукции. То есть дебет счета реализации увеличивается или уменьшается на вышеуказанную разницу.
Рассмотренный метод существенно зависит от точности прогнозирования общей суммы накладных расходов. Чем точнее прогноз расходов, тем точнее будет рассчитан нормативный коэффициент и тем точнее будет определена себестоимость выполнения заказа. В этом процессе велика роль бухгалтера по управленческому учету, поскольку точность прогноза зависит от качества финансового планирования, осуществляемого на основе оперативных данных, полученных от всех подразделений предприятия.
Кроме того, необходимо правильно выбрать базу распределения накладных расходов. Здесь важно тщательно проанализировать виды деловой активности и связь между накладными расходами и причинами, влияющими на них. Например, нерационально выбирать базой распределения расходов на энергоснабжение количество выпускаемой продукции, если доля ручного труда в производстве велика, или количество затрат на оплату труда рабочих, если цех полностью механизирован. То есть необходимо выбрать такую характеристику производственного процесса, изменение которой в наибольшей степени влияет на величину накладных исходов. При неподходящем носителе накладных расходов себестоимость отдельных изделий щи заказов будет определена неточно.
При позаказном методе учет прямых затрат производится на счете 20 «Основное производство» в корреспонденции с соответствующими счетами.
Накладные расходы, первоначально отраженные на счете 25 «Общепроизводственные расходы», с помощью нормативного коэффициента относятся в течение отчетного периода на счет 20 «Основное производство»: Дебет 20 Кредит 25.
В конце отчетного периода, когда определяется сумма фактических накладных расходов, и выявляются отклонения их от расходов, распределенных на заказ по нормативу, сумма отклонений списывается на счет 90 «Продажи» прямой или сторнировочной проводкой: Дебет 90 Кредит 25.
Если на конец отчетного периода в организации остаются большие суммы незавершенной производства, то в соответствии с принятой учетной политикой организация может перераспределять корректировочные суммы между себестоимостью реализованного продукта и ос татками незавершенного производства.
Основными характеристиками позаказного метода являются следующие:
измерение затрат по каждой завершенной партии изделий или по заказу, а не за промежуток времени;
период исполнения заказа не совпадает с отчетным периодом;
3) ведение в Главной книге только одного счета «Основное производство» (отдельные заказы при этом отражаются в аналитическом учете на бланках-заказах).
Попередельное (попроцессное) калькулирование
Метод попроцессного калькулирования применяется фирмами, которые серийно производят однообразную продукцию или имеют непрерывный производственный процесс. В таком случае учет затрат рациональнее вести, относя их на продукцию, произведенную за определенный период.
Себестоимость единицы продукции определяется делением общей суммы производственных затрат, отнесенных на какое-либо подразделение или производственный участок за определенный период (месяц, квартал), на количество единиц продукции, произведенных за этот же промежуток времени. Причем если продукция проходит несколько стадий обработки, то затраты суммируются по всем стадиям для того, чтобы определить общую себестоимость единицы продукции.
Метод учета себестоимости по процессам используется в таких видах производств, как автомобилестроение, производство сыпучих продуктов, красок, напитков, кирпичей, в добывающей и обрабатывающей промышленности и т.д.
Как при позаказном, так и при попроцессном способе калькулирования себестоимости целью учета затрат является отнесение их на единицу готовой продукции. Главное отличие учета по процессам - в усреднении данных, поскольку процесс производства идет непрерывно. Следовательно, возникает проблема определения количества выпущенных единиц продукции и суммы списанных на них накладных расходов.
При попроцессном способе расчета себестоимости всегда имеется незавершенное производство на начало и конец периода. Для того, чтобы определить себестоимость единицы продукции, необходимо знать точное количество произведенных за период изделий, что невозможно при постоянном незавершенном производстве, в котором находятся начатые, но не законченные к окончанию периода изделия.
Для того, чтобы решить данную проблему, незавершенное производство пересчитывается в условные единицы.
Условные единицы продукции, которые в своей сумме составляют условный объем производства, равны величине, состоящей из двух компонентов.
общего количества начатых и законченных за данный отчетный период изделий;
количества изделий, которое могло бы быть произведено, если бы затраты, вложенные во все изделия, находящиеся в незавершенном производстве, пошли на доведение продукции до конечного состояния.
Для подсчета количества условно готовой продукции используется так называемый процент завершенности, который показывает процент вложенных в объект производства затрат. Аналогично процент незавершенности означает тот процент затрат, который осталось вложить в изделие, чтобы довести его до полного изготовления.
Пример.
Рассматривается производство станков. В феврале был закончен станок А, наполовину изготовленный в январе, и изготовлено полностью три станка (В, С, D). Кроме того, был начат и выполнен на 70% станок Е. Таким образом, общее количество условно изготовленной продукции равняется 4,2 единицы, так как за февраль полностью было изготовлено 3 штуки и в остальные вложено труда и накладных расходов столько, сколько пошло бы на полное изготовление 1,2 станка (0,5 + 0,7). Это все справедливо по отношению к прямым затратам труда и накладным расходам, поскольку они вкладываются в изделие на протяжении всего срока его изготовления.
Вложение материалов может осуществляться не постоянно, например, только в начале технологического процесса или один материал - в начале, а другой - в конце процесса и т.д. Поэтому в данном случае будем считать, что материалы вкладываются в начале процесса. Тогда по материалам количество условно изготовленных за февраль единиц продукции составит–четыре штуки (три начаты и закончены в феврале – следовательно, и материалы в них были вложены в феврале. В станок начатый в январе, материалы вложены в январе, а в станок, начатый, но не законченный в феврале, материалы успели вложить в феврале).
Поскольку материалы зачастую отличаются от остальных затрат по моменту вложения их в изготавливаемый продукт (как это видно из вышеизложенного примера), все издержки принято делить на прямые материальные и конверсионные, и количество условных единиц продукции рассчитывать в разрезе этих двух видов затрат. При этом под конверсионными издержками понимаются затраты на обработку, т.е. прямые затраты на оплату труда и производственные накладные расходы, или, иначе говоря, затраты на превращение сырья и материалов в готовые продукты.
По мере необходимости прямые затраты на оплату труда могут выделяться в отдельный вид для подсчета условно изготовленных единиц продукции в разрезе только этого вида затрат.
Но калькулирование себестоимости состоит не только из определения количества условных единиц. Конечной целью калькулирования является определение себестоимости единицы продукции и общей себестоимости выпуска за отчетный период.
Как правило, производственный отчет по расчету себестоимости (калькуляция) состоит из трех частей:
ведомости расчета условных единиц;
ведомости расчета удельной себестоимости (себестоимости единицы изделия);
ведомости определения себестоимости выпуска продукции и распределения затрат в незавершенном производстве.
Данный метод позволяет определить кредитовый оборот счета 20 «Основное производство», т.е. фактическую себестоимость изготовленной продукции, расчетным путем. Затем корректируется конечное сальдо счета 20, причем в разрезе различных видов затрат.
Основными характеристиками попроцессного метода являются следующие:
группировка производственных затрат по отдельным подразделениям или производственным участкам безотносительно к отдельным заказам;
списание затрат за календарный период, а не за время, необходимое для завершения отельного заказа;
3) открытие нескольких аналитических счетов к счету «Основное производство» для каждого подразделения или производственного участка (по разновидностям изготавливаемой продукции).
Калькулирование с учетом системы «директ-кост»
С учетом релевантного уровня все затраты можно разделить на переменные и постоянные. Это очень важный момент для маржинального подхода к распределению затрат, который используется для составления сегментарной отчетности. Сегментом называется любой участок, элемент или предмет деятельности отдельной хозяйственной единицы. Менеджер, руководящий данным сегментом деятельности, собирает и анализирует информацию о затратах, составляя сегментарную отчетность. Наилучшие модели динамики затрат получаются на основе маржинального подхода, поскольку он подразумевает учет только тех затрат, которые изменяются в результате изменения уровня активности. С помощью этого достигается регулирование затрат и возможность контроля и принятия управленческих решений.
Раздельный учет постоянных и переменных затрат, использующийся в бухгалтерском учете, планировании и анализе, является основой простого и надежного метода определения и прогнозирования прибыли предприятия. Его называют методом критической точки, анализом безубыточности, или анализом затраты – объем - прибыль (cost – volume - profit, CVP). Суть данного метода состоит в том, что, во-первых, элементы затрат разделяются по видам активности и разграничиваются на переменные и постоянные; во-вторых, переменные затраты относятся на себестоимость продукции, а постоянные затраты, которые существуют независимо от деятельности экономического объекта, относятся на счет прибылей и убытков. Исходя из этого незавершенное производство и запасы нереализованной готовой продукции оцениваются только по переменным (прямым) затратам.
Этот метод в какой-то мере помогает решить проблему распределения накладных расходов, так как переменные затраты состоят из прямых и части косвенных затрат.
Но основным достоинством данного метода является возможность определить минимальную цену продажи изготовленной продукции и прогнозировать желаемую прибыль. Прибыль является результатом переменных, а не постоянных затрат. Поскольку влиять на себестоимость можно лишь изменением переменных затрат, произвести изменение постоянных издержек за ограниченный промежуток времени невозможно. Сумма покрытия, т.е. разница меж; выручкой и переменными затратами, должна возмещать постоянные расходы независимо с объемов производства, только тогда предприятие будет рентабельным. На этом и построен метод критической точки, т.е. анализ безубыточности.
Безубыточность - это состояние фирмы, когда она не имеет ни прибылей, ни убытков, т.е. прибыль равна нулю. Следовательно, получаем следующее выражение:
Уравнение можно преобразовать, учитывая, что себестоимость всего выпуска складывается из суммы удельных себестоимостей отдельных изделий.
Количество изделий = Постоянные затраты / Маржинальный доход на единицу продукции
Например: постоянные расходы составляют 2000 у.е., цена одного изделия -200 у.е., переменные затраты, необходимые для производства одного изделия, -120 у.е..
Тогда необходимо произвести 2000/(200 - 120) =25 изделий, чтобы окупить все затраты на производство.
С помощью данного метода можно прогнозировать прибыль и рассчитывать объем выпуска, обеспечивающий данную прибыль.
Очень наглядно анализ безубыточности проводится графическим методом.
На рисунке точка пересечения линии суммарных доходов с линией суммарных расходов дает тот объем реализации, с которого фирма начинает получать прибыль. Эта точка называется критической точкой, точкой безубыточности, порогом рентабельности.
Анализ «затраты-объем-прибыль» (CVP-анализ) играет особенно важную роль, когда наступает момент падения платежеспособного спроса на продукцию вследствие увеличения объема продаж и насыщения рынка.
Такая ситуация требует, как правило, снижения цены, что влечет за собой снижение прибыли. Дополнив имеющийся график взаимосвязи затрат и объема реализации кривой спроса, можно определить оптимальную цену продукции и тот объем продаж, который позволит фирме получить максимальную прибыль в данной ситуации.
Рассмотрим графический метод определения объема продаж, позволяющий фирме выбрать оптимальную возможность совершать сделки с прибылью в любых условиях рынка.
Рис. Графический метод определения затрат.
В данном случае были рассмотрены возможности CVP-анализа, но следует остановиться и на недостатках данного метода.
Во-первых, метод критической точки не может окончательно решить вопрос об отнесении косвенных затрат на себестоимость изготавливаемой продукции. Это относится к части косвенных затрат, являющихся переменными (например, амортизация производственного оборудования). Возникает все та же проблема распределения косвенных издержек на производство и сбыт каждого вида продукции.
Во-вторых, на практике не всегда легко разграничить элементы затрат на переменные и постоянные.
В-третьих, на изменение маржинального дохода может влиять стоимость приобретенных средств производства, эффективность их использования и, как уже было рассмотрено, цена реализации.
На основе маржинального подхода проводится калькулирование себестоимости продукции по переменным издержкам (учет по маржинальной, усеченной, себестоимости). При использовании данного метода в себестоимости учитываются только прямые затраты на производство и реализацию продукции, они и составляют маржинальную себестоимость. Разница между выручкой от реализации и усеченной себестоимостью называется маржинальным доходом, из которого покрываются общие периодические издержки (коммерческие и административные расходы, производственные накладные расходы). Отсюда второе название данного вида прибыли — сумма покрытия.
Данный метод усеченной себестоимости, получивший еще название «директ-кост», позволяет рассчитывать дополнительный доход, который может получить предприятие, используя, например, оборудование, простаивающее в ночное и прочее нерабочее время. Он очень важен при составлении бизнес-планов, ценообразовании.
Калькуляция по переменным затратам позволяет прогнозировать прибыль, исходя из предполагаемого уровня расходов, определять для каждой конкретной ситуации объем продаж, обеспечивающий безубыточную деятельность. При этом руководство организации получает информацию относительно «вклада» каждого выпускаемого вида продукции в общий финансовый результат. Данный метод позволяет также рассчитывать дополнительный доход, который может получить предприятие, используя свободные резервы. Он очень эффективен при определении рентабельности отдельных сегментов производства, незаменим при составлении бизнес-планов.
При расчете себестоимости по принципу переменных затрат часть административных и коммерческих расходов может попасть в себестоимость изготовленного продукта, а следовательно, в активы организации через незавершенное производство и остатки готовой продукции на складе. Это уменьшит себестоимость реализованного продукта (увеличит финансовый результат) по сравнению с системой учета полных затрат, при которой рассчитывается производственная себестоимость, включающая все прямые затраты и производственные накладные расходы. Но такие же остатки предыдущего отчетного периода, попадая в себестоимость реализованной продукции отчетного периода, увеличивают ее, а следовательно, уменьшают финансовый результат. То есть в среднем финансовый результат не зависит от выбора системы калькулирования себестоимости.
Международные стандарты финансовой отчетности не рекомендуют применять метод «директ-кост», т.е. маржинальный подход, для формирования финансовой отчетности.
Но данный метод дает хорошие результаты в системе управленческого учета, служит для принятия управленческих решений.
Рассмотрим следующую ситуацию. Предприятие выпускает три вида изделий, сведения о затратах на производство которых представлены в таблице (постоянные расходы распределены пропорционально прямым затратам на оплату труда).
-
Показатель
Общая сумма расходов
В том числе по изделиям
А
В
С
Выручка от реализации
50 000
27 500
12 500
10 000
Затраты:
материалы
зарплата основных рабочих прочие переменные затраты постоянные расходы
26 000
7500
2750
7500
14500
3750
1047
3750
6000
3000
1309
3000
5500
750
394
750
Полная себестоимость
43 750
23 047
13 309
7394
Прибыль (убыток)
6250
4453
(809)
2606
Из таблицы видно, что изделие В вносит отрицательный вклад в общую прибыль, т.е. приносит убыток в размере 809 у.е. Следовательно, возникает вопрос о целесообразности его производства.
Допустим, что по ряду объективных причин (отсутствие дополнительных ресурсов и т.д.) увеличить выпуск изделий А и С невозможно.
Может показаться, что снятие с производства убыточного изделия принесет предприятию увеличение прибыли на 809 у.е. Но, учитывая, что постоянные расходы зачастую сократить невозможно, получаем следующую картину.
-
Показатель
Общая сумма расходов
В том числе по изделиям
сумма расходов
А
С
Выручка от реализации
37 500
27 500
10 000
Затраты:
материалы
зарплата основных рабочих прочие переменные затраты постоянные расходы
20000
4500
1441
7500
14500
750
1047
6250
5500
750
394
1250
Полная себестоимость
33 441
25 547
7894
Прибыль (убыток)
4059
1953
2106
Как видно из предоставленных данных, отказ от производства нерентабельного изделия В привел, вопреки ожиданиям, к уменьшению прибыли на 2191 у.е. (6250 - 4059). Данная сумма не случайна. Рассмотрим вклад изделия В в общий результат, т.е. маржинальный доход, который дает производство изделия В. Он составил 2191 у.е. {12500 - (6000 + 3000 + 1309)}.
Именно этого вклада лишится предприятие, перестав производить изделие В и не увеличив при этом производства других видов изделий.
Выражение в фигурных скобках показывает сумму расходов, непосредственно связанных с производством изделия В (переменные расходы).
Нормативный метод калькулирования
Для управления финансовым результатом организации часто применяют нормативный метод. Данный метод основан на использовании нормативных затрат, исчисленных путем анализа прогнозов и планов деятельности организации. Метод нормативного калькулирования имеет очень много общего с используемым в международной практике методом «стандарт-кост».
4. Формы калькуляций: плановая, нормативная, фактическая
Калькулирование — это система расчета себестоимости какого-либо вида продукции, работ, услуг. То есть задачей калькулирования является определение всех издержек, приходящихся на единицу продукции, работ, услуг.
Калькуляция — это результат процесса калькулирования, т.е. это документ, содержащий расчеты издержек на производство и реализацию продукции, работ, услуг.
Различают плановую, сметную, фактическую калькуляции. Все они отражают затраты на производство и реализацию отдельных видов продукции, работ, услуг в разрезе калькуляционных статей и функций затрат.
Плановая калькуляция составляется на предстоящий период на основе разработанных в организации норм и смет.
Сметная калькуляция составляется при планировании новых производств или изделий при отсутствии разработанных нормативов.
Фактическая калькуляция является отчетной. Она отражает совокупность всех затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг и служит для контроля за выполнением плановых заданий и анализа причин их невыполнения.
- Курс лекций по дисциплине «Бухгалтерский учет»
- Тула 2007 г
- Содержание
- Тема 1. Сущность и виды учета
- Тема 2. Бухгалтерский учет: цели, функции, принципы
- Тема 3. Предмет и метод бухгалтерского учета
- Тема 4. Счета и двойная запись
- Тема 1 сущность и виды учета План:
- 1.1 Понятие хозяйственного учета.
- 1.2 Требования, предъявляемые к хозяйственному учету
- 1.2 Виды хозяйственного учета.
- Тема 2 Бухгалтерский учет: цели, Функции, принципы План:
- Тема 3 предмет и метод бухгалтерского учета План:
- Тема 4 сЧета и двойная запись План:
- Классификация счетов по структуре
- Структура основного активного счета
- Структура активно-пассивного счета 71
- Классификация счетов по назначению
- Тема 5 балансовое обобщение План:
- Тема 6 документация и документооборот План:
- 6.1. Понятие документов и их классификация
- 6.2. Унификация и стандартизация документов
- 6.3. Организация документооборота
- Тема 7 оцЕнка и калькуляция как элементы метода бухгалтеРскОго учета План:
- Научно обоснованная классификация затрат на производство.
- Установление объектов учета затрат, объектов калькулирования и калькуляционных единиц.
- Раздельный учет текущих затрат на производство продукции и затрат по капитальным вложениям.
- Тема 8 Бухгалтерский учет как информационная система, его правовое и методическое обеспечение План:
- 8.1. Нормативные документы бухгалтерского учета
- 8.2. Бухгалтерский учет как информационная база
- 8.3. Федеральный Закон «о бухгалтерском учете в рф»
- Тема 9 международная система финансовой (бухгалтерской) отчетности План:
- Тема 10 гармонизация национальных моделей учета План:
- 10.1. Понятие гармонизации.
- 10.2. Национальные системы бухгалтерского учета.
- 10.3. Принципы составления бухгалтерской отчетности.
- Тема 11 учет основных средств
- Приобретение основных средств за деньги
- Безвозмездное получение основных средств
- Получение основных средств в обмен на другое имущество
- Строительство объектов основных средств
- Амортизация для целей налогового учета
- Отражение хозяйственных операций по счету 90
- Отражение хозяйственных операций по счету 91 (аренда не признается основным видом деятельности предприятия)
- Учет у лизингодателя
- Учет у лизингополучателя
- Если имущество учитывается на балансе лизингополучателя
- Учет у лизингодателя
- Учет у лизингополучателя
- Тема 12 учет нематериальных активов План:
- Тема 13 учет материально – производственных запасов План:
- 1. Продажа материальных ценностей, приобретенных специально для перепродажи:
- Тема 14 учет готовой продукции План:
- Тема 15 УчеТ заработной платы План:
- Видам начислений и удержаний
- Начисление зарплаты и других выплат работникам предприятия
- Расчет обязательных удержаний из начисленных сумм работникам
- Выдача начислений в пользу работника
- Учет отпускных
- Учет пособия по временной нетрудоспособности
- Учет пособий по беременности и родам.
- Тема 16 учет затрат на производство План:
- 16.1 Задачи учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.
- 16.2. Варианты учета затрат.
- 16.3. Методы учета затрат на производство продукции и калькулирование себестоимости продукции.
- Тема 17 учет денежных средств План:
- Тема18. Учет финансовый результата План:
- 18.3. Прочими доходами в соответствие с пбу 9/99 являются:
- Тема19 учет расчетов План:
- Тема 20. Учет финансовых вложений План:
- 1. По экономическому назначению:
- 3. В зависимости от способа передачи прав выделяют:
- 5. В зависимости от срока обращения:
- Тема 21. Состав и содержание бухгалтерской (финансовой отчетности) План:
- Тема 22 учет собственного капитала. План:
- Увеличение уставного капитала
- Уменьшение уставного капитала
- Тема 23. Управленческий учет План:
- Определение себестоимости произведенной продукции, оценки стоимости запасов и определение размера полученной прибыли.
- 3. Методы калькулирования
- Список рекомендуемой литературы