logo search
ЛИЗА ГОСЫ

40. Опыт европейских стран, сша и Японии, других зарубежных стран по управлению качеством

Опыт европейских стран, США и Японии, других зарубежных стран по управлению качеством

США

На государственном уровне действуют системы обобщения и анализа опыта обеспечения качества: авиационной техники, морской техники, в области компьютерного обеспечения управления качеством, исследования методов неразрушающего контроля и др.

Управление качеством в США базируется, в основном, на жесткой системе испытаний и глубоким анализом причин отказов изделий с введением соответствующих корректирующих действий.

Используемые в США системы управления качеством отражают тенденцию к быстрой сменяемости поколений продукции, когда в серийное производство запускаются изделия, еще не прошедшие длительный срок отработки. Поэтому поставщики вынуждены гарантировать высокое качество путем жестких испытаний в сочетании с изучением неудачных образцов.

В 1989 г. была начата работа по изучению проблемы тотального управления качеством (TQM)1, которая сформировалась на основе статистических методов и стала фундаментальной базой в теории управления качеством.

Наряду с осуществлением TQM многие американские организации стали уделять внимание процессу снижения затрат, чтобы улучшить общую эффективность, включая качество, и сохранить конкурентоспособность в быстро изменяющихся обстоятельствах внешней деловой среды.

ЯПОНИЯ

В этой стране определяющее внимание уделяется обеспечению высокого технического уровня и качества еще на этапе разработки и освоения серийного производства, которое иногда имеет большую длительность.

С этой целью фирмы стремятся внедрить в разработку возможно большее число технических новинок, в том числе по зарубежным лицензиям. Тщательная отработка конструкции и технологии при разработке позволяет в процессе производства сократить число технологических испытаний и контрольных операций, перенести основное внимание на каждой операции.

Здесь главную роль играют экономико-социальные аспекты, учитывающие психологические факторы – конкуренция среди сотрудников, моральное и материальное поощрение, обучение и самообучение, увольнение допускающих систематические промахи и практическая невозможность для уволенных найти работу.

Характерным направлением в работе японской промышленности явилось развитие кружков2 по изысканию резервов производства и повышения качества продукции.

Как правило, эти кружки представляют собой небольшие группы сотрудников. Выполняющих общую работу и регулярно собирающуюся для обсуждения возникающих проблем и осуществляющих свои решения, если они находятся в пределах компетенции членов кружка. Любой член кружка может предложить проблему, которую надо решить. Техническая помощь, которую просит кружок, должна оказываться очень внимательно и таким образом, чтобы профессиональный технический персонал действовал как советник и не навязывал своего мнения членам кружка.

Общефирменный контроль качества, понимаемый в смысле управления качеством всей производственно-хозяйственной деятельностью фирмы, включая регулирование качества продукции, ее себестоимость, объема выпуска и сбыта, величины запасов

Контроль качества с участием всех рабочих и служащих

Полный контроль качества

Японские компании, внедрившие общефирменный контроль качества3, расширили понятие контроля качества в соответствии с более широко понимаемым термином «качество».

Одновременно произошло и изменение точки зрения на гарантию качества. Раньше под гарантией качества понималось проведение строгого контроля качества, бесплатная замена дефектного изделия годным, безвозмездный ремонт в течение определенного периода времени. Сейчас гарантия качества означает гарантию качества продукции таким образом, чтобы покупатель хотел купить ее и пользоваться продукцией с удовольствием в течение длительного времени.

ЕВРОПА

В ряде стран Европы функционируют системы управления качеством, имеющие специфические формы и охватывающие различные уровни управления.

Общефирменное управление качеством сочетается с управлением качеством на отдельном предприятии. Общефирменное управление осуществляется заместителей руководителя корпорации по качеству, имеющего свой аппарат и выпускающего общефирменное руководство по качеству. На отдельных предприятиях имеются свои заместители по качеству. Они осуществляют функциональное руководство на всех этапах разработки и производства, в процессе заключения контрактов на поставку.

В отдельных странах, например, в Швеции, некоторые функции контроля качества осуществляются на государственном уровне. С этой целью создаются правительственные инспекции по качеству экспортируемых товаров, задача которых состоит в обеспечении высокого престижа страны на мировом рынке.

В Великобритании сходные функции возложены на Британский промышленный совет. Здесь на государственном уровне функционируют также системы обобщения и анализа опыта разработки, производства и применения изделий, главным образом, военного назначения.

В Германии немецкое общество по качеству разрабатывает экономические проблемы качества.

В Европе большое внимание уделяется статистическим методам регулирования технологических процессов по критериям качества продукции с использованием встроенных в оборудование компьютеров. Кроме традиционного входного контроля на основе соответствующих документов производится инспектирование предприятий – поставщиков и их систем контроля качества, совместный анализ отказов и непременное участие потребителя в периодических проверках испытательных служб поставщиков.

Концентрированный международный опыт управления качеством продукции на предприятиях, прежде всего европейских нашел отражение в международных стандартах по управлению качеством. Во многих странах эти стандарты приняты в качестве национальных: Австрия, Великобритания, ФРГ, Швеция, Швейцария и др.

В зарубежной практике международные стандарты управления качеством применяются при заключении контрактов между фирмами в качестве моделей для оценки системы обеспечения качества у поставщика. При этом соответствие такой системы требованиям международных стандартов рассматривается как определенная гарантия того. Что поставщик способен выполнить требования контракта и обеспечить стабильное качество продукции.