Производственный кооператив
Согласно п. 1 ст. 107 ГК РФ производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом и учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Производственный кооператив является коммерческой организацией.
В соответствии с п. 2 ст. 107 ГК РФ члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и в порядке, предусмотренных законом о производственных кооперативах и уставом кооператива.
Пунктом 3 ст. 107 ГК РФ установлено, что фирменное наименование кооператива должно содержать его наименование и слова "производственный кооператив" или "артель".
Согласно п. 4 ст. 107 ГК РФ правовое положение производственных кооперативов и права и обязанности их членов определяются Федеральным законом от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 20. Ст. 2321; 2001. N 21. Ст. 2062; 2002. N 12. Ст. 1093.
Согласно п. 2 ст. 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться также в форме государственных и муниципальных унитарных предприятий. Однако с учетом того, что аудит, как определено в ст. 1 комментируемого Закона, является предпринимательской деятельностью по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, представляется, что создание аудиторской организации в форме государственного или муниципального унитарного предприятия комментируемым Законом не предусматривается (хотя прямого запрета на это в Законе не содержится).
4. Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает требования к кадровому составу аудиторской организации в отношении удельного веса в нем граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.
Требования установлены в зависимости от того, является ли руководителем аудиторской организации гражданин Российской Федерации или иностранный гражданин:
в первом случае граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, должны составлять не менее 50% кадрового состава этой аудиторской организации;
во втором случае - не менее 75%.
Как определено в ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" <*>:
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2031.
гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей;
двойное гражданство - наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства;
иностранный гражданин - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства;
проживание - проживание лица на законном основании на территории Российской Федерации или за ее пределами;
территория Российской Федерации - территория Российской Федерации в пределах Государственной границы Российской Федерации или территория РСФСР в пределах административной границы РСФСР на день наступления обстоятельств, связанных с приобретением или прекращением гражданства Российской Федерации в соответствии с названным Законом.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации являются:
а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу указанного Закона, т.е. на 1 июля 2002 г.;
б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с указанным Законом.
Согласно ст. 10 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, являются паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.
5. Пунктом 5 комментируемой статьи установлено, что в штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов, т.е., исходя из п. 1 ст. 3 комментируемого Закона, не менее пяти физических лиц, отвечающих квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющих квалификационный аттестат аудитора (см. комментарий к ст. 3 Закона).
Согласно п. 1 ст. 22 комментируемого Закона п. 5 комментируемой статьи вступил в силу 9 сентября 2003 г. (см. комментарий к ст. 22 Закона), в связи с чем Минфин России в письме от 14 июля 2003 г. N 28-05-01/1439/АП "О лицензировании аудиторской деятельности" <*> напоминал аудиторским организациям (лицензиатам), имеющим действующие лицензии на осуществление аудиторской деятельности, включая лицензии по всем видам аудита (в том числе лицензии на осуществление аудита кредитных организаций, выданные Банком России), о необходимости неукоснительного выполнения в указанный срок лицензионных требований, установленных комментируемым Законом.
--------------------------------
<*> Аудиторские ведомости. 2003. N 9.
Минфин указывал, что в соответствии с п. 11 Положения о лицензировании аудиторской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 г. N 190 (см. комментарий к ст. 17 Закона), аудиторские организации обязаны в 15-дневный срок сообщать в лицензирующий орган об изменении данных, внесенных в реестр лицензий, в том числе сведения о наличии в штате аудиторов.
Минфин в указанном письме также обращал внимание соискателей лицензий (юридических лиц) на осуществление аудиторской деятельности на то, что документы на предоставление лицензии, поступившие в Минфин России после 11 июля 2003 г., будут рассматриваться с учетом их соответствия требованиям комментируемого Закона и установленного п. 5 названного Положения срока рассмотрения в течение 60 дней с даты поступления полного комплекта документов.
Статья 5. Права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов
Комментарий к статье 5
1. Как определено в п. 1 ст. 1 комментируемого Закона, аудит является предпринимательской деятельностью (см. комментарий к ст. 1 Закона). Соответственно отношения между аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, с одной стороны, и аудируемыми лицами и (или) лицами, заключившими договор оказания аудиторских услуг, - с другой, регулируются гражданским законодательством.
В соответствии с п. 2 ст. 779 ГК РФ к договорам оказания аудиторских услуг (как и к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию) применяются правила гл. 39 "Возмездное оказание услуг" части второй Гражданского кодекса РФ.
Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Следует отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 12 комментируемого Закона порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам за проведение аудита (в том числе обязательного) и оказание сопутствующих ему услуг определяются договорами оказания аудиторских услуг и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита (см. комментарий к ст. 12 Закона).
Пунктом 4 ст. 421 ГК РФ установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Согласно п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. В соответствии с п. 2 ст. 422 ГК РФ в случае, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, то условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Комментируемая статья содержит императивные нормы, т.е. правила, которым должен соответствовать договор оказания аудиторских услуг, в части:
пункт 1 - прав аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;
пункт 2 - обязанностей аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Пунктом 5 ст. 421 ГК РФ установлено, что в случае, если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, то соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон.
Обычаем делового оборота согласно п. 1 ст. 5 ГК РФ признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. В соответствии с п. 2 ст. 5 ГК РФ обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.
В статье 13 комментируемого Закона установлена обязанность аудиторской организации страховать при проведении обязательного аудита риск ответственности за нарушение договора (см. комментарий к ст. 13 Закона).
2. Наряду с тем, что комментируемая статья устанавливает права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, в ст. 6 комментируемого Закона установлены права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг.
При этом правам одной стороны корреспондируют соответствующие обязанности другой стороны.
В частности, соответствующим правам аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов корреспондируют следующие обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг:
праву самостоятельно определять формы и методы проведения аудита (подп. 1 п. 1 ст. 5) - обязанность не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки (подп. 3 п. 2 ст. 6);
праву проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации (подп. 2 п. 1 ст. 5), - обязанность создавать аудиторской организации (индивидуальному аудитору) условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, осуществлять содействие аудиторским организациям (индивидуальным аудиторам) в своевременном и полном проведении аудиторской проверки, предоставлять им информацию и документацию, необходимую для осуществления аудита (подп. 2 п. 2 ст. 6);
праву получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам (подп. 3 п. 1 ст. 5) - обязанность давать по устному или письменному запросу аудиторов или аудиторских организаций исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной формах, а также запрашивать необходимые для проведения аудиторской проверки сведения у третьих лиц (подп. 2 п. 2 ст. 6);
праву отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в аудиторском заключении по не зависящим от них причинам (подп. 4 п. 1 ст. 5) - обязанность своевременно оплачивать услуги аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) в случаях, когда выводы аудиторского заключения не согласуются с позицией работников аудируемой организации, а также в случае неполного выполнения аудиторами работы по не зависящим от них причинам (подп. 5 п. 2 ст. 6);
праву осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации и комментируемому Закону (подп. 5 п. 1 ст. 5), - обязанность исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации (подп. 6 п. 2 ст. 6).
Необходимо иметь в виду, что предоставленное аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам в соответствии с подп. 1 п. 1 комментируемой статьи право самостоятельно определять формы и методы проведения аудита несколько подкорректировано в п. 7 ст. 9 комментируемого Закона.
Как установлено в данном пункте Закона, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности (см. комментарий к ст. 9 Закона).
Соответствующим обязанностям аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов корреспондируют следующие права аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг:
обязанности предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства Российской Федерации, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора (подп. 2 п. 2 ст. 5), - право получать от аудиторской организации или индивидуального аудитора информацию о законодательных и нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора (подп. 1 п. 1 ст. 6);
обязанности в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг (подп. 3 п. 2 ст. 5), - право получить от аудиторской организации или индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, определенный договором оказания аудиторских услуг (подп. 2 п. 1 ст. 6);
обязанности исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации (подп. 5 п. 2 ст. 5), - право осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации (подп. 3 п. 1 ст. 6).
В отношении таких обязанностей, возложенных в соответствии с п. 2 комментируемой статьи на аудиторские организации и индивидуальных аудиторов, как обязанность осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации и комментируемым Законом (подп. 1) и обязанность обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации (подп. 4), в п. 1 ст. 6 комментируемого Закона не указаны корреспондирующие права аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг. Это связано с тем, что указанные обязанности носят публично-правовой характер, т.е. имеют целью защиту публичных интересов, а не только прав частных лиц - аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг.
3. Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ одобрено 20 октября 1999 г. (Протокол N 6) Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов" <*>. Соответствующее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности Правительством РФ пока не утверждено, с учетом чего в силу п. 3 Постановления Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации" аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам следует руководствоваться названным Правилом (стандартом), одобренным Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ (в части, не противоречащей уже утвержденным Федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности, о которых см. комментарий к ст. 9 Закона).
--------------------------------
<*> Аудиторские ведомости. 1999. N 11.
Правило (стандарт) содержит следующие общие положения (следует иметь в виду, что Правило (стандарт) подготовлено в условиях действия Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации (см. комментарий к преамбуле) с использованием понятий, соответствующих указанным Временным правилам):
целью Правила (стандарта) является определение основных (установленных действующими законодательными нормами, регулирующими аудиторскую деятельность в Российской Федерации) прав и обязанностей аудиторских фирм или аудиторов, работающих самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей (в Правиле (стандарте) аудиторские фирмы и индивидуальные аудиторы именуются "аудиторские организации"), а также прав и обязанностей проверяемых экономических субъектов для более четкого регулирования взаимоотношений между сторонами при проведении аудита (п. 1.2);
задачами Правила (стандарта) являются: а) изложение прав и обязанностей аудиторских организаций; б) изложение прав и обязанностей проверяемых экономических субъектов; в) описание наиболее важных аспектов правовых взаимоотношений аудиторской деятельности, которые не раскрыты в полной мере в действующих законодательных и нормативных актах; г) обеспечение дополнительных основ для урегулирования конфликтов между аудиторскими организациями и пользователями аудиторских заключений (п. 1.3);
требования данного Правила (стандарта) являются обязательными для всех аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов при осуществлении аудита, предусматривающего подготовку официального аудиторского заключения, за исключением тех его положений, где прямо указано, что они носят рекомендательный характер (п. 1.4);
требования данного Правила (стандарта) носят рекомендательный характер при проведении аудита, не предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, а также при оказании сопутствующих аудиту услуг. В случае отклонения при выполнении конкретного задания от обязательных требований данного Правила (стандарта) аудиторская организация в обязательном порядке должна отметить это в своей рабочей документации и в письменной информации (отчете) аудитора руководству (собственникам) экономического субъекта, заказавшего аудит и (или) сопутствующие ему услуги (п. 1.5);
перечень прав и обязанностей аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов, изложенный в настоящем Правиле (стандарте), не является исчерпывающим и может быть расширен в других правилах (стандартах) аудиторской деятельности, а также в положениях договоров на оказание аудиторских услуг (п. 1.6).
В разделе 2 Правила (стандарта) определены следующие права аудиторских организаций:
аудиторские организации имеют право предлагать свои профессиональные услуги в соответствии с выданной им лицензией и на основании норм действующего законодательства (п. 2.1);
аудиторские организации имеют право на осуществление в установленном порядке аудиторской деятельности. Они не могут заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудита и оказания сопутствующих ему услуг (п. 2.2);
аудиторские организации до подписания договора на оказание аудиторских услуг имеют право на ознакомление с документами бухгалтерской отчетности проверяемых экономических субъектов, а также на получение разъяснений от должностных лиц по возникающим вопросам в целях оценки надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономических субъектов и определения аудиторского риска для принятия решения о заключении договора (п. 2.3);
аудиторские организации имеют право запрашивать у проверяемого экономического субъекта аудиторские заключения других аудиторских организаций по результатам проведенного аудита за любой проверенный отчетный период как самого экономического субъекта, так и его структурных подразделений (п. 2.4);
аудиторские организации имеют право привлекать на договорной основе к участию в проведении аудиторской проверки аудиторов, работающих самостоятельно, аудиторов, работающих в качестве штатных сотрудников других аудиторских организаций, а также иных необходимых специалистов (экспертов). Порядок привлечения указанных лиц к участию в проведении аудиторской проверки предусматривается законодательными и иными нормативными актами, в том числе правилами (стандартами) аудиторской деятельности (п. 2.5);
аудиторские организации имеют право самостоятельно определять формы и методы проведения аудита исходя из требований законодательных и нормативных актов Российской Федерации, правил (стандартов) аудиторской деятельности, а также конкретных условий договора с экономическими субъектами. К таким формам, приемам и методам проведения аудита, как правило, относятся следующие: а) формы и методы планирования аудита; б) методы установления базовых показателей для определения уровня существенности и показателей выборки; в) формы и методы проведения аудиторских процедур; г) методы сбора и анализа аудиторских доказательств; д) порядок взаимодействия с проверяемыми экономическими субъектами при получении от последних документации о финансово-хозяйственной деятельности; е) порядок документирования аудита и дальнейшего архивирования рабочей документации; ж) получение разъяснений по возникшим вопросам и дополнительных сведений; з) организация внутрифирменного контроля качества аудита; и) порядок и условия привлечения других аудиторских организаций и иных специалистов для участия в проведении аудита; к) другие формы и методы проведения аудита по усмотрению аудиторских организаций (п. 2.6);
аудиторские организации имеют право при проведении аудиторской проверки проверять в полном объеме документацию, связанную с их финансово-хозяйственной деятельностью, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации. Непредставление или какое-либо ограничение доступа к информации со стороны проверяемого экономического субъекта может рассматриваться как ограничение объема аудита. Аудиторские организации имеют право отказаться от проведения аудита в случае непредставления проверяемыми экономическими субъектами всей необходимой информации (п. 2.7);
аудиторские организации имеют право требовать от государственных органов, по поручению которых проводится аудиторская проверка, создания надлежащих условий для ее проведения, а при необходимости - также обеспечения личной безопасности аудиторов и членов их семей (п. 2.8);
аудиторские организации имеют право получать у ответственных работников проверяемых экономических субъектов устные и письменные разъяснения по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам (п. 2.9);
аудиторские организации имеют право получать по письменному запросу, согласованному с проверяемыми экономическими субъектами, информацию от третьих лиц, необходимую для составления аудиторского заключения (п. 2.10);
при проверке операций экономических субъектов со связанными сторонами аудиторские организации имеют право получать от лиц, выступающих в качестве связанных сторон, сведения, достаточные для формирования аудиторских доказательств в отношении того, правильно ли существенные операции такого рода отражены и раскрыты в учете и бухгалтерской отчетности проверяемых экономических субъектов (п. 2.11) (см. комментарий к ст. 9 Закона);
аудиторские организации имеют право запрашивать от проверяемых экономических субъектов и третьих лиц следующие подлежащие подтверждению данные: а) от экономических субъектов - об остатках на текущих, ссудных, депозитных и прочих банковских счетах этих субъектов; б) от доверенных лиц, дилеров, инвестиционных компаний, регистраторов, депозитариев и других профессиональных участников рынка ценных бумаг - о наличии и составе соответствующих финансовых инструментов, принадлежащих проверяемым экономическим субъектам, сальдо расчетов по операциям на организованных рынках ценных бумаг и других аналогичных сделках; в) от прочих партнеров по бизнесу - о сальдо расчетов по проведенным операциям проверяемых экономических субъектов; г) другие данные, необходимые как источники получения аудиторских доказательств (п. 2.12);
аудиторские организации вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащей им рабочей документации любые действия, не противоречащие закону, иным нормативным актам и профессиональной этике, а также не нарушающие права и охраняемые законом интересы экономических субъектов, в отношении которых проводился аудит, и других лиц (п. 2.13);
аудиторские организации вправе не предоставлять рабочую документацию аудита экономическим субъектам, в отношении которых проводился аудит, а также другим лицам, включая налоговые и иные государственные органы, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 2.14);
аудиторские организации имеют право требовать от проверяемых экономических субъектов устранения выявленных нарушений в бухгалтерском учете и составлении бухгалтерской отчетности (п. 2.15);
аудиторские организации имеют право получать по договору вознаграждение за фактически выполненную работу, возмещение транспортных и командировочных расходов, расходов по оплате работы привлеченных специалистов и других фактически произведенных необходимых расходов (п. 2.16).
В разделе 3 Правила (стандарта) определены следующие обязанности аудиторских организаций:
аудиторские организации обязаны соблюдать при осуществлении аудиторской деятельности требования законодательных и других нормативных актов Российской Федерации, а также правил (стандартов) аудиторской деятельности (п. 3.1);
перед заключением договора на проведение аудиторской проверки аудиторские организации обязаны предъявлять проверяемым экономическим субъектам соответствующую лицензию на проведение аудиторской деятельности по требуемой для аудита специализации (п. 3.2);
аудиторские организации обязаны отказаться от проведения аудита в случае отсутствия у них лицензии на осуществление аудита, соответствующей специфике деятельности проверяемых экономических субъектов, а также в случае наличия обстоятельств, ставящих под угрозу независимость аудиторских организаций от проверяемых экономических субъектов, или обстоятельств, вызванных конфликтом интересов. Перечень таких обстоятельств определяется действующими нормативными актами в области аудиторской деятельности, а также положениями настоящего Правила (стандарта) и профессиональными этическими требованиями (п. 3.3);
аудиторские организации обязаны своевременно сообщать экономическим субъектам, которым они намерены оказать аудиторские услуги, а также государственным органам, поручившим провести аудиторскую проверку: а) о невозможности своего участия в проведении аудиторской проверки вследствие обстоятельств, ставящих под угрозу независимость аудиторских организаций от проверяемых экономических субъектов, безопасность аудиторов и членов их семей, или обстоятельств, вызванных конфликтом интересов, а также вследствие отсутствия лицензии, позволяющей произвести аудиторскую проверку данных экономических субъектов; б) о необходимости привлечения к участию в проверке дополнительных аудиторов и (или) специалистов (экспертов) в связи со значительным объемом работы, спецификой объекта аудита или какими-либо иными обстоятельствами, возникшими после заключения договора или получения поручения (п. 3.4);
аудиторские организации обязаны учитывать при привлечении сторонних специалистов (экспертов, аудиторов) для проведения аудита согласие на это проверяемых экономических субъектов. Аудиторские организации могут использовать работу сторонних специалистов при проведении аудита лишь с согласия проверяемых экономических субъектов (п. 3.5);
аудиторские организации обязаны предоставлять экономическим субъектам, подлежащим аудиту, исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудита, о правах и обязанностях сторон при осуществлении аудита, о законодательных и нормативных актах, действующих в Российской Федерации, на которых основываются замечания и выводы, изложенные в аудиторском заключении и письменной информации (отчете) аудитора (п. 3.6);
аудиторские организации обязаны представить руководству (собственникам) экономического субъекта в установленных случаях: а) аудиторское заключение; б) письменную информацию (отчет) аудитора (п. 3.7) (см. комментарий к ст. 10 Закона);
если экономические субъекты, подлежащие аудиту, отказываются выполнять требования аудиторских организаций по исправлению выявленных в результате проведенного аудита нарушений, существенно влияющих на достоверность бухгалтерской отчетности, то аудиторские организации обязаны отразить этот факт в своем заключении по итогам проверки (п. 3.8);
аудиторские организации на всех этапах проведения аудита обязаны руководствоваться основными принципами аудита и профессиональными этическими нормами (п. 3.9) (см. комментарий к ст. ст. 1 и 3 Закона);
аудиторские организации обязаны обеспечить конфиденциальность полученной в ходе аудита информации и сохранность рабочей документации в соответствии с правилами организации архивного дела в течение срока не менее пяти лет после проведения аудита (п. 3.10).
Статья 6. Права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг
Комментарий к статье 6
- 7 Августа 2001 года n 119-фз
- Российская федерация федеральный закон об аудиторской деятельности
- 2. В пункте 2 комментируемой статьи закреплено, что аудит осуществляется в соответствии с:
- 3. Согласно п. 3 комментируемой статьи целью аудита является выражение мнения:
- Объем аудита
- Разумная уверенность
- Создание инфраструктуры применения мсфо
- Усиление контроля качества бухгалтерской отчетности
- 2004 - 2007 Годы:
- 2008 - 2010 Годы:
- 1. В абзаце 1 п. 1 комментируемой статьи установлено, что аудиторская деятельность осуществляется в соответствии:
- 2. В пункте 2 комментируемой статьи предусмотрены три вида осуществления аудитором аудиторской деятельности:
- Аудитор - работник аудиторской организации
- 1. В пункте 1 комментируемой статьи определено, что аудиторская организация - это коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги.
- Полное товарищество
- Товарищество на вере
- Общество с ограниченной ответственностью
- Общество с дополнительной ответственностью
- Закрытое акционерное общество
- Производственный кооператив
- 1. Комментируемая статья содержит императивные нормы, т.Е. Правила, которым должен соответствовать договор оказания аудиторских услуг (см. Комментарий к ст. 5 Закона), в части:
- Открытые акционерные общества
- Банки и другие кредитные организации
- Страховые организации
- Товарные и фондовые биржи
- Инвестиционные фонды
- Государственные и муниципальные унитарные предприятия
- Организации сельскохозяйственной кооперации
- Агентство по страхованию вкладов
- Организаторы лотерей
- 2. Пунктом 2 комментируемой статьи установлено, что обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. Тем самым индивидуальные аудиторы лишены права проводить обязательный аудит.
- 1) Сведения в военной области:
- 2) Сведения в области экономики, науки и техники:
- 2. В пункте 3 комментируемой статьи установлена обязанность сохранять конфиденциальность в отношении сведений, составляющих аудиторскую тайну, для:
- 3. В абзаце 1 п. 4 комментируемой статьи установлено, что в случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну, вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков:
- 20 Октября 1999 г., Протокол n 6:
- 2. В пункте 2 комментируемой статьи установлено, что форма, содержание и порядок представления аудиторского заключения определяются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
- Документирование аудита
- Аудиторские доказательства
- 1. В пункте 1 комментируемой статьи определено понятие "заведомо ложное аудиторское заключение". Заведомо ложное аудиторское заключение является таковым в одном из двух случаев:
- 2. В пункте 2 комментируемой статьи установлены последствия составления заведомо ложного аудиторского заключения.
- 1. Положения комментируемой статьи направлены на обеспечение реализации такого основного принципа аудита, как независимость.
- Общие положения
- Угроза независимости
- Меры предосторожности
- Период выполнения задания
- 1. Комментируемая статья устанавливает обязательность страхования аудиторской организацией риска ответственности за нарушение договора оказания аудиторских услуг.
- 2. Страхование ответственности по договору регулируется нормами гл. 48 "Страхование" части второй Гражданского кодекса рф.
- 2) Установить квалификационные требования и разработать методические рекомендации для оценки потенциальных работников всех уровней, для чего:
- 6) По мере необходимости реализовать учебные программы, обеспечивающие потребность аудиторской организации (индивидуального аудитора) в работниках, обладающих специальными знаниями, для чего:
- 7) Определить квалификационные характеристики для различных уровней ответственности в аудиторской организации (у индивидуального аудитора), для чего:
- 8) Оценивать работу работников и доводить до их сведения результаты оценки, для чего:
- 9) Назначить лиц, ответственных за принятие решений о повышении работников в должности, для чего:
- 2) Назначить лицо или лиц, ответственных за назначение работников, для проведения аудиторских проверок, для чего:
- 3) Обеспечить утверждение графика проведения аудита и назначений работников для проведения аудита, для чего:
- 1) Предусмотреть процедуры для планирования аудита, для чего:
- 1) Установить методы оценки потенциальных аудируемых лиц, для чего:
- 2) Оценить аудируемое лицо в случае наступления определенных событий с целью принятия решения о том, следует ли продолжать отношения с ним, для чего:
- 1) Определить объем и содержание программы аудиторской организации (индивидуального аудитора) по наблюдению за процедурами внутреннего контроля качества, для чего:
- 1. Как определено в п. 1 комментируемой статьи, аттестация на право осуществления аудиторской деятельности - это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью.
- 2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает следующие обязательные требованиям к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора:
- Порядок проведения аттестации
- Порядок обучения и повышения квалификации аудиторов
- 1. В пункте 1 комментируемой статьи установлены основания, по которым аннулируется квалификационный аттестат аудитора.
- 2. В пункте 2 комментируемой статьи определены основные функции уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности.
- Аккредитация профессиональных аудиторских объединений
- 1. Комментируемая статья содержит положения о совете по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе.
- 2. В пункте 2 комментируемой статьи обозначены основные функции совета:
- 1. Комментируемая статья определяет статус аккредитованных профессиональных аудиторских объединений.
- Обязательные условия и требования
- Порядок прохождения процедуры аккредитации
- Порядок отзыва аккредитации
- Контроль
- Рассмотрение жалоб
- 1. Комментируемая статья содержит положения об ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите.
- 2. В отношении видов юридической ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации об аудите необходимо отметить следующее.
- Уголовная ответственность
- Административная ответственность
- Гражданско-правовая ответственность