Глоссарий
Аккредитив – (от лат. accredo – доверяю) – 1) вид банковского счета (англ. Letter of credit), по которому осуществляются безналичные расчеты: 2) именная ценная бумага, удостоверяющая право лица, на имя которого она выписана, получить в кредитном учреждении указанную в ней сумму.
Актив (от лат. activus – деятельный, действенный) – часть бухгалтерского баланса, отражающая на определенную дату в денежном выражении средства предприятия, их состав и размещение.
Активно-пассивные счета – счета бухгалтерского учета, имеющие признаки активных счетов и пассивных счетов. В этих счетах сальдо может быть дебетовым и кредитовым (развернутое сальдо). Например, по счету 76 «расчеты с разными дебиторами и кредиторами» дебетовое сальдо показывает сумму дебиторской задолженности и отражается в активе бухгалтерского баланса. Кредитовое сальдо по этому счету показывает сумму кредиторской задолженности и отражается в пассиве баланса.
Активные счета – основные счета бухгалтерского учета, отражающие состояние и движение средств и имущества предприятия.
Акцепт (от лат. acceptus – принятый) – согласие на предложение заключить договор на определенных условиях. При безналичных расчетах означает согласие покупателя на оплату счета поставщика. А. может быть предварительным и последующим. денежных и товарных документов.
Акционерный капитал – основной капитал акционерного общества, размер которого регламентируется Уставом. Образуется за счет выпуска акций.
Акция (от голл. aktie, нем. aktie) – ценная бумага, свидетельствующая о внесении пая в капитал акционерного общества. Акция дает право ее владельцу на получение части прибыли в виде дивиденда. Акции могут быть обыкновенными, привилегированными, именными; предъявительскими, учредительскими.
Амортизация – (от сред. -век. лат. amortisatio – погашение) 1) постепенное снашивание фондов (оборудования, зданий, сооружений) и перенесение их стоимости по частям на вырабатываемую продукцию; 2) уменьшение ценности имущества, облагаемого налогом (на сумму капитализированного налога).
Амортизация обусловлена особенностями участия основных средств в процессе производства. Основные средства участвуют в процессе производства длительный период (не менее одного года). При этом они сохраняют свою натуральную форму, но постепенно снашиваются. Износ основных средств может быть физическим и моральным.
Аналитические счета – счета, в которых детально отражаются объекты бухгалтерского учета.
Аналитический учет – учет, дающий детализированные показатели в денежном, а в необходимых случаях и в натуральном выражении. Детализация показателей устанавливается в зависимости от конкретных условий с целью контроля за выполнением плана и сохранностью собственности предприятия, а также получения сведений для хозяйственного руководства. По данным А. у. Можно следить за состоянием запасов каждого вида товарно-материальных ценностей, осуществлением расчетов с каждым поставщиком, подрядчиком, рабочим и служащим, дебитором и кредитором, подотчетным лицом и т.д.
Аудит, аудиторская деятельность – представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований к экономическим субъектам, а также оказанию иных аудиторских услуг.
Баланс (от фр.balance – весы, лат. bilanx – имеющий две весовые чаши) – равновесие, уравновешивание. Баланс бухгалтерский – важнейшая форма бухгалтерской отчетности (в России – форма №1 «Баланс предприятия», утверждается Минфином РФ для квартальной и годовой отчетности). Он представляет собой систему показателей, сгруппированных в сводную таблицу, характеризующих в денежном выражении состав, размещение, источник и назначение средств на отчетную дату. Состоит из двух частей: левая – актив, правая – пассив: их итоги должны быть равны. Баланс бухгалтерский составляется в масштабе одного предприятия, а также одной отрасли, района, города, народного хозяйства в целом.
Бухгалтерская проводка – оформление корреспонденции счетов. При этом указываются дебетуемый и кредитуемый счета и сумма подлежащей регистрации хозяйственной операции. Б. п. Иногда называются счетными формулами, а также контировками.
Валюта баланса – сумма (итог) бухгалтерского баланса. Эта сумма должна быть одинаковой по активу и пассиву баланса.
Ведомость – учетный регистр. В бухгалтерском учете применяются различные В.: вспомогательные (накопительные), оборотные, сличительные, платежные, расчетно-платежные и др.
Вексель (от нем. wechsel – обмен) – вид ценной бумаги, денежное обязательство. Безусловный и бесспорный долговой документ строго установленной законом формы. Вексель – одно из основных средств оформления кредитно-расчетных отношений.
Взаимозачеты – погашение взаимной задолженности между предприятиями на основании взаимозачетов.
Главная книга – учетный регистр, предназначенный для синтетического учета. Применяется при журнально-ордерной и мемориально-ордерной формах учета. Г. к. предназначена для ведения учета в течение года. В ней открываются все счета синтетического учета, применяемые на данном предприятии.
Двойная запись – способ регистрации хозяйственных операций в счетах бухгалтерского учета. Этот способ состоит в том, что сумма каждой хозяйственной операции записывается в двух счетах – по дебету одного и кредиту другого счета.
Дебет (от лат. debet – он должен) – часть счета бухгалтерского учета. В активных счетах по Д. записывается увеличение, а в пассивных счетах – уменьшение объекта учета. В расчетных счетах по Д. отражается задолженность других предприятий и отдельных лиц данному предприятию (дебиторская задолженность). Дебетовое сальдо бывает в активных и активно-пассивных счетах.
Дебиторская задолженность – задолженность других предприятий (учреждений, организаций) или отдельных лиц по платежам данному предприятию. Эти предприятия или лица называются дебиторами.
Забалансовые счета – счета бухгалтерского учета, сальдо которых не входит в бухгалтерский баланс. Эти счета предназначены для учета товарно-материальных ценностей, временно находящихся у предприятия и принадлежащих другим предприятиям (арендованные средства, материальные ценности, принятые на ответственное хранение или переработку и т.д.).
Измерители в бухгалтерском учете – единицы измерения объектов бухгалтерского учета. Для получения показателей об объектах учета используется три вида измерителей: натуральный, трудовой, денежный.
Калькуляция (от лат. calculatio – счисление) – способ группировки затрат и определения себестоимости приобретенных материальных ценностей, изготовленной продукции и выполненных работ.
Капитальные вложения – затраты, в результате которых происходит увеличение основных средств. Они направляются на строительство зданий и сооружений, приобретение машин, оборудования и инвентаря, выращивание многолетних насаждений и т.д.
Корреспонденция счетов – связь между счетами бухгалтерского учета, обусловленная экономической сущностью хозяйственных операций.
Кредит – часть счета бухгалтерского учета. В активных счетах по К. записывается уменьшение, а в пассивных счетах увеличение объекта учета. Кредитовое сальдо бывает в пассивных и активно-пассивных счетах.
Кредиторская задолженность – суммы задолженности данного предприятия другим предприятиям (учреждениям, организациям) и отдельным лицам. Эти предприятия и лица являются кредиторами.
Оборотные ведомость – способ обобщения данных учетной регистрации в счетах бухгалтерского учета. О. в. составляются в конце месяца на основании данных счетов об остатках (сальдо) на начало и конец месяца и оборотах за месяц, по счетам синтетического и аналитического учета.
Объекты бухгалтерского учета – отдельные элементы хозяйственных средств и источников их образования, отражаемые в счетах бухгалтерского учета. Все О. б. у. должны иметь денежную оценку.
Отчетность – совокупность показателей учета, отраженных в форме определенных таблиц и характеризующих финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия (учреждения, организации) за определенный период.
Пассив (от лат. рassives – недеятельный, противоположный активу) – часть бухгалтерского баланса, в которой показываются источники образования и назначения средств предприятия. П. баланса, также как и актив, состоит из разделов и статей.
Пассивные счета – счета бухгалтерского учета, на которых учитывается источники собственных и заемных (временно привлеченных) средств. В П. с. увеличение источников средств записывается по кредиту, а уменьшение – по дебету. Сальдо может быть кредитовым и показывается в пассиве баланса.
Подотчетные суммы – денежные суммы, выданные авансом
Сальдо – остаток по счету бухгалтерского учета хозяйственных средств или источника их образования.
Синтетический учет – учет дающий обобщенный показатель в денежном выражении.
Субсчет – способ группировки данных аналитического учета. С. называют счетами второго порядка (счетами первого порядка являются счета синтетического учета). Они используются для получения обобщенных показателей в дополнение к данным синтетических счетов. С. имеют не все синтетические счета, а только те, показатели которых необходимо соответствующим образом сгруппировать.
Счета бухгалтерского учета – способ получения показателей по отдельным элементам хозяйственных ресурсов и источникам их образования. В процессах хозяйственной деятельности происходят изменения в составе средств и источниках их образования. Для того чтобы учесть все эти изменения, применяется система С. б. у. Количество и наименование счетов определяются Планом счетов.
Форма бухгалтерского учета – строение учетных регистров и их взаимосвязь, а также последовательность и способы учетной регистрации. Ф. Б. У. постоянно совершенствуются по мере развития техники учета.
Шахматная оборотная ведомость – оборотная ведомость, составляемая по шахматной форме. В отличие от обыкновенной оборотной ведомости она содержит корреспонденцию счетов и является более сложной и громоздкой по строению.
Акция (от голл. aktie, нем. aktie) – ценная бумага, свидетельствующая о внесении пая в капитал акционерного общества. Акция дает право ее владельцу на получение части прибыли в виде дивиденда. Акции могут быть обыкновенными, привилегированными, именными; предъявительскими, учредительскими.
Амортизация – (от сред. -век. лат. amortisatio – погашение) 1) постепенное снашивание фондов (оборудования, зданий, сооружений) и перенесение их стоимости по частям на вырабатываемую продукцию; 2) уменьшение ценности имущества, облагаемого налогом (на сумму капитализированного налога).
Амортизация обусловлена особенностями участия основных средств в процессе производства. Основные средства участвуют в процессе производства длительный период (не менее одного года). При этом они сохраняют свою натуральную форму, но постепенно снашиваются. Износ основных средств может быть физическим и моральным.
Аналитические счета – счета, в которых детально отражаются объекты бухгалтерского учета.
Аналитический учет – учет, дающий детализированные показатели в денежном, а в необходимых случаях и в натуральном выражении. Детализация показателей устанавливается в зависимости от конкретных условий с целью контроля за выполнением плана и сохранностью собственности предприятия, а также получения сведений для хозяйственного руководства. По данным А. у. Можно следить за состоянием запасов каждого вида товарно-материальных ценностей, осуществлением расчетов с каждым поставщиком, подрядчиком, рабочим и служащим, дебитором и кредитором, подотчетным лицом и т.д.
Аудит, аудиторская деятельность – представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований к экономическим субъектам, а также оказанию иных аудиторских услуг.
Баланс (от фр.balance – весы, лат. bilanx – имеющий две весовые чаши) – равновесие, уравновешивание. Баланс бухгалтерский – важнейшая форма бухгалтерской отчетности (в России – форма №1 «Баланс предприятия», утверждается Минфином РФ для квартальной и годовой отчетности). Он представляет собой систему показателей, сгруппированных в сводную таблицу, характеризующих в денежном выражении состав, размещение, источник и назначение средств на отчетную дату. Состоит из двух частей: левая – актив, правая – пассив: их итоги должны быть равны. Баланс бухгалтерский составляется в масштабе одного предприятия, а также одной отрасли, района, города, народного хозяйства в целом.
Бухгалтерская проводка – оформление корреспонденции счетов. При этом указываются дебетуемый и кредитуемый счета и сумма подлежащей регистрации хозяйственной операции. Б. п. Иногда называются счетными формулами, а также контировками.
Валюта баланса – сумма (итог) бухгалтерского баланса. Эта сумма должна быть одинаковой по активу и пассиву баланса.
Ведомость – учетный регистр. В бухгалтерском учете применяются различные В.: вспомогательные (накопительные), оборотные, сличительные, платежные, расчетно-платежные и др.
Вексель (от нем. wechsel – обмен) – вид ценной бумаги, денежное обязательство. Безусловный и бесспорный долговой документ строго установленной законом формы. Вексель – одно из основных средств оформления кредитно-расчетных отношений.
Взаимозачеты – погашение взаимной задолженности между предприятиями на основании взаимозачетов.
Главная книга – учетный регистр, предназначенный для синтетического учета. Применяется при журнально-ордерной и мемориально-ордерной формах учета. Г. к. предназначена для ведения учета в течение года. В ней открываются все счета синтетического учета, применяемые на данном предприятии.
Двойная запись – способ регистрации хозяйственных операций в счетах бухгалтерского учета. Этот способ состоит в том, что сумма каждой хозяйственной операции записывается в двух счетах – по дебету одного и кредиту другого счета.
Дебет (от лат. debet – он должен) – часть счета бухгалтерского учета. В активных счетах по Д. записывается увеличение, а в пассивных счетах – уменьшение объекта учета. В расчетных счетах по Д. отражается задолженность других предприятий и отдельных лиц данному предприятию (дебиторская задолженность). Дебетовое сальдо бывает в активных и активно-пассивных счетах.
Дебиторская задолженность – задолженность других предприятий (учреждений, организаций) или отдельных лиц по платежам данному предприятию. Эти предприятия или лица называются дебиторами.
Забалансовые счета – счета бухгалтерского учета, сальдо которых не входит в бухгалтерский баланс. Эти счета предназначены для учета товарно-материальных ценностей, временно находящихся у предприятия и принадлежащих другим предприятиям (арендованные средства, материальные ценности, принятые на ответственное хранение или переработку и т.д.).
Измерители в бухгалтерском учете – единицы измерения объектов бухгалтерского учета. Для получения показателей об объектах учета используется три вида измерителей: натуральный, трудовой, денежный.
Калькуляция (от лат. calculatio – счисление) – способ группировки затрат и определения себестоимости приобретенных материальных ценностей, изготовленной продукции и выполненных работ.
Капитальные вложения – затраты, в результате которых происходит увеличение основных средств. Они направляются на строительство зданий и сооружений, приобретение машин, оборудования и инвентаря, выращивание многолетних насаждений и т.д.
Корреспонденция счетов – связь между счетами бухгалтерского учета, обусловленная экономической сущностью хозяйственных операций.
Кредит – часть счета бухгалтерского учета. В активных счетах по К. записывается уменьшение, а в пассивных счетах увеличение объекта учета. Кредитовое сальдо бывает в пассивных и активно-пассивных счетах.
Кредиторская задолженность – суммы задолженности данного предприятия другим предприятиям (учреждениям, организациям) и отдельным лицам. Эти предприятия и лица являются кредиторами.
Оборотные ведомость – способ обобщения данных учетной регистрации в счетах бухгалтерского учета. О. в. составляются в конце месяца на основании данных счетов об остатках (сальдо) на начало и конец месяца и оборотах за месяц, по счетам синтетического и аналитического учета.
Объекты бухгалтерского учета – отдельные элементы хозяйственных средств и источников их образования, отражаемые в счетах бухгалтерского учета. Все О. б. у. должны иметь денежную оценку.
Отчетность – совокупность показателей учета, отраженных в форме определенных таблиц и характеризующих финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия (учреждения, организации) за определенный период.
Пассив (от лат. рassives – недеятельный, противоположный активу) – часть бухгалтерского баланса, в которой показываются источники образования и назначения средств предприятия. П. баланса, также как и актив, состоит из разделов и статей.
Пассивные счета – счета бухгалтерского учета, на которых учитывается источники собственных и заемных (временно привлеченных) средств. В П. с. увеличение источников средств записывается по кредиту, а уменьшение – по дебету. Сальдо может быть кредитовым и показывается в пассиве баланса.
Подотчетные суммы – денежные суммы, выданные авансом
Сальдо – остаток по счету бухгалтерского учета хозяйственных средств или источника их образования.
Синтетический учет – учет дающий обобщенный показатель в денежном выражении.
Субсчет – способ группировки данных аналитического учета. С. называют счетами второго порядка (счетами первого порядка являются счета синтетического учета). Они используются для получения обобщенных показателей в дополнение к данным синтетических счетов. С. имеют не все синтетические счета, а только те, показатели которых необходимо соответствующим образом сгруппировать.
Счета бухгалтерского учета – способ получения показателей по отдельным элементам хозяйственных ресурсов и источникам их образования. В процессах хозяйственной деятельности происходят изменения в составе средств и источниках их образования. Для того чтобы учесть все эти изменения, применяется система С. б. у. Количество и наименование счетов определяются Планом счетов.
Форма бухгалтерского учета – строение учетных регистров и их взаимосвязь, а также последовательность и способы учетной регистрации. Ф. Б. У. постоянно совершенствуются по мере развития техники учета.
Шахматная оборотная ведомость – оборотная ведомость, составляемая по шахматной форме. В отличие от обыкновенной оборотной ведомости она содержит корреспонденцию счетов и является более сложной и громоздкой по строению.
- Бархатов в.И., рафикова а.Ф. Бухгалтерский учет Учебное пособие
- Челябинск 2010
- Введение в теорию бухгалтерского учета
- Содержание и функции бухгалтерского учета
- 1.2. Объекты, предмет и метод бухгалтерского учета
- Перечень статей калькуляции
- Отчет о прибылях и убытках
- Расшифровка отдельных прибылей и убытков
- Отчет об изменениях капитала
- II. Резервы
- Справки
- Отчет о движении денежных средств
- Приложение к бухгалтерскому балансу
- Нематериальные активы
- Основные средства
- Доходные вложения в материальные ценности
- Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы
- Расходы на освоение природных ресурсов
- Финансовые вложения
- Дебиторская и кредиторская задолженность
- Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат)
- Обеспечения
- Государственная помощь
- Отчет о целевом использовании полученных средств
- Классификация отчетности
- Бухгалтерская отчетность содержит сведения об имущественных обязательствах и финансовых результатах по стоимостным показателям и составляется на основании данных бухгалтерского учета.
- 2.По периодичности составления различают:
- 4. По уровню специализации на:
- Требования к составлению бухгалтерской отчетности
- Требования к показателям бухгалтерской отчетности
- Формы бухгалтерского учета
- Нормативное регулирование бухгалтерского учета
- Хозяйственные средства и их классификация
- Контрольные вопросы к главе 1:
- 2. Учетная политика предприятий
- 2.1. Понятие учетной политики
- 2.2. Задачи учетной политики
- 2.3. Формирование учетной политики
- Организация учетной политики на педприятии
- Контрольные вопросы к главе 2
- Учет основных средств
- 3.1. Понятие основных средств
- 3.2. Классификация основных средств
- 1. По назначению:
- 3.5. Поступление основных средств
- 3.6. Восстановление основных средств
- 3.7. Выбытие основных средств
- 3.8. Арнда и лизинг
- Законодательное регулирование операций аренды
- Особенности бухгалтерского учета операций аренды основных средств
- Задача 1
- Задача 2
- Задача 3
- Задача 4
- Задача 5
- Задача 6
- Задача 7
- Задача 8
- Задача 9
- Задача 10
- 4. Учет материально – производственных запасов
- 4.1. Понятие материально – производственных запасов
- 4.2. Оценка материально - производственных запасов
- 4.3. Отпуск материально - производственных запасов
- 4.4. Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности
- 4.5. Поступление материалов
- Приобретение материалов за плату
- Учет транспортно-заготовительных расходов (тзр)
- Отражение транспортно-заготовительных расходов на отдельном субсчете счета 10
- Решение
- Учет транспортно-заготовительных расходов на счете 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей"
- Как учесть материалы, на которые отсутствуют расчетные документы поставщика
- Ситуация 1
- Метод фифо
- Метод лифо (налоговый учет)
- Средняя себестоимость
- Продажа материалов
- Передача материалов безвозмездно
- 4.7. Учет неотфактурованных поставок
- Учет резервов под снижение стоимости материальных ценностей
- Типовые проводки
- Пример 1
- Пример 2
- Пример3
- Практические задания
- Задача 2
- Задача 3
- Задача 4
- Задача 5
- Задача 6
- Задача 7
- Задача 8
- Задача 9
- Задача 10
- Контрольные вопросы к главе 4
- 5. Учет денежных средств
- 5.1. Учет кассовых операций Организация обращения наличных денег
- Порядок ведения кассовых операций
- Синтетический учет кассовых операций
- Ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций
- Порядок применения контрольно-кассовой техники
- Инвентаризация кассы
- Типовые бухгалтерские записи по счету 50 «Касса»
- 5.2. Учет денежных средств на расчетных счетах Задачи учета безналичных денежных средств
- Понятие безналичных расчетов
- Формы безналичных расчетов
- Расчеты платежными поручениями
- Типовые бухгалтерские записи по счету 51 «Расчетный счет»
- Задача 1
- Задача 2
- Контрольные вопросы к главе 5
- 6. Учет финансовых вложений
- 6.1. Понятие и виды финансовых вложений
- 6. 2. Учет финансовых вложений в акции и уставные капиталы
- 6.3. Учет финансовых вложений в долговые ценные бумаги
- Задача 1
- Задача 2
- Задача 3
- Задача 4
- Контрольные вопросы к главе 6
- 7. Учет формирования финансовых результвтов
- 7.1. Учет доходов организации
- Учет доходов будущих периодов
- 7.2. Учет расходов будущих периодов
- Пример 1
- Учет расходов на продажу
- Пример 2
- 7.3. Порядок формирования и учета финансового результата
- 7.4. Учет нераспределенной прибыли
- Задача 1
- Задача 2
- Контрольные вопросы.
- Темы семинаров
- Литература
- Глоссарий