Системы интерактивного обслуживания
В системах интерактивного обслуживания клиентов активно используются следующие устройства:
автоматические телефонные справочные системы;
информационные интеллектуальные принтеры;
мультимедиа-киоски;
Web-серверы сети Интернет.
Многие из них могут быть отнесены к группе систем интерактивного обслуживания клиентов лишь условно, поскольку обладают возможностями не только мониторинга, но и проведения некоторых финансовых операций. Ограничения вносятся в первую очередь по соображениям безопасности, что не позволяет отнести эти устройства к системам управления финансовыми операциями и поставить их в один ряд с системами "клиент-банк". Перейдем к более подробному рассмотрению каждого устройства.
Автоматические телефонные справочные системы. Они ориентированы на розничных клиентов, в первую очередь на физических лиц. Более крупные клиенты останавливают свой выбор на программных комплексах "клиент-банк", которые обладают более широкими возможностями, лучшей защищенностью от несанкционированного доступа и требуют для работы компьютер и модем. Системы АТСС получили большое распространение благодаря достаточно высокой прибыльности использования привлеченных средств частных лиц, невысокой стоимости и встроенным возможностям рекламы банка.
Традиционные возможности АТСС - предоставление информации об остатках и оборотах по счетам клиентов, о курсах валют, процентных ставках, а также другой финансовой информации и рекламных объявлений банка. Однако с развитием систем АТСС в них появились возможности организации голосовой почты и управления счетами клиентов.
Под голосовой почтой подразумевается возможность каждого из абонентов АТСС оставить или принять голосовое сообщение. Сообщение может быть адресовано как конкретному абоненту, так и целой группе пользователей. Возможность группировки пользователей по произвольному признаку должна быть встроена в программное обеспечение администрирования АТСС.
Встроенные средства управления счетами предполагают возможность ввода с клавиатуры телефона банковских документов с последующей их проверкой и подтверждением правильности ввода клиентом. Естественно, необязательно предоставлять клиенту возможность управления всеми своими счетами через АТСС. Более того, желательно открывать для этого специальный счет, сумма остатка на котором будет ограничена. Возможно, этот счет будет управляться только через АТСС и не будет обслуживаться традиционным образом, что уже внедрено в ряде западных банков. При этом необходимо обеспечить возможность ограничений на ввод платежей списком операций, заранее утвержденных клиентам, например только клиентам данного банка или клиентам определенных финансово- кредитных организаций.
Все эти организационные меры, призванные ограничить возможности злоупотреблений при использовании АТСС, объясняются тем, что реально обеспечить безопасность чисто техническими средствами достаточно сложно и дорого. Единственным общедоступным средством является введение пароля на доступ к конфиденциальным функциям системы. Однако сами телефонные линии не защищены от прослушивания, и, следовательно, пароль может быть раскрыт. Ситуацию можно несколько улучшить использованием динамически изменяющегося пароля, конкретное значение которого рассчитывается как на компьютере клиента, так и на компьютере банка и сравнивается для идентификации прав доступа. Параметрами для расчета могут служить номер клиента, текущая дата и т.д. Однако панацеей от прослушивания телефонных линий являются только специальные устройства - скремблеры или сотовая телефонная связь системы GSM-900.
Аппаратное обеспечение для АТСС включает в себя специальные голосовые устройства принятия и обработки звонков и платы факс- поддержки, позволяющие отправить запрошенную клиентом информацию на его факсимильный аппарат. Существует возможность использовать вместо описанных устройств обычные модемы с голосовой функцией, однако они не обеспечивают такого качества эмуляции голоса и устойчивости связи, как специальное оборудование.
Общие требования к программному обеспечению АТСС можно уяснить исходя из перечисленных функциональных возможностей системы и ряда дополнительных требований:
возможности создания новых сценариев работы;
разделения блоков общедоступной (для всех звонящих) и конфиденциальной (для клиентов-пользователей АТСС) информации;
возможности перезаписи библиотеки звуковых данных.
Информационные интеллектуальные принтеры позволяют распечатать выписку по счету держателя банковской карты. Они устанавливаются в общедоступных местах: операционном зале банка, крупных торговых центрах и т.п.
Мультимедиа-киоски обладают более широкими возможностями, чем информационные принтеры. В таких киосках предусмотрены встроенный компьютерный терминал, имеющий поверхностно- чувствительный дисплей, модуль обработки банковских карточек и принтер. Также имеется встроенная функция видеотелефонной связи по выделенным линиям с сотрудниками банка для получения консалтинговых услуг. Информационные киоски позволяют не только оперативно осуществлять банковские операции, но и воспроизводить блок рекламной информации, записанной на видеодиске. Эти киоски могут оснащаться интерактивной электронной картой, показывающей, например, путь к ближайшему филиалу банка. Для торговых центров и клиентов такие устройства привлекательны возможностью безналичной оплаты товаров с печатью кассового чека на встроенном принтере.
Web-серверы сети Интернет. На последние годы пришлось бурное развитие сети Интернет и Web-серверов как ее составной части. В этой информационной сети создаются продукты с богатыми выразительными возможностями. При этом предпринимаются серьезные усилия по превращению Интернета из научно-исследовательской и развлекательной в сеть финансово-коммерческих расчетов путем повышения ее защищенности от несанкционированного доступа. Легкость разработки приложений и повсеместное расширение числа пользователей сети делают ее крайне привлекательной для использования в системах интерактивного обслуживания клиентов.
Современные банковские системы имеют специальный механизм для работы с информационными интерактивными устройствами. Этот механизм позволяет автоматически подготовить требуемую информацию по запросу клиента.
- Бухгалтерский учет на предприятии
- Проблемы автоматизации бухгалтерского учета
- Потоки информационного взаимодействия на предприятии по финансовым вопросам
- Классификация бухгалтерских программ и систем
- Мини-бухгалтерия
- Функциональные возможности типовой бухгалтерской мини-системы
- Комплексная автоматизация бухгалтерского учета
- Типовая структура комплексной бухгалтерской системы
- Автоматизация складского и оперативно-хозяйственного учета
- Автоматизация расчета заработной платы
- 1.2.5. Домашняя бухгалтерия
- Тенденции развития бухгалтерских систем
- Информатизация банковской деятельности
- Информационная поддержка финансовых институтов в рыночной экономике
- Система финансовых рынков
- Классификация банковских информационных систем
- Унифицированные решения в сфере автоматизации банковской деятельности
- Структурная схема комплексной автоматизации банка
- Функции модулей автоматизации учетных операций
- Функции модулей анализа и формирования отчетности
- Структура системы планирования банковской деятельности
- Автоматизация работы филиалов банка
- Системы интерактивного обслуживания
- Перспективы развития интерактивных услуг
- Банковские карточки в России
- Функциональная схема платежной системы
- Интернет-банкинг
- Video banking в виде системы интерактивного общения клиента с персоналом банка.
- Тенденции банковской автоматизации
- Распределенная депозитарная система. Проблемы и решения
- Информационные технологии депозитарного учета
- Информационные технологии реестродержателя
- Автоматизация фондовой торговли
- Автоматизация в торговле
- Документооборот в торговле
- Автоматизация учета в торговле
- Штрих-коды как средство автоматизации торговых операций
- Безналичные расчеты с покупателем
- Автоматизация внешнеэкономической деятельности