logo
Аудит / КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНО

Инвестиционные фонды

Как определено в ст. 1 Федерального закона от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" <*>, инвестиционный фонд - это находящийся в собственности акционерного общества либо в общей долевой собственности физических и юридических лиц имущественный комплекс, пользование и распоряжение которым осуществляются управляющей компанией исключительно в интересах акционеров этого акционерного общества или учредителей доверительного управления.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4562.

Статья 49 Федерального закона "Об инвестиционных фондах" содержит следующие положения о требованиях к аудитору акционерного инвестиционного фонда и управляющей компании паевого инвестиционного фонда:

акционерный инвестиционный фонд и управляющая компания паевого инвестиционного фонда обязаны заключить договоры о проведении аудиторских проверок. Аудитором не вправе быть аффилированное лицо акционерного инвестиционного фонда, управляющей компании, специализированного депозитария, лица, осуществляющего ведение реестра владельцев инвестиционных паев, оценщика (п. 1);

аудиторской проверке на достоверность и соответствие требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг подлежат бухгалтерский учет, ведение учета и составление отчетности в отношении имущества, принадлежащего акционерному инвестиционному фонду, имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, и операций с этим имуществом (п. 2).

В соответствии с п. 1 ст. 50 Федерального закона "Об инвестиционных фондах" аудитор в соответствии с заключенным договором обязан проводить ежегодные аудиторские проверки.

Согласно п. 2 ст. 50 Федерального закона "Об инвестиционных фондах" аудиторской проверке подлежат:

бухгалтерский учет, ведение учета и составление отчетности в отношении имущества, принадлежащего акционерному инвестиционному фонду, имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, и операций с этим имуществом;

состав и структура активов акционерного инвестиционного фонда и имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд;

расчет стоимости чистых активов акционерного инвестиционного фонда, оценка расчетной стоимости одного инвестиционного пая, цены размещения и цены выкупа акции или суммы, на которую выдается один инвестиционный пай, и суммы денежной компенсации, подлежащей выплате в связи с погашением инвестиционного пая;

соблюдение требований, предъявляемых к порядку хранения имущества, принадлежащего акционерному инвестиционному фонду, имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, и документов, удостоверяющих права на имущество, принадлежащее акционерному инвестиционному фонду, и имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд;

сделки, совершенные с активами акционерного инвестиционного фонда и активами паевого инвестиционного фонда.

В пункте 3 ст. 50 Федерального закона "Об инвестиционных фондах" установлено, что заключение аудитора по результатам ежегодной аудиторской проверки является обязательным приложением к отчетности акционерного инвестиционного фонда, управляющей компании паевого инвестиционного фонда.

Государственные внебюджетные фонды,

источником образования средств которых

являются предусмотренные законодательством

Российской Федерации обязательные отчисления,

производимые физическими и юридическими лицами

Согласно ст. 13 Бюджетного кодекса РФ государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом РФ.

В соответствии со ст. 144 Бюджетного кодекса РФ государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются:

Пенсионный фонд Российской Федерации;

Фонд социального страхования Российской Федерации;

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (указанный фонд ликвидирован, но соответствующие изменения в ст. 144 Бюджетного кодекса РФ так и не внесены).

Пенсионный фонд Российской Федерации (России), как указано в п. 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 2122-1 "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)" <*>, образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и указанным Положением. ПФР выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности.

--------------------------------

<*> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 5. Ст. 180.

Фонд социального страхования РФ согласно п. 1 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" <*>, управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Согласно п. 2 Положения Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ.

--------------------------------

<*> Российская газета. 1994. 22 февраля. N 35.

Как установлено в п. 3 Положения, в Фонд социального страхования РФ входят следующие исполнительные органы:

региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации;

центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;

филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

В соответствии с п. 1.1 Положения об отделении Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением ФСС России от 5 января 1995 г. N 1 <*>, отделение Фонда социального страхования Российской Федерации является исполнительным органом Фонда и в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, постановлениями, распоряжениями, иными решениями Фонда и настоящим Положением. Как установлено в п. 1.2 Положения (в ред. Постановления ФСС России от 17 сентября 1996 г. N 157 <**>), отделение Фонда осуществляет оперативное управление средствами социального страхования и переданными Фонду санаторно-курортными учреждениями на территории субъектов Российской Федерации (региональное отделение Фонда) или в отдельных отраслях хозяйства (центральное отраслевое отделение Фонда). Согласно п. 1.7 Положения отделение Фонда может иметь филиалы и уполномоченных.

--------------------------------

<*> Справочные правовые системы.

<**> Справочные правовые системы.

В пункте 2 ст. 26 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" <*> установлено, что ФСС России как страховщик в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не реже одного раза в год обеспечивает осуществление проверки своей финансово-хозяйственной деятельности специализированной аудиторской организацией, имеющей соответствующую лицензию.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3803.

Пунктом 1 Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. N 857 "Об утверждении Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования" <*>, установлено, что Федеральный фонд обязательного медицинского страхования реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1998. N 32. Ст. 3902.

Федеральный фонд согласно п. 3 Устава является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением. В соответствии с п. 4 Устава Федеральный фонд является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в учреждениях Банка России и других кредитных организациях, печать со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца.

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, как указано в п. 1 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год" <*>, создается Верховным Советом республики в составе Российской Федерации и Правительством республики в составе Российской Федерации, советом народных депутатов и администрацией автономной области, автономного округа, края, области, города Москвы, города Санкт-Петербурга для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования. Территориальный фонд является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением. Территориальный фонд является юридическим лицом, осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и указанным Положением. Территориальный фонд подотчетен соответствующим органам представительной и исполнительной власти.

--------------------------------

<*> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 17. Ст. 591.

Фонды, источниками образования средств которых

являются добровольные отчисления

физических и юридических лиц

В пункте 1 ст. 2 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (в ред. Федерального закона от 10 января 2003 г. N 14-ФЗ) <*> определено, что негосударственный пенсионный фонд - это особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1998. N 19. Ст. 2071; 2003. N 2. Ст. 166.

деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" <*> и договорами об обязательном пенсионном страховании;

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4832; 2002. N 22. Ст. 2026; 2003. N 1. Ст. 2; Ст. 13; N 52 (ч. 1). Ст. 5037.

деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

Статья 22 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" (в указ. ред.) содержит следующие положения об аудиторской проверке:

фонды обязаны ежегодно по итогам финансового года проводить независимую аудиторскую проверку;

ежегодному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации об аудиторской деятельности и требованиями названного Закона подлежат ведение бухгалтерского учета, пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии, ведение бухгалтерской отчетности фондов, осуществление выплат негосударственных пенсий, выкупных сумм, накопительной части трудовых пенсий, выплат правопреемникам, выплат профессиональных пенсий, а также ведение бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности управляющих компаний и специализированных депозитариев по формированию и размещению средств пенсионных резервов и формированию, передаче и инвестированию средств пенсионных накоплений;

аудитор, осуществляющий проверку деятельности фонда, не может являться аффилированным лицом фонда, его управляющей компании (управляющих компаний) и специализированного депозитария;

аудиторское заключение представляется фондом в уполномоченный федеральный орган не позднее 30 июня.

Как указано в п. 3 Приказа Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития РФ от 28 ноября 2001 г. N 148 "О мерах по повышению достоверности отчетности НПФ" <*>, обязательному аудиту подлежит не только бухгалтерская отчетность, но и специальная отчетность НПФ, предоставляемая в Инспекцию НПФ, как являющаяся финансовой не только по форме, но и по содержанию. При этом в аудиторском заключении должно быть отражено мнение аудиторской организации о достоверности специальной отчетности.

--------------------------------

<*> Справочные правовые системы.