logo search
Аудит / КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНО

1. В абзаце 1 п. 1 комментируемой статьи установлено, что аудиторская деятельность осуществляется в соответствии:

с комментируемым Законом;

с иными принятыми в соответствии с ним федеральными законами, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности.

В комментарии к преамбуле уже говорилось о необходимости после вступления в силу комментируемого Закона принять федеральный закон "О страховании гражданской ответственности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов". Однако к настоящему моменту не только не принят такой закон, но и не рассматривается соответствующий законопроект.

Согласно абз. 2 п. 1 комментируемой статьи нормы законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности могут содержаться и в других федеральных законах, нежели комментируемый Закон и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы. В этом случае такие нормы должны соответствовать комментируемому Закону.

В абзаце 3 п. 1 комментируемой статьи назван Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" <*> как исключение из правила, установленного в абз. 2 п. 1 комментируемой статьи. Но это исключение касается только особенностей правового положения аудиторских организаций, осуществляющих аудиторские проверки сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4870; 1997. N 10. Ст. 1120; 1999. N 8. Ст. 973; 2002. N 12. Ст. 1093; 2003. N 2. Ст. 160, 167; N 24. Ст. 2248.

Статья 31 указанного Закона содержит следующие положения об аудиторских союзах:

аудиторский союз - союз сельскохозяйственных кооперативов, осуществляющий на основании полученной в установленном законом порядке лицензии аудиторскую проверку входящих в его состав кооперативов и (или) союзов кооперативов и оказание им сопутствующих аудиту услуг (п. 1);

аудиторские проверки кооперативов и союзов кооперативов осуществляются аудиторскими союзами, в состав которых входят указанные кооперативы и союзы кооперативов. Аудиторские союзы создаются в порядке, определенном ст. 5 названного Закона (п. 2);

аудиторские проверки кооперативов и союзов кооперативов могут осуществляться в порядке, определенном законом, иными аудиторами и аудиторскими организациями по поручению органа дознания, следователя при наличии санкции прокурора, прокурора, суда и арбитражного суда (п. 3);

кооператив, союз кооперативов (за исключением аудиторского союза, имеющего статус российского аудиторского союза) в обязательном порядке входят в один из аудиторских союзов по их выбору. В противном случае кооператив, союз кооперативов подлежат ликвидации по решению суда, по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию кооператива, или уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, или прокурора (п. 4);

аудиторские проверки осуществляются аудиторами, являющимися работниками аудиторского союза, или лицами, привлекаемыми аудиторским союзом к работе на основании гражданско-правовых договоров. Число аудиторов, состоящих в штате аудиторского союза, должно быть не меньше, чем установлено законодательством для аудиторских организаций (п. 5);

правоспособность аудиторского союза возникает с момента его государственной регистрации (п. 6);

аудиторский союз в соответствии с его учредительными документами может осуществлять координацию деятельности входящих в него кооперативов и союзов кооперативов, представлять и защищать их имущественные интересы (п. 7);

вышедшие из аудиторского союза кооператив, союз кооперативов обязаны в срок не более чем 30 дней оформить свое членство в другом аудиторском союзе (п. 8);

аудиторский союз, в состав которого входят представляющие не менее чем 50% субъектов Российской Федерации кооперативы и (или) союзы кооперативов и который получил в установленном порядке разрешение на использование в своем наименовании слова "российский", имеет статус российского аудиторского союза (п. 9);

членами аудиторского союза с правом совещательного голоса могут быть иные аудиторские организации, обслуживающие организации агропромышленного комплекса. Порядок внесения членских взносов, права и обязанности таких членов устанавливаются учредительными документами аудиторского союза (п. 10).

2. Пунктом 2 комментируемой статьи установлено, что отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, могут регулироваться также указами Президента РФ. Там же установлено, что такие указы Президента РФ не должны противоречить комментируемому Закону и иным федеральным законам.

Издание Президентом РФ указов, как и распоряжений, предусмотрено ч. 1 ст. 90 Конституции РФ. Согласно ч. 2 ст. 90 Конституции РФ указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Нормативными правовыми актами являются только те указы Президента РФ, которые имеют нормативный характер.

Следует отметить, что в настоящее время действующих указов Президента РФ, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, практически нет. Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации", которым были утверждены Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, в соответствии с Указом Президента РФ от 13 декабря 2001 г. N 1459 <*> признан утратившим силу.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4874.

3. Пункт 3 комментируемой статьи предоставляет Правительству РФ право принимать постановления, содержащие нормы законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности. Принимать такие постановления Правительство РФ вправе на основании и во исполнение комментируемого Закона и иных федеральных законов, указов Президента РФ.

Согласно ч. 1 ст. 115 Конституции РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Частью 2 ст. 115 Конституции РФ установлено, что постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Статьей 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (в ред. Федерального конституционного закона от 31 декабря 1997 г. N 3-ФКЗ) <*> установлено, что акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712; 1998. N 1. Ст. 1.

Согласно ст. 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" порядок принятия актов Правительства РФ устанавливается Правительством РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ. Но до настоящего времени Правительство РФ соответствующего нормативного правового акта не издало. Акты Правительства РФ могут быть обжалованы в суд.

Издание Правительством РФ постановлений, содержащих нормы законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности, предусмотрено следующими положениями комментируемого Закона:

согласно п. 2 ст. 7 Закона Правительством РФ, если иное не установлено федеральным законом, утверждается порядок проведения конкурса по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25% (см. комментарий к ст. 7 Закона);

в соответствии с п. 4 ст. 9 Закона Правительством РФ утверждаются федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (см. комментарий к ст. 9 Закона);

согласно п. 1 ст. 18 Закона Правительство РФ определяет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, и утверждает положение о нем (см. комментарий к ст. 18 Закона);

в соответствии с п. 2 ст. 22 Закона Правительство РФ определяет порядок обмена квалификационных аттестатов аудитора, выданных в установленном порядке до вступления в силу комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 22 Закона).

В силу п. 4 ст. 22 Закона до вступления в силу главы Налогового кодекса РФ, регулирующей порядок взимания государственной пошлины, действует установленный Правительством РФ порядок взимания платы за проведение аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и платы за выдачу дубликата квалификационного аттестата аудитора (см. комментарий к ст. 22 Закона).

4. В пункте 4 комментируемой статьи говорится о том, что в случае противоречия указа Президента РФ или постановления Правительства РФ комментируемому Закону или иному федеральному закону применяется комментируемый Закон или соответствующий федеральный закон.

Положение п. 4 комментируемой статьи основано на следующих конституционных положениях:

Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 Конституции РФ);

указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ);

постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ (ч. 3 ст. 115 Конституции РФ).

Статья 3. Аудитор

Комментарий к статье 3

1. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает два признака, одновременное наличие которых характеризует физическое лицо как аудитора:

соответствие квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом;

наличие квалификационного аттестата аудитора.

Законодательный порядок аттестации на право осуществления аудиторской деятельности установлен в ст. 15 комментируемого Закона.

Квалификационный аттестат аудитора, как установлено в п. 1 ст. 15 комментируемого Закона, выдается лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, т.е. прошедшим аттестацию на право осуществления аудиторской деятельности - проверку квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия (см. комментарий к ст. 15 Закона).

Обязательными требованиями к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора согласно п. 2 ст. 15 комментируемого Закона являются:

наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельства об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании;

наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет.

Дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора, а также порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом (см. комментарий к ст. 15 Закона).

Единые требования к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации в соответствии с п. 1 ст. 9 комментируемого Закона устанавливаются правилами (стандартами) аудиторской деятельности (см. комментарий к ст. 9 Закона).