7.3. Документальное оформление движения основных средств
Аналитический учет основных средств ведется в бухгалтерии по классификационным группам, а внутри групп по видам и местам нахождения.
Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
В случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
Каждому инвентарному объекту присваивают определенный инвентарный номер, который сохраняется за данным объектом на все время его нахождения в эксплуатации, запасе или на консервации. Инвентарный номер прикрепляется или обозначается на учитываемом предмете и обязательно указывается в документах, связанных с движением основных средств.
Инвентарные номера выбывших объектов могут присваиваться другим, вновь поступившим основным средствам не ранее чем через пять лет после выбытия.
Первичные документы по учету основных средств:
Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма ОС-1),
Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (форма ОС-1а),
Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (форам ОС-1б).
Поступающие основные средства принимает комиссия, назначенная руководителем организации. Акты применяются для оформления и учета операций приема, приема-передачи объектов основных средств в организации или между организациями. Акты составляют на каждый объект в отдельности. Общий акт на несколько объектов можно составлять лишь в том случае, если объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица.
В актах указывают наименование объекта, год постройки или выпуска заводом, краткую характеристику объекта, первоначальную стоимость, присвоенный объекту инвентарный номер, место использования объекта и другие сведения, необходимые для аналитического учета основных средств.
При передаче основных средств другой организации акты составляют в двух экземплярах.
Накладная на внутренне перемещение объектов основных средств (форма ОС-2) применяется для оформления и учета перемещения объектов основных средств внутри организации из одного структурного подразделения (цеха, отдела, участка и др.) в другой. Выписывается в трех экземплярах. Первый – в бухгалтерию, второй – сдатчику, третий – получателю.
Акт о приеме-передаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма ОС-3) применяется для оформления и учета приема-сдачи объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации. Составляется в одном экземпляре. Если ремонт, реконструкцию, модернизацию выполняет сторонняя организация, акт составляется в двух экземплярах.
Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма ОС-4), Акт о списании объекта автотранспортных средств (форма ОС-4а), Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма ОС-4б) - применяются для оформления и учета списания пришедших в негодность объектов основных средств. Составляются в двух экземплярах. Первый – в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания.
В них указывают техническое состояние и причину списания объекта, первоначальную стоимость, сумму амортизации, затраты на списание, стоимость материальных ценностей (запасных частей, металлолома и т.д.), полученных от ликвидации объекта (выручки от ликвидации), результат от списания.
Инвентарная карточка учета объекта основных средств (форма ОС-6), Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств (форма ОС-6а), Инвентарная книга учета объектов основных средств (форма ОС-6б) применяется для объектов основных средств малых предприятий.
Инвентарная карточка - основной регистр аналитического учета основных средств. В инвентарной карточке указывают наименование и инвентарный номер объекта, год выпуска (постройки), дату и номер акта о приемке, местонахождение, первоначальную стоимость, норму амортизационных отчислений, шифр затрат (для отнесения сумм амортизации), внутреннее перемещение и причину выбытия, сведения о дате и затратах по достройке, дооборудовании, реконструкции и модернизации объекта, выполненных ремонтных работах, а также краткую индивидуальную характеристику объекта.
Инвентарные карточки составляются в бухгалтерии на каждый инвентарный номер в одном экземпляре. Инвентарные карточки заполняют на основе первичных документов (актов о приеме-передаче, технических паспортов и др.). В бухгалтерии инвентарные карточки формируют в инвентарную картотеку, в которой они разделены на группы по видам основных средств.
Акт о приеме (поступлении) оборудования (форма ОС-14) оформляют на поступившее на склад оборудование для установки и использования его в качестве объекта основных средств. В акте указывают наименование оборудования, тип, марку, количество единиц, стоимость, обнаруженные дефекты. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами приемной комиссии.
Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж (форма ОС-15) оформляют передачу оборудования монтажным организациям. В нем указывают монтажную организацию, наименование и стоимость переданного оборудования, его комплектность и выявленные дефекты при наружном осмотре оборудования. Составляется в одном экземпляре.
Акт о выявленных дефектах оборудования (форма ОС-16) составляется на дефекты, выявленные в процессе ревизии, монтажа или испытания оборудования. В нем указывают по каждому наименованию оборудования выявленные дефекты и мероприятия или работы для устранения выявленных дефектов (в одном экземпляре).
- Бухгалтерский финансовый учет (часть 1)
- Предисловие
- Методические материалы
- Тематический план
- Содержание лекционного курса
- Перечень тем практических занятий
- Глава 1. Общие вопросы организации бухгалтерского финансового учета
- Глава 2. Учет денежных средств. Глава 3. Формы безналичных расчетов
- Глава 4. Учет расчетов по товарным операциям. Глава 5. Учет расчетов по налогам и сборам. Глава 6. Учет расчетов с дебиторами и кредиторами
- Рекомендации по самостоятельной работе студента
- Методические рекомендации по отдельным видам самостоятельной работы
- Указания по самостоятельному изучению теоретической части дисциплины
- Учебное пособие содержит список использованной и рекомендованной к изучению литературы. Указания по подготовке к практическим занятиям
- Подготовка к контролю знаний
- Указания к промежуточной аттестации с применением балльно-рейтинговой системы оценки знаний
- Теоретические материалы
- Глава 1. Общие вопросы организации бухгалтерского финанасового учета
- 1.1. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России
- 1.2. Цели и задачи бухгалтерского финансового учета
- 1. 3. Нормативное регулирование бухгалтерского финансового учета в России
- Вопросы для самопроверки
- Глава 2. Учет денежных средств организации
- 2.1. Учет кассовых операций и переводов в пути
- 2.2. Учет операций по расчетным счетам
- 2.3. Учет операций по валютным счетам
- Учет продажи иностранной валюты
- Учет покупки иностранной валюты
- 2.4. Учет операций по специальным счетам в банке
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3. Формы безналичных расчетов
- 3.1. Расчеты платежными поручениями
- Плательщик Получатель-поставщик
- Банк плательщика Банк получателя
- 3.2. Расчеты аккредитивами
- 3.3. Расчеты чеками и по инкассо
- Вопросы для самопроверки
- Глава 4. Учет расчетов по товарным операциям
- 4.1. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
- 4.2. Учет расчетов с покупателями и заказчиками
- 4.3. Учет расчетов по авансам, полученным и авансам выданным
- 4.4. Учет расчетов по товарным операциям с использованием векселей
- 4.5. Учет расчетов по договору мены
- Вопросы для самопроверки
- Глава 5. Учет расчетов по налогам и сборам
- 5.1. Учет расчетов с бюджетом по налогу на прибыль
- 5.2. Учет расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость
- 5.3. Учет расчетов с бюджетом по налогу на имущество
- 5.4. Учет расчетов с внебюджетными государственными социальными фондами
- Вопросы для самопроверки
- Глава 6. Учет расчетов с дебиторами и кредиторами
- 6.1. Учет расчетов с подотчетными лицами
- 6.2. Учет расчетов с учредителями (счет 75)
- 6.3. Учет расчетов с персоналом по прочим операциям (счет 73)
- 6.4.Учет внутрихозяйственных расчетов (79 счет)
- 6.5. Учет расчетов по имущественному и личному страхованию (счет 76/1)
- 6.6.Учет расчетов по претензиям (счет 76/2)
- 6.7.Учет расчетов с прочими дебиторами и кредиторами
- Вопросы для самопроверки
- Глава 7. Учет основных средств
- 7.1. Понятие и классификация основных средств
- 1. По натурально-вещественному признаку выделяют:
- По степени использования:
- По имеющимся правам собственности:
- По назначению:
- 7.2. Оценка основных средств
- 7.3. Документальное оформление движения основных средств
- 7.4. Учет поступления основных средств
- Учет операций по приобретению основных средств за плату.
- Учет операций по строительству основных средств
- Учет операций по строительству основных средств, проводимому хозяйственным способом
- 7.5. Учет амортизации основных средств
- 7.6. Учет выбытия основных средств
- Учет операций при ликвидации основных средств в случае морального и физического износа, при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации
- Учет операций по продаже основных средств
- Учет операций по передаче основных средств как вклад в уставный капитал
- Учет операций по безвозмездной передаче основных средств
- Учет недостачи основных средств
- 7.7. Учет аренды основных средств
- Учет текущей аренды основных средств у арендодателя
- Учет текущей аренды основных средств у арендатора
- 7.8. Учет лизинговых операций
- 7.9. Учет операций по восстановлению основных средств
- Учет операций по модернизации и реконструкции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 8. Учет нематериальных активов
- Нематериальные активы, как объект бухгалтерского учета, его содержание и условия признания
- Оценка и переоценка нематериальных активов
- 8.3. Документальное оформление и учет поступления нематериальных активов
- 8.4. Способы начисления и учет амортизации нематериальных активов
- 8.5. Учет выбытия нематериальных активов
- Вопросы для самопроверки
- Глава 9. Учет материалов
- 9.1. Понятие производственных запасов, их классификация и оценка
- 9.2. Документальное оформление и синтетический учет поступление материалов
- 9.3. Документальное оформление и синтетический учет выбытие материалов
- Учет операций по продаже материалов
- Учет операций по безвозмездной передаче материалов
- Учет недостачи материалов
- 9.4. Инвентаризация материалов и учет ее результатов
- 1 Этап. Подготовительная работа.
- 2 Этап. Снятие остатков в натуре.
- 3 Этап. Сопоставление фактического наличия с данными учета.
- Вопросы для самопроверки
- Глава 10. Учет труда и заработной платы
- 10.1. Организация учета труда и заработной платы
- 10.2. Учет отклонений от нормальных условий труда
- 10.3. Расчет и учет пособия по временной нетрудоспособности
- 10.4. Расчет и учет оплаты за отпуск
- 10.5. Учет удержаний из заработной платы
- 10.6. Аналитический и синтетический учет расчетов по оплате труда
- Вопросы для самопроверки
- Заключение
- Практикум
- Глава 2. Учет денежных средств
- Глава 3. Формы безналичных расчетов План семинарских занятий
- Практические задания Задача 1. Документальное оформление учета денежных средств
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Задача 2. Расчет лимита остатка кассы
- Исходные данные:
- Задача 3. Документальное оформление инвентаризации кассы
- Исходные данные:
- Задача 4. Синтетический учет кассовых операций
- 2.Хозяйственные операции:
- Задача 5. Аналитический учет кассовых операций
- Задача 6. Синтетический учет кассовых операций
- Исходные данные:
- Ведомость № 1 по счету «Касса» За март 200_ г. Остаток на начало месяца_____________
- Журнал-ордер № 1 по счету «Касса»
- Задача 8. Документальное оформление операций по расчетному счету
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Задача 10. Синтетический учет операций по расчетному счету
- Исходные данные:
- Задача 11. Учет расчетов аккредитивами
- Исходные данные:
- Задача 12. Синтетический учет на валютном счете
- Исходные данные:
- Глава 4. Учет расчетов по товарным операциям
- Глава 5. Учет расчетов по налогам и сборам
- Глава 6. Учет расчетов с дебиторами и кредиторами План семинарских занятий
- Практические задания
- Исходные данные:
- Задача 14. Учет расчетов с подотчетными лицами
- Исходные данные:
- Задача 15. Учет расчетов с подотчетными лицами
- Исходные данные:
- Ведомость № 7 по счету «Расчеты с подотчетными лицами»
- Исходные данные: За сентябрь месяц были получены следующие счета-фактуры поставщиков:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Задача 30. Учет расчетов с персоналом по прочим операциям
- Исходные данные:
- Задача 31. Учет расчетов с персоналом по прочим операциям
- Исходные данные:
- Задача 32. Учет расчетов с учредителями
- Исходные данные:
- Задача 33. Учет расчетов с учредителями
- Исходные данные:
- Задача 34. Учет расчетов с учредителями
- Исходные данные:
- Задача 35. Учет расчетов с учредителями
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Задача 45. Учет расчетов с внебюджетными фондами
- Исходные данные:
- Глава 7. Учет основных средств План семинарских занятий
- Практические задания
- Исходные данные:
- Задача 47. Учет поступления основных средств
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Глава 8. Учет нематериальных активов План семинарских занятий
- Практические задания
- Исходные данные:
- 1.Хозяйственные операции:
- Исходные данные:
- 1.Хозяйственные операции:
- Исходные данные:
- 1.Хозяйственные операции:
- Исходные данные:
- Глава 9. Учет материалов План семинарских занятий
- Практические задания Задача 83. Документальное оформление операций по поступлению материалов
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Задача 84. Документальное оформление отпуска материалов
- Исходные данные:
- Данные об отпуске материалов
- Исходные данные:
- Задача 85. Оценка материалов
- Задача 86. Оценка материалов
- Задача 87. Оценка материалов
- Задача 88. Учет поступления материалов
- Исходные данные:
- Задача 89. Учет поступления материалов
- Исходные данные:
- Задача 90. Учет поступления материалов
- Исходные данные:
- Задача 91. Синтетический учет движения материалов
- Задача 92. Учет движения материалов
- Исходные данные:
- Задача 93. Учет движения материалов
- Исходные данные:
- Задача 94. Учет движения материалов
- Исходные данные:
- Задача 95. Отражение в учете результатов инвентаризации
- Исходные данные:
- Задача 96. Отражение в учете результатов инвентаризации
- Исходные данные:
- Задача 97. Учет неотфактурованных поставок
- Исходные данные:
- Задача 98. Учет материалов в пути
- Исходные данные:
- Задача 99. Учет выбытия материалов
- Исходные данные:
- Задача 100. Учет выбытия материалов
- Исходные данные:
- Задача 101. Учет выбытия материалов
- Исходные данные:
- Задача 102. Учет выбытия материалов
- Исходные данные:
- Задача 103. Учет выбытия материалов
- Хозяйственные операции:
- Глава 10. Учет труда и заработной платы План семинарских занятий
- Практические задания
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Задания для контроля тесты для самоконтроля
- Глава 2. Учет денежных средств организации.
- Глава 3. Формы безналичных расчетов
- Глава 4. Учет расчетов по товарным операциям
- Глава 5. Учет расчетов по налогам и сборам
- Глава 6. Учет расчетов с дебиторами и кредиторами
- Глава 7. Учет основных средств
- Глава 8. Учет нематериальных активов
- Глава 9. Учет материалов
- Глава 10. Учет труда и заработной платы
- КлюЧи к тестам для самоконтроля
- Глава 2. Учет денежных средств.
- Глава 3. Формы безналичных расчетов
- Глава 4. Учет расчетов по товарным операциям
- Глава 5. Учет расчетов по налогам и сборам
- Глава 6. Учет расчетов с дебиторами и кредиторами
- Глава 7. Учет основных средств
- Глава 8. Учет нематериальных активов
- Глава 9. Учет материалов
- Глава 10. Учет труда и заработной платы
- Задание для контрольНой рабоТы
- Этапы выполнения контрольной работы
- Краткая характеристика предприятия
- 1. Остатки по счетам бухгалтерского учета на 1 марта 200_ г.
- 2. Хозяйственные операции за март 200_ г.: Выписки банка за март:
- Отчеты кассира:
- 3. Дополнительные данные для расчета налогов
- Вопросы для подготовки к экзамену
- Глоссарий
- Список источников информации Нормативные акты
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Журналы
- Интернет-ресурсы
- 625000, Г. Тюмень, ул. Семакова, 10