Создание инфраструктуры применения мсфо
Необходимым условием широкого применения МСФО в экономике Российской Федерации является создание инфраструктуры, обеспечивающей использование этих стандартов в регулировании бухгалтерского учета и отчетности и непосредственно хозяйствующими субъектами. Основные элементы: законодательное признание МСФО в Российской Федерации; процедура одобрения МСФО; механизм обобщения и распространения опыта применения МСФО; порядок официального перевода МСФО на русский язык; контроль качества бухгалтерской отчетности, подготовленной по МСФО, в том числе аудит; обучение МСФО.
Для активного применения МСФО в Российской Федерации важное значение имеет законодательное признание. В частности, консолидированной финансовой отчетности, подготовленной по МСФО, должен быть придан статус одного из видов официальной отчетности.
Цель процедуры одобрения каждого МСФО (включая разъяснения) - включение их в систему нормативных правовых актов Российской Федерации. Она должна состоять из профессиональной общественной экспертизы и введения в действие каждого стандарта. Такая процедура должна обеспечивать: придание юридической силы МСФО на территории Российской Федерации; недопущение отступлений от МСФО; учет особенностей экономической ситуации в Российской Федерации; сопоставимость финансовой информации в экономике. В отдельных, крайне редких, случаях, исходя из сложившейся экономической ситуации в Российской Федерации, возможен на ограниченный срок отказ от одобрения определенного МСФО. Вместе с тем недопустимо одобрение части какого-либо стандарта.
Механизм обобщения и распространения опыта применения МСФО важен для последовательного и единообразного использования стандартов хозяйствующими субъектами и, как результат, сопоставимости финансовой информации о них. Такой механизм предполагает, в частности, наличие различных информационно-методических материалов по применению МСФО, которые носят исключительно рекомендательный характер.
Применению в Российской Федерации подлежит официальный текст МСФО на русском языке. В связи с этим необходим постоянно действующий негосударственный орган, который должен: подготавливать официальный текст на русском языке; отслеживать изменения в тексте на английском языке и своевременно вносить их в официальный текст на русском языке; вести глоссарий терминов МСФО на русском языке. Данный орган должен состоять из высококвалифицированных переводчиков и профессионалов в области бухгалтерского учета и отчетности, аудита, финансового анализа, менеджмента и иных смежных областях.
Изменение системы регулирования
бухгалтерского учета и отчетности
Развитие системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности должно быть направлено на построение такой модели, которая учитывала бы интересы всех заинтересованных сторон, обеспечивала снижение издержек и повышение эффективности регулирования. В основе этой модели - разумное сочетание деятельности органов государственной власти и профессионального сообщества (профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности).
Распределение функций между органами государственной власти и профессиональным сообществом должно исходить из следующего. Обеспечивая реализацию конституционного права на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики, бухгалтерский учет и отчетность являются одной из гарантий единого рынка и единства экономического пространства в Российской Федерации. Регулирование бухгалтерского учета и отчетности должно обеспечивать единство системы бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации и целенаправленность развития ее, учет интересов широкого круга заинтересованных пользователей, а также преемственность.
К ведению органов государственной власти должны быть отнесены:
а) выработка государственной политики в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
б) совершенствование правовых основ бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
в) установление процедуры одобрения МСФО и введение их в действие на территории Российской Федерации;
г) организация разработки и утверждение российских стандартов и иных нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
д) государственный контроль соблюдения законодательства в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
е) мониторинг факторов, определяющих риски стабильности системы бухгалтерского учета и отчетности;
ж) взаимодействие с межгосударственными и межправительственными организациями в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности.
К ведению профессионального сообщества должны быть отнесены:
а) представление и защита интересов профессионального сообщества;
б) подготовка предложений по совершенствованию правовых основ бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
в) участие в разработке или инициативная разработка проектов российских стандартов и иных нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности, а также разъяснений их;
г) профессиональная общественная экспертиза МСФО в процессе одобрения их в Российской Федерации;
д) разработка и распространение методических рекомендаций и информационных материалов (в том числе отраслевого характера) в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
е) обобщение и распространение передового опыта ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности;
ж) разработка норм профессиональной этики и контроль соблюдения их членами профессионального сообщества;
з) контроль за соблюдением членами профессионального сообщества стандартов бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
и) повышение квалификации членов профессионального сообщества;
к) мониторинг факторов, определяющих риски стабильности системы бухгалтерского учета и отчетности;
л) взаимодействие с международными неправительственными организациями в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности.
Принимая во внимание общественную значимость стандартов бухгалтерского учета и отчетности, необходимо их широкое признание, основанное в первую очередь на доверии к ним и убежденности в их адекватности и качестве. Для признания стандартов необходимо включение в процесс их принятия профессионального сообщества. При этом профессиональное сообщество разрабатывает проекты национальных стандартов и (или) проводит профессиональную общественную экспертизу стандартов. Органы государственной власти организуют разработку национальных стандартов, подготавливают стандарты к утверждению (одобрению) и утверждают (одобряют) их, обеспечивают юридическое оформление, регистрацию и ведение реестра стандартов.
Включение профессионального сообщества в процесс принятия стандартов целесообразно осуществить через специальный орган, состоящий из высококвалифицированных, широко известных и авторитетных представителей профессионального сообщества, включая пользователей бухгалтерской отчетности. Первоначально этот орган должен действовать в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов в качестве совещательного при федеральном органе исполнительной власти, на который возложены выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области бухгалтерского учета и отчетности. Основной задачей специального органа должна стать профессиональная общественная экспертиза: проектов российских стандартов в области бухгалтерского учета и отчетности и разъяснений их; МСФО в процессе одобрения их; официального текста МСФО на русском языке, включая глоссарий терминов.
Профессиональная общественная экспертиза проектов стандартов и иных нормативных правовых актов предполагает определение соответствия их в первую очередь потребностям заинтересованных пользователей информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности. При этом потребности органов государственной власти принимаются во внимание наряду с потребностями иных пользователей и не рассматриваются в качестве приоритетных. Кроме того, должно определяться соответствие проектов стандартов и других нормативных правовых актов: общим принципам бухгалтерской отчетности в рыночной экономике; законодательству Российской Федерации; экономическим условиям хозяйственной деятельности в Российской Федерации; МСФО; отраслевой специфике деятельности хозяйствующих субъектов; требованию практической реализуемости.
В дальнейшем по мере накопления опыта государственно-общественного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, создания широко признаваемых и проявивших себя в достаточной степени профессиональных общественных объединений, а также с учетом международного опыта целесообразно рассмотреть вопрос об изменении организационной формы участия профессионального сообщества в процессе принятия стандартов (в частности, наделении соответствующими функциями негосударственного органа).
- 7 Августа 2001 года n 119-фз
- Российская федерация федеральный закон об аудиторской деятельности
- 2. В пункте 2 комментируемой статьи закреплено, что аудит осуществляется в соответствии с:
- 3. Согласно п. 3 комментируемой статьи целью аудита является выражение мнения:
- Объем аудита
- Разумная уверенность
- Создание инфраструктуры применения мсфо
- Усиление контроля качества бухгалтерской отчетности
- 2004 - 2007 Годы:
- 2008 - 2010 Годы:
- 1. В абзаце 1 п. 1 комментируемой статьи установлено, что аудиторская деятельность осуществляется в соответствии:
- 2. В пункте 2 комментируемой статьи предусмотрены три вида осуществления аудитором аудиторской деятельности:
- Аудитор - работник аудиторской организации
- 1. В пункте 1 комментируемой статьи определено, что аудиторская организация - это коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги.
- Полное товарищество
- Товарищество на вере
- Общество с ограниченной ответственностью
- Общество с дополнительной ответственностью
- Закрытое акционерное общество
- Производственный кооператив
- 1. Комментируемая статья содержит императивные нормы, т.Е. Правила, которым должен соответствовать договор оказания аудиторских услуг (см. Комментарий к ст. 5 Закона), в части:
- Открытые акционерные общества
- Банки и другие кредитные организации
- Страховые организации
- Товарные и фондовые биржи
- Инвестиционные фонды
- Государственные и муниципальные унитарные предприятия
- Организации сельскохозяйственной кооперации
- Агентство по страхованию вкладов
- Организаторы лотерей
- 2. Пунктом 2 комментируемой статьи установлено, что обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. Тем самым индивидуальные аудиторы лишены права проводить обязательный аудит.
- 1) Сведения в военной области:
- 2) Сведения в области экономики, науки и техники:
- 2. В пункте 3 комментируемой статьи установлена обязанность сохранять конфиденциальность в отношении сведений, составляющих аудиторскую тайну, для:
- 3. В абзаце 1 п. 4 комментируемой статьи установлено, что в случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну, вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков:
- 20 Октября 1999 г., Протокол n 6:
- 2. В пункте 2 комментируемой статьи установлено, что форма, содержание и порядок представления аудиторского заключения определяются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
- Документирование аудита
- Аудиторские доказательства
- 1. В пункте 1 комментируемой статьи определено понятие "заведомо ложное аудиторское заключение". Заведомо ложное аудиторское заключение является таковым в одном из двух случаев:
- 2. В пункте 2 комментируемой статьи установлены последствия составления заведомо ложного аудиторского заключения.
- 1. Положения комментируемой статьи направлены на обеспечение реализации такого основного принципа аудита, как независимость.
- Общие положения
- Угроза независимости
- Меры предосторожности
- Период выполнения задания
- 1. Комментируемая статья устанавливает обязательность страхования аудиторской организацией риска ответственности за нарушение договора оказания аудиторских услуг.
- 2. Страхование ответственности по договору регулируется нормами гл. 48 "Страхование" части второй Гражданского кодекса рф.
- 2) Установить квалификационные требования и разработать методические рекомендации для оценки потенциальных работников всех уровней, для чего:
- 6) По мере необходимости реализовать учебные программы, обеспечивающие потребность аудиторской организации (индивидуального аудитора) в работниках, обладающих специальными знаниями, для чего:
- 7) Определить квалификационные характеристики для различных уровней ответственности в аудиторской организации (у индивидуального аудитора), для чего:
- 8) Оценивать работу работников и доводить до их сведения результаты оценки, для чего:
- 9) Назначить лиц, ответственных за принятие решений о повышении работников в должности, для чего:
- 2) Назначить лицо или лиц, ответственных за назначение работников, для проведения аудиторских проверок, для чего:
- 3) Обеспечить утверждение графика проведения аудита и назначений работников для проведения аудита, для чего:
- 1) Предусмотреть процедуры для планирования аудита, для чего:
- 1) Установить методы оценки потенциальных аудируемых лиц, для чего:
- 2) Оценить аудируемое лицо в случае наступления определенных событий с целью принятия решения о том, следует ли продолжать отношения с ним, для чего:
- 1) Определить объем и содержание программы аудиторской организации (индивидуального аудитора) по наблюдению за процедурами внутреннего контроля качества, для чего:
- 1. Как определено в п. 1 комментируемой статьи, аттестация на право осуществления аудиторской деятельности - это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью.
- 2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает следующие обязательные требованиям к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора:
- Порядок проведения аттестации
- Порядок обучения и повышения квалификации аудиторов
- 1. В пункте 1 комментируемой статьи установлены основания, по которым аннулируется квалификационный аттестат аудитора.
- 2. В пункте 2 комментируемой статьи определены основные функции уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности.
- Аккредитация профессиональных аудиторских объединений
- 1. Комментируемая статья содержит положения о совете по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе.
- 2. В пункте 2 комментируемой статьи обозначены основные функции совета:
- 1. Комментируемая статья определяет статус аккредитованных профессиональных аудиторских объединений.
- Обязательные условия и требования
- Порядок прохождения процедуры аккредитации
- Порядок отзыва аккредитации
- Контроль
- Рассмотрение жалоб
- 1. Комментируемая статья содержит положения об ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите.
- 2. В отношении видов юридической ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации об аудите необходимо отметить следующее.
- Уголовная ответственность
- Административная ответственность
- Гражданско-правовая ответственность