Банки и другие кредитные организации
В статье 1 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ) <*> даны следующие определения:
--------------------------------
<*> Ведомости СНД и ВС РФ. 1990. N 27. Ст. 357; СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.
кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество;
банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России;
иностранный банк - банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.
На основании Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в ред. Федерального закона от 19 июня 2001 г. N 82-ФЗ) <*> кредитная организация обязана публиковать по формам и в сроки, которые устанавливаются Банком России, следующую информацию о своей деятельности:
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2001. N 26. Ст. 2586.
ежеквартально - бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, информацию об уровне достаточности капитала, о величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов;
ежегодно - бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках с заключением аудиторской фирмы (аудитора) об их достоверности.
Там же установлено, что головная кредитная организация банковской группы, головная организация банковского холдинга (управляющая компания банковского холдинга) ежегодно публикуют свои консолидированные бухгалтерские отчеты и консолидированные отчеты о прибылях и убытках в форме, порядке и сроки, которые устанавливаются Банком России, после подтверждения их достоверности заключением аудиторской фирмы (аудитора).
Согласно п. 2.5 указания Банка России от 14 апреля 2003 г. N 1270-У "О публикуемой отчетности кредитных организаций и банковских/консолидированных групп" <*> годовой отчет и годовой консолидированный отчет публикуются с мнением аудиторской организации об их достоверности. Квартальная отчетность может быть опубликована как с мнением аудиторской организации (индивидуального аудитора) о ее достоверности, так и без него.
--------------------------------
<*> Вестник Банка России. 2003. N 25.
Статья 42 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в ред. ФЗ от 19 июня 2001 г. N 82-ФЗ) содержит следующие положения об аудиторской проверке кредитной организации, банковских групп и банковских холдингов:
отчетность кредитной организации подлежит ежегодной проверке аудиторской организацией, имеющей в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензию на осуществление таких проверок. Отчетность банковских групп и отчетность банковских холдингов подлежат ежегодной проверке аудиторской организацией, имеющей в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензию на осуществление проверок кредитных организаций и осуществляющей аудиторскую проверку кредитных организаций не менее двух лет. Лицензии на осуществление аудиторских проверок кредитных организаций выдаются в соответствии с федеральными законами аудиторским организациям, осуществляющим аудиторскую деятельность не менее двух лет;
аудиторская проверка кредитной организации, банковских групп и банковских холдингов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации;
аудиторская организация обязана составить заключение о результатах аудиторской проверки, содержащее сведения о достоверности финансовой отчетности кредитной организации, выполнении ею обязательных нормативов, установленных Банком России, качестве управления кредитной организацией, состоянии внутреннего контроля и другие положения, определяемые федеральными законами и уставом кредитной организации;
аудиторское заключение направляется в Банк России в трехмесячный срок со дня представления в Банк России годовых отчетов кредитной организации, банковских групп и банковских холдингов.
Требование обязательного аудита установлено и в отношении Банка России.
Согласно ст. 25 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <*> Банк России ежегодно не позднее 15 мая года, следующего за отчетным, представляет в Государственную Думу годовой отчет Банка России. Аудиторское заключение по годовой финансовой отчетности Банка России входит в состав годового отчета Банка России.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.
В соответствии со ст. 93 указанного Закона Национальный банковский совет до завершения отчетного года принимает решение об аудиторской проверке годовой финансовой отчетности Банка России и определяет аудиторскую организацию, имеющую лицензию на осуществление аудита на территории Российской Федерации. Национальный банковский совет вправе давать рекомендации аудитору Банка России по вопросам аудиторской проверки годовой финансовой отчетности Банка России, а аудитор Банка России обязан обеспечить выполнение этих рекомендаций.
Статьей 94 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" установлено следующее:
Банк России обязан в соответствии с заключенным с аудиторской организацией договором оказания аудиторских услуг предоставлять ей отчетность и информацию, которые необходимы для проведения аудиторской проверки Банка России;
в договоре оказания аудиторских услуг должен быть указан состав передаваемой аудиторской организации информации, а также предусмотрена ответственность аудиторской организации за передачу полученной информации третьим лицам;
оплата услуг аудиторской организации по договору оказания аудиторских услуг осуществляется за счет собственных средств Банка России.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 7 Августа 2001 года n 119-фз
- Российская федерация федеральный закон об аудиторской деятельности
- 2. В пункте 2 комментируемой статьи закреплено, что аудит осуществляется в соответствии с:
- 3. Согласно п. 3 комментируемой статьи целью аудита является выражение мнения:
- Объем аудита
- Разумная уверенность
- Создание инфраструктуры применения мсфо
- Усиление контроля качества бухгалтерской отчетности
- 2004 - 2007 Годы:
- 2008 - 2010 Годы:
- 1. В абзаце 1 п. 1 комментируемой статьи установлено, что аудиторская деятельность осуществляется в соответствии:
- 2. В пункте 2 комментируемой статьи предусмотрены три вида осуществления аудитором аудиторской деятельности:
- Аудитор - работник аудиторской организации
- 1. В пункте 1 комментируемой статьи определено, что аудиторская организация - это коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги.
- Полное товарищество
- Товарищество на вере
- Общество с ограниченной ответственностью
- Общество с дополнительной ответственностью
- Закрытое акционерное общество
- Производственный кооператив
- 1. Комментируемая статья содержит императивные нормы, т.Е. Правила, которым должен соответствовать договор оказания аудиторских услуг (см. Комментарий к ст. 5 Закона), в части:
- Открытые акционерные общества
- Банки и другие кредитные организации
- Страховые организации
- Товарные и фондовые биржи
- Инвестиционные фонды
- Государственные и муниципальные унитарные предприятия
- Организации сельскохозяйственной кооперации
- Агентство по страхованию вкладов
- Организаторы лотерей
- 2. Пунктом 2 комментируемой статьи установлено, что обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. Тем самым индивидуальные аудиторы лишены права проводить обязательный аудит.
- 1) Сведения в военной области:
- 2) Сведения в области экономики, науки и техники:
- 2. В пункте 3 комментируемой статьи установлена обязанность сохранять конфиденциальность в отношении сведений, составляющих аудиторскую тайну, для:
- 3. В абзаце 1 п. 4 комментируемой статьи установлено, что в случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну, вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков:
- 20 Октября 1999 г., Протокол n 6:
- 2. В пункте 2 комментируемой статьи установлено, что форма, содержание и порядок представления аудиторского заключения определяются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
- Документирование аудита
- Аудиторские доказательства
- 1. В пункте 1 комментируемой статьи определено понятие "заведомо ложное аудиторское заключение". Заведомо ложное аудиторское заключение является таковым в одном из двух случаев:
- 2. В пункте 2 комментируемой статьи установлены последствия составления заведомо ложного аудиторского заключения.
- 1. Положения комментируемой статьи направлены на обеспечение реализации такого основного принципа аудита, как независимость.
- Общие положения
- Угроза независимости
- Меры предосторожности
- Период выполнения задания
- 1. Комментируемая статья устанавливает обязательность страхования аудиторской организацией риска ответственности за нарушение договора оказания аудиторских услуг.
- 2. Страхование ответственности по договору регулируется нормами гл. 48 "Страхование" части второй Гражданского кодекса рф.
- 2) Установить квалификационные требования и разработать методические рекомендации для оценки потенциальных работников всех уровней, для чего:
- 6) По мере необходимости реализовать учебные программы, обеспечивающие потребность аудиторской организации (индивидуального аудитора) в работниках, обладающих специальными знаниями, для чего:
- 7) Определить квалификационные характеристики для различных уровней ответственности в аудиторской организации (у индивидуального аудитора), для чего:
- 8) Оценивать работу работников и доводить до их сведения результаты оценки, для чего:
- 9) Назначить лиц, ответственных за принятие решений о повышении работников в должности, для чего:
- 2) Назначить лицо или лиц, ответственных за назначение работников, для проведения аудиторских проверок, для чего:
- 3) Обеспечить утверждение графика проведения аудита и назначений работников для проведения аудита, для чего:
- 1) Предусмотреть процедуры для планирования аудита, для чего:
- 1) Установить методы оценки потенциальных аудируемых лиц, для чего:
- 2) Оценить аудируемое лицо в случае наступления определенных событий с целью принятия решения о том, следует ли продолжать отношения с ним, для чего:
- 1) Определить объем и содержание программы аудиторской организации (индивидуального аудитора) по наблюдению за процедурами внутреннего контроля качества, для чего:
- 1. Как определено в п. 1 комментируемой статьи, аттестация на право осуществления аудиторской деятельности - это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью.
- 2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает следующие обязательные требованиям к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора:
- Порядок проведения аттестации
- Порядок обучения и повышения квалификации аудиторов
- 1. В пункте 1 комментируемой статьи установлены основания, по которым аннулируется квалификационный аттестат аудитора.
- 2. В пункте 2 комментируемой статьи определены основные функции уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности.
- Аккредитация профессиональных аудиторских объединений
- 1. Комментируемая статья содержит положения о совете по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе.
- 2. В пункте 2 комментируемой статьи обозначены основные функции совета:
- 1. Комментируемая статья определяет статус аккредитованных профессиональных аудиторских объединений.
- Обязательные условия и требования
- Порядок прохождения процедуры аккредитации
- Порядок отзыва аккредитации
- Контроль
- Рассмотрение жалоб
- 1. Комментируемая статья содержит положения об ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите.
- 2. В отношении видов юридической ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации об аудите необходимо отметить следующее.
- Уголовная ответственность
- Административная ответственность
- Гражданско-правовая ответственность