Понятие безналичных расчетов
Общие положения о безналичных расчетах установлены главой 46 ≪Расчеты≫ Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), согласно которой безналичные расчеты производятся через банки, в которых открыты соответствующие расчетные счета.
Между банком и организацией заключается договор на расчетно-кассовое обслуживание. В соответствии с этим договором банк хранит денежные средства предприятий на расчетных счетах, зачисляет на них поступающие суммы, выполняет распоряжения предприятий о перечислении и выдаче со счетов денежных сумм и о проведении других банковских операций, предусмотренных банковскими правилами и договором. Количество расчетных счетов, которое может открыть коммерческая организация, законодательством не ограничено.
Для открытия расчетного счета в банк представляются следующие документы:
1. Заявление об открытии счета (бланк заявления можно получить непосредственно в банке);
2. Нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации организации;
3. Копию свидетельства о постановке организации на учет в налоговой инспекции;
4. Нотариально заверенную карточку с образцами подписей руководителя (первая подпись), главного бухгалтера (вторая подпись) и оттиском печати организации;
5. Копию справки Госкомстата России о присвоении организации статистических кодов.
Банк может потребовать и некоторые другие документы (например, копии приказов о назначении руководителя и главного бухгалтера фирмы).
В соответствии со статьей 854 ГК РФ списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а так же в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.
При недостаточности денежных средств на счете предприятия предъявленные к оплате платежные документы банк помещает в картотеку 2. Документы, помещенные в картотеку 2, банк оплачивает по мере поступления средств на расчетный счет предприятия в последовательности, определенной Гражданским кодексом статьей 855 ГК РФ:
1. По исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета, для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
2. По исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;
3. По платежным документам, предусматривающим платежи в бюджеты всех уровней и в бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору;
4. По исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
5. По другим платежным документам в порядке календарной очередности. Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.
Порядок совершения и оформления операций по расчетному счету регулируется Центральным банком РФ. Основным документом, регулирующим данные операции, является Положение ЦБ РФ ≪О безналичных расчетах в Российской Федерации≫ № 2-П.
Банки осуществляют операции по расчетным счетам на основании расчетных документов.
Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или, в установленных случаях, электронного платежного документа:
1. Распоряжение плательщика (клиента или кредитной организации) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;
2. Распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).
При осуществлении безналичных расчетов используются следующие виды расчетных документов:
- платежные поручения;
- аккредитивы;
- чеки;
- платежные требования;
- инкассовые поручения.
Расчетные документы на бумажных носителях выполняют на принтерах шрифтом черного цвета. Подписи на них проставляют ручкой с пастой или чернилами черного или синего цвета. Оттиск печати и оттиск штампа банка, проставляемые на расчетных документах, должны быть черного, синего или фиолетового цветов.
Положением установлен перечень обязательных реквизитов и правила выполнения расчетных документов.
В случаях их не соблюдения расчетные документы приему банком не подлежат.
Расчетные документы предъявляются в кредитную организацию в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов. Как правило, это количество составляет три-четыре экземпляра. Все экземпляры расчетного документа должны быть заполнены идентично. Второй и последующие экземпляры расчетных документов могут быть изготовлены с использованием копировальной бумаги, множительной техники или ЭВМ.
Расчетные документы принимаются банками к исполнению независимо от их суммы при наличии на первом экземпляре двух подписей (первой и второй) лиц, имеющих право подписывать расчетные документы, и оттиска печати.
Расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающую кредитную организацию в течение 10 календарных дней, не считая дня их выписки.
Плательщики вправе отозвать свои платежные поручения, а получатели средств (взыскатели) платежные требования и инкассовые поручения, помещенные в картотеку 2.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Бархатов в.И., рафикова а.Ф. Бухгалтерский учет Учебное пособие
- Челябинск 2010
- Введение в теорию бухгалтерского учета
- Содержание и функции бухгалтерского учета
- 1.2. Объекты, предмет и метод бухгалтерского учета
- Перечень статей калькуляции
- Отчет о прибылях и убытках
- Расшифровка отдельных прибылей и убытков
- Отчет об изменениях капитала
- II. Резервы
- Справки
- Отчет о движении денежных средств
- Приложение к бухгалтерскому балансу
- Нематериальные активы
- Основные средства
- Доходные вложения в материальные ценности
- Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы
- Расходы на освоение природных ресурсов
- Финансовые вложения
- Дебиторская и кредиторская задолженность
- Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат)
- Обеспечения
- Государственная помощь
- Отчет о целевом использовании полученных средств
- Классификация отчетности
- Бухгалтерская отчетность содержит сведения об имущественных обязательствах и финансовых результатах по стоимостным показателям и составляется на основании данных бухгалтерского учета.
- 2.По периодичности составления различают:
- 4. По уровню специализации на:
- Требования к составлению бухгалтерской отчетности
- Требования к показателям бухгалтерской отчетности
- Формы бухгалтерского учета
- Нормативное регулирование бухгалтерского учета
- Хозяйственные средства и их классификация
- Контрольные вопросы к главе 1:
- 2. Учетная политика предприятий
- 2.1. Понятие учетной политики
- 2.2. Задачи учетной политики
- 2.3. Формирование учетной политики
- Организация учетной политики на педприятии
- Контрольные вопросы к главе 2
- Учет основных средств
- 3.1. Понятие основных средств
- 3.2. Классификация основных средств
- 1. По назначению:
- 3.5. Поступление основных средств
- 3.6. Восстановление основных средств
- 3.7. Выбытие основных средств
- 3.8. Арнда и лизинг
- Законодательное регулирование операций аренды
- Особенности бухгалтерского учета операций аренды основных средств
- Задача 1
- Задача 2
- Задача 3
- Задача 4
- Задача 5
- Задача 6
- Задача 7
- Задача 8
- Задача 9
- Задача 10
- 4. Учет материально – производственных запасов
- 4.1. Понятие материально – производственных запасов
- 4.2. Оценка материально - производственных запасов
- 4.3. Отпуск материально - производственных запасов
- 4.4. Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности
- 4.5. Поступление материалов
- Приобретение материалов за плату
- Учет транспортно-заготовительных расходов (тзр)
- Отражение транспортно-заготовительных расходов на отдельном субсчете счета 10
- Решение
- Учет транспортно-заготовительных расходов на счете 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей"
- Как учесть материалы, на которые отсутствуют расчетные документы поставщика
- Ситуация 1
- Метод фифо
- Метод лифо (налоговый учет)
- Средняя себестоимость
- Продажа материалов
- Передача материалов безвозмездно
- 4.7. Учет неотфактурованных поставок
- Учет резервов под снижение стоимости материальных ценностей
- Типовые проводки
- Пример 1
- Пример 2
- Пример3
- Практические задания
- Задача 2
- Задача 3
- Задача 4
- Задача 5
- Задача 6
- Задача 7
- Задача 8
- Задача 9
- Задача 10
- Контрольные вопросы к главе 4
- 5. Учет денежных средств
- 5.1. Учет кассовых операций Организация обращения наличных денег
- Порядок ведения кассовых операций
- Синтетический учет кассовых операций
- Ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций
- Порядок применения контрольно-кассовой техники
- Инвентаризация кассы
- Типовые бухгалтерские записи по счету 50 «Касса»
- 5.2. Учет денежных средств на расчетных счетах Задачи учета безналичных денежных средств
- Понятие безналичных расчетов
- Формы безналичных расчетов
- Расчеты платежными поручениями
- Типовые бухгалтерские записи по счету 51 «Расчетный счет»
- Задача 1
- Задача 2
- Контрольные вопросы к главе 5
- 6. Учет финансовых вложений
- 6.1. Понятие и виды финансовых вложений
- 6. 2. Учет финансовых вложений в акции и уставные капиталы
- 6.3. Учет финансовых вложений в долговые ценные бумаги
- Задача 1
- Задача 2
- Задача 3
- Задача 4
- Контрольные вопросы к главе 6
- 7. Учет формирования финансовых результвтов
- 7.1. Учет доходов организации
- Учет доходов будущих периодов
- 7.2. Учет расходов будущих периодов
- Пример 1
- Учет расходов на продажу
- Пример 2
- 7.3. Порядок формирования и учета финансового результата
- 7.4. Учет нераспределенной прибыли
- Задача 1
- Задача 2
- Контрольные вопросы.
- Темы семинаров
- Литература
- Глоссарий