logo search
Бух

Тема 9 международная система финансовой (бухгалтерской) отчетности План:

9.1. Понятие стандартов учета. Виды стандартов.

9.2. Классификация стандартов учета

9.3. Стандартизация Российского учета

9.4. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу

9.1. Стандарт переводится с английского языка как норма, образец. Применительно к нормативной документации по бухгалтерскому учету стандарт означает комплекс документально оформленных правил ведения учета. Каждое из таких правило определяет терминологию, способы, методы, сущность бухгалтерских операций при отражении того или иного факта хозяйственной деятельности.

Стандарты учета подразделяются на две группы: международные и национальные. Кроме того, для группы стран могут разрабатываться локальные стандарты.

Международные стандарты бухгалтерского учета, это стандарты, разработанные Комитетом международных стандартов финансовой отчетности (КМСФО) и рекомендованные к применению в странах, входящих в него.

Национальные стандарты учета и отчетности- нормативы (положения) по бухгалтерскому учету, издаваемые для внутреннего пользования отдельной страной, например, национальные стандарты США (GAAP) или национальные стандарты России – Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ).

Между стандартами различных видов существует тесная взаимосвязь. Национальными стандарты учета могут быть как первичными, так и вторичными по отношению к международным.

В свою очередь, международные стандарты имеют довольно обобщенный характер. Это позволяет в большинстве случаев сохранять национальные особенности учета при применении МСФО, например, МСФО 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции», который требует, чтобы компании, работающие в этих условиях, пересчитывали информацию, дает достаточный простор для национальных вариантов способов корректировки отчетности. В Аргентине, Боливии, Бразилии, компании, работающие в условиях значительных темпов инфляции, обязаны представлять бухгалтерскую отчетность, пересчитанную с помощью общего индекса цен. В ряде других стран выборочно корректируются только отдельные статьи баланса, дающие информацию об основных средствах, долгосрочных капитальных и финансовых вложениях. В странах, где темпы инфляции незначительны, компаниям предоставляется возможность самостоятельно принимать решения о целесообразности отражения в учете и отчетности последствий инфляции.

Международные и национальные стандарты учета - это системы, внутри которых действует механизм взаимодействия и взаимозависимости отдельных стандартов, например, упомянутый уже МСФО 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции», связан с несколькими другими, например, с МСФО 1. Это обусловлено тем, что порядок и состав предоставляемой отчетности в условиях гиперинфляции не меняются. Этот же стандарт взаимодействует с МСФО 12 «Налоги на прибыль», МСФО 15 «Информация, отражающая влияние изменения цен», МСФО 21 «Учет влияния изменений валютных курсов».

9.2. Стандарты разрабатывались в разные годы и с различными функциональными целями. Между с тем, проанализировав международную и национальные системы стандартизации можно сделать вывод об однотипности их структур и возможности проведения стандартизации по одинаковым признакам.

Всю совокупность стандартов можно классифицировать по назначению и экономическому содержанию.

Классификация стандартов по их назначению предполагает, что классификационным признаком выступает цель и назначение стандарта.

Блок 1 – стандарты, формирующие международные принципы бухгалтерского учета.

Блок 2 – стандарты, регламентирующие состав и содержание финансовой отчетности. В блок входят 8 стандартов. Данная группа стандартов имеет базовое, основополагающее значение, ибо именно она считается ключом к пониманию финансовой отчетности любого государства, применяющего при организации бухгалтерского учета международные стандарты.

Блок 3 – стандарты, определяющие правила учета отдельных объектов. Это самая многочисленная группа, которая в свою очередь может подразделяться на подгруппы. В эту группу входят стандарты, упорядочивающие учет инвестиций и текущих активов, доходов и расходов, налоговых и пенсионных обязательств.

Классификация стандартов по экономическому содержанию предполагает группировку стандартов по экономическому признаку. Дело в том, что стандарты разрабатываются для разрешения отдельных учетных проблем, которые возникают в ходе экономических отношений. Как известно, любая производственно-хозяйственная деятельность вызывает целый комплекс хозяйственных отношений. Прежде всего к ним относятся:

- отношения между государством и предприятием. В их основе взаимодействие интересов государства, моделирующего развитие экономики и моделирующего общенациональный бюджет, и интересов предприятия, стремящегося к развитию и приросту собственного капитала;

- отношения между товаропроизводителями и потребителями. Они строятся на сочетании и противодействии интересов «продавца» и «покупателя», регулируемых спросом и предложением товаров;

- отношения между предприятиями по горизонтали, т.е. между предприятиями-партнерами. Основываются на экономическом интересе обеих сторон осуществить выгодную сделку;

- отношения между структурными звеньями фирм. Оперяются на сочетании экономического интереса каждого подразделения в собственном развитии и развитии всей компании;

- отношения между участниками - вкладчиками в объединенный капитал акционерного общества. Основываются на интересе в получении выгод на вложенный капитал;

- отношения между работодателем и работником. Базируется на анализе отношений. Складывающихся между покупателем и продавцом, и основаны, как уже отмечалось, на сочетании и противодействии их интересов;

- отношения между странами. Современная мировая экономика имеет высокий уровень интеграции. Взаимодействие крупных компаний различных стран, затрагивает интересы не только отдельных фирм, но и стран и континентов.

Группировка экономических отношений предопределяет и классификацию стандартов по экономическому содержанию. В данной группировке можно выделить следующие группы.

Первая группа - базовые стандарты учета, раскрывающие принципы

учета, учетной политики и финансовой отчетности.

Вторая группа - стандарты, регулирующие учет операций, затрагивающие интересы государства и предприятия. К этой группе можно отнести стандарты по учету доходов, налогов, государственный инвестиций и.т.д.

Третья группа - стандарты, устанавливающие правила учета по вопросам, затрагивающим интересы партнеров по бизнесу. В эту группу целесообразно включить стандарты по учету результатов по совместной деятельности, инвестиций.

Четвертая группа – стандарты, направленные на учет операций внутри компании: по учету деятельности сегментов, по учету операций по слиянию компаний.

Пятая группа - предусматривающие регламентацию при учете затрат на оплату труда и пенсионному обеспечению.

Шестая группа - стандарты, отражающие отраслевую специфику.

Седьмая группа - стандарты, рассматривающие правила ведения учетных операций, выражающих интересы государства и предпринимателей на международном уровне: определяющие учет валютных операций, учет деятельности совместных предприятий.

9.3. Первые Российские стандарты – Положения по бухгалтерскому учету появились в 1994г. Это ПБУ 1/94 «Учетная политика предприятия» и ПБУ 2/94 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство». Оба национальных стандартов были разработаны в рамках Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики, отвечающую требованиям развития рыночной экономики, и введены в действие с 1 января 1995г.

Важным моментом в процессе стандартизации Российского учета представляются разработка и введение с 1 января 2000г. в действие ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации». Эти документы определили базовые категории бухгалтерского учета финансовых результатов, а также структуру и содержание формы №2 финансовой отчетности.

Как показывает анализ, российские стандарты взаимодействуют с международными. Причем это взаимодействие может происходить следующим образом.

По варианту 1- одному международному стандарту учета соответствует два или более национальных стандартов. Например, МСФО1 «Представление финансовой отчетности» в Российском учете раскрывается ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» и ПБУ 4/98 « Отчетность организации».

По варианту 2- двум или более международным стандартам учета соответствует один ПБУ. Так в МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» изложены принципы учета, а в МСФО 8 «Чистая прибыль или убыток за период» показаны факторы, влияющие на изменение учетной политики и порядок отражения влияния в финансовой отчетности. Все это нашло отражение в ПБУ 1/98 «Учетная политика организации».

9.4. В бухгалтерской отчетности раскрывается информация об аффинированных лицах, событиях после отчетной даты, условные факты хозяйственной деятельности, прекращение деятельности, обесценивание финансовых и других активов, по сегментам и др. хозяйствующие субъекты используют в бухгалтерском учете и отчетности способы оценки активов и обязательств, ориентированные на условия рыночной экономики. Получил развитие рынок аудиторских услуг. Появился ряд профессиональных бухгалтерских объединений, отдельные из которых стали членами Международной федерации бухгалтеров.

В соответствие с Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности РФ на среднесрочную перспективу (2004-2010гг.) целью бухгалтерского учета и отчетности является создание приемлемых условий и предпосылок последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике РФ, в частности функции формирования информации о деятельности хозяйствующих субъектов, полезной для принятия экономических решений заинтересованными внешними и внутренними пользователями. Суть дальнейшего развития состоит в активизации использования МСФО для реализации этой функции путем создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса.

Дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям:

  1. повышения качественной информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

  2. создание инфраструктуры применения МСФО;

  3. изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

  4. усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;

  5. существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

В соответствие с Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу, одобрено приказом Министра финансов РФ от 01.07.04 №180, предусмотрены следующие этапы перехода на МСФО:

2004-2007 г.г. Обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов, кроме тех, чьи ценные бумаги обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно-признаваемых стандартам. Совершенствование принципов и требований к организации учетного процесса, а также базовых правил бухгалтерского учета, обеспечивающих формирование информации для составления индивидуальной и консолидированной финансовой отчетности. Создание специального органа в рамках системы утверждения стандартов. Создание основных элементов инфраструктуры применения МСФО. Развитие международного сотрудничества в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности.

2008-2010 г.г. обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отечности других хозяйствующих субъектов, включая общественно значимые, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют финансовую отчетность по другим международно-признанным стандартам. Расширение сферы контроля за качеством бухгалтерской отчетности, подготовленной по МСФО.

Международные стандарты являются динамичной системой, развитие которой будет продолжаться еще не один год, и надо учитывать этот факт при организации переход на МСФО.