Сущность и основные принципы осуществления импортных операций
Варианты приобретения импортного товара (услуг) по прямым поставкам:
• за наличные;
• на условиях коммерческого кредита, предоставленного иностранным поставщиком;
• в счет погашения кредита, предоставленного Украиной стране иностранного поставщика, погашенных поставщиками импортных товаров предприятиями страны иностранного поставщика.
Условие ЕХW. Согласно п. 3.1.2. ст.3|с| Закона об НДС| объектом налогообложения являються операции| по ввозу товаров на таможенную|пошлинную| территорию Украины. Пунктом 4.3. этого Закона определена база налогообложения. Это| есть контрактная стоимость товара, которая| не меньше таможенной|пошлинной| стоимости, которая|какая| указана в ввозной таможенной|пошлинной| декларации по расчетам|с| расходов на транспортировку, погрузку, разгрузку, перегрузку и страхование к|до| пункту пересечения таможенной|пошлинной| границы, уплаты брокерской, агентских, комиссионных и других видов вознаграждений|наград|, которые|какие| связаны|повязаны| с ввозом таких товаров, акцизного сбора, ввозных таможенных|пошлинных| платежей. Закон об НДС постановил, что| документом, который|какой| подтверждает право импортера на налоговый кредит определяется |ВТД|, которая|какая| подтверждает также уплату ввозного НДС. Несмотря на то, что при поставке| на условиях ЕХW цена импортируемого| товара может быть самой низкой, обложение НДС не уменьшается. Если контрактная цена ниже таможенной|пошлинной|, базой налогообложения НДС является таможенная|пошлинная| стоимость товара. Контрактная стоимость при этом условии не является базой налогообложения.
Условие FСА|. Момент возникновения валовых расходов связан|повязано| с|с| налогообложением | товаров. Но в Законе о прибыли нет определения срока|термина| "налогообложения| товаров". Потому|оттого| импортеры сталкиваются с трудностями в момент налогообложения| и в момент увеличения валовых расходов. Осторожные бухгалтера | оприходуют товар только при наличии ВТД|, которая|какая| подтверждает, что товар прошел таможенную|пошлинную| очистку и уже находится под таможенным|пошлинным| контролем. Однако есть и другой подход. Так как риски потери и повреждения товара переходят к|до| покупателю в момент осуществления поставки продавцом, то уже с|с| этого момента импортер может оприходовать товар. Если использовать этот подход, то нужно также брать на себя обязанности|долги| и по перерасчету остатков|остач| товаров на складе|слоге,складе| (Закон о прибыли о введении учета прироста (снижения балансовой стоимости товаров на складах|слогах,складах|) к|до| моменту доставки их на склад|слог,склад|.
Право на налоговый кредит удостоверяет, как и в предыдущем|предварительном| випадку, ВТД.
Условия FAS, FOR. Отображение валовых расходов напрямую связано|повязано| с|с| налогообложением| товаров. Основой|основанием| для отображения в бухгалтерском учете предприятия хозяйственных операций есть первичные документы. В зависимости от избранного подхода, импортер может показывать валовые расходы либо|или| при получении от продавца оборотного|обратимого| коносаменту (других документов, подтверждающих поставку), либо|или| при получении приобретенных товаров на склад|слог,склад|.
Условия СFR|, СРТ|. Момент возникновения валовых расходов такой как и в предыдущих случаях. Но необходимо помнить, что покупатель не несет обязанностей|долгов| по транспортировке товаров к|до| порту назначения (такие обязанности|долги| возлагаются| на продавца). Потому|оттого| в случае, если при любых обстоятельствах транспортировку оплчивает|выплачивает| покупатель, это может быть признано бесплатно предоставленной услугой, то есть, такие траты| не должны отображаться в составе валовых расходов.
Условия СІF, СІР. Основные моменты налогообложения таких операций совпадают с налогообложением при условии СFR|. Но поскольку при условии СІF и СІР страховка товара обязательна. С|уществуют некоторые|некие| особенности налогообложения. Покупателю необходимо помнить, что продавец должен обеспечить минимальный объем страховки.| Если покупатель при любых обстоятельствах сам платит|выплачивает| минимальное страхование, он нарушает|возбуждает| требования|востребования| условий поставки СІF и не имеет права относить|возводить,преподносить| такие расходы в состав валовых расходов. Если покупателя не устраивает| минимальный объем страхования, эту проблему можно решить двумя способами: 1) покупатель имеет право дополнительно указать в договоре обязанности|долги|| по увеличению объема страхования; 2) покупатель имеет право принять затраты по| дополнительному страхованию на себя, но нужно оформить это отдельным договором| - в этом случае покупатель имеет полное право отнести такие расходы в состав валовых.
Налогообложение импортных операций при всех других условиях снабжения, а именно DAF, DES, DEQ, DDU, || DDP| осуществляются как при условии FСА|.
Учет импорта товаров по прямым поставкам
Порядок приема товара. Прем товара - это прием товара покупателсм, который|какое| сопровождается проверкой соответствия качества, количества и соответствия| товара| его характеристике и техническим условиям, указанных в договоре.
В контракте стороны устанавливают порядок приема, а именно:
- вид приема- здачи|;
- место и сроки|термины| приема- здачи|;
- способы приема- здачи товара по количеству:
- способы приема- здачи товара по качеству.
По видам прием может быть предыдущим|предварительным| и окончательным.
Цель предыдущего|предварительного| приема состоит|состоит| в инспекции процесса производства| товара, испытании|опробовании| товара, осмотре|осмотре| товара на предприятии - продавца| для установления соответствия его количества и качества условиям договора, а также для установления правильности упаковки и маркировки товара. В случае предыдущего|предварительного| приема покупатель может забраковать товар при выявления|обнаружения| недостатков или затребовать|потребовать| устранение таких недостатков.
При окончательном приеме устанавливается фактическое выполнение снабжения в установленном месте и в надлежащий|подобающий| срок|термин|. Результаты такого приема являются обязательными для обеих сторон и закладываются в основу|основание| для расчета по операциям и предъявлению претензий.
Место фактического приема товара точно| указывается в договоре рядом с наименованием базисного условия снабжения. Это может быть: предприятие или склад продавца; согласованный порт отгрузки, железнодорожная станция отправления или аэропорт; порт назначения, пограничная или конечная|концевая| железнодорожная станция в стране назначения, склад покупателя или конечный|концевой| пункт реализации товара. Если необходимо, в контракте определяется место начального|предварительной| и конечного приема.
Срок|термин| сдачи товара определяется сроком|термином| снабжения, установленного в контракте. Срок|термин| приема товара по количеству и по качеству, как правило, не совпадает.
Проверку по количеству покупатель обычно обязан сделать|совершить| немедленно по прибытии товара. Для качественного приема устанавливаются более длительные сроки|термины|.
В соответствии со всеми условиями ИНКОТЕРМС| продавец до|до| поставки товара должен за свой счет обеспечить проверку товара (качества, измерения, взвешивания, подсчет|вычисление|). Данные этой проверки отображаются|отражаются| в товаросопроводительных| документах (сертификат качества, паковочное|упаковочный| письмо|лист|, отгрузочная спецификация).
При сдаче товара перевозчику последний проверяет количество товара, которое передается и на основе этой проверки фиксирует количество принятого товара в транспортных документах.
Покупатель, принимая товар от перевозчика, должен проверить наличие|| и подлинность на транспортных средствах или контейнерах пломб отправителя или пункта отправления (станции, порта), состояние|стан| транспортных средств и контейнеров, наличие защитной маркировки и подлинность тары. Он должен проверить соответствияе| наименования груза и транспортной маркировки на нем данным|, указанным в транспортных документах, и принять от перевозчика |груз по количеству мест или массе, указанной в транспортных документах.
В случае, когда при приеме груза от перевозчика установлено повреждение или порча груза, несоответствие наименования и веса данным или количества мест данным, указанным в транспортном документе, поку|патель(грузополучатель) должен затребовать|потребовать| от перевозчика составление|складывание,сдачу| коммерческого акта.
Если груз выдается|издается,кажется| получателю без проверки количества мест или массы|, получатель должен затребовать|потребовать| от перевозчика, чтобы на транспортном документе| была сделана соответствующая отметка.
Прием продукции, которая поставляется| без тары, в открытой таре, а также прием по массе брутто и количеству мест продукции, которая поставляется в таре, проводится:
- на складе продавца - при вывозе товара покупателем;
- на складе покупателя – при доставке товара продавцом;|
-в месте раскрытия|вскрытия| опломбированных или|или| в месте разгрузки неопломбированных| транспортных средств, или|или| на складе перевозчика - при доставке и выдаче груза перевозчиком.
Если товар доставлен в исправной|справной| таре, прием по массе нетто и количеству товарных единиц внутри тарных мест проводится на складе конечного|концевого| покупателя.
Покупатель обычно не обязан принимать товар в большем или меньшем количестве, чем это предусмотрено контрактом, если только в контракте количество товара, которое доставляется, не обозначено словом "возле".
Если количество товара выражается в весовых или объемных единицах, существует два способа приема товара по количеству: по погруженному и по выгруженному весу. Под отгруженным весом или количеству понимается вес или объем товара, который определяется в пункте отправления и указано перевозчиком в соответствующем транспортном документе.
Под выгруженным весом или количеством понимается вес, установленный в указанном пункте назначения в стране импортера. Проверка веса в этом случае осуществляется с помощью| взвешивания товара, которое|какое| проводится| во время разгрузки| товара или через|из-за|, определенное число дней после ее окончания с привлечением независимых экспертов. Результаты взвешивания фиксируются в весовых сертификатах, которые выдаются экспертами, которые|какие| признаются арбитражем бесспорным доказательством веса.
Вес некоторых|некоих| товаров во время транспортировки| (особенно|в особенности| морским| транспортом) может меняться|смен|, потому|оттого| в интересах покупателя за его счет товар иногда повторно взвешивается в пункте прибытия.
В случае несоответствия выгруженного веса указанного в контракте определяется граница|черта| ответственности продавца за недостчу|нехватку| груза. Возможное установление процента скидки на потери во время морской перевозки.
Увеличение веса груза для некоторых|некоих| товаров является признаком ухудшения их качества (в результате|вследствие| повышенного процента влажности). Учитывая возможность такого| рода отклонения, контрактом обычно оговаривается допустимая|черта| разница|разности| загруженного веса и отгруженного. При| выявлении|обнаружении| в пункте прибытия товара несоответствующего количества принятому|| количеству, указанному в транспортных документах, о таком несоответствии составляется ||состоит|акт. На основе акта покупатель может в обговоренный контрактом срок|термины| предъявить продавцу претензию. Если есть основания|основания| для возложения ответственности| на перевозчика, покупатель имеет право предъявить претензию последнему.
При| поставке товара с целью сохранения|сохранности| качества товара и создания условий|речей| для| своевременного и правильного приема по качеству продавец должен обеспечить|:
- соблюдение правил упаковки и погрузки продукции, маркировки и опломбирование отдельных мест;
- четкое и правильное оформление документов, которые удостоверяют качество товаров| (технический паспорт, сертификат качества, спецификация), которые указываются в отгрузочных и расчетных документах, соответствие указанных в них данных фактическому качестваму товаров, которые доставляются;
- своевременная доставка покупателю документов, удостоверяющих качество товара;|
- соблюдение правил сдачи, погрузки и крепления грузов.
Покупатель проводит прием товара по качеству, проверяя соответствие| качества поставленного товара сопроводительным документам, предоставленных продавцом или| перевозчиком, или раньше|ранее| отобранным образцам, техническим условиям, чертежам|черчениям|, проводя испытание|опробование| поступившего товара.
При приеме |товара от перевозчика покупатель должен проверить наличие и исправность на транспортных средствах или контейнерах пломб отправителя или пункта отправления (станции, порта), состояние|стан| транспортных средств и контейнеров|, наличие защитной маркировки и исправность тары. Он должен проверить соответствие наименования груза и транспортной маркировки на нем| указанных и указанных в транспортных документах, проверить соблюдение установленных правил перевозки,| обеспечивающих сохранность. Продукция, поступившая в настоящей|справной| таре, принимается на склад покупателя при вскрытии|вскрытии| тары. Машины, оборудование, приборы и другая продукция, поступившая в таре и имеющая гарантийный срок службы или хранения|сбережения,сохранения|, проверяется при вскрытии|вскрытии| тары не позже гарантийных сроков|терминов|. В случае выявления|обнаружения| качественных недостатков при принятии доставленного товара, покупатель должен составить|сложить,сдать| акт, который|какой| будет основой|основанием| для предъявления продавцу претензии.
В процессе подготовки товара к|до| розничной продаже, эксплуатации машин и приборов могут оказаться|проявиться| скрытые недостатки производственного характера, которые|какие| не выявились|проявились| при приеме товара - покупатель должен составить|сложить,сдать| акт о скрытых недостатках.
Основные методы проверки количества и качеств фактически доставленного товара. В практике торговли используются два основных метода: выборочный|избирательный| метод и метод проверки всего поставленного товара (метод сплошной проверки). Обычно количество и качество доставленного товара проверяется методом сплошной| проверки. Выборочный|избирательный| метод применяется к|до| товарам, которые поставляются в таре и упаковке, если существует договоренность сторон о применении выборочного|избирательного| метода проверки и распространения результатов проверки на всю партию товара. В случае применения выборочного|избирательного| метода в контракте устанавливается часть|часть,доля| в процентах от всей партии товара, подлежащей проверке, или определяется минимум подлежащих проверке единиц и способ их отбора.
Кем проводится прием-сдача товара, оговаривается в контракте. Прием может осуществляться: сторонами или их представителями совместно|сообща|; указанной в контракте компетентной организацией в стране экспортера, выдающей|издает| сертификат качества; указанной в контракте незаинтересованной контролирующей организацией, назначенной при согласии сторон.
Если стороны в договоре избрали|обрали| систему принятия в присутствии обеих сторон и если покупатель или продавец не появится, то принятие товара может быть осуществлен в отсутствии стороны, которая не явилась, но с обязательным участием|| третьего незаинтересованного лица, назначенного сторонами. При этом затраты по приему, связанные|повязанные| с участием третьего лица, относятся на счет стороны, которая не явилась.
В контракте купли-продажи может быть сделана оговорка о том, что по соглашению покупателя продавец имеет право доставить товар без приема. Иногда в контракте специально оговаривается, что после приема-сдачи товара и к|до| дате, предусмотренной договором для вывоза этого товара, продавец обязан обеспечить|| сохранность|сохранность| товара.
Одной из особенностей импортных операций является то, что согласно П(С)БУ 9 "Запасы|", утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 20.10.99 г. №246, сумма ввозной пошлины включается в состав первичной стоимости| импортированных товаров. Перечисление нерезиденту предоплаты| за импортируемые товары не приводит к|до| возникновению налоговых обязательств по|касательно| НДС (пп. 7.3.8 Закона Украины "Об НДС." от 03.04.97 г. № 168/97-ВР). Налоговые обязательства возникнут в момент оформления ввозной ВТД|.
Согласно п. 6 П(С)БУ 21, сумма аванса в иностранной валюте|, предоставленная другим лицам|личностям| всчет платежей для приобретения немонетарных| активов|(запасов|припасов|, ОС, нематериальных|нематериальных| активов и т.п.) и получение работ и услуг, при включении к|до| стоимости этих активов (работ, услуг) перерасчет| в валюту отчетности с применением валютного курса на дату уплаты аванса. |Если предприятие перечислило нерезиденту предоплату, то такая задолженность |предварительнуюне перечисляется в связи с изменением|сменой| валютного курса, а полученные впоследствии товары отображаются в учете по курсу, действовавшего на дату перечисления аванса. В дальнейшем эти товары будут фигурировать в учете именно по стоимости, определенной таким образом. Экономическое|экономичное| содержание заключается в том, что предприятие, перечислив аванс поставщику, уже фактически понесло расходы на приобретение товаров. Именно эти расходы имеют ключевое значение, ведь товары обошлись предприятию в сумму перечисленного аванса, и от того, изменился валютный курс на дату поставки или нет, предприятие не может ничего ни потерять, ни приобрести.
Для правильного ведения бухгалтерского| и налогового учета необходимо провести разграничения статей баланса на немонетарные и монетарные. В связи с этим наиболее целесообразным является открытие отдельных субсчетов к|до| счету 371:
- 3711 "Расчеты по выданным|изданными| авансам в национальной валюте";
- 3712 "Расчеты по выданным|изданными| авансам в иностранной валюте".
Сумы, отображенные на субсчете 3712, не будут перечисляться в связи с изменением|сменой| валютного курса.
В учете импортных операций, кроме субсчета 3712, применяются такие:
> 632 "Расчеты с иностранными поставщиками":
- за импортные товары, а также услуги по доставке или переработке их за границей||, предусмотренные контрактом, расчетные и товаросопроводбительные| документы, которые|какие| акцентированы и оплачиваются через|из-за| банк;
- за импортные товары и услуги, расчеты за которые|какие| проводятся на открытом счете путем банковского перевода:
- за импортные товары и услуги, расчеты за которые|какие| осуществляются на условиях коммерческого кредита, предоставленного иностранным поставщиком в соответствии с|соответственно| контрактом;
- за импортные товары и услуга, на которые расчетные документы от иностранных поставщиков не поступили|;
- по гарантийным суммам в расчетах с иностранными поставщиками.
Основными документами для отображения в бухгалтерском учете приобретения импортных товаров и расчетов за них с иностранными поставщиками является счт-фактура |с другими товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями контракта и, которые|какие| подтверждают расходы предприятия за рубежом|за границей|.
При расчете| расходов, связанных|повязанных| с доставкой товаров, которые ввозятся на территорию Украины, следует применять рекомендации письма|письма| ГТСУ| от 08.11.2000|г. № 14/3-4275-ЕП: при подтверждении расходов на доставку|, принимаются такие документы:
- документы с соглашением на доставку, которые|какие| определяют отношение сторон по предоставлению услуг по доставке товаров от места отправления к|до| месту назначения;
- счет-фактура от исполнителя доставки товаров. Если в этом документе четко обозначены обязанности|долгов| исполнителя, наименования сторон, реквизиты товарополучателя, он может быть принятым как договор на доставку.
- Учебное пособие
- Раздел 1. Теоретические основы|основания| внешнеэкономической деятельности
- 1.1. Сущность, виды и субъекты внешнеэкономической деятельности
- 1.2. Правовые аспекты регуляции внешнеэкономической деятельности
- Характеристика понятий, сущности, правовых основ|оснований| таможенно | - тарифной сферы регуляции внешнеэкономической деятельности и ее действия | в Украине.
- 1.3. Предмет, объекты, задачи и особенности организации бухгалтерского учета внешнеэкономической деятельности
- Раздел 2. Внешнеэкономический договор (контракт) как основа|основание| взаимоотношений между контрагентами
- 2.1. Содержание и структура внешнеэкономического договора (контракта)
- Но|да| его значение у урегулюванні| взаимных обязательств
- 2.2. Порядок регистрации внешнеэкономических договоров (контрактов)
- 2.3. Использование|употребление| международных правил "інкотермс|" по внешнеэкономическим договорам (контрактами)
- Раздел 3. Учет операций с иностранной валютой
- 3.1. Понятие о валютных средствах|стоимостях| и операциях с ними
- 3.2. Оценка валютных средств|стоимостей| в текущем учете
- 3.3. Порядок и учет операций с иностранной валютой на счетах в банках
- 3.4. Порядок и учет операций из|с| купли и продажи иностранной валюты
- 3.5. Порядок использования|употребления| наличной иностранной валюты и учет ее| наличия и движения
- 3.6. Порядок и особенности учета операций с инвалютой
- Особенности налогового учета и налогообложения
- Раздел 4. Экспортно-импортные операции как основной вид внешнеэкономической деятельности
- Виды цен и скидок, применяемые в международной торговле
- 4.2. Сущность экспортно-импортных операций и их влияние на организацию учета
- 4.3 Особенности осуществления экспортно-импортных операций
- 4.4. Порядок формирования цен на экспортированные и импортированные товары
- 4.5. Документальное оформление операций по экспорту и импорту товаров (работ, услуг)
- Раздел 5. Учет экспортных операций
- Виды и сущность проведения экспортных операций
- 5.3. Учет экспорта работ (услуг)
- Раздел 6. Учет импортных операций
- Сущность и основные принципы осуществления импортных операций
- 6.3. Учет импорта работ (услуг)
- Раздел 7. Организация и учет бартерных операций
- 7.1. Понятия и виды товарообменных операций
- 7.2. Особенности налогообложения операций по бартерным договорам
- 7.3. Организация учета при обмене схожих и несхожих активов в сфере вэд
- Раздел 8. Организация и учет консигнационных и комиссионных операций
- 8.1. Сущность консигнационных и комиссионных операций
- 8.2. Учет импорта товаров по условиям консигнации (комиссии)
- 8.3. Учет экспорта товаров на условиях консигнации (комиссии)
- Раздел 9. Внешнеэкономические операции с давальческим сырьем
- 9.1. Сущность внешнеэкономических операций
- 9.2. Организация и учет операций с давальческим сырьем иностранного заказчика и вывоз изготовленной из|с| него готовой продукции
- 9.3. Организация и учет операций по вывозу давальческого сырья украинским заказчиком и ввезенной в Украину изготовленной из|с| нее готовой продукции
- Раздел 10. Учет расчетно-кредитных операций в вэд
- 10.2. Порядок осуществления расчетов в иностранной валюте
- 10.3. Характеристика основных форм международных расчетов
- 10.4. Организация синтетического и аналитического учета расчетов
- 10.5. Учет расчетов с участниками по взносам|вкладами| в уставный капитал
- 10.6. Порядок и учет расчетов с государственными учреждениями
- 10.7. Порядок и учет расчетов с подотчетными лицами|личностями| по|с| командировкам за границу
- 10.8. Порядок и учет расчетов с юридическими и физическими лицами
- 10. 9. Порядок признания и учет безнадежной дебиторской задолженности
- 10.10. Порядок кредитования субъектов внешнеэкономической деятельности
- 10.11. Характеристика и учет специальных форм кредитования
- 10.12. Порядок и учет| операций по|с| финансовому лизингу
- Раздел 11. Отчетность субъектов внешнеэкономической деятельности
- 11.1. Финансовая отчетность субъектов внешнеэкономической деятельности
- 11.2. Статистическая и другая формы отчетности