Система финансовых рынков
Традиционные пассивные банковские операции состоят из расчетных и депозитных, а также операций с ценными бумагами. Банки, как правило, осуществляют расчетные операции с использованием следующих инструментов: платежных поручений, чеков, векселей, аккредитивов, банковских карточек, наличных, а также телефонных, виртуальных и других систем доставки услуг. Они привлекают средства юридических и физических лиц на срочные депозиты, текущие и расчетные счета и в ценные бумаги с различными схемами начисления процентов, в том числе в валюте.
Естественно, помимо пассивных операций осуществляется широкий набор активных операций, как кредитных, включая ссудные операции, операции с векселями, залоговые операции, так и инвестиционных (портфельных и прямых), лизинговых, трастовых, консалтинговых и др.
Отметим тенденции развития и повышения конкуренции в банковской деятельности:
интернационализация банковской деятельности, в том числе потенциальное проникновение зарубежных банков на российский рынок;
открытие новых рынков капиталов, трансформировавших традиционные системы вкладов;
диверсификация банковской деятельности;
возрастание сегментации потребительских групп;
конкуренция со стороны небанковских организаций в отдельных специфических финансовых областях;
возрастающее влияние технологии (прежде всего автоматизации и систем коммуникаций) на банковскую индустрию, особенно в розничной банковской деятельности;
постепенный переход от бумажной обработки информации к безбумажным технологиям;
возрастание конкуренции коммерческих банков по предоставлению услуг частным лицам;
развитие системных банковских продуктов и услуг.
Перечисленные тенденции оказывают и будут оказывать в ближайшее время прямое влияние на развитие банковского сектора и косвенное - на развитие информационных технологий.
Трудно переоценить роль информации в современном бизнесе, особенно в банковской деятельности, так как современный подход к структуризации фирмы базируется на трех китах: бизнесе, кадрах и информационных технологиях. Успешность реализации многих приоритетных задач банковского сектора также определяется достижениями информационных технологий. Среди них следует выделить:
обеспечение доступности современных банковских услуг для корпоративных клиентов и населения во всех регионах страны;
развитие розничного бизнеса\
реинжиниринг системы управления банковской деятельностью;
обеспечение должного уровня транспарентности бизнеса.
Приоритетное значение имеют вопросы повышения уровня корпоративного управления. Для этих целей значимыми являются внедрение методов контроллинга и повышение информационной прозрачности банков, в том числе:
построение эффективных процедур контроля рисков банковской деятельности;
оптимизация издержек внутрибанковской деятельности;
внедрение функционально-стоимостного анализа прибыльности для оценки новых продуктов и услуг;
переход на международные стандарты финансовой отчетности.
Информационная поддержка банковской деятельности, призванная обеспечить успешное решение перечисленных стратегических проблем, охватывает следующие направления:
повышение конкурентоспособности на рынке банковских услуг в условиях перестройки банковской деятельности и уменьшения прибыльности в некоторых секторах финансового рынка;
оперативный учет, входной контроль и долговременное хранение наиболее полных данных о деятельности банка и его территориально разнесенных подразделений;
формирование бухгалтерской и аналитической отчетности для представления во внешние организации (Центральный банк РФ, ФНС России, учредителям и акционерам и т.п.), а также для управления деятельностью банка;
поддержание технологии единого информационного пространства, в том числе относительно директивной, нормативной и справочной информации;
развитие технологических возможностей по доставке услуг клиентам.
В то же время при автоматизации банковской деятельности зачастую повторяются ошибки, которые обусловили трудности в развертывании автоматизированных систем управления в СССР:
некомплексный характер постановки задачи и отсутствие системного подхода к ее решению;
отсутствие единой технической политики;
отсутствие в банке единого административного органа, контролирующего и координирующего все аспекты автоматизации, или недостаточные полномочия этого органа.
Необходимость в развитой информационной поддержке определяет основные тенденции развития автоматизированных систем обеспечения банковской деятельности.
Современный подход к комплексной автоматизации банковской деятельности должен предусматривать:
системность формирования принципов проектирования, внедрения, сопровождения и развития автоматизированной банковской системы, основанных на согласованной концепции;
наметившиеся тенденции перехода от жестких закрытых систем к открытым системам, адаптируемым к динамическим изменениям во внешней и внутренней среде; от создания банковских систем к формированию автоматизированных банковских технологий; от автоматизации учета к автоматизации управления банковской деятельностью; от автоматизации фиксированного набора функций к автоматизации развиваемых технологий (документооборота) банковской деятельности;
поддержку режима реального времени при распределенной обработке банковской информации.
- Бухгалтерский учет на предприятии
- Проблемы автоматизации бухгалтерского учета
- Потоки информационного взаимодействия на предприятии по финансовым вопросам
- Классификация бухгалтерских программ и систем
- Мини-бухгалтерия
- Функциональные возможности типовой бухгалтерской мини-системы
- Комплексная автоматизация бухгалтерского учета
- Типовая структура комплексной бухгалтерской системы
- Автоматизация складского и оперативно-хозяйственного учета
- Автоматизация расчета заработной платы
- 1.2.5. Домашняя бухгалтерия
- Тенденции развития бухгалтерских систем
- Информатизация банковской деятельности
- Информационная поддержка финансовых институтов в рыночной экономике
- Система финансовых рынков
- Классификация банковских информационных систем
- Унифицированные решения в сфере автоматизации банковской деятельности
- Структурная схема комплексной автоматизации банка
- Функции модулей автоматизации учетных операций
- Функции модулей анализа и формирования отчетности
- Структура системы планирования банковской деятельности
- Автоматизация работы филиалов банка
- Системы интерактивного обслуживания
- Перспективы развития интерактивных услуг
- Банковские карточки в России
- Функциональная схема платежной системы
- Интернет-банкинг
- Video banking в виде системы интерактивного общения клиента с персоналом банка.
- Тенденции банковской автоматизации
- Распределенная депозитарная система. Проблемы и решения
- Информационные технологии депозитарного учета
- Информационные технологии реестродержателя
- Автоматизация фондовой торговли
- Автоматизация в торговле
- Документооборот в торговле
- Автоматизация учета в торговле
- Штрих-коды как средство автоматизации торговых операций
- Безналичные расчеты с покупателем
- Автоматизация внешнеэкономической деятельности