Перечень статей калькуляции
№ строки | Наименование статей калькуляции |
01 | Затраты на материалы – всего в том числе: |
02 | Сырье и основные материалы |
03 | Вспомогательные материалы |
04 | Покупные полуфабрикаты |
05 | Возвратные отходы (вычитаются) |
06 | Комплектующие изделия |
07 | Работы и услуги сторонних организаций производственного характера |
08 | Транспортно – заготовительные расходы |
09 | Топливо на технологические цели |
10 | Энергия на технологические цели |
11 | Тара (невозвратная) и упаковка |
12 | Затраты на оплату труда основных производственных рабочих – всего в том числе: |
13 | Основная заработная плата |
14 | Дополнительная заработная плата |
15 | Отчисления на социальные нужды |
16 | Затраты на подготовку и освоение производства – всего в том числе: |
17 | Затраты на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов (пусковые расходы) |
18 | Затраты на подготовку и освоение новых видов продукции и новых технологических процессов |
19 | Затраты на специальную технологическую оснастку |
20 | Специальные затраты |
21 | Общепроизводственные затраты |
22 | Общехозяйственные затраты |
23 | Прочие производственные затраты |
24 | Производственная себестоимость |
25 | Внепроизводственные затраты |
26 | Полная себестоимость |
Счет – это экономическая группировка (в виде таблицы), в которой систематизируется, накапливается текущая информация о состоянии имущества, источников его образования, хозяйственных операциях.
Рис.5. Классификация счетов бухгалтерского учета
Являясь элементом метода бухгалтерского учета, счета имеют важное значение для систематизации и группировки хозяйственных операций по однородным экономическим признакам.
Счета, отражающие состав и размещение средств называются активными, счета, отражающие источники формирования и целевого назначения средств называют пассивными.
В активных счетах все суммы, вызывающие увеличение счета, принято записывать в левой стороне таблицы (дебет), а уменьшающие - в правой (кредит). В пассивных счетах наоборот.
Рис. 6. Строение активного счета
Сальдо на конец периода в активных счетах рассчитывается по следующей формуле:
СК = СНд + Обд – Обк (1)
где:
СК – сальдо конечное;
СНд – Сальдо начальное дебетовое;
Обд – оборот дебетовый;
Обк - оборот кредитовый.
Строение пассивных счетов | |
Счет «Пассивный» | |
Дебет | Кредит |
| Сальдо на начало периода |
Обороты за период (-) | Обороты за период (+) |
| Сальдо на конец периода |
Рис. 7. Строение пассивного счета
Сальдо на конец периода в пассивных счетах рассчитывается по следующей формуле:
СК = СНк + Обк – Обд (2)
где:
СК – сальдо конечное;
СНк – Сальдо начальное кредитовое;
Обк – оборот кредитовый;
Обд - оборот дебетовый.
Активно – пассивные счета, например счет «прибыли и убытки» можно разделить на 2 части: активный счет убытков и пассивный счет прибыли. Этот счет имеет сальдо по дебету и кредиту, такое сальдо называют развернутым.
На активно-пассивных бухгалтерских счетах ведется учет расчетов с различными организациями или отдельными лицами, т. е. учет дебиторской и кредиторской задолженности.
Если предприятие пользуется привлеченными или заемными средствами, то оно имеет кредиторскую задолженность перед другими организациями или отдельными лицами, которые являются кредиторами этого предприятия.
Если предприятию должны другие организации или отдельные лица, то этих должников называют дебиторами, а их задолженность предприятию - дебиторской.
Дебиторы должны предприятию, а кредиторам должно само предприятие. Слово «дебет» образовано от латинского debet, что означает «должен», а «кредит» — от латинского слова credo, что значит — «верю».
Строение активно-пассивного счета | |
Дебет | Кредит |
Сальдо начальное — наличие дебиторской задолженности на начало отчетного периода | Сальдо начальное — наличие кредиторской задолженности на начало отчетного периода |
Оборот по дебету: увеличение дебиторской задолженности; уменьшение кредиторской задолженности | Оборот по кредиту: увеличение кредиторской задолженности; уменьшение дебиторской задолженности |
Сальдо конечное — наличие дебиторской задолженности предприятия на конец отчетного периода (когда ему, предприятию, должны) | Сальдо конечное — наличие кредиторской задолженности предприятию на конец отчетного периода (когда оно, предприятие, должно) |
Рис. 8. Строение активно-пассивного счета
Двойная запись – способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Этот способ заключается в том, что каждая хозяйственная операция записывается в двух счетах бухгалтерского учета в равных суммах.
Пример. Отпущены со склада и израсходованы в основном производстве материалы на сумму 125 000 руб.
Данная операция означает уменьшение материалов на складе и увеличение затрат в основном производстве на ту же сумму. Операция приводит к двойственным изменениям в составе активов и затрагивает два счета: "Материалы" и "Основное производство". Оба эти счета активные, увеличение активов отражается в дебете, а уменьшение в кредите этих счетов.
Отразим операцию на счетах способом двойной записи:
Д-т сч. "Основное производство" 125 000 руб.
К-т сч. "Материалы" 125 000 руб.
Эта же операция на счетах будет записана следующим образом:
Рис. 9. Формирование двойной записи на счетах
Бухгалтерский баланс - способ обобщения и группировки активов хозяйства и источников их образования на определенную дату в денежной оценке. Как элемент метода бухгалтерского учета он характеризуется следующими особенностями.
Активы организации участвуют в хозяйственном обороте непрерывно, изменяя свой состав и форму стоимости. Для руководства хозяйствующим субъектам нужно знать, какими активами располагает, из каких источников они созданы, для какой цели предназначены. На эти вопросы дает ответ бухгалтерский баланс.
Активы хозяйства и источники их образования представлены раздельно: экономические ресурсы - в активе, а источники - в пассиве. Итог актива баланса всегда равен итогу пассива баланса:
АКТИВЫ = ПАССИВЫ
Поскольку пассивы представляют собой капитал и обязательства организации данное равенство можно представить в следующем виде:
АКТИВЫ = КАПИТАЛ + ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
В бухгалтерском балансе активы и пассивы приводятся только в стоимостных показателях.
Каждый элемент актива и пассива баланса называется статьей баланса. Любая статья актива баланса позволяет получить следующую характеристику экономических ресурсов: в чем воплощена данная часть активов, где используются, их величина.
Любая статья пассива баланса позволяет получить следующую характеристику источников образования экономических ресурсов: за счет какого источника данная часть активов создана, для какой цели предназначены, их величина.
Все статьи актива и пассива баланса, исходя из их экономической однородности, сведены в определенные разделы баланса.
Актив баланса содержит два раздела:
I Внеоборотные активы;
II Оборотные активы.
Пассив баланса состоит из трех разделов:
III Капитал и резервы;
IV Долгосрочные обязательства;
V Краткосрочные обязательства.
Разделы в активе баланса расположены по возрастанию ликвидности, а в пассиве - по степени закрепления источников.
Состав разделов баланса и порядок группировки в них статей регламентируются нормативными актами.
В бухгалтерском балансе содержится совокупность моментных показателей, характеризующих активы хозяйства и источники их формирования на определенную дату.
Существует множество видов балансов, которые классифицируются по следующим признакам:
- время составления;
- источник составления;
- объем информации;
- характер деятельности;
- форма собственности;
промежуточный санируемый ликвидационный кооперативных
Рис. 10. Классификация балансов
1. По времени составления балансы подразделяются на вступительные, текущие, санируемые, ликвидационные, разделительные и объединительные, по способам очистки.
Вступительный (организационный) баланс. Составляется только один раз, с него начинается ведение бухгалтерского учета на предприятии. Он определяет сумму ценностей, с которыми организация начинает свою деятельность, и составляется или после регистрации устава предприятия, или после внесения в уставный капитал активов.
Текущие балансы составляются периодически в течение всего времени существования организации. Они подразделяются на начальные (входящие), промежуточные и заключительные (исходящие).
Начальный баланс формируется на начало отчетного года, а заключительный - на конец отчетного года.
Промежуточные балансы составляются за период между началом и концом года. Промежуточные балансы отличаются от заключительных тем, что, во-первых, к последним прилагается большее число отчетных форм, раскрывающих статьи баланса, во-вторых, промежуточные балансы составляются, как правило, только на основании данных текущего учета, тогда как перед составлением заключительного баланса проводится полная
инвентаризация, вследствие чего заключительные балансы более реальны.
Санируемые балансы составляются в тех случаях, когда предприятия приближаются к банкротству. В этих условиях перед предприятием стоит выбор: ликвидироваться путем объявления о банкротстве или договориться с кредиторами об отсрочке платежей. Но кредиторам необходимо узнать, как велик понесенный убыток и есть ли надежда на его покрытие в будущем. Санируемый баланс составляется с помощью аудитора еще до окончания отчетного периода с целью оценки реального состояния дел на предприятии.
Ликвидационные балансы формируются при ликвидации организации. Они отличаются от других главным образом оценкой
своих статей, производимой не по учетной (исторической или восстановительной) стоимости, а по цене возможной реализации каждого актива в отдельности на момент ликвидации. Статьи «Доходы будущих периодов» и «Расходы будущих периодов» в ликвидационном балансе могут отсутствовать. Но могут появиться такие статьи, как стоимость фирмы (гуд вилл, стоимость патента, торговых знаков). С началом ликвидационного периода все собственные средства перечисляются на специально открываемый счет «Ликвидация», на котором в дальнейшем показывается разница в отношении имущественных статей и расходы по ликвидации предприятия.
Разделительные балансы составляются в момент разделения крупного предприятия на несколько более мелких структурных единиц или передачи одной или нескольких структурных единиц другому предприятию, в этом случае баланс называют передаточным.
Объединительный баланс формируют при объединение нескольких предприятий в одно.
По способу очистки могут быть балансы - брутто и балансы - нетто. Баланс - брутто - это баланс, включающий в себя регулирующие статьи.
Баланс - нетто - это баланс, из которого регулирующие статьи исключены.
Исключение из баланса регулирующих статей называют его очисткой. Например, если торговая надбавка, износ основных средств и т. д. показываются в активе со знаком минус, то это означает баланс-нетто, если в пассиве, то речь идет о балансе - брутто.
2. По источникам составления балансы подразделяют на инвентарные, книжные и генеральные.
Инвентарные балансы составляют только на основании инвентаря (описи) средств; они представляют собой сокращенный и упрощенный его вариант. Такие балансы требуются или при возникновении новой организации на существовавшей ранее имущественной основе, или при изменении организационно-правовой формы предприятия.
Книжный баланс составляют только на основании книжных записей (данных текущего учета) без инвентаризации.
Генеральный баланс составляют на основании учетных записей
и данных инвентаризации.
3. По объему информации балансы подразделяются на единичные и сводные.
Единичный баланс отражает деятельность только одной организации.
Сводный баланс получают путем механического сложения сумм, числящихся на статьях нескольких единичных балансов. Разновидностью сводных балансов являются консолидированные балансы.
Консолидированный баланс представляет собой объединение балансов предприятий, юридически самостоятельных, но взаимосвязанных в экономическом и финансовом отношении.
4. По характеру деятельности балансы могут быть основной и неосновной деятельности. Основной называется деятельность, соответствующая профилю предприятия и его уставу. Все прочие виды деятельности — неосновные.
5. По формам собственности различают балансы государственных, кооперативных, коллективных, частных, смешанных и других организаций. Они различаются в основном по источникам образования собственных средств.
Таким образом, бухгалтерский баланс - это способ группировки активов хозяйства по видам и источникам их образования в стоимостном выражении по состоянию на определенную дату, форма которого представлена на рисунке 11.
Приложение
к Приказу
Министерства финансов
Российской Федерации
от 22 июля 2003 г. N 67н
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС
┌─────────┐
на _____________ 200_ г. │ КОДЫ │
├─────────┤
Форма N 1 по ОКУД │ 0710001 │
├──┬───┬──┤
Дата (год, месяц, число) │ │ │ │
├──┴───┴──┤
Организация __________________________________ по ОКПО │ │
├─────────┤
Идентификационный номер налогоплательщика ИНН │ │
├─────────┤
Вид деятельности ____________________________ по ОКВЭД │ │
├────┬────┤
Организационно-правовая форма/форма собственности _____ │ │ │
________________________________________ по ОКОПФ/ОКФС │ │ │
├────┴────┤
Единица измерения: тыс. руб./млн. руб. по ОКЕИ │ 384/385 │
(ненужное зачеркнуть) └─────────┘
Местонахождение (адрес) __________________________________________
__________________________________________________________________
┌───────────┐
Дата утверждения │ │
├───────────┤
Дата отправки (принятия) │ │
└───────────┘
АКТИВ | Код пока- зателя | На начало отчетного года | На конец отчетного периода |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Нематериальные активы | 110 |
|
|
Основные средства | 120 |
|
|
Незавершенное строительство | 130 |
|
|
Доходные вложения в материальные ценности | 135 |
|
|
Долгосрочные финансовые вложения | 140 |
|
|
Отложенные налоговые активы | 145 |
|
|
Прочие внеоборотные активы | 150 |
|
|
ИТОГО по разделу I | 190 |
|
|
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Запасы | 210 |
|
|
в том числе: сырье, материалы и другие аналогичные ценности |
|
|
|
животные на выращивании и откорме |
|
|
|
затраты в незавершенном производстве |
|
|
|
готовая продукция и товары для перепродажи |
|
|
|
товары отгруженные |
|
|
|
расходы будущих периодов |
|
|
|
прочие запасы и затраты |
|
|
|
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям | 220 |
|
|
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) | 230 |
|
|
в том числе покупатели и заказчики |
|
|
|
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) | 240 |
|
|
в том числе покупатели и заказчики |
|
|
|
Краткосрочные финансовые вложения | 250 |
|
|
Денежные средства | 260 |
|
|
Прочие оборотные активы | 270 |
|
|
ИТОГО по разделу II | 290 |
|
|
БАЛАНС | 300 |
|
|
ПАССИВ | Код пока- зателя | На начало отчетного периода | На конец отчетного периода |
1 | 2 | 3 | 4 |
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ Уставный капитал | 410 |
|
|
Собственные акции, выкупленные у акционеров |
| ( ) | ( ) |
Добавочный капитал | 420 |
|
|
Резервный капитал | 430 |
|
|
в том числе: резервы, образованные в соответствии с законодательством |
|
|
|
резервы, образованные в соответствии с учредительными документами |
|
|
|
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) | 470 |
|
|
ИТОГО по разделу III | 490 |
|
|
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Займы и кредиты | 510 |
|
|
Отложенные налоговые обязательства | 515 |
|
|
Прочие долгосрочные обязательства | 520 |
|
|
ИТОГО по разделу IV | 590 |
|
|
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Займы и кредиты | 610 |
|
|
Кредиторская задолженность | 620 |
|
|
в том числе: поставщики и подрядчики |
|
|
|
задолженность перед персоналом организации |
|
|
|
задолженность перед государственными внебюджетными фондами |
|
|
|
задолженность по налогам и сборам |
|
|
|
прочие кредиторы |
|
|
|
Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов | 630 |
|
|
Доходы будущих периодов | 640 |
|
|
Резервы предстоящих расходов | 650 |
|
|
Прочие краткосрочные обязательства | 660 |
|
|
ИТОГО по разделу V | 690 |
|
|
БАЛАНС | 700 |
|
|
СПРАВКА о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах Арендованные основные средства |
|
|
|
в том числе по лизингу |
|
|
|
Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение |
|
|
|
Товары, принятые на комиссию |
|
|
|
Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов |
|
|
|
Обеспечения обязательств и платежей полученные |
|
|
|
Обеспечения обязательств и платежей выданные |
|
|
|
Износ жилищного фонда |
|
|
|
Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов |
|
|
|
Нематериальные активы, полученные в пользование |
|
|
|
|
|
|
|
Руководитель _________ ____________ Главный бухгалтер _________ ____________
(подпись) (расшифровка (подпись) (расшифровка
подписи) подписи)
Рис. 11. Форма бухгалтерского баланса
Бухгалтерская (финансовая отчетность) - это единая система данных о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении составляется на основе данных бухгалтерского учета.
Бухгалтерская финансовая отчетность включает следующие формы:
- Форма №1 «Бухгалтерский баланс»;
- Форма №2 «Отчет о прибылях и убытках»;
- Форма №3«Отчет об изменениях капитала»;
- Форма №4 «Отчет о движении денежных средств»;
- Форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»;
- Форма №6 «Отчет о целевом использовании полученных средств».
Вышеуказанные формы имеют следующий вид:
Приложение
к приказу Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н
(с учетом приказа Госкомстата РФ и Минфина РФ
от 14 ноября 2003 г. № 475/102н)
(в ред. от 18 сентября 2006 г.)
Yandex.RTB R-A-252273-3- Бархатов в.И., рафикова а.Ф. Бухгалтерский учет Учебное пособие
- Челябинск 2010
- Введение в теорию бухгалтерского учета
- Содержание и функции бухгалтерского учета
- 1.2. Объекты, предмет и метод бухгалтерского учета
- Перечень статей калькуляции
- Отчет о прибылях и убытках
- Расшифровка отдельных прибылей и убытков
- Отчет об изменениях капитала
- II. Резервы
- Справки
- Отчет о движении денежных средств
- Приложение к бухгалтерскому балансу
- Нематериальные активы
- Основные средства
- Доходные вложения в материальные ценности
- Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы
- Расходы на освоение природных ресурсов
- Финансовые вложения
- Дебиторская и кредиторская задолженность
- Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат)
- Обеспечения
- Государственная помощь
- Отчет о целевом использовании полученных средств
- Классификация отчетности
- Бухгалтерская отчетность содержит сведения об имущественных обязательствах и финансовых результатах по стоимостным показателям и составляется на основании данных бухгалтерского учета.
- 2.По периодичности составления различают:
- 4. По уровню специализации на:
- Требования к составлению бухгалтерской отчетности
- Требования к показателям бухгалтерской отчетности
- Формы бухгалтерского учета
- Нормативное регулирование бухгалтерского учета
- Хозяйственные средства и их классификация
- Контрольные вопросы к главе 1:
- 2. Учетная политика предприятий
- 2.1. Понятие учетной политики
- 2.2. Задачи учетной политики
- 2.3. Формирование учетной политики
- Организация учетной политики на педприятии
- Контрольные вопросы к главе 2
- Учет основных средств
- 3.1. Понятие основных средств
- 3.2. Классификация основных средств
- 1. По назначению:
- 3.5. Поступление основных средств
- 3.6. Восстановление основных средств
- 3.7. Выбытие основных средств
- 3.8. Арнда и лизинг
- Законодательное регулирование операций аренды
- Особенности бухгалтерского учета операций аренды основных средств
- Задача 1
- Задача 2
- Задача 3
- Задача 4
- Задача 5
- Задача 6
- Задача 7
- Задача 8
- Задача 9
- Задача 10
- 4. Учет материально – производственных запасов
- 4.1. Понятие материально – производственных запасов
- 4.2. Оценка материально - производственных запасов
- 4.3. Отпуск материально - производственных запасов
- 4.4. Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности
- 4.5. Поступление материалов
- Приобретение материалов за плату
- Учет транспортно-заготовительных расходов (тзр)
- Отражение транспортно-заготовительных расходов на отдельном субсчете счета 10
- Решение
- Учет транспортно-заготовительных расходов на счете 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей"
- Как учесть материалы, на которые отсутствуют расчетные документы поставщика
- Ситуация 1
- Метод фифо
- Метод лифо (налоговый учет)
- Средняя себестоимость
- Продажа материалов
- Передача материалов безвозмездно
- 4.7. Учет неотфактурованных поставок
- Учет резервов под снижение стоимости материальных ценностей
- Типовые проводки
- Пример 1
- Пример 2
- Пример3
- Практические задания
- Задача 2
- Задача 3
- Задача 4
- Задача 5
- Задача 6
- Задача 7
- Задача 8
- Задача 9
- Задача 10
- Контрольные вопросы к главе 4
- 5. Учет денежных средств
- 5.1. Учет кассовых операций Организация обращения наличных денег
- Порядок ведения кассовых операций
- Синтетический учет кассовых операций
- Ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций
- Порядок применения контрольно-кассовой техники
- Инвентаризация кассы
- Типовые бухгалтерские записи по счету 50 «Касса»
- 5.2. Учет денежных средств на расчетных счетах Задачи учета безналичных денежных средств
- Понятие безналичных расчетов
- Формы безналичных расчетов
- Расчеты платежными поручениями
- Типовые бухгалтерские записи по счету 51 «Расчетный счет»
- Задача 1
- Задача 2
- Контрольные вопросы к главе 5
- 6. Учет финансовых вложений
- 6.1. Понятие и виды финансовых вложений
- 6. 2. Учет финансовых вложений в акции и уставные капиталы
- 6.3. Учет финансовых вложений в долговые ценные бумаги
- Задача 1
- Задача 2
- Задача 3
- Задача 4
- Контрольные вопросы к главе 6
- 7. Учет формирования финансовых результвтов
- 7.1. Учет доходов организации
- Учет доходов будущих периодов
- 7.2. Учет расходов будущих периодов
- Пример 1
- Учет расходов на продажу
- Пример 2
- 7.3. Порядок формирования и учета финансового результата
- 7.4. Учет нераспределенной прибыли
- Задача 1
- Задача 2
- Контрольные вопросы.
- Темы семинаров
- Литература
- Глоссарий