Организация использования документов
Системы управления документами должны обеспечивать своевременный и эффективный поиск и доступ к документам, необходимым для осуществления деловой деятельности и отчетности.
Системы управления документами должны иметь и применять средства контроля доступа, чтобы обеспечивать сохранность документов. Они должны обеспечивать создание и поддержку протокола контроля системных процессов или другие методы, позволяющие эффективно защищать документы от несанкционированного использования, изменения или уничтожения.
Хранение документов должно осуществляться для:
a) соответствия текущим и будущим потребностям деловой деятельности посредством:
1) сохранения информации о прошлых и настоящих решениях и видах деятельности (как части корпоративной памяти) в целях информационного обеспечения решений и деятельности в настоящем и будущем;
2) сохранения доказательств прошлой и настоящей деятельности для соблюдения обязательств отчетности;
3) своевременного санкционированного и систематического уничтожения документов, которые больше не используются;
4) сохранения контекста документа для того, чтобы будущие пользователи могли считать документы аутентичными и достоверными даже в тех случаях, когда системы управления документами, в которых они хранились, прекратили свое существование или подверглись существенным изменениям;
b) соответствия правовым нормам путем документирования, разъяснения и применения требований нормативной среды в сфере управления документами в конкретном направлении деловой деятельности;
c) соответствия текущим и будущим потребностям внутренних и внешних заинтересованных лиц посредством:
1) идентификации законных интересов, которые заинтересованные лица могут иметь в отношении сохранности документов в течение более длительного срока, чем это необходимо самой организации. В состав заинтересованных лиц могут входить деловые партнеры, клиенты и другие лица, на которых влияют решения и действия данной организации, а также те, кому организация должна предоставлять доступ к своим документам в целях отчетности (аудиторы, органы власти и управления, органы следствия, архивные органы или исследователи);
2) установления и оценки правовых, финансовых, политических, социальных или других позитивных результатов от сохранения документов для служения интересам исследователей и общества в целом;
3) соблюдения требований соответствующего архивного органа в рамках действующего законодательства.
К документам длительного или постоянного срока хранения обычно относят документы, которые:
- содержат сведения о политике и действиях организации;
- содержат сведения о взаимодействии организации с обслуживаемыми ею клиентами;
- документально фиксируют права и обязанности отдельных лиц и организаций;
- используют для создания "памяти" об организации в научных, культурных или исторических целях;
- содержат сведения о деятельности, представляющей интерес для внутренних и внешних заинтересованных лиц.
Использование документов - применение информации документов в культурных, научных, политических, экономических целях и для обеспечения законных прав и интересов граждан.
Пользователь документами - государственный орган, орган местного самоуправления либо юридическое или физическое лицо, обращающиеся на законных основаниях к архивным документам для получения и использования необходимой информации.
Организация пользования документами - деятельность учреждений по предоставлению государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим или физическим лицам документов для их прочтения, просмотра или прослушивания
Основными формами использования документов являются:
1. Информирование руководства и структурных подразделений организации, а также других организаций о наличии тех или иных документов и их содержании.
Информирование и исполнение запросов руководителей организации и структурных подразделений, а также других организаций осуществляется по определенной тематике по запросу или в инициативном порядке в форме информационного письма или справки о наличии в структурном подразделении (архиве) соответствующих документов. Информирование руководителей организации может производиться в форме перечня заголовков дел или документов по определенной тематике или по видам с указанием дат документов и поисковых данных. В необходимых случаях даются аннотации.
Перечень, письмо, справка, направляемые внутри организации, подписываются руководителем соответствующего структурного подразделения; при выполнении запроса другой организации письмо, справка, перечень, тематическая подборка копий документов подписываются руководителем соответствующего структурного подразделения и направляются с сопроводительным письмом за подписью руководителя организации.
2. Исполнение запросов граждан и организаций социально-правового характера.
Информация социально-правового характера по запросам граждан и организаций выдается в форме справки, копии и выписки.
Справка - документ, содержащий информацию о предмете запроса, с указанием поисковых данных документов, на основании которых она составлена.
Копия - документ, воспроизводящий текст или изображение документа, с указанием его поисковых данных.
Выписка - документ, дословно воспроизводящий часть текста документа, относящуюся к определенному вопросу, факту или лицу, с указанием поисковых данных документа.
Справки, выписки и копии выдаются на основании письменного запроса пользователя, который должен содержать наименование (и адрес при пересылке) организации (архива), которой они адресованы; изложение существа запроса; фамилию, имя и отчество обращающегося; его адрес, контактные телефоны; дату и личную подпись. Срок исполнения запросов социально-правового характера граждан и организаций не должен превышать 30 дней со дня регистрации обращения. При сложных запросах срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней с обязательным уведомлением об этом заявителя. Срок исполнения запросов с использованием только научно-справочного аппарата организации (архива) - не более 15 дней с момента регистрации обращения.
3. Использование документов в средствах массовой информации.
Совместно со средствами массовой информации организация (архив) определяет тематику, объем и сроки подготовки материалов; тематика и сроки утверждаются руководителем организации. В экземплярах статей и других материалов, подготовленных для средств массовой информации, остающихся в организации, указываются поисковые данные использованных документов, а также дата и место публикации.
Организации может самостоятельно или совместно с другими организациями проводить работу по подготовке документальных публикаций. Наиболее распространенной формой этой работы является подготовка журнальных и газетных публикаций документов. В отдельных случаях могут издаваться сборники документов.
4. Выдача документов во временное пользование.
Дела выдаются во временное пользование структурным подразделениям организации на срок, не превышающий 30 дней. Срок может быть продлен после ознакомления с сохранностью дел, но не более чем на 30 дней.
Выдача дел во временное пользование другим организациям по их письменному запросу оформляется актом. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых передается получателю, а другой остается в организации. Акт подписывается руководителями организации, передающей документы, и организации-получателя; подписки скрепляются гербовыми печатями организаций. Дела выдаются на срок не более трех месяцев.
При выдаче дел во временное пользование каждое дело заносится в книгу выдачи дел из хранилища,а на место выдаваемого дела помещается отдельная для каждого делакарта-заместитель. Карты-заместители хранятся в архиве до минования надобности. Состояние возвращаемых в архив дел должно быть проверено в присутствии лица, возвращающего дело. Каждое выдаваемое из хранилища для временного использования дело должно иметь лист использования дела.
Учет использования дел и документов ведется в книге выдачи дел и журнале регистрации выданных копий, выписок, справок, технических материалов.
- Федеральное агентство железнодорожного транспорта
- Предмет и задачи дисциплины Цели и задачи дисциплины
- Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
- Тематический план и содержание учебной дисциплины 080114
- Понятие документационного обеспечения управления
- Нормативно-правовая база документационного обеспечения управления
- Документ, его виды, свойства и функции Документ, его характеристики, свойства и признаки
- Функции документа
- Классификация документов
- Документирование управленческой деятельности Оформление реквизитов документов Правила оформления реквизитов организационно-распорядительных документов
- Главному редактору Издательского дома "Медиадом" н.В. Семиной
- Утверждаю
- Генеральный директор
- Ао "Электронные технологии"
- _____________ Л.В. Кузнецов
- Приложение № 2 к приказу Минздрава России
- Лист согласования проекта приказа Генерального директора "Об утверждении плана развития предприятия на 2014-2017 гг."
- Оформление бланков документов Бланк документа, виды бланков
- Оформление бланков документов
- Примеры оформления бланков документов
- Системы документационного обеспечения управления Унифицированная система орд Классификация организационно-распорядительной документации
- Организационно-правовая документация Понятие и виды организационно-правовых документов
- Документы, устанавливающие правовые основы деятельности организации
- Документы, определяющие структуру организации
- Документы, устанавливающие правовые основы деятельности структурных единиц организации
- Документы, устанавливающие правовые основы взаимоотношений организаций
- 1. Коммерческий и трудовой.
- 2. Основной и предварительный.
- 8. Односторонние и взаимные.
- 9. Публичный и непубличный.
- 10. Взаимосогласованные договоры и договоры присоединения
- Документы, устанавливающие правила выполнения определенных операций
- Распорядительная документация Понятие распорядительного документа
- Распорядительные документы, издаваемые в условиях единоличного принятия решения
- Распорядительные документы, издаваемые в условиях коллегиального принятия решения
- Оформление распорядительных документов
- Информационно-справочная документация Понятие и виды справочно-информационных документов
- 1) Справочно-информационные документы
- 2) Справочно-аналитические документы
- Документы деловой переписки
- Протоколы
- Служебные записки
- Справки
- Документация по трудовым отношениям и кадрам Трудовые отношения
- Порядок оформления приема на работу
- 1. Подбор потенциальных работников
- 2. Заключение трудового договора, оформление заявления о приеме на работу.
- 3. Оформление приказа (распоряжения) о приеме на работу.
- 4. На основании приказа (распоряжения) о приеме на работу оформляется:
- Порядок оформления увольнения
- 3. На основании приказа (распоряжения) об увольнении оформляется:
- Оформление документов по личному составу
- Оформление доверенностей, расписок
- Оформление трудовых книжек
- Личное дело
- Копии документов и правила их оформления Копия документа, виды копий
- Оформление копий документов
- Технологии и принципы организации работы с документами Организация работы с документами: понятие, основные принципы
- Организация документооборота
- Оперативное хранение документов
- 1. Пересистематизация документов в деле.
- 2. Нумерация листов дела.
- 3. Составление в необходимых случаях внутренней описи документов дела.
- 4. Составление заверительной надписи дела.
- 5. Внесение необходимых уточнений в реквизиты обложки дела.
- 6. Подшивка или переплет дела.
- Организация использования документов
- Автоматизация процессов обработки документов Компьютеризация документационного обеспечения управления
- Этапы автоматизации делопроизводства
- Электронное документирование
- Электронный документооборот
- Электронный архив организации