Строительство объектов основных средств
Строить можно как подрядным, так и хозяйственным способом.
Рассмотрим записи в учете по строительству объектов основных средств каждым из указанных способов.
При подрядном способе ведения строительно-монтажных работ делают следующие записи в учете:
Дебет 08/3 - Кредит 60 - отражена стоимость услуг подрядной организации на сумму без НДС;
Дебет 19/1 - Кредит 60 - отражена сумма "входного" НДС согласно счету-фактуре подрядчика.
Если организация самостоятельно приобретает оборудование для монтажа на строящемся объекте, строительные материалы, то их передачу подрядчику отражают записями:
Дебет 08/3 - Кредит 07 - отражена передача оборудования для монтажа на строящемся объекте;
Дебет 08/3 - Кредит 10/8 - отражена передача строительных материалов, приобретенных для строительства объекта.
Согласно абз. 1 п. 5 ст. 172 НК РФ "входной" НДС по услугам подрядной организации, приобретенным строительным материалам, оборудованию к установке подлежит налоговому вычету:
Дебет 68/"Расчеты по НДС" - Кредит 19 - предъявлена к вычету сумма "входного" НДС.
Такой налоговый вычет может быть произведен при одновременном выполнении следующих условий:
- имеется счет-фактура, выставленный подрядчиком;
- имеется акт приема-сдачи выполненных работ, на основании которого произведенные подрядчиком работы принимаются к учету;
- приобретенные строительные материалы и оборудование к установке приняты к учету;
- строительство объекта основных средств осуществляется в целях деятельности, облагаемой НДС.
Если организация строит объект основных средств для деятельности, не облагаемой НДС, то сумма налога вычету из бюджета не подлежит и включается в первоначальную стоимость объекта.
При постановке построенного объекта на учет делается запись:
Дебет 01 - Кредит 08/3 - отражены постановка на учет построенного объекта основных средств по первоначальной стоимости и его ввод в эксплуатацию.
При строительстве объектов хозяйственным способом в учете делают следующие записи:
Дебет 10/8 - Кредит 60 - отражена покупная стоимость строительных материалов на сумму без НДС;
Дебет 19/3 - Кредит 60 - отражена сумма "входного" НДС согласно счету-фактуре поставщика;
Дебет 60 - Кредит 51 - отражено перечисление денежных средств поставщику за материалы;
Дебет 08/3 - Кредит 10/8 - отражено списание материалов на строительство;
Дебет 08/3 - Кредит 70, 69 - отражено начисление заработной платы и отчислений на социальное обеспечение от заработной платы рабочих, производящих строительство;
Дебет 08/3 - Кредит 02 - отражено начисление амортизации по основным средствам, использованным при строительстве;
Дебет 08/3 - Кредит 60 - оказаны услуги сторонними организациями на сумму без НДС;
Дебет 19/1 - Кредит 60 - отражена сумма "входного" НДС согласно счетам-фактурам сторонних организаций;
Дебет 60 - Кредит 51 - отражено перечисление денежных средств сторонним организациям за услуги;
Дебет 08/3 - Кредит 76 - отражено начисление государственной пошлины за регистрацию прав собственности на построенный объект.
Стоимость строительно-монтажных работ, выполненных хозяйственным способом, является объектом обложения НДС (пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ). Налоговая база определяется как сумма фактических расходов на выполнение строительно-монтажных работ (п. 2 ст. 159 НК РФ).
Моментом определения налоговой базы по НДС является последний день налогового периода (п. 10 ст. 167 НК РФ): месяца или квартала (п. п. 1, 2 ст. 163 НК РФ). Таким образом, в конце каждого налогового периода определяется сумма фактических затрат по строительству объекта основных средств. Это и будет налоговая база по НДС. Умножив эту сумму на ставку налога - 18%, получим величину НДС, которую следует начислить в бюджет и отразить записью:
Дебет 19/1 - Кредит 68/"Расчеты по НДС" - отражено начисление НДС со стоимости СМР, выполненных хозяйственным способом для собственного потребления.
Начисленный НДС уплачивают в бюджет до 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Сумма НДС, исчисленная при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, подлежит вычету из бюджета (абз. 3 п. 6 ст. 171 НК РФ). Но это возможно, если:
1) построенный объект основных средств предназначен для осуществления операций, облагаемых НДС;
2) его стоимость подлежит включению в расходы (в том числе через амортизацию) при исчислении налога на прибыль.
Если же указанный объект (в том числе приобретенный) используется для операций, не облагаемых НДС, а сумма НДС с его стоимости уже зачтена из бюджета, то ее следует восстановить (п. 3 ст. 170 НК РФ).
Порядок применения вычета по НДС установлен абз. 2 п. 5 ст. 172 НК РФ. Согласно этой норме вычет производится по мере уплаты НДС в бюджет. Если организация реорганизуется, а недостроенный объект передается правопреемнику, то у правопреемника сохраняется право на вычет НДС (п. 6 ст. 171 НК РФ).
В бухгалтерском учете вычет из бюджета НДС, начисленного со стоимости СМР для собственного потребления, отражается записью:
Дебет 68/"Расчеты по НДС" - Кредит 19/1 - отражен вычет НДС, начисленного и уплаченного со стоимости СМР для собственного потребления.
Вместе с тем налоговому вычету подлежат и суммы НДС согласно счетам-фактурам поставщиков строительных материалов, подрядных организаций, услуги которых были потреблены при строительстве объекта основных средств (п. 1 ст. 172 НК РФ).
Напомним, что вычету подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) при условии их принятия к учету (п. 2 ст. 171 НК РФ).
Однако если организация передает построенный объект в качестве взноса в уставный капитал другой организации или использует в деятельности, не облагаемой НДС, а "входной" НДС по услугам подрядчиков уже возмещен из бюджета, то следует руководствоваться требованиями абз. 4 и 5 п. 6 ст. 171 НК РФ. Так, в соответствии с этим пунктом налогоплательщик обязан восстанавливать НДС, зачтенный ранее из бюджета, в течение 10 лет. В конце каждого календарного года следует отражать в налоговой декларации сумму восстановленного налога из расчета 1/10 суммы налога, принятого к вычету, в соответствующей доле. Эта доля определяется исходя из доли стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС и указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ, в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за календарный год. Для целей налогового учета сумма восстановленного НДС учитывается в составе прочих расходов (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Организация может строить объект основных средств и для использования в деятельности, не облагаемой НДС. Если строительство производится подрядным способом, то сумма "входного" НДС по услугам подрядчика, по приобретенным стройматериалам и оборудованию к установке вычету не подлежит и включается в первоначальную стоимость построенного объекта (п. 2 ст. 170 НК РФ). Если же строительство ведется хозяйственным способом, то сумму "входного" НДС можно зачесть из бюджета, поскольку выполнение СМР для собственного потребления является объектом обложения НДС.
В налоговом учете первоначальная стоимость построенного хозяйственным способом объекта основных средств будет отличаться от первоначальной стоимости, сформированной для целей бухгалтерского учета, на суммы ЕСН и взносов на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, регистрационных сборов, процентов за пользование заемными средствами.
В заключение следует отметить, что построенные здания подлежат обязательной государственной регистрации.
11.6. Выбытие основных средств происходит в результате:
продажи;
передачи по договору мены;
списания в случаях морального и физического износа;
безвозмездной передачи (или по договору дарения)
передачи по договору лизинга;
вклада в уставный капитал, совместную деятельность;
ликвидации при авариях, стихийны бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях.
Для целей бухгалтерского учета доходы и расходы от любого выбытия основного средства отражаются в составе прочих доходов и расходов в том отчетном периоде, в котором они имели место (ПБУ 6/01, п. 7 ПБУ 9/99, п. 11 ПБУ 10/99).
Согласно Плану счетов прочие доходы и расходы отражаются с использованием счета 91.
При любом способе выбытия сначала делают записи по списанию объекта основных средств с учета. При этом бухгалтер оформляет акт приема-передачи объекта основных средств по форме N ОС-1 (ОС-1а, ОС-1б). На основании данных акта делаются соответствующие записи в инвентарной карточке форм N N ОС-6, ОС-6а, ОС-6б. При списании объектов основных средств из-за их непригодности к дальнейшему использованию оформляют акт о списании объекта основных средств, используя формы N N ОС-4, ОС-4а, ОС-4б.
Для обобщения информации о выбывающем объекте основных средств к счету 01 открывается специальный субсчет "Выбытие основных средств". В дебет 01/"Выбытие основных средств" списывают первоначальную стоимость выбывающего объекта в корреспонденции со счетом 01/"Собственные основные средства". Накопленная к моменту выбытия амортизация списывается в дебет счета 02 в корреспонденции со счетом 01/"Выбытие основных средств". Остаточная стоимость выбывающего объекта списывается в качестве операционных расходов в дебет счета 91/2 с кредита счета 01/"Выбытие основных средств".
Бухгалтерские проводки, отражающие выбытие основных средств
Продажа основных средств: | ||
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Сумма, причитающаяся с покупателя (включая НДС) | 62 (76) | 91-1 |
-начислен НДС | 91/НДС | 68/НДС |
- первоначальная стоимость | 01/выб | 01 |
- списывается амортизация | 02 | 01/выб |
- списывается остаточная стоимость | 91-2 | 01/выб |
Списание основных средств вследствие морального и (или) физического износа: | ||
Сумма начисленной амортизации объектов основных средств | 02 | 01/выб |
На сумму остаточной стоимости основных средств | 91-2 | 01/выб |
На сумму расходов, связанных с ликвидацией объектов основных средств | 91-2 | 10, 70, 69 и т.п. |
На сумму убытка от ликвидации объекта основных средств | 99 | 91-1 |
Передача основных средств в качестве взноса в уставный капитал по цене соглашения: | ||
Оценка переданных средств по договору | 58-1 | 91-1 |
- первоначальная стоимость | 01/выб | 01 |
- списывается амортизация | 02 | 01/выб |
- списывается остаточная стоимость | 91-2 | 01/выб |
11.7. Порядок начисления амортизации основных средств определен ПБУ 6/ 01 и разделом IV Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств.
При определении остаточной стоимости основных средств необходимо иметь ввиду:
- начисление амортизации основных средств, сданных в аренду, производится арендодателем;
- по объектам основных средств, входящих в комплекс имущества по договору аренды предприятия, начисление амортизации начисляется арендатором;
- начисление амортизации по объектам основных средств, являющихся предметом договора финансовой аренды (лизинга), производится лизингодателем или лизингополучателем в зависимости от условий договора аренды.
Для синтетического учета амортизации основных средств, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств, используется пассивный счет 02 «Амортизация основных средств», к которому открываются два субсчета:
1 - «амортизация собственных основных средств»;
2- «амортизация долгосрочно арендуемых основных средств.
В ПБУ 6/01 понятие «износ основных средств» заменено на понятие «начисленная амортизация».
Прежде чем начать амортизировать имущество, нужно знать его срок полезного использования. В бухгалтерском учете этот срок можно определить самостоятельно (такое право организациям предоставляет пункт 20 ПБУ 6/01). При этом правда, нужно учитывать технический срок эксплуатации ОС, режим его работы и т.д. Впрочем, всегда можно заглянуть в Классификацию ОС, включаемых в амортизационные группы (утверждена Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 года № 1). Там прописано, какое ОС, сколько служит.
Необходимо отметить, что показатели износа и амортизации основных средств различаются по своему экономическому содержанию.
Особого внимания заслуживают и те активы, свойства которых в течение времени не меняются, скажем, земельные участки или предметы природопользования. По ним амортизацию также не начисляют.
Амортизация - это процесс по переносу стоимости объектов основных средств на себестоимость продукции (работ, услуг) либо на счета учета других источников (непосредственно на счет прибылей и убытков). Амортизация - «количественный» показатель, представляет собой накопление денежных средств для приобретения новых основных средств путем включения амортизационных отчислений в издержки производства.
• амортизируемой стоимости;
• срока полезного использования каждого вида основных средств;
• способа начисления амортизации.
Амортизируемая стоимость определяется вычитанием из первоначальной стоимости ликвидационной стоимости.
С выходом ПБУ 6/01 организации имеют право использовать следующие способы начисления амортизации:
1) линейный способ;
2) способ уменьшаемого остатка;
3) списание стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
4) способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг).
Линейный способ - традиционный способ, состоит в равномерном начислении амортизации - в течение срока полезного использования объекта.
Амортизация начисляется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, определенной (исчисленной) от срока полезного использования этого объекта основных средств.
Начисление амортизации по основным средствам производственного назначения линейным способом может производиться:
• по стандартным нормам;
• с применением понижающего коэффициента;
• с применением механизма ускоренной амортизации.
Правительством РФ установлена предельная величина понижающего коэффициента в размере 0,5 к норме амортизационных отчислений.
Механизм ускоренной амортизации применяется по активной части основных средств по перечню высокотехнологических отраслей и эффективных видов машин и оборудования, который устанавливается федеральными органами исполнительной власти (основание: п. 7 постановления Правительства РФ от 19.08.94 г. №967).
Способ уменьшаемого остатка - при этом способе годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования данного объекта при постановке его на учет.
- Курс лекций по дисциплине «Бухгалтерский учет»
- Тула 2007 г
- Содержание
- Тема 1. Сущность и виды учета
- Тема 2. Бухгалтерский учет: цели, функции, принципы
- Тема 3. Предмет и метод бухгалтерского учета
- Тема 4. Счета и двойная запись
- Тема 1 сущность и виды учета План:
- 1.1 Понятие хозяйственного учета.
- 1.2 Требования, предъявляемые к хозяйственному учету
- 1.2 Виды хозяйственного учета.
- Тема 2 Бухгалтерский учет: цели, Функции, принципы План:
- Тема 3 предмет и метод бухгалтерского учета План:
- Тема 4 сЧета и двойная запись План:
- Классификация счетов по структуре
- Структура основного активного счета
- Структура активно-пассивного счета 71
- Классификация счетов по назначению
- Тема 5 балансовое обобщение План:
- Тема 6 документация и документооборот План:
- 6.1. Понятие документов и их классификация
- 6.2. Унификация и стандартизация документов
- 6.3. Организация документооборота
- Тема 7 оцЕнка и калькуляция как элементы метода бухгалтеРскОго учета План:
- Научно обоснованная классификация затрат на производство.
- Установление объектов учета затрат, объектов калькулирования и калькуляционных единиц.
- Раздельный учет текущих затрат на производство продукции и затрат по капитальным вложениям.
- Тема 8 Бухгалтерский учет как информационная система, его правовое и методическое обеспечение План:
- 8.1. Нормативные документы бухгалтерского учета
- 8.2. Бухгалтерский учет как информационная база
- 8.3. Федеральный Закон «о бухгалтерском учете в рф»
- Тема 9 международная система финансовой (бухгалтерской) отчетности План:
- Тема 10 гармонизация национальных моделей учета План:
- 10.1. Понятие гармонизации.
- 10.2. Национальные системы бухгалтерского учета.
- 10.3. Принципы составления бухгалтерской отчетности.
- Тема 11 учет основных средств
- Приобретение основных средств за деньги
- Безвозмездное получение основных средств
- Получение основных средств в обмен на другое имущество
- Строительство объектов основных средств
- Амортизация для целей налогового учета
- Отражение хозяйственных операций по счету 90
- Отражение хозяйственных операций по счету 91 (аренда не признается основным видом деятельности предприятия)
- Учет у лизингодателя
- Учет у лизингополучателя
- Если имущество учитывается на балансе лизингополучателя
- Учет у лизингодателя
- Учет у лизингополучателя
- Тема 12 учет нематериальных активов План:
- Тема 13 учет материально – производственных запасов План:
- 1. Продажа материальных ценностей, приобретенных специально для перепродажи:
- Тема 14 учет готовой продукции План:
- Тема 15 УчеТ заработной платы План:
- Видам начислений и удержаний
- Начисление зарплаты и других выплат работникам предприятия
- Расчет обязательных удержаний из начисленных сумм работникам
- Выдача начислений в пользу работника
- Учет отпускных
- Учет пособия по временной нетрудоспособности
- Учет пособий по беременности и родам.
- Тема 16 учет затрат на производство План:
- 16.1 Задачи учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.
- 16.2. Варианты учета затрат.
- 16.3. Методы учета затрат на производство продукции и калькулирование себестоимости продукции.
- Тема 17 учет денежных средств План:
- Тема18. Учет финансовый результата План:
- 18.3. Прочими доходами в соответствие с пбу 9/99 являются:
- Тема19 учет расчетов План:
- Тема 20. Учет финансовых вложений План:
- 1. По экономическому назначению:
- 3. В зависимости от способа передачи прав выделяют:
- 5. В зависимости от срока обращения:
- Тема 21. Состав и содержание бухгалтерской (финансовой отчетности) План:
- Тема 22 учет собственного капитала. План:
- Увеличение уставного капитала
- Уменьшение уставного капитала
- Тема 23. Управленческий учет План:
- Определение себестоимости произведенной продукции, оценки стоимости запасов и определение размера полученной прибыли.
- 3. Методы калькулирования
- Список рекомендуемой литературы