Порядок обучения и повышения квалификации аудиторов
В отношении порядка обучения и повышения квалификации аудиторов во Временном положении установлено следующее:
порядок предаттестационного (или предквалификационного) обучения претендентов на получение квалификационного аттестата аудитора определяется Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Образование аудитора" (о применении указанного Правила (стандарта) см. комментарий к ст. 9 Закона). В период до принятия постановления Правительства РФ по данному вопросу претендентам рекомендуется проходить предэкзаменационное (предквалификационное) обучение в УМЦ по Программам проведения квалификационных экзаменов (п. 47);
каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата (продления на неограниченный срок либо обмена), проходить обучение по программам повышения квалификации аудиторов, утверждаемым Минфином России. До утверждения Минфином России программ повышения квалификации аудиторов действуют программы повышения квалификации аудиторов, утвержденные ЦАЛАК Минфина России (п. 48);
повышение квалификации для аудиторов, имеющих квалификационный аттестат одного типа, осуществляется в объеме не менее 40 академических часов в год. Повышение квалификации для аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты двух и более типов, осуществляется в объеме не менее 10 академических часов в год по каждому направлению аудита, которому соответствует тип квалификационного аттестата, но не менее 40 академических часов в общем объеме (п. 49);
УМЦ не позднее чем за 7 календарных дней до начала проведения курсов повышения квалификации представляют в Минфин России календарный план проведения занятий с группой аудиторов. Если повышение квалификации аудиторов проводится вне местонахождения УМЦ, вместе с календарным планом представляется письмо с указанием номера и даты договора с образовательным учреждением, а также копия лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями), выданной образовательному учреждению, на базе которого УМЦ планирует проводить повышение квалификации аудиторов. По итогам проведения курсов повышения квалификации УМЦ выдают аудиторам документы о прохождении курсов повышения квалификации (п. 50);
Минфин России вправе отменить проведение повышения квалификации аудиторов, уведомив об этом УМЦ. Отмена проведения повышения квалификации аудиторов осуществляется в случаях:
а) предоставления недостоверных сведений в календарных планах;
б) несоблюдения сроков представления календарных планов;
в) отсутствия лицензии на образовательную деятельность (с приложениями) и (или) договора с образовательным учреждением, на базе которого проводится повышение квалификации вне местонахождения УМЦ (п. 51);
не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором проводилось повышение квалификации аудиторов, УМЦ представляют в Минфин России информацию о выданных аудиторам документах о прохождении курсов повышения квалификации аудиторов с указанием номеров документов, количества прослушанных аудитором академических часов по повышению квалификации в разрезе разделов программы, фамилии, имени, отчества аудитора, номера и типа его квалификационного аттестата. Данные сведения представляются в печатном и электронном виде (на дискете) (п. 52);
Минфин России организует регулярные проверки проведения повышения квалификации аудиторов. Минфин России вправе отменить решение УМЦ о выдаче аудитору документа о прохождении курса повышения квалификации в случае предоставления УМЦ недостоверных сведений о прохождении аудитором повышения квалификации (п. 53);
аудитор в срок не позднее четырех лет с момента выдачи вновь оформленного либо выданного в порядке обмена квалификационного аттестата аудитора и в срок не позднее трех лет с момента выдачи квалификационного аттестата аудитора по результатам предыдущего подтверждения Минфином России прохождения аудитором обязательного ежегодного повышения квалификации представляет в Минфин России оригинал квалификационного аттестата аудитора с заявлением по форме согласно приложению 4 к Временному положению о подтверждении прохождения аудитором обязательного ежегодного повышения квалификации. Аудитор также представляет копии документов о прохождении обязательного ежегодного повышения квалификации в УМЦ (п. 54);
Минфин России один раз в три года подтверждает повышение квалификации аудитора. На оборотной стороне бланка квалификационного аттестата производится соответствующая отметка о прохождении повышения квалификации. При отсутствии данного подтверждения при сроке действия квалификационного аттестата аудитора более четырех лет квалификационный аттестат аудитора аннулируется (п. 55).
Письмом Минфина России от 5 февраля 2003 г. N 28-01-20/216-СШ <*> направлены разъяснения по применению Временного положения. К указанному письму прикреплены:
--------------------------------
<*> Справочные правовые системы.
приложение 1. Список претендентов, допущенных Министерством финансов Российской Федерации к сдаче квалификационного экзамена на право осуществления аудиторской деятельности в области (форма 1);
приложение 2. Состав экзаменационной комиссии по проведению квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора;
приложение 3. Индивидуальный комплект тестов по программе проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора в области (форма 2);
приложение 4. Индивидуальный контрольный лист тестирования (форма 3);
приложение 5. Индивидуальный протокол тестирования (форма 4);
приложение 6. Промежуточный протокол результатов тестирования (форма 5);
приложение 7. Акт приема-передачи индивидуальных комплектов тестов, индивидуальных контрольных листов тестирования, индивидуальных протоколов тестирования и промежуточного протокола результатов тестирования группы учебно-методического центра (форма 6);
приложение 8. Итоги квалификационного экзамена претендента, в том числе: I. Результаты тестирования; II. Результаты письменно-устной работы; III. Решение практической задачи; IV. Итоговые результаты квалификационного экзамена;
приложение 9. Результаты экзаменов;
приложение 10. Итоговый протокол;
приложение 11. Сопроводительное письмо;
приложение 12. Календарный план проведения курсов повышения квалификации аудиторов в области;
приложение 13. Сертификат N 000-00000;
приложение 14. Список аудиторов, прошедших повышение квалификации в области.
Разъяснения в части прохождения аудиторами обязательного ежегодного повышения квалификации, в том числе для целей обмена квалификационных аттестатов аудитора, выданных в установленном порядке до вступления в силу комментируемого Закона, на аттестаты, предусмотренные указанным Законом, даны Минфином России письмами от 18 июля 2002 г. N 28-01-05/1239 <*>, от 23 декабря 2002 г. N 28-04-03/2058/СШ <**> и от 17 июня 2003 г. N 28-04-02/1248/СШ <***>.
--------------------------------
<*> Финансовая газета. 2002. N 30.
<**> Финансовая газета. 2002. N 52.
<***> Финансовая газета. 2003. N 30.
В последнем из указанных писем Минфин России уведомил о следующем:
учитывая, что до вступления в силу комментируемого Закона действовал порядок повышения квалификации аудиторов, предусматривающий возможность прохождения повышения квалификации не в ежегодном режиме, для целей обмена квалификационных аттестатов аудитора, выданных в этот период, допускается прохождение повышения квалификации аудиторов как в ежегодном, так и при наличии уважительных причин не в ежегодном режимах;
данные правила применяются исключительно для обмена квалификационных аттестатов аудитора. На аттестаты, которые выданы, продлены, обменены в соответствии с комментируемым Законом на неограниченный срок, данные правила не распространяются, т.к. в соответствии с п. 3 комментируемой статьи неежегодное повышение квалификации аудиторами является основанием для аннулирования квалификационного аттестата аудитора.
Статья 16. Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора
Комментарий к статье 16
- 7 Августа 2001 года n 119-фз
- Российская федерация федеральный закон об аудиторской деятельности
- 2. В пункте 2 комментируемой статьи закреплено, что аудит осуществляется в соответствии с:
- 3. Согласно п. 3 комментируемой статьи целью аудита является выражение мнения:
- Объем аудита
- Разумная уверенность
- Создание инфраструктуры применения мсфо
- Усиление контроля качества бухгалтерской отчетности
- 2004 - 2007 Годы:
- 2008 - 2010 Годы:
- 1. В абзаце 1 п. 1 комментируемой статьи установлено, что аудиторская деятельность осуществляется в соответствии:
- 2. В пункте 2 комментируемой статьи предусмотрены три вида осуществления аудитором аудиторской деятельности:
- Аудитор - работник аудиторской организации
- 1. В пункте 1 комментируемой статьи определено, что аудиторская организация - это коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги.
- Полное товарищество
- Товарищество на вере
- Общество с ограниченной ответственностью
- Общество с дополнительной ответственностью
- Закрытое акционерное общество
- Производственный кооператив
- 1. Комментируемая статья содержит императивные нормы, т.Е. Правила, которым должен соответствовать договор оказания аудиторских услуг (см. Комментарий к ст. 5 Закона), в части:
- Открытые акционерные общества
- Банки и другие кредитные организации
- Страховые организации
- Товарные и фондовые биржи
- Инвестиционные фонды
- Государственные и муниципальные унитарные предприятия
- Организации сельскохозяйственной кооперации
- Агентство по страхованию вкладов
- Организаторы лотерей
- 2. Пунктом 2 комментируемой статьи установлено, что обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. Тем самым индивидуальные аудиторы лишены права проводить обязательный аудит.
- 1) Сведения в военной области:
- 2) Сведения в области экономики, науки и техники:
- 2. В пункте 3 комментируемой статьи установлена обязанность сохранять конфиденциальность в отношении сведений, составляющих аудиторскую тайну, для:
- 3. В абзаце 1 п. 4 комментируемой статьи установлено, что в случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну, вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков:
- 20 Октября 1999 г., Протокол n 6:
- 2. В пункте 2 комментируемой статьи установлено, что форма, содержание и порядок представления аудиторского заключения определяются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
- Документирование аудита
- Аудиторские доказательства
- 1. В пункте 1 комментируемой статьи определено понятие "заведомо ложное аудиторское заключение". Заведомо ложное аудиторское заключение является таковым в одном из двух случаев:
- 2. В пункте 2 комментируемой статьи установлены последствия составления заведомо ложного аудиторского заключения.
- 1. Положения комментируемой статьи направлены на обеспечение реализации такого основного принципа аудита, как независимость.
- Общие положения
- Угроза независимости
- Меры предосторожности
- Период выполнения задания
- 1. Комментируемая статья устанавливает обязательность страхования аудиторской организацией риска ответственности за нарушение договора оказания аудиторских услуг.
- 2. Страхование ответственности по договору регулируется нормами гл. 48 "Страхование" части второй Гражданского кодекса рф.
- 2) Установить квалификационные требования и разработать методические рекомендации для оценки потенциальных работников всех уровней, для чего:
- 6) По мере необходимости реализовать учебные программы, обеспечивающие потребность аудиторской организации (индивидуального аудитора) в работниках, обладающих специальными знаниями, для чего:
- 7) Определить квалификационные характеристики для различных уровней ответственности в аудиторской организации (у индивидуального аудитора), для чего:
- 8) Оценивать работу работников и доводить до их сведения результаты оценки, для чего:
- 9) Назначить лиц, ответственных за принятие решений о повышении работников в должности, для чего:
- 2) Назначить лицо или лиц, ответственных за назначение работников, для проведения аудиторских проверок, для чего:
- 3) Обеспечить утверждение графика проведения аудита и назначений работников для проведения аудита, для чего:
- 1) Предусмотреть процедуры для планирования аудита, для чего:
- 1) Установить методы оценки потенциальных аудируемых лиц, для чего:
- 2) Оценить аудируемое лицо в случае наступления определенных событий с целью принятия решения о том, следует ли продолжать отношения с ним, для чего:
- 1) Определить объем и содержание программы аудиторской организации (индивидуального аудитора) по наблюдению за процедурами внутреннего контроля качества, для чего:
- 1. Как определено в п. 1 комментируемой статьи, аттестация на право осуществления аудиторской деятельности - это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью.
- 2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает следующие обязательные требованиям к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора:
- Порядок проведения аттестации
- Порядок обучения и повышения квалификации аудиторов
- 1. В пункте 1 комментируемой статьи установлены основания, по которым аннулируется квалификационный аттестат аудитора.
- 2. В пункте 2 комментируемой статьи определены основные функции уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности.
- Аккредитация профессиональных аудиторских объединений
- 1. Комментируемая статья содержит положения о совете по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе.
- 2. В пункте 2 комментируемой статьи обозначены основные функции совета:
- 1. Комментируемая статья определяет статус аккредитованных профессиональных аудиторских объединений.
- Обязательные условия и требования
- Порядок прохождения процедуры аккредитации
- Порядок отзыва аккредитации
- Контроль
- Рассмотрение жалоб
- 1. Комментируемая статья содержит положения об ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите.
- 2. В отношении видов юридической ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации об аудите необходимо отметить следующее.
- Уголовная ответственность
- Административная ответственность
- Гражданско-правовая ответственность