Тема 17 учет денежных средств План:
17.1. Порядок ведения и отражения в учете кассовых операций
17.2.Учет операций по расчетным счетам в банках
17.3. Учет денежных средств, находящихся на специальных счетах в банках
17.4 Учет переводов в пути.
17.5. Понятие курсовых разниц и порядок отражение их в бухгалтерском учете
17.6. Учет операций по покупке иностранной валюты
17.1. Расчеты между предприятиями, а также меду предприятиями и физическими лицами осуществляется путем наличных и безналичные расчетов. Для работы с наличными денежными средствами организация должна иметь кассу и соблюдать требования, установленные Порядком ведения кассовых операций в РФ.
Согласно порядку ведения кассовых операций все предприятия, организации и учреждения независимо от организационно-правовой формы обязаны:
приходовать полученные наличные денежные средства в кассу, хранить свободные денежные средства в учреждениях банках;
производить платежи по своим обязательствам перед другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке, а наличными деньгами – в пределах установленной ЦБ РФ суммы. Расчеты наличными деньгами между юридическими лицами ограничены – 1000000 руб. по одной сделке;
при осуществлении наличных денежных расчетов необходимо иметь кассу и кассовую книгу по установленной форме;
хранить в кассе наличные деньги следует в пределах установленного банком лимита согласованного с руководителем организации. Сверх установленных лимитов в кассе можно хранить наличные деньги, предназначенные для выплаты зарплаты и пособий, но не более трех рабочих дней (включая день получения денег в кассе). Для организаций, расположенных в районах Крайнего севера – не более пяти дней.
Ответственность за сохранность ценностей, находящихся в кассе организации, несет кассир. С кассиром должен быть заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности. В небольших организациях обязанности кассира могут быть возложены на главного бухгалтера.
Для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассах организации используется счет 50 «Касса», к которому могут быть открыты следующие субсчета:
50-1 «Касса организации»;
50-2 «Операционная касса»;
50-3 «Денежные документы и др.
Кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации.
Документом для оприходования денежных средств в кассу является приходный кассовый ордер (форма КО-1). Он состоит из приходного кассового ордера и квитанции. Подписывается ордер и квитанция главным бухгалтером и кассиром, погашается штампом оплачено и оттиском печати предприятия. Приходный кассовый ордер остается, а квитанция к нему отдается лицу, внесшему деньги в кассу. В кассе могут храниться не только наличные деньги, но и денежные документы (почтовые марки, оплаченные авиабилеты, проездные билеты и т.п.).
Выдача наличных денег из кассы оформляется расходным кассовым ордером (форма КО-2). Ордер подписывается руководителем, главным бухгалтером, кассиром и лицом, получающим деньги в кассе с указанием паспортных данных покупателя, а также погашается ордер в момент выдачи наличных денег из кассы штампом выдано.
Расходные ордера выписываются:
при выдаче наличных отдельным лицам;
на платежную ведомость при выдаче заработной платы;
при сдаче денег в банк
Все приходные и расходные кассовые ордера при выписке должны регистрироваться в журналах регистрации проходных и расходных кассовых документов (форма КО-3).
Запись в журналах ведется в хронологическом порядке, причем отдельно ведется журнал по регистрации приходных и расходных кассовых ордеров.
Движение денег в кассе осуществляется кассиром по кассовой книге (форма КО-4), которая должна быть пронумерована, прошнурована и пропечатана сургучной печатью. Каждое предприятие ведет только дну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью на последней странице, где делается запись «В этой книге пронумеровано и прошнуровано_______ листов. Общее количество листов кассовой книги заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера.
Запись в кассовой книге ведется в двух экземплярах через копирку чернилами или шариковой ручкой. Вторые экземпляры листов называют отчетами кассира. Первый экземпляр остается в книге. Помарки и неоговоренные исправления в кассовой книге не допускаются. Все исправления должны быть заверены подписями кассира и главного бухгалтера.
Запись в кассовую книгу осуществляется сразу же после получения или выдачи денежных средств из кассы. В конце рабочего дня подсчитываются итоги по поступлению и выдаче денег в кассе, и выводится остаток на коней дня. Затем кассир передает в бухгалтерию отрывной лист с приходными и расходными кассовыми ордерами под расписку в кассовой книге.
В конце месяца листы кассовой книги, если она ведется на компьютере, распечатываются, скрепляются сургучной печатью с указанием количества листов. Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге не допускаются. Сделанные исправления заверяются подписями кассира, а также главного бухгалтера предприятия или лица, его заменяющего.
Основным учетным регистром является журнал ордер № 1, состоящих из двух частей – журнала-ордера №1, в которой осуществляется учет операций по кредиту счета 50 «Касса», и ведомости 1, предназначенной для учета оборотов по дебету счета 50.
Учет операций по кассе
Содержание хозяйственной операции | Первичные документы | Дебет | Кредит |
Получены наличные деньги в кассу с расчетного счета | ПКО, выписка банка | 50-1 | 51 |
Поступило в кассу от покупателей и других юридических и физических лиц | ПКО | 50-1 | 62 и др. |
Поступило в кассу в счет недостачи от виновных лиц | ПКО | 50-1 | 73-2 |
Поступил в кассу неизрасходованный остаток подотчетных сумм | ПКО | 50-1 | 71 |
Оприходован излишек денежных средств, обнаруженных при инвентаризации | Акт, ПКО | 50-1 | 91-1 |
Приобретены денежные документы | ПКО, выписка банка и др. | 50-3 | 50-1, 51,60,71 |
Сдано из кассы на расчетный счет | РКО, выписка банка | 51 | 50-1 |
Выдана из кассы заработная плата | РКО, платежная ведомость | 70 | 50-1 |
Выдано из кассы подотчетным лицам | РКО | 71 | 50-1 |
Погашена наличными задолженность перед поставщиками и другими кредиторами | РКО | 60, 76 | 50-1 |
17.2. Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации (филиалы) и (или) ЦБ РФ по счетам, открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета, если иное не установлено законодательством РФ.
Законодательно количество счетов не ограничено. Организация в течение 7 дней обязана известить свою налоговую инспекцию об открытие счета. При не выполнении этого условия на организацию может быть наложен штраф в размере 5000 руб. (ст.118 НК РФ).
Для обобщения информации о наличие и движении денежных средств в валюте РФ используется счет 51 «Расчетный счет». Порядок совершения и оформления операций по расчетному счету регулируется ЦБ РФ.
Кредитные организации осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов.
При проведении безналичных расчетов используются:
платежные поручения;
аккредитивы;
чеки;
платежные требования;
инкассовые поручения.
В расчетных документах не допускаются исправления, помарки, подчистки а также использование корректурной жидкости. Расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающую кредитную организацию в течение 10 календарных дней, не считая дня их выписки. Все предъявляемые экземпляры должны быть заполнены идентично.
Кредитная организация осуществляет списание денежных средств по распоряжению владельца и без распоряжения владельца счета в случаях, предусмотренных законодательством. В бесспорном порядке банк может списать денежные средства по решению суда, по требованию налоговой инспекции об уплате налоговых недоимок и пеней, начисленных по результатам проверки.
Операции по расчетному счету отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок кредитных организаций по расчетному счету и приложенных к ним денежно-расчетных документов. Выписка представляет собой второй экземпляр лицевого счета организации, открытого ею кредитной организацией. Аналитический учет по счету 51 «расчетный счет» ведется по каждому расчетному счету. Синтетический учет ведется в журнале-ордере № 2. Журнал – ордер № 2 состоит из журнала-ордера № 2 для учета операций по кредиту счета 51 и ведомости 2 для учета операций по дебету счета 51.
17.3. Для обобщения информации о наличие и движении денежных средств в валюте РФ и в иностранных валютах, находящейся на территории и за ее пределами в аккредитивах, чековых книжках или платежных документов (кроме векселей), на текущих, особых или иных счетах, а также о движении средств целевого финансирования в той их части, которая подлежит особенному хранению используется счет 55.
К данному счету могут быть открыты субсчета:
55-1 «Аккредитивы»
55-2 «Чековые книжки»
55-3 «Депозитные счета» и др.
Аккредитив – специальный банковский счет, на котором можно резервировать средства для расчетов с поставщиком. Получить средства с аккредитива поставщик (подрядчик) может только после представления в банк документов, подтверждающих выполнение им договорных обязательств. Перечень этих документов определяется в договоре с поставщиком.
Существуют покрытые и непокрытые аккредитивы. Аккредитив является покрытым, если денежные средства списываются с расчетного счета покупателя и депонируются банком для последующий платежей поставщику (подрядчику). Покупатель не может распоряжаться средствами на покрытых аккредитивах. Непокрытым является аккредитив, если банк поставщика списывает денежные средств с корреспондирующего счета банка покупателя в пределах суммы, на которую открыт аккредитив. Средства самого покупателя остаются в обороте до момента списания денег с корреспондентского счета обслуживающего его банка.
Сумма, на которую открыт непокрытый аккредитив на счете 55 не отражается, а учитывается на забалансовом счете 009 «Обеспечение обязательств и платежей выданные».
Отзывным является аккредитив, который может быть изменен или изменен банком – эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств и без каких-либо обязательств банка – эмитента перед получателем средств после отзыва аккредитива. Безотзывным, признается аккредитив, который может быть отменен только с согласия получателя средств.
Аналитический учет по субсчету 55-1 ведется по каждому выставленному аккредитиву.
На субсчете 55-2 «Чековые книжки» учитываются денежные средства, находящиеся на чековых книжках. Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обоснованное распоряжение чекодателя банку произвести платеж, указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем – является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, чекодержателем – юридическое лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком банк, в котором находятся денежные средства чекодателя. Чек оплачивается плательщиком за счет средств чекодателя.
Чеки, выпускаемые кредитными организациями, могут применяться в межбанковских расчетах на основании договоров, заключаемых с клиентами, и межбанковских соглашений о расчетах чеками, в соответствие с внутрибанковскими правилами проведения операций с чеками, разрабатываемыми кредитными организациями и определяющими порядок и условия использования чеков.
Аналитический учет по субсчету 55-2 ведется по каждой полученной денежной книжке.
Согласно Положению о порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемых с их использованием, утвержденному Банком России 9.04.98г. №23-П, оплата расходов организации может производиться по банковской карте. Держателями корпоративной пластиковой карты могут быть один или несколько сотрудников организации. Для обслуживания корпоративной пластикой карты организация заключает договор с банком-эмитентом, который открывает для него специальный карточный счет. Количество держателей карт регулируется в договоре на эмиссию пластиковых карт. В зависимости от вида валюты перечисление средств на карточный счет отражается следующими бухгалтерскими записями:
Дебет 55 «Специальный карточный счет» Кредит 51, 52
Организация может разместить свободные денежные средства для получения дополнительного дохода на депозитном счете банка. Данные денежные средства учитываются на субсчете 55-3 «Депозитные счета». Депозитные сертификаты могут выпускаться в разовом порядке или сериями, быть именными или на предъявителя. Сертификат не может служить расчетным документом за проданные товары или оказанные услуги, Денежные средства по купле-продаже депозитных сертификатов выплата сумм по ним осуществляются в безналичном порядке. Сертификаты выпускаются в валюте РФ. Владельцами сертификатов могут быть резиденты и нерезиденты. Денежные обязательства, возникающие при выпуске и обращении сертификатов, могут быть оплачены нерезидентами только с расчетного счета.
17.4. Для общения информации о движении денежных средств (переводов) в валюте РФ и иностранной валюты в пути, т.е. денежных сумм (преимущественно выручка от продажи товаров организации, осуществляющих торговую деятельность), внесенных в кассы кредитных учреждений организаций, сберегательные кассы и кассы почтового отделения для зачисления на расчетный или иной счет организации, но еще не зачисленную по назначению предназначен счет 57 «Переводы в пути».
Основанием для принятия на учет по счету 57 сумм (например, при сдаче выручки от продажи) является квитанция кредитной организации, сберегательной кассы и почтового отделения, копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам и т.п.
Движение денежных средств (переводов) в иностранных валютах учитывается на счете 57 «Переводы в пути».
Учет других видов денежных средств
Содержание хозяйственной операции | Первичные документы | Дебет | Кредит
|
Операции с аккредитивами
открытие аккредитива | выписка банка | 55-1 | 51,52 |
списание аккредитива | выписка банка | 60 | 55-1 |
зачисление неиспользованных средств с аккредитива на расчетный счет | выписка банка | 51,52 | 55-1 |
Операции с чеками
депонирование средств при выдаче чековых книжек | выписка банка | 55-2 | 51,52 |
оплата выданных чеков | выписка банка | 60,76 | 55-2 |
возврат неиспользованных чеков | выписка банка | 51,52 | 55-2 |
Осуществление денежных вкладов
перечисление денежных средств с расчетного, валютного счета на депозит | выписка банка | 55-3 | 51,52 |
зачисление на расчетный, валютный счет средств с депозитного счета | выписка банка | 51,52 | 55-3 |
начислены проценты по депозитному счету | расчет | 76 | 91-1 |
Фактическое получение процентов за размещение средств на депозите на расчетный, валютный счет | выписка банка | 51,52 | 76 |
Переводы в пути
наличные денежные средства сданы инкассаторам или на почту | РКО, квитанции | 57 | 50-1,2 |
зачисление на расчетный счет средств, сданных инкассаторам или отправленным по почте | выписка банка | 51 | 57 |
Погашена наличными задолженность перед поставщиками и другими кредиторами | РКО | 60, 76 | 50-1 |
17.5. Инвентаризация кассы производиться в соответствие с порядком ведения кассовых операций в РФ, утвержденных решением Совета директоров Центрального банка РФ от 22 сентября 1993г. № 40, а также в соответствие с методическими рекомендациями (Приказ Минфина №49).
Инвентаризация денежных средств в пути производиться путем сверки числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными квитанций учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т.п.
Инвентаризации денежных средств, находящихся в банках, на валютных и специальных счетах, производиться путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах, по данным бухгалтерии организации, с данными выписок банка.
В сроки, установленные руководителем предприятия, а также при смене кассиров на каждом предприятии производится встречная ревизия кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, числящихся в кассе. Остаток денежной наличности в кассе сверяется с данными учета по кассовой книге. Для производства ревизии кассы приказом руководителя предприятия назначается комиссия, которая составляет акт. При обнаружении ревизией недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указывается их сумма и обстоятельства возникновения.
При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др).
Валюта может приобретаться:
для оплаты импортного контракта;
на другие цели (оплату командировочных, выплату заработной платы сотрудникам зарубежного представительства, погашение кредитов, полученных в иностранной валюте и т.п.).
17.6. При покупке валюты для оплаты импортного контракта необходимо открыть в банке депозит и перечислить на него такую же сумму в размере суммы направленной для приобретения валюты. Возврат средств, переведенных на депозит, осуществляется после представления в банк документов, подтверждающих ввоз импортных товаров на территорию РФ.
Купленная валюта должна быть переведена иностранному поставщику в течение 7 дней. В противном случае она подлежит продаже банком. Разница между стоимостью валюты по официальному курсу и суммой, фактически уплаченной банком за купленную валюту, называется финансовым результатом от покупки валюты.
С 1 января 2007 г. введено новое определение курсовых разниц в связи с изменениями в ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте", утвержденное Приказом Минфина России от 27.11.2006 N 154н.
Согласно ПБУ 3/2006 курсовая разница - это разница между рублевой оценкой актива или обязательства, стоимость которых выражена в иностранной валюте, на дату исполнения обязательств по оплате или отчетную дату данного отчетного периода и рублевой оценкой этого же актива или обязательства на дату принятия его к бухгалтерскому учету в отчетном периоде или отчетную дату предыдущего отчетного периода.
При совершении сделок в иностранной валюте в зависимости от валюты, используемой в расчетах, могут возникнуть два вида курсовых разниц:
- разница, образующаяся из-за изменения курса иностранной валюты, если по условиям сделки задолженность возникает и погашается в иностранной валюте;
- разница, образующаяся из-за изменения курса иностранной валюты, если по условиям сделки задолженность возникает в иностранной валюте (или условных единицах), а оплата производится в рублях Российской Федерации (бывшая суммовая разница).
Пересчет стоимости актива или обязательства для целей бухгалтерского учета производится по официальному курсу иностранной валюты к рублю, устанавливаемому Банком России, либо (при оплате в рублях) по иному курсу, установленному законом или соглашением сторон (условиями договора).
Указанный пересчет в рубли должен производиться на дату совершения операции в иностранной валюте согласно приложению к ПБУ 3/2006, а также на отчетную дату.
Пересчет на отчетную дату производится по следующим видам активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте:
- денежных знаков в кассе организации;
- средств на банковских счетах (банковских вкладах);
- денежных и платежных документов, краткосрочных ценных бумаг;
- средств в расчетах (включая по заемным обязательствам) с юридическими и физическими лицами.
Курсовые разницы, связанные с расчетами с учредителями по вкладам, в том числе в уставный (складочный) капитал организации, подлежат зачислению в добавочный капитал этой организации (счет 83). Во всех остальных случаях курсовые разницы подлежат зачислению на финансовые результаты как прочие доходы или прочие расходы организации (счет 91).
- Курс лекций по дисциплине «Бухгалтерский учет»
- Тула 2007 г
- Содержание
- Тема 1. Сущность и виды учета
- Тема 2. Бухгалтерский учет: цели, функции, принципы
- Тема 3. Предмет и метод бухгалтерского учета
- Тема 4. Счета и двойная запись
- Тема 1 сущность и виды учета План:
- 1.1 Понятие хозяйственного учета.
- 1.2 Требования, предъявляемые к хозяйственному учету
- 1.2 Виды хозяйственного учета.
- Тема 2 Бухгалтерский учет: цели, Функции, принципы План:
- Тема 3 предмет и метод бухгалтерского учета План:
- Тема 4 сЧета и двойная запись План:
- Классификация счетов по структуре
- Структура основного активного счета
- Структура активно-пассивного счета 71
- Классификация счетов по назначению
- Тема 5 балансовое обобщение План:
- Тема 6 документация и документооборот План:
- 6.1. Понятие документов и их классификация
- 6.2. Унификация и стандартизация документов
- 6.3. Организация документооборота
- Тема 7 оцЕнка и калькуляция как элементы метода бухгалтеРскОго учета План:
- Научно обоснованная классификация затрат на производство.
- Установление объектов учета затрат, объектов калькулирования и калькуляционных единиц.
- Раздельный учет текущих затрат на производство продукции и затрат по капитальным вложениям.
- Тема 8 Бухгалтерский учет как информационная система, его правовое и методическое обеспечение План:
- 8.1. Нормативные документы бухгалтерского учета
- 8.2. Бухгалтерский учет как информационная база
- 8.3. Федеральный Закон «о бухгалтерском учете в рф»
- Тема 9 международная система финансовой (бухгалтерской) отчетности План:
- Тема 10 гармонизация национальных моделей учета План:
- 10.1. Понятие гармонизации.
- 10.2. Национальные системы бухгалтерского учета.
- 10.3. Принципы составления бухгалтерской отчетности.
- Тема 11 учет основных средств
- Приобретение основных средств за деньги
- Безвозмездное получение основных средств
- Получение основных средств в обмен на другое имущество
- Строительство объектов основных средств
- Амортизация для целей налогового учета
- Отражение хозяйственных операций по счету 90
- Отражение хозяйственных операций по счету 91 (аренда не признается основным видом деятельности предприятия)
- Учет у лизингодателя
- Учет у лизингополучателя
- Если имущество учитывается на балансе лизингополучателя
- Учет у лизингодателя
- Учет у лизингополучателя
- Тема 12 учет нематериальных активов План:
- Тема 13 учет материально – производственных запасов План:
- 1. Продажа материальных ценностей, приобретенных специально для перепродажи:
- Тема 14 учет готовой продукции План:
- Тема 15 УчеТ заработной платы План:
- Видам начислений и удержаний
- Начисление зарплаты и других выплат работникам предприятия
- Расчет обязательных удержаний из начисленных сумм работникам
- Выдача начислений в пользу работника
- Учет отпускных
- Учет пособия по временной нетрудоспособности
- Учет пособий по беременности и родам.
- Тема 16 учет затрат на производство План:
- 16.1 Задачи учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.
- 16.2. Варианты учета затрат.
- 16.3. Методы учета затрат на производство продукции и калькулирование себестоимости продукции.
- Тема 17 учет денежных средств План:
- Тема18. Учет финансовый результата План:
- 18.3. Прочими доходами в соответствие с пбу 9/99 являются:
- Тема19 учет расчетов План:
- Тема 20. Учет финансовых вложений План:
- 1. По экономическому назначению:
- 3. В зависимости от способа передачи прав выделяют:
- 5. В зависимости от срока обращения:
- Тема 21. Состав и содержание бухгалтерской (финансовой отчетности) План:
- Тема 22 учет собственного капитала. План:
- Увеличение уставного капитала
- Уменьшение уставного капитала
- Тема 23. Управленческий учет План:
- Определение себестоимости произведенной продукции, оценки стоимости запасов и определение размера полученной прибыли.
- 3. Методы калькулирования
- Список рекомендуемой литературы