logo
Аудит / КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНО

1. Комментируемая статья определяет статус аккредитованных профессиональных аудиторских объединений.

В пункте 1 комментируемой статьи установлены требования, при наличии соответствия которым организация является профессиональным аудиторским объединением:

членами объединения являются аудиторы, индивидуальные аудиторы и аудиторские организации;

объединение создано в соответствии с законодательством Российской Федерации;

целями создания объединения являются обеспечение условий аудиторской деятельности своих членов и защита их интересов;

объединение действует на некоммерческой основе;

содержанием деятельности объединения является установление обязательных для своих членов внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности и профессиональной этики, а также осуществление систематического контроля за их соблюдением;

объединение получило аккредитацию в уполномоченном федеральном органе.

Правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления определены Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Однако ни ГК РФ, ни Федеральный закон "О некоммерческих организациях" не предусматривают такой организационно-правовой формы некоммерческих организаций, как саморегулируемая организация (представляется, что только пока), но допускают создание некоммерческих организаций в иных, нежели указанные в ГК РФ и названном Законе, формах при условии, что это предусмотрено иным законом (примером которого и является комментируемый Закон), нежели ГК РФ и Федеральный закон "О некоммерческих организациях".

В настоящее время ведется работа по законодательному установлению правовых рамок объединения предпринимателей в саморегулируемые организации. Постановлением Государственной Думы от 14 октября 2003 г. N 4437-III ГД принят в первом чтении проект Федерального закона N 348631-3 "О саморегулируемых организациях" <*>.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2003. N 43. Ст. 4144.

Как отмечается в пояснительной записке к указанному законопроекту, в развитых западных экономиках процесс концентрации предпринимателей в некоммерческих организациях с целью саморегулирования рынков и профессиональной деятельности осуществлялся естественным, эволюционным путем в течение многих десятилетий, в отсутствие специального законодательного регулирования этого процесса. В условиях современной России, по мнению авторов законопроекта, наоборот, представляется исключительно важным изначально задать правовые рамки объединения предпринимателей в саморегулируемые организации, с тем чтобы обозначить четкие пределы вмешательства государства в процесс саморегулирования, не допустить присвоения себе федеральными и региональными органами государственной власти исключительного права на инициативу в создании саморегулируемой организации как декорации представительства интересов бизнеса при этих органах власти.

Федеральным законом "О саморегулируемых организациях" предлагается регулировать отношения, возникающие в связи с созданием, деятельностью и прекращением саморегулируемых организаций субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, осуществлением саморегулируемыми организациями взаимодействия со своими участниками, потребителями производимых ими товаров (работ, услуг), федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, к полномочиям которых отнесено государственное регулирование и контроль предпринимательской и (или) профессиональной деятельности участников саморегулируемых организаций.

Согласно ст. 2 проекта Федерального закона "О саморегулируемых организациях" под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, содержанием которой являются разработка и установление правил и стандартов предпринимательской или профессиональной деятельности, а также осуществление контроля за их соблюдением. Там же устанавливается, что саморегулирование субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности осуществляется на условиях их объединения в саморегулируемые организации.

Статьей 3 проекта предусматривается, что саморегулируемыми организациями признаются созданные в целях саморегулирования на условиях участия (членства) негосударственные некоммерческие организации, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности по признаку единства отрасли или рынка производимых товаров (работ, услуг) или объединяющие субъектов одного вида профессиональной деятельности.

Согласно п. 2 ст. 3 законопроекта некоммерческая организация признается саморегулируемой организацией лишь при условии ее соответствия всем установленным признакам и требованиям в совокупности, к числу которых помимо указанных выше относятся:

объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее участников не менее 10 субъектов предпринимательской или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности, если федеральными законами в отношении саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности определенного вида (видов), не установлено иное;

наличие у саморегулируемой организации опубликованных правил и стандартов предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми участниками саморегулируемой организации;

наличие у саморегулируемой организации механизмов обеспечения ответственности ее участников перед потребителями.

В пункте 3 комментируемой статьи установлено, что любая аудиторская организация и любой индивидуальный аудитор могут являться членами по крайней мере одного аккредитованного профессионального аудиторского объединения.

Из приведенного положения следует, что:

для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не установлена обязательность участия в аккредитованных профессиональных аудиторских объединениях;

аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе являться членами более чем одного аккредитованного профессионального аудиторского объединения.

В пункте 5 установлены последствия аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организации или индивидуального аудитора:

такая аудиторская организация или такой индивидуальный аудитор исключаются из состава всех аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, членами которых они состоят;

такая аудиторская организация или такой индивидуальный аудитор лишаются права вступления как в эти аккредитованные профессиональные аудиторские объединения, так и в другие аккредитованные объединения. Срок, на который аудиторская организация или индивидуальный аудитор лишаются этого права, устанавливается уполномоченным федеральным органом и не может превышать три года со дня аннулирования лицензии.

Об основаниях и порядке аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности см. комментарий к ст. 17 Закона.

2. В пункте 2 комментируемой статьи дается следующее определение понятия "аккредитация в уполномоченном федеральном органе" - это официальное признание и регистрация этим органом профессиональных аудиторских объединений.

Правом обращения в уполномоченный федеральный орган с заявлением о своей аккредитации обладают профессиональные аудиторские объединения, которые не только соответствуют требованиям, указанным в п. 1 комментируемой статьи, но и имеют в своем составе не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций.

В соответствии с п. 2 комментируемой статьи уполномоченный федеральный орган с учетом требований комментируемого Закона и рекомендаций совета по аудиторской деятельности определяет:

порядок получения аккредитации, отказа в выдаче и отзыва аккредитации;

права и обязанности аккредитованных профессиональных аудиторских объединений.

Тем не менее целый ряд прав аккредитованных профессиональных аудиторских объединений закреплен непосредственно в п. 4 комментируемой статьи, в том числе права:

участвовать в аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, проводимой уполномоченным федеральным органом;

в соответствии с квалификационными требованиями уполномоченного федерального органа разрабатывать учебные программы и планы, осуществлять профессиональную подготовку аудиторов;

самостоятельно или по поручению уполномоченного федерального органа проводить проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов, являющихся их членами;

по итогам проведенных проверок применять меры воздействия к виновным лицам и (или) обращаться в уполномоченный федеральный орган с мотивированным ходатайством о наложении взыскания на таких лиц;

ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом о выдаче претендентам квалификационных аттестатов аудитора;

ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом о приостановлении действия и аннулировании квалификационного аттестата аудитора в отношении своих членов;

ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом о выдаче, приостановлении действия и аннулировании лицензии в отношении своих членов;

обращаться в совет по аудиторской деятельности с предложениями по регулированию аудиторской деятельности;

содействовать развитию профессии аудитора и повышению эффективности аудиторской деятельности в Российской Федерации;

защищать профессиональные интересы аудиторов в органах государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, судах и правоохранительных органах;

разрабатывать и издавать литературу и периодические издания по аудиту и сопутствующим ему услугам;

представлять интересы аудиторов в международных профессиональных организациях аудиторов;

осуществлять иные функции, определенные уполномоченным федеральным органом.

Приказом Минфина России от 29 апреля 2002 г. N 38н утверждено Временное положение о порядке аккредитации профессиональных аудиторских объединений при Министерстве финансов Российской Федерации <*> (далее в настоящем пункте - Временное положение), которое определяет порядок получения аккредитации, отказа в выдаче аккредитации и отзыва аккредитации, права и обязанности аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, а также формы контроля за их деятельностью.

--------------------------------

<*> Российская газета. 2002. 18 июня. N 107.

Временное положение включает следующие разделы:

обязательные условия и требования;

порядок прохождения процедуры аккредитации;

порядок отзыва аккредитации;

права и обязанности аккредитованных профессиональных аудиторских объединений;

контроль;

рассмотрение жалоб.