logo
Аудит / КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНО

2. В пункте 2 комментируемой статьи установлены последствия составления заведомо ложного аудиторского заключения.

Для индивидуального аудитора или аудиторской организации составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность в виде аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности.

Согласно п. 1 ст. 17 комментируемого Закона аннулирование лицензии (так же, как и выдача, и приостановление лицензии, а также иные действия в рамках лицензирования аудиторской деятельности) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности (см. комментарий к ст. 17 Закона).

Для лица, подписавшего заведомо ложное аудиторское заключение, составление такого заключения одновременно влечет:

аннулирование квалификационного аттестата аудитора;

привлечение аудитора к уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора определены в ст. 16 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 16).

Следует отметить некоторую несогласованность данного в п. 1 комментируемой статьи определения понятия заведомо ложного аудиторского заключения и установленных в п. 1 ст. 16 комментируемого Закона оснований аннулирования квалификационного аттестата аудитора.

Как говорилось выше, заведомо ложное аудиторское заключение является таковым в одном из двух случаев:

если аудиторское заключение составлено без проведения аудиторской проверки;

если аудиторское заключение составлено по результатам аудиторской проверки, но оно явно противоречит содержанию документов, представленных для аудиторской проверки и рассмотренных аудиторской организацией или индивидуальным аудитором в ходе аудиторской проверки.

Аннулирование квалификационного аттестата аудитора в первом случае предусмотрено в подп. 5 п. 1 ст. 16 комментируемого Закона, согласно которому квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случае, если установлен факт подписания аудитором аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки.

Однако второй случай в качестве основания для аннулирования квалификационного аттестата аудитора в п. 1 ст. 16 комментируемого Закона не предусмотрен. В подпункте 4 п. 1 ст. 16 Закона установлено лишь то, что квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случае, если установлен факт систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований, установленных законодательством Российской Федерации или федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Систематичность нарушений подразумевает, что требования, установленные законодательством Российской Федерации или федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, нарушались аудитором при проведении по крайней мере более чем одной аудиторской проверки. Кроме того, очевидно, что в подп. 4 п. 1 ст. 16 Закона основание аннулирования квалификационного аттестата аудитора предусмотрено для случаев, указанных в п. 4 ст. 14 Закона (см. комментарий к ст. 14 Закона).

Указание в п. 2 комментируемой статьи на то, что составление заведомого ложного аудиторского заключения влечет привлечение аудитора к уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляется не вполне удачным, т.к. в ст. 8 УК РФ в качестве одного из принципов уголовного законодательства установлено, что основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ.

Об уголовной ответственности аудитора см. комментарий к ст. 21 Закона.

Статья 12. Независимость аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

Комментарий к статье 12