Гражданско-правовая ответственность
В статье 12 ГК РФ установлено, что защита гражданских прав осуществляется путем:
признания права;
восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
самозащиты права;
присуждения к исполнению обязанности в натуре;
возмещения убытков;
взыскания неустойки;
компенсации морального вреда;
прекращения или изменения правоотношения;
неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ.
Согласно ст. 14 ГК РФ допускается самозащита гражданских прав. Там же установлено, что способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.
В соответствии с п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Как определено в п. 2 ст. 15 ГК РФ, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Там же указано, что в случае, если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 13 комментируемого Закона при проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушение договора (см. комментарий к ст. 13 Закона).
Статья 22. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
Комментарий к статье 22
1. Согласно ст. 4 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (в ред. ФЗ от 22 октября 1999 г. N 185-ФЗ <*>) официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или Собрании законодательства Российской Федерации.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1994. N 8. Ст. 801; 1999. N 43. Ст. 5124.
Текст комментируемого Закона опубликован:
в "Российской газете" - N 151 - 152 от 9 августа 2001 г.;
в Собрании законодательства Российской Федерации - выпуск N 33 (ч. 1) от 13 августа 2001 г., ст. 3422;
в "Парламентской газете" - N 152 - 153 от 14 августа 2001 г.
Соответственно днем официального опубликования комментируемого Закона является 9 августа 2001 г., а днем вступления его в силу (за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу) - 9 сентября 2001 г.
9 сентября 2002 г., т.е. по истечении одного года со дня вступления в силу комментируемого Закона, вступили в силу его:
статья 9. Правила (стандарты) аудиторской деятельности;
статья 14. Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;
абзац 7 п. 2 ст. 18 - определение объема и разработка порядка представления уполномоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов как одна из основных функций уполномоченного федерального органа.
9 сентября 2003 г., т.е. по истечении двух лет со дня вступления в силу комментируемого Закона, вступило в силу положение п. 5 ст. 4 Закона, устанавливающее, что в штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 4 Закона), Минфин России в письме от 14 июля 2003 г. N 28-05-01/1439/АП "О лицензировании аудиторской деятельности" напоминал аудиторским организациям (лицензиатам), имеющим действующие лицензии на осуществление аудиторской деятельности, включая лицензии по всем видам аудита (в том числе лицензии на осуществление аудита кредитных организаций, выданные Банком России), о необходимости неукоснительного выполнения в указанный срок лицензионных требований.
2. Как установлено в п. 2 комментируемой статьи, квалификационные аттестаты аудитора, выданные в установленном порядке до вступления в силу комментируемого Закона, т.е. до 9 сентября 2001 г., сохраняют свое действие до окончания срока, предусмотренного в этих квалификационных аттестатах.
В пункте 2 комментируемой статьи также установлено, что по истечении срока действия квалификационных аттестатов, выданных до вступления в силу Закона, они могут быть обменены (без проведения повторной аттестации) на аттестаты, предусмотренные комментируемым Законом, в порядке, определяемом Правительством РФ.
Как уже упоминалось, Правила обмена квалификационных аттестатов аудитора, выданных в установленном порядке до вступления в силу Федерального закона "Об аудиторской деятельности", на аттестаты, предусмотренные указанным Федеральным законом, утверждены Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации" (см. комментарий к ст. 15 Закона).
3. В пункте 3 комментируемой статьи установлено, что лицензии на осуществление аудиторской деятельности, выданные в установленном порядке до вступления в силу комментируемого Закона, сохраняют свое действие до окончания предусмотренного в них срока.
Там же установлено, что по истечении указанного срока новые лицензии могут быть выданы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о лицензировании.
О порядке выдачи лицензий на осуществление аудиторской деятельности см. комментарий к ст. 17 Закона.
4. В пункте 4 комментируемой статьи установлено, что до вступления в силу главы Налогового кодекса РФ, регулирующей порядок взимания государственной пошлины, применяется действовавший на 1 августа 2001 г. порядок взимания платы за проведение аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и платы за выдачу дубликата квалификационного аттестата аудитора.
К настоящему времени соответствующая глава НК РФ, регулирующая порядок взимания государственной пошлины, не принята. Соответственно еще действуют:
пункт 4 Постановления Правительства РФ от 6 мая 1994 г. N 482 "Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации" <*>, согласно которому плата за проведение аттестации на право осуществления аудиторской деятельности установлена в 20-кратном размере установленной законодательством Российской Федерации минимальной оплаты труда (на дату подачи заявления);
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1994. N 4. Ст. 365.
пункт 20 Порядка проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 482, согласно которому взамен утерянного (утраченного) квалификационного аттестата, срок действия которого не истек, по заявлению аудитора может быть выдан дубликат; за выдачу дубликата взимается плата в размере 50% за проведение аттестации.
5. Пунктом 5 комментируемой статьи аудиторским организациям предписывалось в течение трех месяцев со дня вступления в силу комментируемого Закона привести свои учредительные документы и кадровый состав в соответствие с требованиями, установленными ст. 4 комментируемого Закона.
Это означает, что в срок до 9 декабря 2001 г. аудиторские организации были обязаны изменить свой кадровый состав в случае, если граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, составляли менее 50% их кадрового состава либо менее 75% при условии, что руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин (см. комментарий к ст. 4 Закона).
Как говорилось выше, требование п. 5 ст. 4 Закона о том, что в штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов, действует с 9 сентября 2003 г.
6. В соответствии с п. 6 комментируемой статьи Президенту РФ предложено и Правительству РФ поручалось в течение трех месяцев со дня вступления в силу комментируемого Закона, т.е. до 9 декабря 2001 г., привести свои нормативные правовые акты в соответствие с комментируемым Законом.
Следует отметить, что вне зависимости от того, принято ли Президентом РФ предложение либо выполнено Правительством РФ поручение, их нормативные правовые акты, противоречащие комментируемому Закону, применению не подлежат.
О нормативных правовых актах Президента РФ и Правительства РФ см. комментарий к ст. 2 Закона.
- 7 Августа 2001 года n 119-фз
- Российская федерация федеральный закон об аудиторской деятельности
- 2. В пункте 2 комментируемой статьи закреплено, что аудит осуществляется в соответствии с:
- 3. Согласно п. 3 комментируемой статьи целью аудита является выражение мнения:
- Объем аудита
- Разумная уверенность
- Создание инфраструктуры применения мсфо
- Усиление контроля качества бухгалтерской отчетности
- 2004 - 2007 Годы:
- 2008 - 2010 Годы:
- 1. В абзаце 1 п. 1 комментируемой статьи установлено, что аудиторская деятельность осуществляется в соответствии:
- 2. В пункте 2 комментируемой статьи предусмотрены три вида осуществления аудитором аудиторской деятельности:
- Аудитор - работник аудиторской организации
- 1. В пункте 1 комментируемой статьи определено, что аудиторская организация - это коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги.
- Полное товарищество
- Товарищество на вере
- Общество с ограниченной ответственностью
- Общество с дополнительной ответственностью
- Закрытое акционерное общество
- Производственный кооператив
- 1. Комментируемая статья содержит императивные нормы, т.Е. Правила, которым должен соответствовать договор оказания аудиторских услуг (см. Комментарий к ст. 5 Закона), в части:
- Открытые акционерные общества
- Банки и другие кредитные организации
- Страховые организации
- Товарные и фондовые биржи
- Инвестиционные фонды
- Государственные и муниципальные унитарные предприятия
- Организации сельскохозяйственной кооперации
- Агентство по страхованию вкладов
- Организаторы лотерей
- 2. Пунктом 2 комментируемой статьи установлено, что обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. Тем самым индивидуальные аудиторы лишены права проводить обязательный аудит.
- 1) Сведения в военной области:
- 2) Сведения в области экономики, науки и техники:
- 2. В пункте 3 комментируемой статьи установлена обязанность сохранять конфиденциальность в отношении сведений, составляющих аудиторскую тайну, для:
- 3. В абзаце 1 п. 4 комментируемой статьи установлено, что в случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну, вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков:
- 20 Октября 1999 г., Протокол n 6:
- 2. В пункте 2 комментируемой статьи установлено, что форма, содержание и порядок представления аудиторского заключения определяются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
- Документирование аудита
- Аудиторские доказательства
- 1. В пункте 1 комментируемой статьи определено понятие "заведомо ложное аудиторское заключение". Заведомо ложное аудиторское заключение является таковым в одном из двух случаев:
- 2. В пункте 2 комментируемой статьи установлены последствия составления заведомо ложного аудиторского заключения.
- 1. Положения комментируемой статьи направлены на обеспечение реализации такого основного принципа аудита, как независимость.
- Общие положения
- Угроза независимости
- Меры предосторожности
- Период выполнения задания
- 1. Комментируемая статья устанавливает обязательность страхования аудиторской организацией риска ответственности за нарушение договора оказания аудиторских услуг.
- 2. Страхование ответственности по договору регулируется нормами гл. 48 "Страхование" части второй Гражданского кодекса рф.
- 2) Установить квалификационные требования и разработать методические рекомендации для оценки потенциальных работников всех уровней, для чего:
- 6) По мере необходимости реализовать учебные программы, обеспечивающие потребность аудиторской организации (индивидуального аудитора) в работниках, обладающих специальными знаниями, для чего:
- 7) Определить квалификационные характеристики для различных уровней ответственности в аудиторской организации (у индивидуального аудитора), для чего:
- 8) Оценивать работу работников и доводить до их сведения результаты оценки, для чего:
- 9) Назначить лиц, ответственных за принятие решений о повышении работников в должности, для чего:
- 2) Назначить лицо или лиц, ответственных за назначение работников, для проведения аудиторских проверок, для чего:
- 3) Обеспечить утверждение графика проведения аудита и назначений работников для проведения аудита, для чего:
- 1) Предусмотреть процедуры для планирования аудита, для чего:
- 1) Установить методы оценки потенциальных аудируемых лиц, для чего:
- 2) Оценить аудируемое лицо в случае наступления определенных событий с целью принятия решения о том, следует ли продолжать отношения с ним, для чего:
- 1) Определить объем и содержание программы аудиторской организации (индивидуального аудитора) по наблюдению за процедурами внутреннего контроля качества, для чего:
- 1. Как определено в п. 1 комментируемой статьи, аттестация на право осуществления аудиторской деятельности - это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью.
- 2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает следующие обязательные требованиям к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора:
- Порядок проведения аттестации
- Порядок обучения и повышения квалификации аудиторов
- 1. В пункте 1 комментируемой статьи установлены основания, по которым аннулируется квалификационный аттестат аудитора.
- 2. В пункте 2 комментируемой статьи определены основные функции уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности.
- Аккредитация профессиональных аудиторских объединений
- 1. Комментируемая статья содержит положения о совете по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе.
- 2. В пункте 2 комментируемой статьи обозначены основные функции совета:
- 1. Комментируемая статья определяет статус аккредитованных профессиональных аудиторских объединений.
- Обязательные условия и требования
- Порядок прохождения процедуры аккредитации
- Порядок отзыва аккредитации
- Контроль
- Рассмотрение жалоб
- 1. Комментируемая статья содержит положения об ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите.
- 2. В отношении видов юридической ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации об аудите необходимо отметить следующее.
- Уголовная ответственность
- Административная ответственность
- Гражданско-правовая ответственность