3 Этап. Сопоставление фактического наличия с данными учета.
Надлежаще оформленные инвентаризационные описи передаются в бухгалтерию, где производится их сверка с данными бухгалтерского учета.
В случае выявления отклонений по имуществу от учетных данных составляются сличительные ведомости. В них отражается фактическое наличие по данным описей и «книжные остатки» по данным бухгалтерского учета только по тем товарно-материальным ценностям, по которым выявлено расхождение.
4 этап. Регулирование инвентаризационных разниц. Инвентаризационная комиссия выявляет виновников возникших недостач и излишков и принимает решение о порядке их отражения в учете.
Выявленные расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета в соответствии с Федеральным Законом «О бухгалтерском учете» отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации:
Дебет 10 «Материалы»
Кредит 91 «Прочие доходы и расходы».
- недостачи и порчи запасов списываются со счетов учета по их фактической себестоимости, которая включает в себя договорную (учетную) цену запаса и долю транспортно-заготовительных расходов, относящуюся к этому запасу:
Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
Кредит 10 «Материалы».
недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относится на затраты производства:
Дебет 20 «Основное производство»
Дебет 25 «Общепроизводственные расходы»
Дебет 26 «Общехозяйственные расходы»
Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Недостача запасов в пределах установленных норм естественной убыли определяется после зачета недостач запасов излишками по пересортице. В том случае, если после зачета по пересортице, произведенного в установленном порядке, все же оказалась недостача запасов, то нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию запасов, по которому установлена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм.
О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии.
Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может производиться по решению руководства организации только за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении запасов одного и того же наименования и в тождественных количествах. В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих запасов выше стоимости запасов, оказавшихся в излишке, то указанная разница относится на виновных лиц.
Если конкретные виновники недостачи не установлены, то разницы рассматриваются как недостача сверх норм убыли и списываются на финансовые результаты организации.
если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации:
Дебет 91 «Прочие доходы и расходы»
Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
недостача имущества и его порча за счет виновных лиц:
Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»
Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
По решению руководителя недостача может быть взыскана с материально-ответственного лица по рыночным ценам. В этом случае возникает разница между балансовой стоимостью недостающего имущества и взыскиваемой с виновников их рыночной стоимости. Такая разница будет отражаться в учете на счете 98 «Доходы будущих периодов» субсчет 4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей» проводка:
Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»
Кредит 98 «Доходы будущих периодов» субсчет 4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей».
Виновное лицо погашает свою задолженность путем внесения сумм недостачи в кассу или сумму задолженности у него удерживают из заработной платы:
Дебет 50 «Касса» или 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
Кредит 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»
В спорах с налоговыми органами возникает вопрос о восстановлении НДС по имуществу, которое было похищено или утрачено. Однако в ст.170 НК РФ, в которой указаны случаи восстановления НДС, прямого указания на то, что НДС при выявленных фактах недостач материально-производственных запасов и порчи имущества должен быть восстановлен нет.
Пример 9.4.19
Сформулировать хозяйственные операции по результатам инвентаризации материалов и составить на их основании бухгалтерские проводки.
Исходные данные: По приказу руководителя предприятия проведена инвентаризация материалов на складе предприятия.
При инвентаризации установлено следующее:
Наименование | По данным учета, руб. | Фактически, руб. |
Основные материалы | 16000 | 16000 |
Топливо | 10000 | 9800 |
Тара | 120 | 160 |
Запасные части | 3000 | 2500 |
Строительные материалы | 1050 | 1500 |
По решению суда сумма недостачи запасных частей отнесена на виновное лицо по рыночным ценам 800 руб. Виновным лицом внесено в кассу предприятия в возмещение материального ущерба по недостаче запчастей. Виновных в недостаче топлива не обнаружено.
Журнал хозяйственных операций:
№ п\п | Содержание хозяйственной операции | Проводка | Сумма, руб. | |
дебет | кредит | |||
1 | Отражена недостача топлива (9800-10000) | 94 | 10.3 | 200 |
2 | Отражены излишки тары (160-120) | 10.4 | 91 | 40 |
3 | Отражена недостача запасных частей (2500-3000) | 94 | 10.5 | 500 |
4 | Отражены излишки строительных материалов (1500 – 1050) | 10.8 | 91 | 450 |
5 | Отнесена недостача запасных частей на виновное лицо | 73.2 | 94 | 500 |
6 | Отнесена на виновное лицо разница между рыночной и балансовой стоимостью недостающих запасных частей (800-500) | 73.2 | 98.4 | 300 |
7 | Внесена в кассу сумма недостачи материалов, взысканная с виновного лица | 50 | 73.2 | 800 |
8 | Отнесена недостача топлива на финансовые результаты организации | 91 | 94 | 200 |
Резюме
Материалы - один из важнейших элементов производственного цикла любой организации; они представляют собой предметы труда, которые используются для изготовления продукции, выполнения работ, оказания услуг. Нормативное регулирование учета материалов изложено в ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов».
Виды материалов классифицируют от функциональной роли в процессе производства (основные материалы, тара, полуфабрикаты и др.) и по техническим свойствам (черные и цветные металлы, химикаты и т.д.).
В соответствии с действующим порядком материалы отражаются в бухгалтерском учете по фактической или учетной стоимости. Фактическая стоимость определяется по-разному в зависимости от источников (каналов) поступления. Материалы могут поступать на предприятие в следующих случаях: приобретение за плату; в результате изготовления вспомогательным цехом; по договору дарения (безвозмездно); в качестве вклада в уставный капитал; по договору мены и т.д.
Синтетический учет материалов ведется на следующих счетах: 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
В случае, если, согласно учетной политики, приобретение материалов в бухгалтерском учете отражается без использования счетов 15 «Заготовление и приобретен материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», то на счете 10 «Материалы» формируется фактическая стоимость материалов.
Если учетной политикой предусмотрено использование счетов 15 «Заготовление и приобретен материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» в процессе заготовления, то на счете 10 «Материалы» учитываются материалы по учетной стоимости. Чтобы отразить в балансе фактическую стоимость материалов, к остатку по счету 10 «Материалы» прибавляют (вычитают) остаток по счету 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Согласно принципу имущественной обособленности, предусмотренному ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» имущество, находящееся в собственности организации, должно быть отражено в ее балансе. Следовательно, возникают случаи учета материалов, находящихся в пути и неотфактурованных поставок материалов.
В связи с тем, что в течение отчетного периода, одни и те же виды материалов могут поступать по разным ценам (при учете по фактической себестоимости), встает вопрос о правильной оценки себестоимости данных материалов при их списании в производство или прочем выбытии. ПБУ 5/01 предлагаются следующие методы оценки материалов при их выбытии: по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости и по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ФИФО).
Выбытие материалов имеет место в случае: списания в производство, продажи, передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал другой организации, передачи по договору мены, дарения, выявления недостачи или порчи материалов при их инвентаризации.
Если материальные ценности в текущем учете учитываются по учетным ценам, то при списании стоимости самих материалов необходимо списать и сумму отклонений фактической себестоимости от учетных цен (собранную ранее на счете 10 «Материалы» субсчет «Транспортно-заготовительные расходы» или счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»). Данные суммы списывают в конце месяца пропорционально стоимости отпущенных материалов. Расчет осуществляется через определения среднего процента ТЗР (отклонений).
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Выявленные расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета в соответствии с Федеральным Законом «О бухгалтерском учете» отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
- излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации;
- все недостачи и порча материалов отражаются на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» с последующим списанием на затраты производства, на финансовые результаты организации или на виновное лицо.
По решению руководителя недостача может быть взыскана с материально-ответственного лица по рыночным ценам. В этом случае возникает разница между балансовой стоимостью недостающего имущества и взыскиваемой с виновников их рыночной стоимости. Такая разница будет отражаться в учете на счете 98 «Доходы будущих периодов» субсчет 4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей» и перейдет в доходы отчетного периода в момент поступления средств от виновного лица.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Бухгалтерский финансовый учет (часть 1)
- Предисловие
- Методические материалы
- Тематический план
- Содержание лекционного курса
- Перечень тем практических занятий
- Глава 1. Общие вопросы организации бухгалтерского финансового учета
- Глава 2. Учет денежных средств. Глава 3. Формы безналичных расчетов
- Глава 4. Учет расчетов по товарным операциям. Глава 5. Учет расчетов по налогам и сборам. Глава 6. Учет расчетов с дебиторами и кредиторами
- Рекомендации по самостоятельной работе студента
- Методические рекомендации по отдельным видам самостоятельной работы
- Указания по самостоятельному изучению теоретической части дисциплины
- Учебное пособие содержит список использованной и рекомендованной к изучению литературы. Указания по подготовке к практическим занятиям
- Подготовка к контролю знаний
- Указания к промежуточной аттестации с применением балльно-рейтинговой системы оценки знаний
- Теоретические материалы
- Глава 1. Общие вопросы организации бухгалтерского финанасового учета
- 1.1. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России
- 1.2. Цели и задачи бухгалтерского финансового учета
- 1. 3. Нормативное регулирование бухгалтерского финансового учета в России
- Вопросы для самопроверки
- Глава 2. Учет денежных средств организации
- 2.1. Учет кассовых операций и переводов в пути
- 2.2. Учет операций по расчетным счетам
- 2.3. Учет операций по валютным счетам
- Учет продажи иностранной валюты
- Учет покупки иностранной валюты
- 2.4. Учет операций по специальным счетам в банке
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3. Формы безналичных расчетов
- 3.1. Расчеты платежными поручениями
- Плательщик Получатель-поставщик
- Банк плательщика Банк получателя
- 3.2. Расчеты аккредитивами
- 3.3. Расчеты чеками и по инкассо
- Вопросы для самопроверки
- Глава 4. Учет расчетов по товарным операциям
- 4.1. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
- 4.2. Учет расчетов с покупателями и заказчиками
- 4.3. Учет расчетов по авансам, полученным и авансам выданным
- 4.4. Учет расчетов по товарным операциям с использованием векселей
- 4.5. Учет расчетов по договору мены
- Вопросы для самопроверки
- Глава 5. Учет расчетов по налогам и сборам
- 5.1. Учет расчетов с бюджетом по налогу на прибыль
- 5.2. Учет расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость
- 5.3. Учет расчетов с бюджетом по налогу на имущество
- 5.4. Учет расчетов с внебюджетными государственными социальными фондами
- Вопросы для самопроверки
- Глава 6. Учет расчетов с дебиторами и кредиторами
- 6.1. Учет расчетов с подотчетными лицами
- 6.2. Учет расчетов с учредителями (счет 75)
- 6.3. Учет расчетов с персоналом по прочим операциям (счет 73)
- 6.4.Учет внутрихозяйственных расчетов (79 счет)
- 6.5. Учет расчетов по имущественному и личному страхованию (счет 76/1)
- 6.6.Учет расчетов по претензиям (счет 76/2)
- 6.7.Учет расчетов с прочими дебиторами и кредиторами
- Вопросы для самопроверки
- Глава 7. Учет основных средств
- 7.1. Понятие и классификация основных средств
- 1. По натурально-вещественному признаку выделяют:
- По степени использования:
- По имеющимся правам собственности:
- По назначению:
- 7.2. Оценка основных средств
- 7.3. Документальное оформление движения основных средств
- 7.4. Учет поступления основных средств
- Учет операций по приобретению основных средств за плату.
- Учет операций по строительству основных средств
- Учет операций по строительству основных средств, проводимому хозяйственным способом
- 7.5. Учет амортизации основных средств
- 7.6. Учет выбытия основных средств
- Учет операций при ликвидации основных средств в случае морального и физического износа, при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации
- Учет операций по продаже основных средств
- Учет операций по передаче основных средств как вклад в уставный капитал
- Учет операций по безвозмездной передаче основных средств
- Учет недостачи основных средств
- 7.7. Учет аренды основных средств
- Учет текущей аренды основных средств у арендодателя
- Учет текущей аренды основных средств у арендатора
- 7.8. Учет лизинговых операций
- 7.9. Учет операций по восстановлению основных средств
- Учет операций по модернизации и реконструкции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 8. Учет нематериальных активов
- Нематериальные активы, как объект бухгалтерского учета, его содержание и условия признания
- Оценка и переоценка нематериальных активов
- 8.3. Документальное оформление и учет поступления нематериальных активов
- 8.4. Способы начисления и учет амортизации нематериальных активов
- 8.5. Учет выбытия нематериальных активов
- Вопросы для самопроверки
- Глава 9. Учет материалов
- 9.1. Понятие производственных запасов, их классификация и оценка
- 9.2. Документальное оформление и синтетический учет поступление материалов
- 9.3. Документальное оформление и синтетический учет выбытие материалов
- Учет операций по продаже материалов
- Учет операций по безвозмездной передаче материалов
- Учет недостачи материалов
- 9.4. Инвентаризация материалов и учет ее результатов
- 1 Этап. Подготовительная работа.
- 2 Этап. Снятие остатков в натуре.
- 3 Этап. Сопоставление фактического наличия с данными учета.
- Вопросы для самопроверки
- Глава 10. Учет труда и заработной платы
- 10.1. Организация учета труда и заработной платы
- 10.2. Учет отклонений от нормальных условий труда
- 10.3. Расчет и учет пособия по временной нетрудоспособности
- 10.4. Расчет и учет оплаты за отпуск
- 10.5. Учет удержаний из заработной платы
- 10.6. Аналитический и синтетический учет расчетов по оплате труда
- Вопросы для самопроверки
- Заключение
- Практикум
- Глава 2. Учет денежных средств
- Глава 3. Формы безналичных расчетов План семинарских занятий
- Практические задания Задача 1. Документальное оформление учета денежных средств
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Задача 2. Расчет лимита остатка кассы
- Исходные данные:
- Задача 3. Документальное оформление инвентаризации кассы
- Исходные данные:
- Задача 4. Синтетический учет кассовых операций
- 2.Хозяйственные операции:
- Задача 5. Аналитический учет кассовых операций
- Задача 6. Синтетический учет кассовых операций
- Исходные данные:
- Ведомость № 1 по счету «Касса» За март 200_ г. Остаток на начало месяца_____________
- Журнал-ордер № 1 по счету «Касса»
- Задача 8. Документальное оформление операций по расчетному счету
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Задача 10. Синтетический учет операций по расчетному счету
- Исходные данные:
- Задача 11. Учет расчетов аккредитивами
- Исходные данные:
- Задача 12. Синтетический учет на валютном счете
- Исходные данные:
- Глава 4. Учет расчетов по товарным операциям
- Глава 5. Учет расчетов по налогам и сборам
- Глава 6. Учет расчетов с дебиторами и кредиторами План семинарских занятий
- Практические задания
- Исходные данные:
- Задача 14. Учет расчетов с подотчетными лицами
- Исходные данные:
- Задача 15. Учет расчетов с подотчетными лицами
- Исходные данные:
- Ведомость № 7 по счету «Расчеты с подотчетными лицами»
- Исходные данные: За сентябрь месяц были получены следующие счета-фактуры поставщиков:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Задача 30. Учет расчетов с персоналом по прочим операциям
- Исходные данные:
- Задача 31. Учет расчетов с персоналом по прочим операциям
- Исходные данные:
- Задача 32. Учет расчетов с учредителями
- Исходные данные:
- Задача 33. Учет расчетов с учредителями
- Исходные данные:
- Задача 34. Учет расчетов с учредителями
- Исходные данные:
- Задача 35. Учет расчетов с учредителями
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Задача 45. Учет расчетов с внебюджетными фондами
- Исходные данные:
- Глава 7. Учет основных средств План семинарских занятий
- Практические задания
- Исходные данные:
- Задача 47. Учет поступления основных средств
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Глава 8. Учет нематериальных активов План семинарских занятий
- Практические задания
- Исходные данные:
- 1.Хозяйственные операции:
- Исходные данные:
- 1.Хозяйственные операции:
- Исходные данные:
- 1.Хозяйственные операции:
- Исходные данные:
- Глава 9. Учет материалов План семинарских занятий
- Практические задания Задача 83. Документальное оформление операций по поступлению материалов
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Задача 84. Документальное оформление отпуска материалов
- Исходные данные:
- Данные об отпуске материалов
- Исходные данные:
- Задача 85. Оценка материалов
- Задача 86. Оценка материалов
- Задача 87. Оценка материалов
- Задача 88. Учет поступления материалов
- Исходные данные:
- Задача 89. Учет поступления материалов
- Исходные данные:
- Задача 90. Учет поступления материалов
- Исходные данные:
- Задача 91. Синтетический учет движения материалов
- Задача 92. Учет движения материалов
- Исходные данные:
- Задача 93. Учет движения материалов
- Исходные данные:
- Задача 94. Учет движения материалов
- Исходные данные:
- Задача 95. Отражение в учете результатов инвентаризации
- Исходные данные:
- Задача 96. Отражение в учете результатов инвентаризации
- Исходные данные:
- Задача 97. Учет неотфактурованных поставок
- Исходные данные:
- Задача 98. Учет материалов в пути
- Исходные данные:
- Задача 99. Учет выбытия материалов
- Исходные данные:
- Задача 100. Учет выбытия материалов
- Исходные данные:
- Задача 101. Учет выбытия материалов
- Исходные данные:
- Задача 102. Учет выбытия материалов
- Исходные данные:
- Задача 103. Учет выбытия материалов
- Хозяйственные операции:
- Глава 10. Учет труда и заработной платы План семинарских занятий
- Практические задания
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Исходные данные:
- Задания для контроля тесты для самоконтроля
- Глава 2. Учет денежных средств организации.
- Глава 3. Формы безналичных расчетов
- Глава 4. Учет расчетов по товарным операциям
- Глава 5. Учет расчетов по налогам и сборам
- Глава 6. Учет расчетов с дебиторами и кредиторами
- Глава 7. Учет основных средств
- Глава 8. Учет нематериальных активов
- Глава 9. Учет материалов
- Глава 10. Учет труда и заработной платы
- КлюЧи к тестам для самоконтроля
- Глава 2. Учет денежных средств.
- Глава 3. Формы безналичных расчетов
- Глава 4. Учет расчетов по товарным операциям
- Глава 5. Учет расчетов по налогам и сборам
- Глава 6. Учет расчетов с дебиторами и кредиторами
- Глава 7. Учет основных средств
- Глава 8. Учет нематериальных активов
- Глава 9. Учет материалов
- Глава 10. Учет труда и заработной платы
- Задание для контрольНой рабоТы
- Этапы выполнения контрольной работы
- Краткая характеристика предприятия
- 1. Остатки по счетам бухгалтерского учета на 1 марта 200_ г.
- 2. Хозяйственные операции за март 200_ г.: Выписки банка за март:
- Отчеты кассира:
- 3. Дополнительные данные для расчета налогов
- Вопросы для подготовки к экзамену
- Глоссарий
- Список источников информации Нормативные акты
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Журналы
- Интернет-ресурсы
- 625000, Г. Тюмень, ул. Семакова, 10