logo
Аудит / КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНО

1) Определить объем и содержание программы аудиторской организации (индивидуального аудитора) по наблюдению за процедурами внутреннего контроля качества, для чего:

а) установить процедуры, необходимые для обеспечения разумной уверенности в том, что цель и процедуры внутреннего контроля качества аудиторской организации (индивидуального аудитора) являются эффективными, в том числе:

определить цели, подготовить инструкции и программы проверки, используемые при наблюдении;

подготовить методические указания в отношении объема работ и критериев отбора аудиторских заданий, подлежащих обзорной проверке;

определить периодичность и сроки проведения мероприятий в ходе осуществления наблюдения;

установить методы разрешения разногласий, которые могут возникнуть между лицами, ответственными за проведение проверки, работниками, участвующими в выполнении аудиторского задания, или руководящими работниками;

б) установить уровень компетентности работников, которые будут участвовать в наблюдении, и способы их отбора, в том числе:

определить критерии отбора, включая уровень ответственности работников и требования к наличию специальных знаний;

определить лиц, ответственных за отбор работников;

в) проводить наблюдение, в том числе:

проверять соблюдение принципов и конкретных процедур внутреннего контроля качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора);

выборочно проверять аудиторские задания на предмет соответствия профессиональным стандартам, а также целям и процедурам, применяемым аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) в отношении внутреннего контроля качества аудита.

2) Сообщить об установленных фактах соответствующим представителям руководства аудиторской организации (индивидуальному аудитору), обеспечить планирование и осуществление мероприятий по наблюдению, а также общую проверку системы внутреннего контроля качества в аудиторской организации (у индивидуального аудитора), для чего:

а) обсудить факты с соответствующими работниками;

б) обсудить выводы, сделанные по результатам отобранных для проверки аудиторских заданий, с руководящими работниками, отвечающими за такие задания;

в) сообщить руководству аудиторской организации (индивидуальному аудитору) об установленных фактах и дать рекомендации в целом и по отобранным для проверки аудиторским заданиям, а также сообщить о проведенных или планируемых мероприятиях по устранению недостатков;

г) установить, что запланированные мероприятия действительно проводились;

д) определить необходимость изменения и (или) уточнения целей и процедур, применяемых аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) в отношении внутреннего контроля качества, исходя из результатов наблюдения и других значимых факторов.

3. Как говорилось выше, п. 2 комментируемой статьи содержит положения в отношении внешнего контроля работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций, т.е. контроля, осуществляемого внешними проверяющими.

Следует отметить, что если согласно п. 1 комментируемой статьи предметом внутреннего контроля является качество аудиторских проверок, то в п. 2 комментируемой статьи как о предмете внешнего контроля говорится о качестве работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций. Из этого следует, что предмет внешнего контроля шире предмета внутреннего контроля.

В соответствии с п. 2 комментируемой статьи систему проверки качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций внешними проверяющими устанавливает уполномоченный федеральный орган.

В пункте 2 ст. 18 комментируемого Закона среди прочих основных функций уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности указаны:

организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий;

контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Как установлено в п. 2 комментируемой статьи, проверки качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций могут проводиться:

силами уполномоченного федерального органа;

аккредитованными профессиональными аудиторскими объединениями.

Проведение проверок аккредитованными профессиональными аудиторскими объединениями возможно только в том случае, если такое право им делегировано уполномоченным федеральным органом, и только в отношении участников этих объединений.

Об уполномоченном федеральном органе государственного регулирования аудиторской деятельности см. комментарий к ст. 18 Закона, об аккредитованных профессиональных аудиторских объединениях - комментарий к ст. 20 Закона.

4. В пункте 3 комментируемой статьи установлено, что основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организацией или индивидуальным аудитором может служить одно из следующих нарушений требований внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов:

уклонение от проведения внешней проверки качества работы;

непредставление проверяющим всей необходимой для внешней проверки качества работы документации или иной требуемой информации.

Согласно п. 1 ст. 17 комментируемого Закона аннулирование лицензии (так же, как и выдача и приостановление лицензии, а также иные действия в рамках лицензирования аудиторской деятельности) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности (см. комментарий к ст. 17 Закона).

5. Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает последствия выявления в ходе внешней проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов фактов систематического нарушения аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами требований нормативных правовых актов или федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

В этих случаях проверяющие обязаны сообщить о фактах нарушений в уполномоченный федеральный орган (об уполномоченном федеральном органе государственного регулирования аудиторской деятельности см. комментарий к ст. 18 Закона).

Виновные в таких нарушениях лица, как указано в п. 4 комментируемой статьи, могут быть привлечены к ответственности, установленной комментируемым Законом, вплоть до:

аннулирования у них квалификационного аттестата аудитора;

аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности.

Аннулирование квалификационного аттестата аудитора в случае установления факта систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований, установленных законодательством Российской Федерации или федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, предусмотрено в подп. 4 п. 1 ст. 16 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 16 Закона).

Как указывалось выше, аннулирование лицензии согласно п. 1 ст. 17 комментируемого Закона осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности (см. комментарий к ст. 17 Закона).

Статья 15. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности

Комментарий к статье 15