logo
IS_po_otraslyam

Документооборот в торговле

Организационная структура фирмы. Организационно гипоте­тическая торговая фирма (ТФ) включает следующие основные груп­пы подразделений:

Основные структурные подразделения ТФ (торговые отделы и центральный склад) имеют достаточно однородную структуру, типо­вые особенности которой сводятся к следующему:

Специфика торговых отделов проявляется, например, при отпус­ке товаров по почте или в рамках системы интернет-торговли.

Особенностью отдела "Товары - почтой" является ориентация на реализацию массовых товаров, допускающих хорошую рекламу, а также остатков по основной продукции. В России отмечается нарас­тающий интерес к распространению информации о товарах через информационные каналы, в том числе через Интернет, использование интерактивных банковских услуг для оплаты товаров, что повышает внимание к доставке товаров по системе "Товары - почтой".

Административные подразделения ориентированы на управление фирмой, в том числе на юридическую поддержку, реализацию кадро­вой политики, выработку стратегии и корректировку задач тактиче­ского управления. Бухгалтерия выполняет традиционные функции, включая внутрифирменный учет для управления: учет по подразде­лениям, по товарам, по поставщикам, по группам клиентов, а также по регионам, если фирма работает на региональных рынках. Техни­ческие подразделения ориентированы на поддержку бизнеса, хотя в ряде случаев могут решать и самостоятельные задачи.

Структура внешних связей фирмы. Основными внешними свя­зями (рис. 1.21) являются связи с поставщиками, покупателями и смежниками, включая дочерние предприятия. Кроме того, в деятель­ности ТФ присутствуют разовые контакты.

Взаимосвязи с юридическими лицами регламентируются догово­рами и счетами на оплату товаров. Оплата товаров частными лицами осуществляется через кассовые операции или через почтовые отправ­ления, банки, по банковским картам (для системы "Товары - почтой").

ТОРГОВАЯ ФИРМА

ПОКУПАТЕЛИ

Частные лица

Организации

ПОСТАВЩИКИ

Торговые базы

Производители

Посредники

Магазины

Предприниматели

Финансовые организации

Магазины

Предприниматели

Рис. 1.21. Внешние связи торговой фирмы

Структура соответствующих информационных потоков и содер­жание информации в них регламентированы типовыми и внутренни­ми инструкциями. Финансовые документы проходят через бухгалте­рию. Оформление договоров осуществляется централизованно или в отделах по унифицированным типовым договорам.

Типовые договоры оформляются централизованно товароведами коммерческой службы или склада при автоматизации информацион­ных потоков. Для учета поставщиков и покупателей целесообразно ведение единой базы данных по ним с накоплением информации на складе (в отделе) и в бухгалтерии.

Общие информационные потоки не отличаются от потоков дру­гих групп предприятий (входящие и исходящие (нормативные, ин­формационные, запросные и т.д.), а также внутренние документы).

Типовые задачи подразделений фирмы и классификация до­ку ментопотоков. Торговые отделы, как правило, являются относи­

тельно независимыми в аспекте товарной политики подразделениями ТФ, работающими на основе повременно-премиальной системы оп­латы. Непосредственная заинтересованность отделов в результатах своей коммерческой деятельности основана на зависимости оплаты труда от объема реализованной продукции в виде процента от объе­ма. Основой управления торговой деятельностью отделов ТФ явля­ются возможность и заинтересованность отделов в поиске поставщи­ков и улучшении качества и форм обслуживания покупателей. Непо­средственные предложения покупателей и поставщиков формируют товарный ассортимент и обеспечивают рост товарооборота отдела в закрепленном направлении.

Для управляемости подразделений желательна относительная оп­ределенность в товарной ориентации отделов. Это должно способст­вовать не только развитию внутренней конкуренции между отдела­ми, но и взаимопомощи.

Анализ деятельности отделов и документопотоков позволяет за­ключить, что основные функциональные компоненты достаточно однородны, а особенности определяются не предметом, а формой торговли. При этом можно выделить следующие типы торговой дея­тельности:

При проведении обследования ТФ необходимо:

Результаты подготовительного этапа оформляются отчетом, на основании которого разрабатывается проект документооборота. Не­которые общие соображения по методам проектирования информа­ционной системы изложены в главе 1 части 1.

К основным видам документов относятся:

* См.: Карминский A.M., Черников Б.В. Информационные системы в эконо­мике: В 2-х ч. - 4.1. Методология создания: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2006.

Товарный отчет содержит данные о номерах документов строгой отчетности (накладных, счетов, актов) за отчетный период и итоговых суммах по каждому документу с разбивкой на типы поступлений и затрат в соответствии с принятой для ТФ классификацией проводок по бухгалтерским счетам, данные кассовой отчетности за этот период, а также сведения о наличии товарных остатков на начало периода, итог поступлений в подразделение, данные о передаче товаров в другие подразделения, кассовые отчеты и перечисления по счетам, что позво­ляет сформировать баланс подразделения на момент отчета.

В рамках управленческого учета подготавливаются необходимые отчеты, среди которых выделим справки:

Естественным представляется ведение аналитических субсчетов по подразделениям для управленческой деятельности, группам това­ров, видам торговли, поставщикам, группам клиентов.

Бухгалтерия обеспечивает учет:

а также составление сводного баланса (Главная книга) и проведение управленческого учета.

Особой тщательности требует анализ документооборота админи­страции (руководства, кадровой и юридической, коммерческой и информационно-рекламной службы), так как он менее унифицирован и имеет отличия, связанные с пристрастием руководства к тем или иным управленческим схемам. Следует отметить, что совершенство­вание организации документопотоков происходит постепенно путем перехода от бумажных носителей через смешанные документопотоки к безбумажным технологиям. В частности, для безбумажного учета перспективным является использование штрих-кодирования.

При формировании интегрированной автоматизированной систе­мы в качестве типовых можно выделить следующие автоматизиро­ванные рабочие места:

Основное внимание далее сосредоточим на АРМ "Товарооборот" и "Секция", так как другие подсистемы имеют типовые структуру и функции.

Многие торговые компании занимаются доставкой товара. Это порождает серьезные материальные, финансовые и информационные потоки, а вместе с ними и проблемы, связанные с неточным исполне­нием заказов, потерей и хищением товаров. Информационная систе­ма позволяет максимально точно планировать подготовку, погрузку и доставку продукции и сопроводительной документации, в системе четко фиксируется материальная ответственность. Это позволяет по­высить эффективность транспортного подразделения и получить от существующих ресурсов максимальную пропускную способность.

Для принятия верных решений руководство компании должно владеть точной, подробной и своевременной информацией. Совре­менные механизмы формирования аналитических отчетов на основе данных системы автоматизации позволяют получить такие сведения в нужный момент.

Максимальный эффект от использования информационных тех­нологий торгово-закупочная компания получит в результате внедре­ния системы комплексной автоматизации, т.е. системы, затрагиваю­щей все бизнес-процессы компании (логистические и финансовые процессы, процессы управления персоналом и ресурсами и т.д.). Бла­годаря единому информационному пространству и общим механиз­мам и принципам, заложенным в комплексную систему, положитель­ные результаты проявляются на всех этапах деятельности компании.