Тема19 учет расчетов План:
19.1. Понятие дебиторской и кредиторской задолженности.
19. 2. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.
19.3. Учет взаимных требований.
19.4. Учет расчетов с покупателями и заказчиками
19.5. Учет сомнительных долгов
19.6. Учет расчетов по посредническим операциям
19.7. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами
19.8. Учет расчетов с подотчетными лицами
19.1. Расчеты - это денежные взаимоотношения, возникающие между организациями по товарным и нетоварным операциям.
К товарным операциям относят куплю-продажу машин, оборудования, сырья, материалов, услуг, готовой продукции и т.п. Такие операции, как правило, отражаются на счетах 60, 62.
Нетоварные операции связаны с научно-исследовательскими и учебными организациями и заведениями и жилищно-коммунальными организациями по коммунальным платежам, с клиентами по претензиям и т.п. Нетоварные операции учитываются на счете 76.
Под дебиторской задолженностью понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц (дебиторов) данной организации. Такую задолженность еще называют требованиями организаций.
Кредиторской называется задолженность данной организации другим организациям, работникам и лицам, которые называются кредиторами. Такую задолженность также называют обязательствами организации.
Кредиторов, задолженность которым возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками и подрядчиками.
Задолженность по начисленной заработной плате работникам организации, по суммам начисленных платежей в бюджет, внебюджетные фонды, в фонды социального назначения и другие подобные начисления называют обязательными по распределению.
Кредиторы, задолженность которым возникла по другим операциям, называются прочими кредиторами.
В бухгалтерском балансе дебиторская и кредиторская задолженности отражаются по их видам на активно-пассивны счетах 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».
Сроки расчетов определяются в договоре купли – продажи и других договорах.
Согласно ст. 195 ГК РФ исковая давность – это период времени, в течение которого можно предъявлять иск должнику из-за того, что он не выполни свои обязательства по договору.
Общий срок исковой давности установлен в три года (ст. 19 ГК РФ). Он не может быть изменен по соглашению сторон. По истечению срока исковой давности дебиторская или кредиторская задолженность подлежат списании. Но для отдельных видов требований могут быть законодательно установлены другие сроки давности (например, не имеют срока давности требования вкладчиков к банку, требования о возмещении вреда, причиненного здоровью и т.д – ст. 208 ГК РФ).
Статьей 203 ГК РФ установлено, что срок исковой давности может прерываться, а после перерыва он отсчитывается заново. Время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок. Прерывание срока происходит в тех случаях когда:
- кредитор предъявляет иск, т.е. обращается с иском в суд (однако, если суд оставит иск без рассмотрения, то срок исковой давности по этому иску не прерывается);
- должник признает долг (подписал акт сверки задолженности, написал заявление о взаимозачете, частично оплатил задолженность, уплатил проценты за просрочку платежа).
19.2. Поставщиками и подрядчиками считаются организации, осуществляющие поставки сырья и материалов, прочих материальных ценностей, оказывающие услуги и выполняющие различные работы (ремонт, строительно-монтажные работы).
Расчеты с поставщиками и подрядчиками могут осуществиться как после отгрузки товарно-материальных ценностей, выполненных работ, оказанных услуг, так и в порядке предварительной оплаты (авансом).
В процессе осуществления расчетных операций можно применять различные формы безналичных расчетов. Как правило, в учете выделяют следующие виды расчетов:
- расчеты, в порядке плановых платежей – субсчет 60-1;
- авансы, выданные поставщикам и подрядчикам - субсчет 60-2;
- расчеты векселями - субсчет 60-3.
Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности или потребленные услуги, проводят по счету 60, независимо от времени оплаты, предъявлено счета.
Основанием для принятия на учет кредиторской задолженности перед поставщиками являются расчетные документы (счета, счета-фактуры) и документы, свидетельствующие о факте свершения сделки (товарно-транспортные накладные, приходные ордера, акты о выполнении работ).
При возникновении претензий (недостачах, пересортицах, несоответствие цен) на сумму претензий дебетуется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами, субсчет 76-2 «расчеты по претензиям».
В свою очередь расчеты могут производиться векселями (простыми и переводными).
Простой вексель – это письменное долговое денежное обязательство векселедатель уплатить определенную сумму при наступлении срока платежа векселедержателю в плату поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
Переводной вексель (тратта) – это документ, выписываемый кредитором (трассантом) и содержащим приказ дебитору (трассату) уплатить указанную в векселе сумму третьему лицу (ремитенту) или предъявителю векселя. Данный документ становиться долговым обязательством после акцепта его трассатом. С помощью передаточной подписи (индоссамента) вексель может передаваться другому лицу. Векселя могут учитываться (дисконтироваться) банком. В таком случае банк выплачивает векселедержателю вексельную сумму за вычетом дисконта до наступления срока платежа.
Содержание хозяйственной операции | Корреспондирующие счета | |
Дебет | Кредит | |
Оплата поставки в порядке плановых платежей: приняты на учет поступившие ТМЦ (работы, услуги) суммы НДС произведена оплата поставки в порядке плановых платежей произведен зачет НДС по полученным ТМЦ |
10 19 60-1
68 |
60-1 60-1 51
19
|
Оплата поставки авансом: произведена оплата поставки авансом (предоплата) приняты на учет поступившие ТМЦ (работы, услуги) суммы НДС произведен зачет аванса
|
60-2 10, 41.. 19 60-1
|
51 60-1 60-1 60-2
|
Оплата поставки векселями (учет у векселедателя): поступили ТМЦ от поставщика выдан вексель поставщику в оплату поступивших ТМЦ отражена сумма процентов по векселю произведено погашение векселя | 90-3,91-2 68 60-1 10, 41 (91-2) 60-3 | 62-2 61-1 60-3 60-3 51,52 |
При оплате векселями следует учитывать, что в целях налогообложения в соответствие со статьей 269 НК РФ расходом признаются проценты в том случае, если их размер существенно не отличается от (не более чем на 20%) от среднего уровня процентов, взимаемым по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце) на сопоставимых условиях. При осуществлении таковых обязательств, либо по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом, равна ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза (по обязательствам в рублях) и 15% - по обязательствам в иностранной валюте.
Организации могут использовать полученный товарный вексель по оплате своей кредиторской задолженности. При этом вексель передается с помощью передаточной надписи – индоссамента, которая делается на обратной стороне векселя.
19.3. В случаях, когда между двумя организациями заключены два различных договора, по которым возникают взаимные требования по исполнению договорных обязательств, образуются взаимные дебиторская и кредиторская задолженности, которые могут быть погашены зачетом взаимных требований.
В соответствие со ст. 410 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично за вычетом встречного однородного требования, срок которого наступил, либо не указан, или же если срок определен моментом востребования.
Для проведения взаимозачета достаточно заявление одной из сторон договора за подписью руководителя и главного бухгалтера при условии отсутствия разногласий по предмету взаимозачета. Как правило, основой для подписания такого заявления является акт сверки взаиморасчетов на основании данных бухгалтерского учета обеих организаций, в котором следует указать:
- документы, по которым возникли задолженности;
- сумма задолженности с выделением НДС.
Акт составляется при проведении инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации.
Согласно ст. 411 ГК РФ не допускается зачет требования:
если по заявлению другой стороны к требованию подлежит применению сроки исковой давности и он истек;
о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью;
о взыскании алиментов;
о пожизненном содержании;
в иных случаях, предусмотренных законом и договором.
Если размеры требований не равны, а следовательно, одно из обязательств погашается частично то в этом случае целесообразно оформить соглашение (акт) о взаимозачете встречных требований, в котором стороны подтверждают расчеты и утверждают расчеты и оговаривают способ погашения остатка задолженности. Соглашение подписывается руководителями обеих организаций.
Погашение задолженности по взаимным требованиям отражается в бухгалтерском учете в момент появления заявления одной из сторон или подписания соглашения о взаимозачете:
В соответствие с пунктом 2. ст.172 НК РФ при использовании налогоплательщиком собственного имущества (в том числе векселя третьего лица) в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком при приобретении указанных товаров исчисляются исходя из балансовой стоимости указанного имущества, переданного в счет оплаты.
С 2007 г. при осуществлении товарообменных операций сумма налога. предъявленная налогоплательщиком покупателю товаров, имущественных прав, будет уплачиваться налогоплательщику на основании платежного поручения на перечисление денежных средств, т.е. денежными средствами.
19.4. Расчеты с покупателями и заказчиками производятся платежными поручениями, платежными требованиями-поручениями, в виде товарообменных операций (бартерные сделки), в порядке уступки права требования, договора мены инкассовыми поручениями, аккредитивами, векселями, чеками.
Для учета расчетов с покупателями и заказчиками предназначен счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками, к которому могут быть открыты следующие субсчета:
На субсчете 62-1 «Расчеты в порядке инкассо» учитываются расчеты по предъявленным покупателям и заказчикам и принятым банком к оплате расчетным документом за отгруженную продукцию (товары), выполненные работы и оказанные услуги.
На субсчете 62-2 «Расчеты плановыми платежами» учитывают расчеты с покупателями и заказчиками при длительных хозяйственных связях с ними, когда расчеты носят постоянный характер и не завершаются поступлением оплаты по отдельному расчетному документу.
На субсчете 62-3 «Векселя полученные» учитываются расчеты с покупателями и заказчиками, обеспеченные полученными векселями.
Для обеспечения надежности расчетов с покупателями используется практика заключения договоров на условиях предоплаты. Сумма аванса облагается НДС. Налог с полученного аванса исчисляется по расчетным ставкам 10% : 110% или 18% : 118%.
Вексель – это форма товарного кредита. Поэтому операции с векселями отражают в бухгалтерском учете с соответствие с ПБУ 9/99 и 10/99.
Содержание хозяйственной операции | Корреспондирующие счета | |
Дебет | Кредит | |
Оплата продаж в порядке плановых платежей: признан доход (покупателю предъявлены расчетные документы) начислен НДС с суммы выручки признана расходом себестоимость продаж поступили средства в отплату поставки |
62-1
90-3,91-2 90-2,91-2 51,52 |
90-1, 91-1
68 20,41,43… 62-1 |
Расчеты по авансам полученным: получен аванс от покупателя в счет предстоящей поставки начислен НДС с аванса оплачен НДС в бюджет признан доход от продажи продукции (товаров, работ, услуг) начислен НДС с продаж НДС ранее уплаченный в бюджет с аванса принят к вычету произведен зачет аванса |
51 62-2 68 62-1
90-3,91-2 68 62-2 |
62-2 68 51 90-1, 91-1
68 62-2 61-1 |
Получение векселей в оплату проданной продукции (учет у векселедержателя) отгружена продукция покупателю и признан доход начислен НДС с продаж признана расходом себестоимость продаж получен вексель в оплату отгруженной продукции получен вексель третьей организации в оплату продукции начислены проценты по векселю начислен НДС с дохода от продаж оплачен (погашен) вексель |
62-1 90-3,91-2 90-2,91-2 62-3 58 62-3 90-3 (62-3) 50,51.. |
90-1, 91-1 68 20,41,43… 62-1 62-1 90-1, 91-1 68 62-3 |
19.5. Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. В Письме Минфина России от 15.10.2003 N 16-00-14/316 разъяснено, что под сомнительным долгом предусматриваются не исполненные в срок обязательства по оплате за продукцию, товары, работы, услуги, в отношении которых отсутствуют средства (способы), предусмотренные законодательством и/или договором и повышающие для организации-кредитора вероятность удовлетворения ее требования.
Организация имеет право создавать резервы по сомнительным долгам. Резерв по сомнительным долгам создается на основании результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации.
Для документального оформления результатов инвентаризации предназначены унифицированные формы, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 (в ред. от 03.05.2000):
приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации (форма N ИНВ-22);
акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма N ИНВ-17); к акту следует приложить документы, подтверждающие задолженность, договоры, накладные и т.д.
Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.
При предварительной оплате товара в соответствии с договором обязательства поставщика по отгрузке продукции не могут рассматриваться задолженностью, по которой образуется резерв по сомнительным долгам.
Создание резерва отражается в бухгалтерском учете записью:
Дебет 91, Кредит 63.
Периодичность создания резервов в законодательстве не установлена, поэтому целесообразно его создавать в конце каждого отчетного периода для всех появляющихся сомнительных задолженностей аналогично периодичности, предусмотренной для целей налогового учета.
При составлении бухгалтерской отчетности числящаяся в учете дебиторская задолженность, по которой создан резерв по сомнительным долгам, показывается в сумме за минусом образованного резерва.
Погашение сомнительного долга дебитором отражается в бухгалтерском учете записями:
Дебет 51, Кредит 62 - получены денежные средства,
Дебет 63, Кредит 91 - отражено списание суммы резерва по сомнительным долгам.
Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.
Списание неиспользованных сумм резервов по сомнительным долгам отражается записью: Дебет 63, Кредит 91.
Не реальные к взысканию долги списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, резервы не создавались.
При этом списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за бухгалтерским балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.
В соответствии с п. 11 ПБУ 10/99 суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, являются прочими расходами. В прочие расходы такая задолженность включается в сумме, в которой она была отражена в бухгалтерском учете организации (п. 14.3 ПБУ 10/99).
В бухгалтерском учете производятся следующие записи.
При наличии созданного резерва по сомнительным долгам:
Дебет 63, Кредит 62 - списан безнадежный долг за счет резерва.
При отсутствии резерва по сомнительным долгам:
Дебет 91, Кредит 62 - списан безнадежный долг в составе прочих расходов,
Дебет 007 - отражена сумма безнадежной дебиторской задолженности.
Для целей налогового учета согласно п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
В Письме Минфина России от 26.07.2006 N 03-03-04/1/612 разъяснено, что в резерв по сомнительным долгам следует включать задолженности как подтвержденные, так и не подтвержденные дебиторами.
Резерв по сомнительным долгам формируется по итогам отчетного (налогового) периода. Для этого на конец отчетного (налогового) периода согласно п. 4 ст. 266 НК РФ следует провести инвентаризацию задолженности. Так как налоговое законодательство не регламентирует порядок инвентаризации расчетов, необходимо руководствоваться правилами бухгалтерского учета.
При этом сумма создаваемого резерва не может превышать 10% выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
Сумма резерва исчисляется следующим образом (п. 4 ст. 266 НК РФ):
по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) в сумму резерва включается 50% суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;
сомнительная задолженность со сроком возникновения до 45 дней не увеличивает сумму создаваемого резерва.
Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов. Сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена им на следующий отчетный (налоговый) период. При этом в конце года организация должна сравнить величину созданного резерва и сумму безнадежных долгов. Полученная разница включается в состав налогооблагаемых доходов (если резерв больше суммы долгов) или расходов (если резерв меньше долгов).
Для целей налогового учета безнадежными могут быть признаны долги только при наличии закрытого перечня случаев, предусмотренных п. 2 ст. 266 НК РФ и ст. ст. 416 - 419 ГК РФ. В этот перечень включены истечение установленного срока исковой давности и прекращение обязательства в соответствии с гражданским законодательством. Последнее возможно:
вследствие невозможности его исполнения;
на основании акта государственного органа;
вследствие ликвидации организации.
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам относятся суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, - суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва (Письмо Минфина России от 24.11.2005 N 07-05-06/317).
В случае погашения дебитором задолженности, которая учитывалась при формировании резерва как сомнительная, необходимо восстановить резерв на сумму погашенной задолженности, включив соответствующую сумму в состав внереализационных доходов на основании п. 7 ст. 250 НК РФ.
19.6. Посреднические операции могут быть различных видов.
Договор поручения отличается тем, что посредник совершает определенные юридические действия по поручению, от имени и за счет доверителя (гл.49 ГК РФ). Посредник действует по доверенности.
Договор комиссии отличается тем, что посредник (комиссионер) совершает сделки от своего имени, но по поручению и за счет комитента (гл.51 ГК РФ). Договор комиссии это договор с конкретным покупателем.
Договор консигнации является разновидностью договора комиссии (посредник, т.е. консигнатор продает товар от своего имени, но по поручению и за счет консигнанта), но покупатель заранее не известен.
Агентский договор оформляет неторговые сделки. Здесь посредник (агент) совершает юридические и иные действия от своего имени или от имени принципала по поручению и за счет принципала (гл.52 ГК РФ)
Но в бухгалтерском учете все эти операции отражаются одинаково.
Учет у посредника:
Содержание хозяйственной операции | Корреспондирующие счета | |
Дебет | Кредит | |
- приняты на забалансовый учет товары, поступившие на склад поставщика по цене, указанной в приемно-сдаточных документах - отражены расходы, подлежащие возмещению комитентом - отражена задолженность комитента по расходам, произведенным комитентом при выполнении договора - отражены собственные затраты посредника, связанные с исполнением поручения - отражена задолженность комитенту за отгруженный покупателю товар - списаны товары, отгруженные покупателю -признан доход от реализации посреднических услуг - начислен НДС с суммы вознаграждения - списаны издержки обращения, приходящие на реализованную посредническую услугу - выявлен финансовый результат от реализации посреднических услуг - получены от покупателя денежные средства за проданный товар - перечислены средства комитенту за вычетом сумм, причитающихся посреднику за посредническую услуг и по возмещаемым расходам | 004
60,76 76-5
44
62
76-5 90-3 90-2
90-9
51
76-5 |
90-1, 91-1
51 60,76
70,69…
76-5
004 90-1 68 44
99
62
51 |
Учет у контрагента
отгружены товары посреднику получено извещение посредника о выполнении поручения признана расходом себестоимость, отгруженных товаров начислен НДС от реализации посредническая услуга признана расходом на основании акта выполнения, выделен НДС по посреднической услуге получена оплата товара от покупателя (от посредника за минусом комиссионного вознаграждения) принят к зачету НДС по посредническом услуге
| 45 62,76-5 90-2 90-3 44 19 51
68 | 41, 43 90-1 45 68 76-5 76-5 62,76-5
19 |
19.7. Расчеты с разными дебиторами и кредиторами у организаций возникают по разным причинам: по претензиям к поставщикам и подрядчикам; по страхованию имущества и персонала; по причитающимся дивидендам и другим расходам; по депонированным суммам.
Учет расчетов по страхованию ведется на счете 76, субсчет 1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию».
Страхование может быть добровольным, действующим на основе договора между страхователем и страховщиком, и обязательным, действующим в силу закона.
Между страхователем и страховщиком заключается договор страхования, в силу которого страховщик обязуется при страховом случае произвести страховую выплату страхователю, а страхователь обязуется уплатить страховые взносы в установленные сроки.
Организации имеют право финансировать расходы по страхованию своего имущества, личного страхования работников организации и гражданской ответственности за причинение вреда имущественным интересам третьих лиц. Страхование может быть как обязательным, так и добровольным.
Начисление сумм страховых платежей производится за счет источника финансирования по кредиту счета 76-1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию».
Суммы начисленных страховых платежей сначала отражаются в составе расходов будущих периодов - Дебет 97, Кредит 76-1; а затем, в течение срока действия договора страхования, равномерно включаются в текущие расходы организации - Дебет 26, Кредит 97.
Перечисление страховых платежей отражается по дебету счета 76-1 (Дебет 76-1, Кредит 51).
При возникновении страхового случая суммы страхового возмещения, получаемые от страховых компенсаций, отражаются по кредиту счета 76-1 (Дебет 51, 52, Кредит 76-1).
В дебет счета 76-1 относятся потери от уничтожения и порчи имущества организации в результате страхового случая (Дебет 76-1, Кредит 01, 10, 43, 41 и др.).
Некомпенсируемые страховыми возмещениями потери от страховых случаев списываются со счета 76-1 на счет 91-2 (Дебет 91-1, Кредит 76-1).
При страховании работников частично или полностью за счет средств организации материальная выгода, получаемая работником в виде суммы страховых взносов по договорам добровольного страхования, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13%, за исключением случаев:
если страхование физических лиц производится работодателями по договорам обязательного страхования, а также по договорам добровольного страхования, предусматривающим возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных физических лиц и (или) медицинских расходов застрахованных физических лиц;
если работодатели заключают договоры добровольного пенсионного страхования (договоры негосударственного пенсионного обеспечения) при условии, что общая сумма платежей (взносов) не превысит 2 тыс. руб. в год на одного работника.
Для целей исчисления налога на прибыль в соответствии с НК РФ организации имеют право включать в расходы, учитываемые для целей налогообложения, следующие платежи (взносы), уплачиваемые страховым компаниям:
по страхованию имущества организаций;
по страхованию работников организаций.
В расходы по страхованию имущества организаций включаются:
все виды обязательного страхования имущества – в пределах установленных тарифов; если такие тарифы не установлены, то в сумме фактических затрат;
следующие виды добровольного страхования: средств транспорта, в том числе арендованного; грузов; основных средств производственного назначения, в том числе арендованного; рисков, связанных с выполнением строительно-монтажных работ; товарно-материальных запасов; урожая сельскохозяйственных культур и животных; иного имущества, используемого для получения доходов; страхование ответственности за причинение вреда, если это установлено законом или международными требованиями, - в размер фактических затрат.
В расходы по страхованию работников включаются следующие: все виды обязательного страхования – в пределах установленных тарифов или по сумме фактических затрат, если такие тарифы не установлены;
добровольное долгосрочное страхование жизни, пенсионное страхование и (или) негосударственное пенсионное обеспечение работников - в размере, не превышающем 12% от расходов на оплату труда работников организации; добровольное медицинское страхование работников – в размере, не превышающем 3% от фонда оплаты труда работников организации;
добровольное личное страхование на случай смерти работников или утраты ими трудоспособности в связи с исполнением трудовых обязанностей - в размере, не превышающем 10 000 руб. в год на одного застрахованного работника.
Учет расчетов по претензиям ведется на счете 76, субсчет 2 «Расчеты по претензиям».
При выявлении несоответствия цен и тарифов, несоответствия качеств количества поставленных материальных ценностей договорным обязать» предъявляются претензии поставщикам, подрядчикам на сумму недостачи или непринятых материальных ценностей. Сумма недостачи рассчитывается вместе с НДС. Претензия предъявляется в корреспонденции со счета 60 (Дебет 76-2, Кредит 60). При несоответствии качества стандартам, которое выявилось после того, как записи по счетам учета материальных ценностей или затрат были совершены, претензия поставщику предъявляется со счетов учета материалов и затрат (Дебет 76-2, Кредит 10,20). При выявлении недостач груза в пути сверх предусмотренных в договоре величин претензия предъявляется перевозчику (Дебет 76-2, Кредит 60). За брак и простои, возникшие по вине поставщиков и подрядчиков, претензия предъявляется в корреспонденции со счетами затрат на производство (Дебет 25, 26, 28, Кредит 76-2). По штрафам, пеням, неустойкам, взыскиваемым с поставщиков, подрядчиков, покупателей, заказчиков за несоблюдение договорных обязательств в размерах, признанных плательщиками или присужденных арбитражем кредитуется счет 91 (Дебет 76-2, Кредит 91). При возмещении претензии счет 76-2 кредитуется (Дебет 10, 41,51,1 Кредит 76-2). Основные бухгалтерские проводки по учету расчетов с разными дебиторами и кредиторами приведены в табл. 13.5.
Расчеты с дебиторами и кредиторами
Содержание операции | Документ | Дебет | Кредит |
Начислены страховые платежи по имущественному и личному страхованию в установленных законодательством случаях | Расчет |
44,97
|
76-1 |
Получены суммы страховых возмещений от страховых организаций | Выписка из расчетного счета |
51 |
76-1 |
Списаны не компенсируемые страховыми обществами потери от страховых случаев | Справка | 91-2 | 76-1 |
Перечислены страховые платежи | Выписка из расчетного счета | 76-1 | 51 |
Списаны потери материальных ценностей по страховым случаям | Акт |
76-1 |
01, 10,43 |
Предъявлена претензия к поставщику за недогруз, несоответствие цен и тарифов, ошибки, несоответствие качества и др. | Акт приемки | 76-2 | 60 |
Предъявлена претензия к поставщику по оприходованным или использованным материальным ценностям, за брак в производстве по вине поставщика | Тоже | 76-2 | 10,20,25 |
19.8. Подотчетными называются денежные авансы, выдаваемые работникам организации из кассы на мелкие хозяйственные расходы и на расходы на командировки. Размер и сок, на которые выдаются денежные средства, определяется руководителем организации. При направлении работника в командировку необходимо оформить следующие документы:
- приказ о направлении работника в командировку (форма № Т-9);
- командировочное удостоверение (форма № Т-10);
- служебное задание (форма № Т-10а).
Эти формы утверждены Постановлением Роскомстата России от 05.01.04 №1.
Сумму аванса, выдаваемого под отчет, определяют по предварительному расчету стоимости проезда, суточных, квартирных и других расходов. Полученные деньги разрешается расходовать подотчетными только на те цели, на которые они выданы. В установленные сроки подотчетные лица обязаны представить отчеты о действительно израсходованным суммам с приложением оправдательных документов. Отчеты о расходах на командировках, например, должны быть представлены в течение трех дней по возвещению из командировки. Неизрасходованные суммы аванса подотчетные лица возвращаются в кассу. Новый аванс выдается подотчетным лицам только после полного расчета по ранее выданному авансу. В бухгалтерии авансовые отчеты проверяются и определяют расходы, подлежащие утверждению. Отчеты утверждаются руководителем организации.
Согласно ТК РФ предприятие обязано оплатить командированному сотруднику:
проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;
наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых гостиницами (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов на пользование рекреационно-оздоровительными объектами). Расходы по найму жилого помещения оплачиваются работнику в полном размере согласно подтверждающим документам и полностью учитываются при расчете налога на прибыль. Если работник не смог по каким-либо причинам подтвердить документально свои расходы на жилье, то они возмещаются ему по нормативам, предусмотренным для работников бюджетной сферы, установленным Приказом Минфина России от 2 августа 2004 г. N 64н.
суточное или полевое довольствие в пределах норм, утвержденных правительством РФ. За каждый день командировки работнику выплачиваются суточные в том размере, который установлен в коллективном договоре или в ином локальном нормативном документе организации. В то же время величина суточных не может быть меньше предусмотренной для работников организаций, финансируемых из бюджета. Компенсационные выплаты по командировочным расходам на территории России осуществляются по нормам, установленным Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 729
оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;
консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного или иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иными аналогичные платежи и сборы.
Для обобщения информации о расчетах с работниками по суммам, выданным им под отчет на административно-хозяйственные и прочие расходы, используется счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
Содержание хозяйственной операции
| Корреспондирующие счета | |
Дебет | Кредит | |
Выданы подотчетные суммы наличными со счетов в банках | 71 | 55,51,52 |
Положительные курсовые разницы по операциям погашения сумм в иностранной валюте, выданные раннее под отчет | 71 | 91-1 |
Подотчетные лица, произвели расходы, связанные с приобретением, доставкой оборудования, капитальными вложениями | 07,08, 10,15 | 71 |
Начислен НДС по приобретенным подотчетными лицами товарно-материальными ценностями | 19 | 71 |
Подотчетные лица произвели расходы, которые доносятся к основному или вспомогательному производствам, а также на общехозяйственные и общепроизводственные нужды | 20, 23, 25,26 | 71 |
Подотчетные лица возвратили неиспользованные суммы полученного аванса | 50,51,52 | 71 |
Незаконный расход подточенных сумм, отнесенных, согласно исполнительному листу, за счет подотчетных лиц или иных виновников | 73 | 71 |
При журнально-ордерной форме учета расчеты с подотчетными лицами отражаются в журнале-ордере №7. Аналитический учет по счету 71 ведется по каждой сумме, выданной под отчет.
Для общения информации обо всех видах расчетов с работниками организации, кроме расчетов по оплате труда, с подотчетными лицами и с депонентами используется синтетический счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». К этому счету могу быть открыты следующие субсчета:
73-1 «Расчеты по предоставленным займам»;
73-2 «расчеты по возмещению материального ущерба.
На субсчете 73-1 «Расчеты по предоставленным займам» учитывают расчеты с работниками с работниками по предоставленным займам
Выдаче займа (ссуды) предшествует оформление работником просьбы о предоставлении ему денежных средств с указанием причин, в связи с которой испрашивается заем (ссуда), и решением администрации организации о предоставлении займа и ссуды.
В составленном работником в письменной форме обязательстве о возврате займа должны быть указаны:
- суммы, предоставляемых денежных средств;
- цели, на которые она будет использована;
- форма выдачи денежных средств – наличная или безналичная;
- срок возврата (погашения) работником займа (ссуды);
- форма возврата – в кассу организации, на расчетный счет, предоставление равноценного имущества;
- проценты за пользование денежными средствами (при условия их согласования между администрацией и работником);
- сроки досрочного возврата денежных средств с указанием причин (например, увольнение работника, выход на пенсию и т.п.);
Выдача денежных средств осуществляется по приказу руководителя организации.
При предоставлении работнику займа на льготных условиях работник получает дополнительный доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах (ст. 212 НК РФ).
Материальная выгода облагается НДФЛ по ставке 35 % отдельно от других видов доходов. При исчислении налога на суммы материальной выгоды налоговые вычеты не принимаются.
Содержание хозяйственной операции
| Корреспондирующие счета | |
Дебет | Кредит | |
Выдача займа (ссуды) | 73-1 | 50,51 |
Отражены проценты по ссуде | 73-1 | 98 |
Проценты по ссуде ежемесячно зачисляются на финансовый результат | 98 | 91-1 |
Оплачены проценты за пользование ссудой. Погашение задолженности по ссуде | 50,51 | 73-1 |
Согласно ст. 238 ТК РФ работник, не выполнейший своих обязательств, слествием чего явилась порча имущества организации, его недостача и др. должен возместить материальный ущерб.
Материальная ответственность может быть ограниченная и полная.
Ограниченную материальную ответственность несут работники в размере прямого действительного ущерба, но не более своего среднемесячного заработка.
Полная материальная ответственность в соответствие со ст. 243 ТК РФ возлагается на работника в следующих случаях:
- когда в соответствие с трудовым кодексом или иным федеральным законом на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязательств;
- недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;
- умышленного причинения ущерба;
- причинение ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
- причинение ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;
- причинение ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;
- разглашение сведений, составляющим охраняемую законом тайну, в случаях предусмотренных федеральными законами.
В свою очередь материальная ответственность работника в полном размере причиненного работодатель ущерба может быть установлена трудовым договором, заключенных с руководителя организации, заместителем руководителя, главным бухгалтером.
На субсчете 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» учитывают расчеты по возмещению материального ущерба, причиненного работником организации в результате хищений и недостач товарно-материальных ценностей, брака, а также возмещение других видов ущерба.
Аналитический учет по счету 73 ведут по работникам организации.
Содержание хозяйственной операции
| Корреспондирующие счета | |
Дебет | Кредит | |
Списывается фактическая себестоимость недостающих материалов, товаров | 94 | 10,41 |
Отнесена на виновных лиц фактическая себестоимость недостающих материалов, бракованной продукции | 73-2 | 94, 28 |
Погашена задолженность виновным лицом | 50 | 73-2 |
Удержана сумма задолженности из оплаты труда | 70 | 73 -2 |
В случае отказа судом в удовлетворении иска во взыскании сумм недостач | 91-1 | 73-2 |
- Курс лекций по дисциплине «Бухгалтерский учет»
- Тула 2007 г
- Содержание
- Тема 1. Сущность и виды учета
- Тема 2. Бухгалтерский учет: цели, функции, принципы
- Тема 3. Предмет и метод бухгалтерского учета
- Тема 4. Счета и двойная запись
- Тема 1 сущность и виды учета План:
- 1.1 Понятие хозяйственного учета.
- 1.2 Требования, предъявляемые к хозяйственному учету
- 1.2 Виды хозяйственного учета.
- Тема 2 Бухгалтерский учет: цели, Функции, принципы План:
- Тема 3 предмет и метод бухгалтерского учета План:
- Тема 4 сЧета и двойная запись План:
- Классификация счетов по структуре
- Структура основного активного счета
- Структура активно-пассивного счета 71
- Классификация счетов по назначению
- Тема 5 балансовое обобщение План:
- Тема 6 документация и документооборот План:
- 6.1. Понятие документов и их классификация
- 6.2. Унификация и стандартизация документов
- 6.3. Организация документооборота
- Тема 7 оцЕнка и калькуляция как элементы метода бухгалтеРскОго учета План:
- Научно обоснованная классификация затрат на производство.
- Установление объектов учета затрат, объектов калькулирования и калькуляционных единиц.
- Раздельный учет текущих затрат на производство продукции и затрат по капитальным вложениям.
- Тема 8 Бухгалтерский учет как информационная система, его правовое и методическое обеспечение План:
- 8.1. Нормативные документы бухгалтерского учета
- 8.2. Бухгалтерский учет как информационная база
- 8.3. Федеральный Закон «о бухгалтерском учете в рф»
- Тема 9 международная система финансовой (бухгалтерской) отчетности План:
- Тема 10 гармонизация национальных моделей учета План:
- 10.1. Понятие гармонизации.
- 10.2. Национальные системы бухгалтерского учета.
- 10.3. Принципы составления бухгалтерской отчетности.
- Тема 11 учет основных средств
- Приобретение основных средств за деньги
- Безвозмездное получение основных средств
- Получение основных средств в обмен на другое имущество
- Строительство объектов основных средств
- Амортизация для целей налогового учета
- Отражение хозяйственных операций по счету 90
- Отражение хозяйственных операций по счету 91 (аренда не признается основным видом деятельности предприятия)
- Учет у лизингодателя
- Учет у лизингополучателя
- Если имущество учитывается на балансе лизингополучателя
- Учет у лизингодателя
- Учет у лизингополучателя
- Тема 12 учет нематериальных активов План:
- Тема 13 учет материально – производственных запасов План:
- 1. Продажа материальных ценностей, приобретенных специально для перепродажи:
- Тема 14 учет готовой продукции План:
- Тема 15 УчеТ заработной платы План:
- Видам начислений и удержаний
- Начисление зарплаты и других выплат работникам предприятия
- Расчет обязательных удержаний из начисленных сумм работникам
- Выдача начислений в пользу работника
- Учет отпускных
- Учет пособия по временной нетрудоспособности
- Учет пособий по беременности и родам.
- Тема 16 учет затрат на производство План:
- 16.1 Задачи учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.
- 16.2. Варианты учета затрат.
- 16.3. Методы учета затрат на производство продукции и калькулирование себестоимости продукции.
- Тема 17 учет денежных средств План:
- Тема18. Учет финансовый результата План:
- 18.3. Прочими доходами в соответствие с пбу 9/99 являются:
- Тема19 учет расчетов План:
- Тема 20. Учет финансовых вложений План:
- 1. По экономическому назначению:
- 3. В зависимости от способа передачи прав выделяют:
- 5. В зависимости от срока обращения:
- Тема 21. Состав и содержание бухгалтерской (финансовой отчетности) План:
- Тема 22 учет собственного капитала. План:
- Увеличение уставного капитала
- Уменьшение уставного капитала
- Тема 23. Управленческий учет План:
- Определение себестоимости произведенной продукции, оценки стоимости запасов и определение размера полученной прибыли.
- 3. Методы калькулирования
- Список рекомендуемой литературы