logo
Бухгалтерский учет Внешнеэкономической деятельности - И

2.3. Использование|употребление| международных правил "інкотермс|" по внешнеэкономическим договорам (контрактами)

Внешнеторговые снабжения товара, как правило, допускают|припускают| его перемещения| на достаточно значительные расстояния. Потому|оттого| при заключении внешнеэкономического договора (контракта) купли-продажи вопроса доставки товара от продавца к|до| покупателю, его нагрузке, страхованию, условию платежа, оплаты пошлин, и тому подобное, нуждаются в тщательной регламентации. В практике Международной торговли сложились|состояли| общепринятые принципы, которые регулируют отмеченные вопросы, а основные условия внешнеэкономических договоров продажи купли обозначены определенными торговыми сроками|терминами|. Эти принципы являют собой базисные условия внешнеэкономических договоров (контрактов) продажи купли.

Международная торговая практика произвела|выделала,выработала| разные|различные| типы базисных условий снабжения товаров, которые учитывают так или иначе транспортный фактор во внешнеторговой цене. В 1936г. Международная торговая палата разработала и выпустила сборник "Международные правила толкования торговых терминов "ІНКОТЕРМС|". Впоследствии в 1953.1980,1990 и 2000 годах до сборника вносились изменения|смены| и дополнения.

"Международные правила толкования торговых тсрминов| "ІНКОТЕРМС|" называются| базисные условия внешнеторгового договора (контракта) продажи купли потому, что устанавливают базис цены в зависимости от того, включаются ли расходы по транспортировке (но|да| другие расходы) в цену товара или нет.

В соответствии с|соответственно| Указом Президента Украины от 04.10.94р. "О применении международных правил интерпретации коммерческих сроков|терминов|" субъекты предпринимательской деятельности Украины всех форм собственности при заключении внешнеэкономических договоров (контрактов) предметом которых|каких| есть товары, применяют Международные правила интерпретации коммерческих сроков|терминов| участников отношений. До опубликования в изданиях| официальной печати толкований торговых терминов "ІНКОТЕРМС|" выпуска в 2000г. в Украине используется сборник, выданный|изданный| в 1990г. под названием "ІНКОТЕРМС-90|".

Правила "ІНКОТЕРМС-2000|" в большей части повторяют предыдущую|предварительную| редакцию, однако есть некоторые|некие| отличия, также в новой редакции более четко и ясно изложены формулировки торговых сроков|терминов| и обязанности|долги| сторон операции продажи купли.

Целью правил "ІНКОТЕРМС|" является предотвращение возможных разногласий|расхождений| между покупателем и продавцом в толковании торговых терминов, которые определяют условия торговых операций в процессе составления|складывания,сдачи| и выполнения внешнеэкономических договоров купли-продажи товаров.

В правилах "ІНКОТЕРМС-90|" взаимные обязательства продавца и покупателя объединены в десять разделов, содержится 13 сроков|терминов|, объединенных в четыре группы. В каждом из|с| них обязательствам продавца отвечают обязательством покупателя. До разделов, которые охватывают позицию соответственно продавца или покупателя, входят такие: предоставление товара в соответствии с|соответственно| договором (уплата цены); лицензии, разрешения и формальности; договор перевозки и страхования: снабжение (принятие снабжения); переход риска, сообщения покупателя (продавца); деление|распределение| прибылей; доказательство снабжения, транспортный документ или соответствующая информация через|из-за| ЭВМ; проверка товара, упакування|, маркировка; другие обязательства.

Применение правил "ІНКОТЕРМС-90|" облегчает как заключение|составление|, так и выполнение договоров, помогает контрагентам найти способы разделения ответственности и разрешения возникающих разногласий|расхождений|, поскольку содержание прав и обязанностей|долгов| сторон определенно єдиночинно|. Те, кто заключают внешнеэкономический договор (котракт|) продажи купли, должны выбрать|избрать| базисное условие снабжения товара. Выбор базисного условия снабжения товара также определяет содержание многих других статей контракта.

Базисные условия определяют:

• транспортные условия: кто и за чей счет обеспечивает транспортировку товаров избранным видом транспортного средства на всем пути его следования от продавца к|до| покупателю; в зависимости от условий снабжения обязанность|долг| продавца за установленную в контракте цену подготовить товар к|до| погрузке, либо|или| передать его транспортной организации, либо|или| нагрузить его на транспортное средство, либо|или| доставить товар в определенное место; обязанности|долги| сторон по страхованию грузов и деление|распределение| расходов при этом, а также кто несет риски гибели и повреждения товара;

• условия по оформлению документов; обязанности|долги| сторон по оформлению коммерческой документации в соответствии с|соответственно| существующими в практике международной торговли требованиям|востребованиям| и за таможенное|пошлинное| оформление экспорта и импорта товаров и деление|распределение| расходов при этом;

• условия сдачи-принятия товаров: где и когда переходит от продавца к|до| покупателю права собственности на товар, а также меры, связанные|повязанные| с риском случайной гибели или повреждения товара, и расходы, которые|какие| могут возникнуть в связи с этим и их деление|распределение|.

Таким образом, каждое из|с| условий определяет не только обязательство продавца и покупателя, деление|распределение| расходов и рисков, а также ответственность сторон за выполнение контракта. Но следует помнить, что "ІНКОТЕРМС|" не рассматривает способов правовой защиты, потому|оттого| для этого необходимо обращаться к|до| Конвенции ООН "О договорах международной купле-продаже товаров"

Все условия снабжения, которые входят в "ІНКОТЕРМС| 1990", можно разделить на 4 группы, начиная с условий, по которым|каким| практически|практично| вся ответственность полагается на покупателя, и заканчивая теми, по которым|каким| все расходы и риски несет продавец.

Первая группа /Е - условие/ под названием "Франко – завод ", "Франко-предприятие" предусматривает возложение обязанностей|долгов| на продавца по відпусці| товару покупателю непосредственно на своем составе|слоге,складе|. С момента передачи товаров покупателю переходит риск случайного уничтожения товара и он несет расходы, увязке с их перевозкой: нагрузка, транспортировка, страхование товара, осуществляет|свершает,совершает| декларирование отмеченных товаров на таможне, оплачивает пошлины.

Вторая группа/F – условие/ - предусматривает выполнение обязательств и ответственность продавца к|до| моменту передачи груза транспортным пошлинам, указанным покупателем, и передачи товара основному перевозчику. Основной вид транспорта оплачивается покупателем. В условиях группы F не отмечено точное описание процедуры сдачи-принятия товара. Потому|оттого| при заключении контракта след как детальнее всего отображать процедуру передачи товара с целью предотвращения недоразумений. Эта группа имеет следующие разновидности:

FСА - "Франко-перевозчик", "Франко вагон/платформа", "Франко/город", при которой|какой| обязательства продавца по снабжению товара считаются выполненными|исполненными,проделанными|, если груз, очищенный от пошлины на экспорт, переданный перевозчику, который|какой| определен покупателем в названном месте. Риск случайного уничтожения или повреждения товара переходит от продавца к|до| покупателю при этом условии на момент передачи его перевозчику;

FАS /ФАС/ - "Франко вдоль борта/судна", "Франко-борт/порт отгрузки", то есть указанный порт отгрузки товара. Условия этой подгруппы предусматривают доставку продавцом груза /товара/ и размещенные его на пристани вдоль борта судна или к|до| лихтеру в указанном порту отгрузки. Из|с| этого момента право собственности на товар переходит к|до| покупателю, и все расходы, а также риск гибели или повреждения товара ложатся на покупателя. Условие ФАС требует, чтобы покупатель очистил товар от пошлины на экспорт и получил экспортную лицензию и другие документы, которые позволяют экспорт;

FОВ /ФОБ/ - "Франко-борт". что значит|означает| - свободный на борту судна. Продавец в этих условиях должен доставить товар в предопределенный контрактом порт в стране экспорта и разместить его на борту судна. Риск гибели или повреждения товара переходит от продавца на покупателя в момент пересечения им линии рейлінгу| /перил|поручней|/ судна. Продавец, обязанный получить за свой счет экспортную лицензию или другой документ, что позволяет экспорт товара, и нести все другие расходы, необходимые для его погрузки на судно. Покупатель за свой счет обеспечивает подачу в предопределенный порт зафрахтованного им судна и несет все расходы по его фрахтованию.

Третья группа /С - условие/ предусматривает выполнение обязательств продавцом по снабжению товара за свой счет в порт назначения, определенного покупателем. При этом продавец не несет ответственности за потери и повреждения груза, и другие дополнительные расходы после передачи груза основному перевозчику. По условиям этой группы следует четко размежевать пункт передачи товара от продавца к|до| перевозчику, и особенно|в особенности| взвесить на дополнительные обязательства, которые|какие| могут изменить|сменить| сути|сущности| условия, но свести их на нет|насмарку|. Эта группа имеет также несколько разновидностей, в т.ч.:

СFR /СФР|/ - "Стоимость и фрахт" – это означает||, что порт назначения указан. При этих условиях продавец обязан оплатить расходы за фрахт за доставку товара к|до| предопределенному контрактом порту назначения, но не в стране импорта, и очистить товар от пошлины на экспорт. Расходы по выгрузке товара из судна несет покупатель. Риск гибели или повреждения товара переходит из продавца на покупателя в порту отгрузки при пересечении им линии релінга| судна:

СІF /СИФ|/ - "Стоимость, страховка и фрахт" порт назначения указан. Это условие аналогичная условию СФР|, но с к|до| пополнением положения о морском страховании продавцом от риска гибели или повреждения товара во время перевозки. Продавец заключает договор страхования, выплачивает страховую премию, передает страховой полис покупателю, а также очищает товар от пошлины на экспорт.

СРТ| /СПТ|/ - "Перевозка оплачена..." (место назначения указано). Это условие значит|означает|, шо| продавец оплачивает фрахт к|до| перевозке груза в указанное место назначения. Риск гибели или повреждения товара. а также дополнительные расходы, предопределенный событиями, которые|какие| произошли после снабжения товара основному перевозчику, переходят от продавца к|до| покупателю;

СІР /СИП/ - "Перевозка и страховка оплачены..." место назначения указано/. Это условие предусматривает, что продавец имеет такие обязательства, как и в предыдущей|предварительной| разновидности условий третьей группы, но он должен дополнительно обеспечить страхование груза против|супротив| риска гибели или повреждения товара при перевозке. Продавец заключает договор страхования и платит|выплачивает| страховую| премию, передает страховой полис покупателю, а также очищает товар от пошлины на экспорт.

В четвертую группу /Д - условие/ входят условия, согласно с которыми|какими| продавец полностью берет на себя все риски и несет все расходы, связанные|повязанные| с доставкой груза в порт назначения. Эта группа состоит из следующих разновидностей условий:

DЕС/ДЕС/ - "Снабжение франко-судно", "Снабжение франко /места, /место назначения указано/, это условие значит|означает|, что обязательство продавца по снабжению считается выполненным|исполненным,проделанным|, если товар отдан покупателю на борту| судна не очищенным от пошлины на импорт в указанном порту назначения (например -ДЕС - Мариуполь).

DЕQ /ДЕК/ - "Снабжение фрахт-причал" /налог уплачен/. Данное условие значит|означает|, что обязательство продавца по снабжению считается выполненным|исполненным,проделанным|, если он отдал в распоряжение покупателя на причале /товарной пристане/ в указанном порту назначения, очищенным от пошлины на импорт. Продавец берет на себя риск и все расходы, включая таможенную пошлину, налоги и другие сборы по доставке товяру| в указанное место (например - ДЕК – Одесса).

DАF /ДАФ|/ - "Снабжение франко-граница" /место назначения указано/. Данное условие значит|означает|, что обязательство продавца по снабжению считается выполненным|исполненным,проделанным|, если товар отдан очищенным от пошлины на экспорт в указанном месте за рубежом|за границей|, но к|до| "таможенной|пошлинной| границе" соседнего государства (например -ДАФ - Чоп|);

DDU/ДДУ/ - "Снабжение, пошлина не оплаченное" /место назначение указано/. Это условие значит|означает|, что обязательства продавца по снабжению считаются выполненными|исполненными,проделанными| после того, как он отдал товар в распоряжение покупателя в указанном месте в стране импорта. Продавец берет на себя риск и должен нести все расходы, связанные|повязанные| со снабжением товара /за исключением таможенной пошлины, а также расходов по выполнению таможенной|пошлинной| формальності/ (например - ДДУ| - Мариуполь);

DDР/ДДП - "Доставлено, пошлина оплачена" /место назначения указано/ значит|означает|, что обязательство продавца по снабжению считается выполненным|исполненным,проделанным| после того, как он отдал товар в распоряжение покупателя в указанном месте страны порта. Продавец принимает на себя риск и обязанный нести расходы, включая таможенную пошлину, налоги и другие сборы по снабжению товара в это место, очищенного от пошлины на импорт (например -ДДП - Киев).

От базисных условий контракта, о которых|каких| речь шла в этом параграфе, зависят мера риска по возмещению стоимости потерь груза или нарушения его качеств, а также величина расходов, связанных|повязанных| с доставкой товара от продавца к|до| покупателю, таможенным пошлинам, налогам и размер цены на этот товар.

Характеризуя обязанности|долги| продавца в зависимости от базисных условий снабжения, их можно классифицировать таким образом: группа Е - отпуск товара; группа F - передача основному перевозчику, основные расходы по перевозке не оплачены; группа С - передача основному перевозчику, основные расходы по перевозке оплачены; группа D - снабжение товара.

Группа Е и группа F - отличаются по обязанностям|долгам| продавца по доставке товара. Группы С и D - в этом отношении одинаковые: продавец доставляет товар в место назначения и несет все расходы по транспортировке груза. Отличие этих групп между собой - в ответственности за риск гибели или повреждения груза. В группе С- эта ответственность на покупатели, у груш D - на продавцы.

Условия "ІНКОТЕРМС|" имеют юридическую силу только при условии, что стороны обусловили это в контракте фразой "При трактовке данного контракта действуют условия "ІНКОТЕРМС|" в редакции в 1990г."

Если в контексте есть пункты, которые противоречат условиям "ІНКОТЕРМС|", то эти пункты имеют большую юридическую силу, поскольку условия "ІНКОТЕРМС|" теряют ценность

.