logo
Бух

16.3. Методы учета затрат на производство продукции и калькулирование себестоимости продукции.

16.1. Процесс производства является важнейшей стадией кругооборота средств предприятия. В ходе этого процесса предприятие, расходуя материальные, трудовые и финансовые ресурсы, формирует себестоимость оказанных услуг, что, в конечном счете, при прочих равных условиях, существенно влияет на финансовый результат работы предприятия - его валовая прибыль или убыток. Поэтому любой предприниматель старается управлять процессом производства, от которого зависят объем выпуска продукции, ее качество и конкурентоспособность.

Затраты - это средства, израсходованные на приобретение ресурсов, имеющихся в наличии и регистрируемые в балансе как активы предприятия, способны принести доход в будущем.

Правильная организация учета затрат на производство обеспечивает действительный контроль за эффективным использованием на предприятии материальных, трудовых и финансовых ресурсов и позволяет избежать конфликтных решений вопросов налогообложения прибыли. Учет процесса производства позволяет предприятию выявить фактическую себестоимость продукции.

К задачам учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции можно отнести:

  1. Формирование своевременной, полной и достоверной информации о затратах, связанных с производством продукции на предприятиях различных организационно-правовых форм и форм собственности.

  2. Контроль за исполнением сметы затрат на производство продукции и использованием производственных ресурсов.

  3. Обоснованные вычисления фактической себестоимости продукции и правильное составление отчетных калькуляций себестоимости изделия, работ, услуг.

  4. Выявление резервов снижения себестоимости продукции, работ, услуг и предупреждение непроизводительных затрат и потерь.

Учет затрат на производство продукции и калькулирование себестоимости продукции, осуществляется на основе следующих принципов:

16.2. Первым элементом прямых издержек являются затраты основных материалов.

По элементу «Материальные затраты» учитываются:

- стоимость приобретенного со стороны видов имущества (сырья, материалов и т.д.), использование которых направлено на систематическое получение прибыли как основной деятельности организации;

- стоимость приобретенных работ, услуг, выполненных сторонними организациями, необходимых для осуществления уставной деятельности организации;

- расходование денежных средств на цели, связанные с материальными затратами организации;

- другие расходы, относящиеся по своему экономическому содержанию к материальным затратам.

Результатом документального оформления движения и расходования основных материалов и выполненных расчетов становится проводка:

Дебет 20 кредит 10

Вторым элементом прямых расходов является заработная плата основных производственных рабочих с соответствующими начислениями на нее. По данному элементу находят отражение.

- расходы на все виды оплаты труда как списочного, так и несписочного состава работников организации за все виды работ, подлежащие оплате, включая оплату, производимую в виде выдачи продукции, по действующим в организации формам и системам оплаты труда за проработанное и непроработанное время;

- расходы, произведенные организацией в соответствие с действующим законодательством (материальная помощь, оплата на время вынужденного простоя, затраты по возмещению вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей и др.).

одновременно осуществляется расчет ЕСН.

Данные расходы оформляются в бухгалтерском учете следующими поводками:

Дебет 20 Кредит 70;

Дебет 20 Кредит 69.

К третьему виду расходов относится амортизация. По элементу «Амортизация» отражаются:

-амортизационные отчисление на полное восстановление объектов основных средств, находящихся в собственности организации, производимые в соответствие с действующим законодательством;

- амортизационные отчисления на полное восстановление объектов основных средств, взятых в аренду организацией, производимые в соответствие с действующим законодательством;

амортизационные отчисление по объектам нематериальных активов по нормам и в порядке, установленном организацией.

По элементу «Прочие затраты» учитываются затраты, не нашедшие отражения в предыдущих элементах:

Общепроизводственные расходы – возникают в производственных подразделениях – участках, цехах, производствах. Общепроизводственные расходы:

- носят комплексный характер;

- возникают в производственных подразделениях;

- планируются и учитываются по местам их возникновения;

- контролируются бюджетно-сметным методом;

- распределяются косвенным путем между видами готовой продукции и незавершенным производством.

Аналитический учет общепроизводственных расходов осуществляется по подразделениям предприятия, а в их разрезе – по установленной номенклатуре общепроизводственных (цеховых) расходов. Статьи расходов предусматриваются отраслевыми инструкциями по планированию, учету и калькулированию.

Общепроизводственные расходы учитываются на счете 25 «Общепроизводственные расходы» в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, расчетов с персоналом по оплате труда, расчетов по социальному страхованию и обеспечению, кассы, расчетных счетов и др.

В конце отчетного периода на сумму фактически произведенных расходов составляются запись:

Дебет 20,23,28 Кредит 25.

Порядок распределения общепроизводственных расходов между основным, вспомогательным и обслуживающим производствами определяется предприятием самостоятельно и закрепляется в учетной политике организации.

В качестве базы распределения должен выбираться тот показатель, который наиболее соответствует накладным расходам каждого производственного подразделения. На практике с целью распределения могут применяться следующие базы:

- время работы производственных рабочих;

- заработная плата производственных рабочих;

- прямые затраты

- стоимость основных материалов

- объем произведенной продукции в натуральном или стоимостном выражении;

- распределение пропорционально сметным (нормативным) ставкам.

Общехозяйственные расходы связаны с общим обслуживанием и организацией производства и управлением организацией в целом. Они учитываются на счете 26 «Общепроизводственные затраты».

Общепроизводственные затраты могут быть классифицированы по видам, технико–экономическим факторам, календарным периодам, для целей калькулирования себестоимости работ, услуг, для целей налогообложения.

По технико-экономическим факторам общехозяйственные расходы подразделяются на условно-постоянные и условно-переменные.

По календарным периодам подразделяются на постоянные и единовременные затраты.

Аналитический учет общепроизводственных расходов строится по группам этих расходов, а внутри групп – по статьям, что позволяет предприятию контролировать исполнение сметы общехозяйственных расходов.

Порядок списания общехозяйственных расходов зависит от того, какой способ формирования себестоимости установлен на предприятии:

При учете по полной производственной себестоимости в конце отчетного периода счет 26 «Общехозяйственные расходы» закрывается:

Дебет 20, 23, 29 Кредит 26

При учете по сокращенной себестоимости общехозяйственные расходы списываются в дебет счета 90 субсчет 90-2 «Себестоимость продаж».

При учете производственных затрат особое место занимают потери от брака, которые по законодательству можно включать в себестоимость продукции. Эти потери увеличивают себестоимость продукции, и таким образом снижают объем получаемой прибыли. Руководство предприятия имеет право возлагать определенную материальную ответственность на лиц, допустивших брак в работе.

Учет потерь от брака ведут на калькуляционном счете 28 «Брак в производстве». По дебету счета записывают себестоимость неисправленного брака и отражают затраты по его исправлению. По кредиту – суммы возмещения потерь от брака, взысканные с виновников, суммы, полученные от поставщиков за некачественное сырье и стоимость неисправленного брака по цене возможного использования, суммы удовлетворенных или признанных претензий поставщикам или другим контрагентам. Разность между дебетовыми и кредитовыми оборотами по счету 28 представляет собой потери от брака, которые в конце месяца включаются в себестоимость продукции по одноименной статье калькуляции.

Аналитический учет по счету 28 «Брак в производстве» организуется по цехам, участкам, видам продукции и статьям затрат. Он ведется в ведомости потерь производства (ф. №14).

Учет расходов будущих периодов

Для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, предназначен счет 97 «Расходы будущих периодов»

В качестве расходов будущих периодов могут быть учтены:

- затраты организации на получение лицензии на право заниматься определенным видом деятельности;

- затраты по сертификации продукции, работ, услуг;

- затраты на ремонт основных средств, если такие ремонты производятся неравномерно в течение года и организация не создает соответствующий резерв;

- расходы, связанные с горно-подготовительными расходами, подготовительными к производству работами в связи с сезонным характером;

- расходы, связанные с рекультивацией земель и осуществлением иных природоохранных мероприятий и др.

Перечисление денежных средств в качестве аванса либо в счет предоплаты расходами не признается и не отражается на счете 97.

Расходы будущих периодов при наступлении отчетного периода, к которому они относятся, списываются на счета учета затрат на производство и расходов на продажу:

Дебет 20,23,25,26, 44… Кредит 97;

Возможны два способа списания расходов будущих периодов:

- равномерно в течение определенного срока;

- пропорционально объему выпущенной продукции

Второй способ обычно применяется на промышленных предприятиях.

Аналитической учет по счету 97 ведется по видам расходов.

Сводный учет и обобщение затрат по калькуляционным статьям, элементам, цехам, видам изделий (заказов), видов услуг относятся к завершающему этапу затрат на производство.

Обобщение затрат происходит в определенной последовательности.

В первую очередь на счета производства относятся все прямые затраты. Списание прямых затрат осуществляется на основании ведомостей распределения соответствующих издержек, составляемых по данным первичных документов.

Во вторую очередь распределятся услуги вспомогательных производств, а также косвенные расходы (общепроизводственные и общехозяйственные расходы, расходы по содержанию машин и оборудования). После этого списываются расходы будущих периодов и потери от брака.

Затем осуществляется подсчет производственных затрат по статьям, видам изделий, кодам заказов, видам услуг, по определенным структурным подразделениям и в целом по предприятию.

Техника обобщения затрат на производства зависит от формы учета. При журнально – ордерной форме для обобщения затрат используется журнал-ордер №10, при упрощенной форме – ведомость В-3, а при сокращенной журнально-ордерной форме учета - журнал-ордер №5.

Журнал – ордер №10 составляется на основании итоговых данных ведомостей учета затрат цехов (ф.№12), учета затрат обслуживающих производств и хозяйств (ф.№13), учет потерь в производстве (ф.№14), учета общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов и внепроизводственных расходов (ф.№15).

В журнале – ордере №10 отражаются все производственные затраты по их элементам с кредита соответствующих материальных и расчетных счетов. При этом в него записываются лишь те сумы кредитовых оборотов, которые относятся в дебет одного из счетов затрат на производство.

В журнале –ордере №10 отражаются все внутренние обороты по сетам затрат на производство (списание общепроизводственных и общехозяйственных расходов, услуг и работ вспомогательных производств и хозяйств и т.п.).

Кредитовые обороты материальных и расчетных счетов, которые относятся в дебет непроизводственных счетов, регистрируются в журнале-ордере №10/1. По окончании месяца в последний вносят итоговые записи журнала-ордера №10. общие итоги обоих журналов разносят затем по счетам Главной-книги.

Данные журналов –ордеров №10 и №10/1 используются для составления расчета затрат по элементам и расчета себестоимости продукции по статьям калькуляции.

16.3. Фактический и нормативный метод учета затрат и калькулирования.

Учет фактических затрат – это метод последовательного накапливания данных о фактически произведенных издержках без отражения в учете данных о величине их по действующим нормам.

Метод учета фактических затрат и калькулирования фактической себестоимости является традиционным и наиболее распространенным на российских предприятиях.

Основные недостатки данного метода:

- неоперативное обеспечение управляющего персонала бухгалтеркой информацией.

- в отсутствие стандартов (норм), единственный способ использоания бухгатерских данных для анализа эффективности производства сосотоит в сопоставлении себестоиомости каждой последующей операции с аналогичной предыущей;

- высокая трудоемкость;

- отсутствие предпосылок для четкого выявления основных фактов поизводства.

Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости характеризуется тем, что на предприятии по каждому виду изделия составляется предварительная нормативная калькуляция.

Норма- это заранее установленное числовое выражение результата хозяйственной деятельности в условиях прогрессивной технологии и организации производства. Нормативные калькуляции рассчитываются на основе технически обоснованных норм и нормативов, которые устанавливается в соответствие с технической документацией на производство продукции (чертежи узлов, деталей).

Нормативная калькуляция используется для определения фактической себестоимости продукции, оценки брака в производстве размеров незавершенного производства. Все изменения действующих норм отражаются в течение месяца в нормативной калькуляции. Нормы могут изменяться по мере освоения производства и улучшения использования материальных и трудовых ресурсов.

Учет организуется таким образом, чтобы все текущие затраты подразделить на расход по нормам и отклонения от норм. нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости позволяет, иметь фактическую себестоимость изделий и в тоже время регулярно анализировать причины отклонений и выявлять их виновников.