Определение себестоимости произведенной продукции, оценки стоимости запасов и определение размера полученной прибыли.
Входящие и текущие затраты.
Входящие затраты – это те средства, которые были приобретены, имелись в наличие и как ожидается должны принести доходы в будущем. В балансе они отражаются как активы.
Если эти средства в течение отчетного периода были израсходованы с целью получения дохода и потеряли способность приносить доход в дальнейшем, то их переводят в разряд истекших и отражают по дебету счета 90 «Продажи».
Прямые и косвенные расходы (по способу включения в себестоимость).
К прямым расходам относятся прямые материальные затраты и затраты на плату труда. Они учитываются по дебету счета 20., и их можно отнести непосредственно на определенное изделие.
Косвенные расходы – это совокупность издержек, связанных производством, которые нельзя (или экономически нецелесообразно) отнести непосредственно на конкретные виды изделий. В отечественной практике они называются накладными. Сюда относятся Общепроизводственные и общехозяйственные расходы.
Отличительной особенностью общехозяйственных расходов является то, что в пределах масштабной базы (определенный объем производства - продаж) они остаются неизменными. Изменить их можно только управленческими решениями, а степень их покрытия – объемом продаж.
Основные и накладные расходы (по отношения к технологическому процессу).
К основным расходам относятся все виды ресурсов (предметы труда, сырье, основные материалы, амортизация основных производственных фондов, заработная плата производственных рабочих.
Накладные расходы называются функциями управления, которые по своему характеру отличаются от производственных и связаны с управленческой деятельностью предприятия.
Производственные и внепроизводственные затраты, иначе говоря, затраты продукта и затраты периода (в зависимости от экономической роли в системе производства и управления);
Затраты входящие в себестоимость продукции состоят из трех элементов:
прямые материальные затраты;
прямые затраты на оплату труда;
общепроизводственные затраты
Внепроизводственные затраты зависят не от объемов производства, а от длительности периода. Эти расходы, как правило, связаны с полученными в течение отчетного периода услугами. Они состоят из коммерческих и административных расходов. Эти издержки не включаются в себестоимость, а сразу относятся на финансовый результат. Учет их ведется на счете (44 «Расходы на продажу», 26 «Общехозяйственные расходы»).
Одноэлементные и комплексные затраты (по экономическим элементам).
Комплексные затраты состоят из нескольких экономических элементов. Ярким примером являются общепроизводственные расходы в которые входят практически все элементы.
Затраты необходимо детализировать в зависимости от целесообразности и желаний руководства.
Классификация затрат
для принятия решений и планирования
Как отмечалось выше, одной из задач бухгалтерского управленческого го учета является подготовка информации для внутренних пользователей, необходимой для принятия ими управленческих решений, и свое! ременное доведение этой информации до руководства предприятия.
Поскольку управленческие решения, как правило, ориентированы на перспективу, руководству необходима детальная информация об ожидаемых расходах и доходах. В этой связи в управленческом учете при выполнении расчетов, связанных с принятием решения, выделяют следующие виды затрат:
- по отношению к изменения выпуска продукции и объема продаж различают переменные и постоянные затраты;
по отношению к всему объему производства или к единиц продукции различают совокупные и удельные затраты;
в зависимости от возможности и необходимости различают планируемые и непланируемые затраты.
Переменные, постоянные, условно-постоянные затраты.
Постоянные затраты это затраты, которые относительно стабильны по отношению к динамике производства и продаж (в расчете на единицу продукции они изменяются). Например, аренда производственных площадей и амортизации производственного оборудования.
Переменные затраты возрастают или уменьшаются пропорционально объему производства продукции (оказания услуг, товарооборота), т.е. зависят от деловой активности организации. Переменный характер могут иметь как производственные, так и непроизводственные затраты. Примерами производственных переменных затрат служат прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда, затраты на вспомогательные материалы и покупные полуфабрикаты.
Совокупные переменные затраты имеют линейную зависимость от показателя деловой активности предприятия, а переменные затраты на единицу продукции — величина постоянная.
Кроме того выделяют пропорциональные, прогрессивные, депрессивные и регрессивные переменные затраты.
Пропорциональные затраты изменяются пропорционально изменению уровня деловой активности (объему производства или продаж, загрузке и т.д.). Примером пропорциональных затрат могут служить прямые затраты сырья, сдельная зарплата основных работников и т.д.
Прогрессивные затраты растут быстрее, чем возрастает уровень деловой активности (заработная плата при сдельно-прогрессивной оплате).
Дегрессивные затраты растут медленнее, чем возрастает уровень деловой активности (затраты на вспомогательные материалы, электроэнергию для технологических нужд и т.д.).
Регрессивные затраты сокращаются при росте уровня деловой активности (такими затратами могут быть постоянные затраты в расчете на единицу продукта).
Под «переменными» или «постоянными» подразумевают совокупные затраты на весь объем выпуска или продаж.
Совокупные затраты — это затраты, которые необходимо произвести, чтобы осуществить весь объем выпуска и/или продаж продукции (товаров).
Удельные затраты — затраты, необходимые для производства (продажи) единицы продукции (товара).
Для описания поведения переменных затрат в управленческом используется специальный показатель — коэффициент реагирования затрат (Кр3). Он характеризует соотношение между темпами изменения затрат и темпами роста деловой активности предприятия и рассчитывается по формуле;
В реальной жизни чрезвычайно редко можно встретить издержки, ri(j своей сути являющиеся исключительно постоянными или переменными Экономические явления и связанные с ними затраты с точки зрения с<§ держания значительно сложнее, и поэтому в большинстве случаев издержки являются условно-переменными (условно-постоянными). В этом случае изменение деловой активности организации также сопровождается изменением издержек, но в отличие от переменных затрат зависимость не является прямой. Условно-переменные (условно-постоянные) затраты содержат как переменные, так и постоянные компоненты. В качестве примера можно привести оплату пользования телефоном, состоящую из фиксированной абонентной платы (постоянная часть) и оплаты междугородних переговоров (переменное слагаемое).
Следовательно, любые издержки в общем виде могут быть представлены формулой
Y= a + bХ, где
Y— совокупные издержки, руб.;
а — их постоянная часть, не зависящая от объемов производства) руб.;
b — переменные издержки в расчете на единицу продукции (коэф* фициент реагирования затрат), руб.;
X— показатель, характеризующий деловую активность организаций (объем производства продукции, оказанных услуг, товарооборота и Др-1 в натуральных единицах измерения.
Если в данной формуле постоянная часть издержек отсутствует, т.е. а = 0, то это переменные затраты. Если коэффициент реагирования затрат принимает нулевое значение, то анализируемые затраты носят постоянный характер.
Для целей управления, анализа его безубыточности, гибкого финансового планирования принятия краткосрочных управленческих решений и решения вопросов— необходимо описать поведение издержек к вышеприведенной формулой, т.е. разделить их на постоянную и переменную части.
В теории и практике управленческого учета существует ряд методов позволяющих решить эту задачу. В частности, это методы корреляции, наименьших квадратов и метод высшей и низшей точек, который на практике оказывается наиболее простым.
Классификация затрат
для контроля и регулирования деятельности центров ответственности
Рассмотренные выше классификации затрат не решают всех задач по контролю за ними. Как правило, продукция в процессе своего изготовления проходит ряд последовательных стадий в различных подразделениях предприятия. Располагая сведениями о себестоимости продукции, невозможно точно определить, как распределяются затраты между отдельными производственными участками (центрами ответственности). Эту задачу можно решить, если установить связь затрат и доходов с действиями лиц, ответственных за расходование ресурсов, Такой подход в управленческом учете назван учетом затрат по центрам ответственности, он может реализовываться на практике при делении затрат нерегулируемые и нерегулируемые (или контролируемые и неконтролируемые).
Регулируемые затраты подвержены влиянию менеджера центра ответственности, на нерегулируемые он воздействовать не может. Работа менеджера оценивается по способности управлять регулируемыми затратами.
Например, производственным цехом допущен перерасход материалов. Являются ли эти затраты регулируемыми для начальника цеха. Ответ неоднозначен. Если перерасход связан с нарушением трудовой или технологической дисциплины в цехе, то эти затраты окажутся контролируемыми. Если же причина кроется в низком качестве поступивших в цех материалов, то эти непроизводительные затраты рассматриваются как не регулируемые начальником цеха, и «на ковер» вызовут начальника отдела снабжения.
23.4. План счетов бухгалтерского учета предоставляет организациям возможность вести учет затрат по элементам на синтетических счетах. Организации предоставляется право выбора вести учет с использованием счетов 20-29 или 20-39. При этом счета с 30 по 39 предназначены для отражения затрат по элементам. В плане счетов эти строки пока пустые.
Ведущие специалисты в области бухгалтерского учета предлагают использовать эти счета для отражения затрат следующим образом:
«Материальные затраты»;
«Затраты на оплату труда»;
«Отчисления на социальные нужды»;
«Амортизация»;
«Прочие затраты»;
«Затраты по обычным видам деятельности»;
39 «Остаток материально-производственных запасов» — сальдо по счетам «Материалы», «Незавершенное производство», «Готовая продукция».
Предполагается, что данные счета будут использоваться для отражения операций в финансовом учете, а счета 20-29 — в управленческом учете (также с добавлением необходимых счетов).
27 «Результаты производственной деятельности».
При этом счета с 20 по 29 отражают учет затрат по местам их возникновения, центрам ответственности. На них производится исчисление себестоимости изготовленной и реализованной продукции. Таким образом, они могут использоваться для отражения операций в управленческом учете организации.
Калькулирование себестоимости изготавливаемой продукции необходимо, во-первых, для формирования финансового результата деятельности организации. Во-вторых, любой организации нужно планировать деятельность как в целом, так и по отдельным видам продукции, контролировать выполнение планов предприятия в целом и его отдельных центров ответственности и принимать решения, связанные с ценообразованием, дальнейшим производством продукции, выбором ассортимента изготавливаемых изделий и т.д.
Объектами калькулирования, как уже отмечалось, являются изделия, работы, услуги, оказываемые организацией, относительно которых ведется обособленный учет затрат. Отдельные изделия, работы, услуги являются калькуляционными единицами. Задачей любой организации является определение себестоимости этих калькуляционных единиц, а также себестоимости всего объема произведенного продукта.
23.5. Готовая продукция, выполненные работы и оказанные услуги в бухгалтерском учете могут оцениваться по одному из следующих вариантов:
по фактической производственной себестоимости продукции (полной или сокращенной), равной сумме всех затрат (прямых статей затрат) на ее изготовление. Данный способ применяется сравнительно редко, в основном на предприятиях индивидуального производства. По сокращенной фактической производственной себестоимости оценивают продукцию также в массовых производствах;
по плановой (нормативной) производственной себестоимости (полной или сокращенной). При этом методе определяются и учитываются отдельно отклонения фактической себестоимости от нормативной за каждый отчетный месяц, что обеспечивает единство оценки готовой продукции в текущем учете и отчетности. Если нормативная себестоимость часто меняется, это вызывает лишние проблемы, отражающиеся в постоянном пересчете оценки остатков готовой продукции. Это происходит, так как фактическая производственная себестоимость определяется по формуле:
ФСС = НПН + Затр.отч.пер. - НПК.
Здесь незавершенное производство на конец отчетного периода (НПк) и затраты отчетного периода (Затр.отч.пер.) определяются по текущей нормативной себестоимости (т.е.с учетом изменений норм) плюс отклонения.
ФСС = N ± AN ± откл.
Из этого следует, что нормы в течение отчетного периода могут быть откорректированы, а следовательно, изменятся нормативные значения затрат отчетного периода и незавершенного производства на конец отчетного периода. То есть проблемой данного метода является необходимость корректировки затрат в незавершенном производстве на начало отчетного периода при изменении норм в течение отчетного периода;
по учетным ценам. Данный метод применим при достаточно постоянных ценах на продукцию. В настоящее время применение данного метода затруднено;
по продажным (рыночным) ценам. Данный метод можно рассматривать как разновидность предыдущего метода. Он также применим при относительной стабильности цен. При нем важно не забывать об обособленном учете налога на добавленную стоимость.
Два последних метода можно совместить с учетом по плановой (нормативной) себестоимости, поскольку все эти виды себестоимости можно отнести к той или иной учетной себестоимости.
В любом случае необходим расчет фактической себестоимости, для чего нужно осуществить распределение расходов между периодами: на себестоимость выпущенной продукции и стоимость незавершенного производства - расходы последующих периодов.
Для определения остатков незавершенного производства используют оперативный учет, который предоставляет информацию о движении деталей, узлов и т.д. в процессе производства. Оперативный количественный учет движения остатков ведут, как правило, работники диспетчерских служб, контролирующие соответствующие участки производства, в карточках или ведомостях. Могут предоставлять такую информацию технологи участков, мастера и прочие работники, ответственные за процесс производства.
Но более точные данные можно получить только путем проведения инвентаризации.
Инвентаризация незавершенного производства проводится комиссией в составе мастеров участка, технологов, представителей диспетчерского бюро и бухгалтерии. Процесс инвентаризации незавершенного производства достаточно трудоемок и сложен. Поэтому, следуя принципам рациональности и приоритета содержания перед формой, руководство должно решить вопрос целесообразности проведения инвентаризации незавершенного производства.
В единичном производстве незавершенное производство оценивается только по фактическим затратам.
Для предприятий серийного и массового производства существуют три метода оценки стоимости незавершенного производства:
по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;
по прямым статьям затрат;
по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.
В любом случае основной критерий оценки незавершенного производства - сумма прямых затрат, остальные расходы определяются пропорционально принятой в учетной политике базе распределения косвенных расходов
- Курс лекций по дисциплине «Бухгалтерский учет»
- Тула 2007 г
- Содержание
- Тема 1. Сущность и виды учета
- Тема 2. Бухгалтерский учет: цели, функции, принципы
- Тема 3. Предмет и метод бухгалтерского учета
- Тема 4. Счета и двойная запись
- Тема 1 сущность и виды учета План:
- 1.1 Понятие хозяйственного учета.
- 1.2 Требования, предъявляемые к хозяйственному учету
- 1.2 Виды хозяйственного учета.
- Тема 2 Бухгалтерский учет: цели, Функции, принципы План:
- Тема 3 предмет и метод бухгалтерского учета План:
- Тема 4 сЧета и двойная запись План:
- Классификация счетов по структуре
- Структура основного активного счета
- Структура активно-пассивного счета 71
- Классификация счетов по назначению
- Тема 5 балансовое обобщение План:
- Тема 6 документация и документооборот План:
- 6.1. Понятие документов и их классификация
- 6.2. Унификация и стандартизация документов
- 6.3. Организация документооборота
- Тема 7 оцЕнка и калькуляция как элементы метода бухгалтеРскОго учета План:
- Научно обоснованная классификация затрат на производство.
- Установление объектов учета затрат, объектов калькулирования и калькуляционных единиц.
- Раздельный учет текущих затрат на производство продукции и затрат по капитальным вложениям.
- Тема 8 Бухгалтерский учет как информационная система, его правовое и методическое обеспечение План:
- 8.1. Нормативные документы бухгалтерского учета
- 8.2. Бухгалтерский учет как информационная база
- 8.3. Федеральный Закон «о бухгалтерском учете в рф»
- Тема 9 международная система финансовой (бухгалтерской) отчетности План:
- Тема 10 гармонизация национальных моделей учета План:
- 10.1. Понятие гармонизации.
- 10.2. Национальные системы бухгалтерского учета.
- 10.3. Принципы составления бухгалтерской отчетности.
- Тема 11 учет основных средств
- Приобретение основных средств за деньги
- Безвозмездное получение основных средств
- Получение основных средств в обмен на другое имущество
- Строительство объектов основных средств
- Амортизация для целей налогового учета
- Отражение хозяйственных операций по счету 90
- Отражение хозяйственных операций по счету 91 (аренда не признается основным видом деятельности предприятия)
- Учет у лизингодателя
- Учет у лизингополучателя
- Если имущество учитывается на балансе лизингополучателя
- Учет у лизингодателя
- Учет у лизингополучателя
- Тема 12 учет нематериальных активов План:
- Тема 13 учет материально – производственных запасов План:
- 1. Продажа материальных ценностей, приобретенных специально для перепродажи:
- Тема 14 учет готовой продукции План:
- Тема 15 УчеТ заработной платы План:
- Видам начислений и удержаний
- Начисление зарплаты и других выплат работникам предприятия
- Расчет обязательных удержаний из начисленных сумм работникам
- Выдача начислений в пользу работника
- Учет отпускных
- Учет пособия по временной нетрудоспособности
- Учет пособий по беременности и родам.
- Тема 16 учет затрат на производство План:
- 16.1 Задачи учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.
- 16.2. Варианты учета затрат.
- 16.3. Методы учета затрат на производство продукции и калькулирование себестоимости продукции.
- Тема 17 учет денежных средств План:
- Тема18. Учет финансовый результата План:
- 18.3. Прочими доходами в соответствие с пбу 9/99 являются:
- Тема19 учет расчетов План:
- Тема 20. Учет финансовых вложений План:
- 1. По экономическому назначению:
- 3. В зависимости от способа передачи прав выделяют:
- 5. В зависимости от срока обращения:
- Тема 21. Состав и содержание бухгалтерской (финансовой отчетности) План:
- Тема 22 учет собственного капитала. План:
- Увеличение уставного капитала
- Уменьшение уставного капитала
- Тема 23. Управленческий учет План:
- Определение себестоимости произведенной продукции, оценки стоимости запасов и определение размера полученной прибыли.
- 3. Методы калькулирования
- Список рекомендуемой литературы